Главная страница

Журфак. Риторика. Риторика Елена Викторовна Аверина


Скачать 245.16 Kb.
НазваниеРиторика Елена Викторовна Аверина
Дата20.12.2018
Размер245.16 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЖурфак. Риторика.pdf
ТипДокументы
#61225

Риторика
Елена Викторовна Аверина
05.10
Речевой образ - это то, что развивается. Так же, как и можно развить чувство юмора, научиться шутить.
Ораторский/речевой образ.
3 основных аспекта, из чего складывается речевой образ:
1. этос
2. пафос
3. логос
Этос​ - представление об уместности речи.
Уместность - где, когда, кому о чем сказать можно, а где лучше промолчать.
Мы это делаем интуитивно и не всегда осознанно, а нужно подходить осознанно.
Нужно адекватно оценить аудиторию.
Оценки даем, ориентируясь на стандарты и нормы.
Группа этих норм входит в понятие этоса.
Риторический пафос.
Любая речь должна быть эмоциональна. В процессе речи мы должны вызывать эмоции у публики. Наши собственные эмоции никому неинтересны. В речи апеллировать не только к логике, но и к эмоциями аудитории.
Риторический логос.
Это интеллектуальная аргументация речи. Речь должна быть не только эмоциональной, но и смыслосодержащей.
Хорошо, когда есть убедительные по содержанию аргументы. Если аргументов нет - все равно надо быть убедительными. Нужно понимать, как строятся, из чего состоят и какие бывают аргументы, как за счет формы сделать аргумент убедительным, даже если он не такой.
«Интересы государства важнее интересов личности.» - нет аргумента
Общее место​ - мысль, которая вам близка, понятна и с которой вы готовы согласиться. Аксиоматическая вещь. Очевидная. «Целое - больше, чем часть этого целого»
Соглашаясь с общими местами внутри аргумента,
«Что такое интерес государства? Интерес государства - это интерес каждой личности, в данное государство входящей.»
Теперь интерес личности - это часть целого, а целое - это интерес государства.
По содержанию ничего не добавилось, но согласиться легче.

В этом разница между формой и содержанием.
Оспаривать можно - нельзя применять этот факт. Нужно оспаривать общее место.
Применение общего места конкретно в этом случае.
«Сейчас нельзя применять это в данном случае.»
Да, звучит убедительно. Но количественный подход здесь не подходит. Потому что если мы будем руководствоваться бОльшей частью людей, то тогда весь мир должен жить, руководствуясь интересами Китая.
Этапы работы над речью:
Придумать - скомпоновать (построить) - прописать (стилистически) - запомнить -
произнести
Устная риторическая/ораторская речь имеет коллегиальное авторство. У слушателей ощущение, что речь «наша», т.к. ощущение, что она рождается здесь и сейчас.
Поэтому нельзя читать по бумажке, важен глазной контакт.
Речевой этос
1. Оценить аудиторию
Если я хочу, чтобы обо мне сказали, что я хороший собеседник, мне нужно, чтобы мой собеседник в процессе общения был доволен СОБОЙ, а не мной.
Важно не переоценить (терминами не сыпать), но и не недооценить (слишком не разжевывать).
Экспромт - это ​очень​ хорошо подготовленная речь.
2. Точно также в процессе речи аудитория оценивает нас.
В первые моменты нельзя ничего важного говорить, потому что аудитория нас разглядывает, прислушивается.
Оценки речи:
● этическая составляющая речи
● грамотность, сложность речи
Чем выше уровень речевой культуры аудитории, тем больше внимания аудитории ко второй оценке - как сделана речь.
Чем выше уровень - тем сложнее должна быть речь.
Чем ниже уровень - тем проще должна быть речь.
Если человек ничего не понял, он не будет разбираться. Он негативно оценит и речь, и вас.
Этические оценки:
-
правовые
категория справедливо-несправедливо
-
моральные
допустимо-недопустимо, достойно-недостойно
-
нравственные​ (самые конфликтные) хорошо-дурно, плохо
Эти оценки даем всегда, подсознательно.
Сознательно мы этого не делаем.
Как только начинаем подходить осознанно - учимся руководить конфликтностью речи.
Справедливым/несправедливым может быть только действие (даем оценку поступку, а не личности).
Хорошим/плохим может быть только человек (поэтому нравственные самые конфликтные).
Моральные могут относиться и к человеку, и к действию. Универсальная.
Надо дать людям что-то - основание какое-то, чтобы они нам доверяли.
Ораторские нравы​ - личностные качества, которые мы должны продемонстрировать в процессе речи, чтобы люди начали нам доверять.
Мы должны произвести впечатление людей:
-честных
-скромных
-доброжелательных
-предусмотрительных
Честность​ складывается из:
● компетентности (люди впадают в иллюзию, что мы не просто знаем, но еще и правду говорим; нельзя говорить о том, в чем некомпетенты, не отвечаем на вопросы, в которых не разбираемся; это удар по речевому имиджу, который исправить будет сложно)
● определенность позиции (в общих чертах надо обозначить свою позицию с самого начала; сразу сказать, чего мы хотим в общих чертах, чтобы не было ощущения, что мы юлим)
● уважение к аудитории (отсутствие подготовки речи будет замечено всегда)
Скромность​ - это умение занимать правильную позицию равенства/превосходства по отношению к аудитории (не бывает ситуации, когда мы ставим себя ниже аудитории).
Запрещенные фразы: Ну я конечно не оратор, Ну я попробую объяснить, Я постараюсь доказать. Я говорить не умею.
Всё, что может нашу оценку занизить, запрещено.
Равенство - бытовое красноречие (тост за кого-то из друзей за столом).
Если мы на равных, то аудитория может не отказаться от своей точки зрения.
Если мы хотим убедить в чем-то кого-то, надо ставить себя выше аудитории.
Подготовка к речи - это единственное, что дает нам право поставить себя выше аудитории.
Доброжелательность​ - это проявление готовности к общению.
Любовь - та эмоция, которая существует только в условиях речевого общения.

Предусмотрительность​ - понимание того, чем может закончиться наша речь. К каким последствиям мы приведем аудиторию. Для того, чтобы аудитория нам доверяла, надо дать ей понять, что мы знаем о последствиях и мы берем на себя за них ответственность.
Риторический пафос
Наши эмоции нам только мешают.
Когда мы приходим к аудитории, ее эмоции нам интересны, а не наши - интересны ей.
Если человек раздражен, наше предложение ему не понравится. Надо сначала снять его раздражение.
1.Действие
Одобрение - не тот результат, к которому мы стремимся в речи.
Нам нужно ​действие​.
Действие - это личная заинтересованность, надо заставить человека захотеть это сделать. Надо побудить к действию.
Преподаватель не поставит зачет, пока сам не захочет его поставить.
Помимо рациональных аргументов, надо добиться той эмоции, под воздействием которой человек совершит то, что нам нужно.
2.Новизна
Если в речи нет ничего нового для нас, нам скучно. Как ​добиваться новизны речи​?
Это делается на эмоциональном уровне. Мы говорим то, что они знают, но заставляем их по-новому к этому отнестись.
Частные виды пафоса строят на основе общих видов.
Разновидности ​общего​ пафоса:
1. Пафос комический
● юмор (смеемся над недостатками окружающего мира, но сами себя не исключаем из этих недостатков; на работе не надо)
● ирония (самый подходящий для профессиональной деятельности)
Ирония направлена не на сам предмет, а на отношение к предмету. Жизненная позиция, установка, система взглядов… но не сам человек. За счет того, что она не прямая, она не обидна, как сатира.
● сатира (высмеивание; она обычно бывает обидна)
В их основе лежит ​комическое несоответствие​.
Пример: стул нужен для того, чтоб сели на него, а не мимо. Если человек садится мимо стула - смешно и человеку, и нам.
2. Пафос некомический:
- ​Романтический

Строятся такие сложнейшие эмоции, как высокая любовь. Любовь - как способность увидеть в ближнем образ и подобие. Сострадание. Познавательный интерес. Чувство долга, патриотизма. И другие сложнейшие эмоции.
Плюс - аудитории навредить нельзя с помощью его.
Чтобы добиться авторитета, надо работать с ним.
Минус - с точки зрения техники построения он самый сложный.
Я-говорящий и я-аудитория - это два самостоятельных я, не противопоставляем, но допускаем право на собственную позицию.
Идеал - это действительно некий высокий идеал. Задача - чтобы аудитория приняла этот высокий идеал для себя.
Давать поступательную аргументацию: постепенно усложняем речь, ситуацию и восприятие ситуации. От простого к сложному.
Заставляет аудиторию думать, работать. Аудитория начинает сопротивляться.
В итоге у аудитории появляется интерес.
- ​Сентиментальный
Эмоции
Дружеская симпатия
Чувство страха и неуверенности
Стремление к самосовершенствованию
Умиление
Жалость и т.п.
Один большой плюс его: он всегда апеллирует к человеческой ​рефлексии​ (сознание, направленное на себя). Животное себя не осознает отдельно от мира, а человек осознает, это самосознание.
Один большой минус его: трудно остановить человека. Расчувствовать можно кого угодно, но сложно перейти к действию.
Если наша задача - не заставить человека что-то сделать, а заставить чего-то не делать.
Это часто встречающийся способ манипулирования. Нельзя перебарщивать.
Опорных точек три: я, идеал и предмет.
Как работает сентиментальный пафос:
Мы начинаем работать с точкой Я, не противопоставляем себя аудитории. Надо поймать конфликт, тогда человек начинает на себя переносить конфликт.
В качестве идеала мы предлагаем удобную для нас модель поведения. Он начинает настраиваться на удобное для нас отношение к предмету.

Мне трудно сейчас оценить верность твоего шага. Но я знаю тебя, как человека,
который необдуманных решений не принимает. Если ты принял решение, значит
ты все возможные форс-мажоры предусмотрел. Я могу в этой ситуации только
тебе поверить.
(он начинает сомневаться)
- ​Реалистический
Эмоция «хочу».
Все рациональные эмоции - зависть, выгода, справедливость, равенства.
Реклама, техники продаж, финансовые пирамиды - работают на реалистических эмоциях.
Почти всегда СМИ работают на них.
Он максимально действенный. Можно заставить все что угодно сделать.
Манипуляция тоже.
Слабость только одна - сложно завоевать авторитет на будущее. Он подходит для ораторики (когда важен конкретный результат, не на будущее).
Ораторика - разовые речи (пропаганда).
Гомилетика - длящиеся речи (преподавательская, проповедническая, дипломатическая): ориентированы на создание авторитета, влиятельности.
В СМИ на уровне ОТБОРА фактов объективности нет (отбирают коммерческие или выгодные или интересные тому, кто отбирает).
Три точки:
Задача - добиться тождественности я-говорящего и я-слушащего. Ничего сложного нет в СМИ. О чем бы ни говорили, это понятно аудитории. «Вы это знаете, вы об этом думаете, вы и без меня так считаете, а я это озвучиваю»
Точка «идеал»: в качестве идеала предлагаю носителя этой точки зрения, т.е. я предлагаю «вас», вы же тоже так считаете. Создаю иллюзию, что только избранные могут понять, для других это сложно.
_________________________________________________________________________
12.10
ЛЮБОВЬ
Три вида любви:
● эрос (стремление к обладанию - реалистический пафос)
● филИя (дружеская любовь-симпатия - сентиментальный пафос)
● агапэ (высокая любовь, способность увидеть в ближнем образ и подобие Божие
- романтический пафос)

Филия (дружеская симпатия)
Как заставить Василия сделать за нас работу?
1 правило​ ​построения дружеской эмоции: любят не того, кто для нас что-то
делает, а того, для кого мы что-то делаем.
Когда напоминают, что для нас сделали, у нас не возникает дружеской эмоции.
Нужно напомнить, сколько он для нас сделал, тогда он будет испытывать симпатию к нам.
Мы всегда любим то, во что вкладываем свои силы.
2 правило: дружба всегда скрепляется общим опытом.
Встреча с одноклассником - пропасть, не о чем поговорить, пока не повспоминаем.
Землячество: если человек с Арбата и человек из Ватутинок встретятся в Москве - они не будут говорить, а если в Америке - они будут земляки.
Закрепить дружескую симпатию.
3 правило - в дружбе все равны.
Сейчас он в положении человека, который может нам помочь, а завтра мы можем оказаться в положении, который может помочь ему.
Он должен смоделировать ситуацию на себя.
Надо уравнять себя с человеком по отношению к внешним обстоятельствам.
4 правило - в дружбе каждый уникален по своим способностям, свойствам и
качествам.
Подчеркнуть, что он такой, какой он есть, мы видим его недостатки и плюсы, мы можем не разделять его взгляды, но мы все равно принимаем его таким, какой он есть.
Это нужно для того, чтобы он нас принял такими, какие мы есть.
Эрос (стремление к обладанию, чувство «хочу»)
Вся реклама, все техники продаж строятся на этой эмоции.
4-ступенчатая мотивационная последовательность создать.
Мотивировать на желание человека.
Как заставить начальника поднять тебе зарплату?
1 ступень - привлекаем внимание
Если что-то не выходит за рамки наших ожиданий, мы не обращаем внимания на это.
Обращаем внимание на то, что выходит за рамки ожиданий и привычек.
(например, привлечение внимания за счет увеличения громкости во время рекламы -
Мы просто хотим подарить вам 15 секунд тишины, реклама пельменей в полной тишине)
Любое привлечение внимания строится на обмане ожиданий.

Какая картинка будет для него привлекательна: осознавать, что он отец родной и
заботливый для подчиненных; сотрудники других отделов будут считать его
лучшим начальником и будут стремиться перейти к нему; чтоб не нанимать
лишнего человека - переложить больше работы.
2 - развиваем интерес
Интерес строится на динамике. Она достигается темпом, интонацией, музыкой, информационным рядом, визуальным рядом, ритмикой речи, сменой мысли, сюжетом, но в любом случае - динамикой.
3 - даем визуализацию
Смысл заключается в том, как человеку будет хорошо, когда у него будет то, что мы хотим, чтобы он сказал «хочу».
4 - побуждаем к действию
Прямое - в продажах, когда надо озвучить. Непрямое - когда вызываем эту эмоцию в рекламе, например.
Агапэ (высокая любовь, способность увидеть в ближнем образ и подобие
Божие)
Технически трудно выстроить.
Мотивационная последовательность:
1 ступень - привлекаем внимание
Это завязка конфликта. Должны вызвать у человека внутренний конфликт - он связан с ситуацией, к которой мы привлекаем вниманием.
Вчерашний день, часу в шестом
Зашел я на Сенную
2 - развиваем интерес
Рзавиваем внутр.конфликт и интерес к ситуации.
Там били женщину, кнутом,
Крестьянку молодую.
3 - даем визуализацию
Как ему будет хорошо, показать картинку.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
4 - побуждаем к действию

То, что мы предлагаем сделать, воспринимается как возможность разрешения своего внутреннего конфликта.
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
Риторический логос
Аргументация
1 правило. Аргумент должен быть убедительным.
(то, что кажется убедительным нам, мы оставляем при себе; нужно предложить аргументы аудитории, которые будут убедительными для нее)
Однородная (люди на проповеди в церкви, студенты на лекции) аудитория: может быть всего один аргумент.
Для разнородной аудитории - всегда разные аргументы.
Правило червяка и клубники (Карнеги)
Я люблю клубнику, а рыба любит червяка. Поэтому, когда я иду на рыбалку, я на
крючок сажаю червяка, потому что его любит рыба.
Топика - учение об общих местах.
(топ - место)
Топосы общие и частные
Общий топос​ - то, что принимается аудиторией и не нуждается в обсуждении
(признается всеми и всегда
Топос частный​ - признается не всеми и не всегда и подбирается конкретно под аудиторию.
Иерархия топосов (убывание):
1. Закон Божий: либо он не работает, либо он работает и тогда он будет авторитетнее, чем всё остальное
2. Наука
3. Искусство
4. Право
5. Исторический опыт
6. Личный авторитет
7. Государственные институции (например, суд)
8. Общественная мораль
9. Политическая система (партии, программы…)
10. Общественное мнение
Порядок аргументации:
эпидейктическая​ (показательная)

Задача - выбрать тот ракурс, под котором мы будем рассматривать проблему.
Удобный для нас угол подачи материала.
Для нас авторитетно (сверху вниз):
Закон
Империческая очевидность (холодно или тепло)
Моя нравственная интуиция и рациональное чувство, эстетические суждения, опыт
Критерий полезности для меня
Аргумент к смыслу - осмыслить предмет - это значит включить его в более широкую область содержания - как часть/вид/метод/средство… грубо говоря, мы даем определение предмету (терроризм - тягчайшее преступление / способ борьбы с неверными / глобальная проблема современности).
Модели (представление идеальной личности/поведения - соотнесение с моделью можно рассматривать ситуацию) и антимодели (набор отрицательных ценностей)
судительная
Выстраивается тремя этапами:
установление факта
Аргумент к составу: изобразить действие в его событийной основе (рассказать о том, что произошло). Важно выбирать слова: сбили человека и это можно назвать по-разному - наезд, убийство, случайность трагическая и т.п. Аудитория будет следить за деталями внимательно (во сколько, где, та ли машина…), но как мы называем это - они не уловят, но на подсознательном уровне зафиксируют.
Аргумент к лицу: обсудить совместимость/несовместимость лица и деяния, которое мы приписываем. Если совместились - то мы говорим об ответственности лица за деяние.
Аргумент к причине: у любого действия есть причина. Причину можно подавать в двух ракурсах: 1) как замысел (как хотел, так и сделал - деятель выступает как активный, степень ответственности возрастает) 2) как реакция на внешние обстоятельства
(деятельно пассивный, ответственность снижается). ​Ребенок взял конфету со стола,
чтобы ее съесть. Ребенок хотел есть и поэтому взял конфету со стола.
Удобно оперировать обстоятельствами. Мы отбираем те, которые нам нужны, объявляем их существенными и важными.
определение факта
Взять факт (частное) и включить в общую норму. Факт - это то, что есть. То есть мы не факт подбираем к норме, а норму - к факту.
Самый ходовой и простой аргумент - к норме: силогизм. Силогизм - умозаключение, которое состоит из 3 суждений. 2 суждения даются как основа и делается заключение из них. Деяние этого человека квалифицируются таким образом. Данное деяние - это деяние такого типа. Значит, оно должно квалифицироваться таким образом.

Если ни в одну норму наш факт не лезет, то нужен аргумент к толкованию. Расширить норму так, чтобы факт в нее влез.
Факт: У девушки фигура 135/90/135
1. установить частичную несовместимость факта и нормы (90/60/90)
2. делим саму норму на смысл и формулировку (90/60/90 - это набор цифр,
который представляет собой формулировку)
3. цифры отражают соотношение
4. пропорции те же у нашего факта. Представление о красоте строится на
пропорциях, а не на цифрах.
5. Видоизменяем немного формулировку нормы: идеальная форма - это
пропорция 3/2/3, которая может быть выражена цифрами 135/90/135 или
любыми другими.
оценка факта
историческая: выстраиваем аргумент на соотношении предыдущего и последующего топосов (соотнесение с предшествующим историческим фоном)
Аргумент к прецеденту - предшествующее оценивается положительно, последующее при совпадении с предшествующим оценивается положительно, при несовпадении - отрицательно.
Аргумент к прогрессу - предшествующее оценивается отрицательно, последующее при совпадении с предшествующим оценивается отрицательно, при несовпадении - положительно.
Аргумент к прехождению - всё новое - это хорошо забытое старое. Надо доказать, что это уже было. Уникальность этого аргумента в том, что любую положительную оценку он понижает, а отрицательную - повышает. аналитическая: рассматриваем ситуация, как есть, вне исторического контекста.
Аргумент к выбору - идеальный для построения критической оценки. Любое действие уязвимо для критики (если что-то уже сделано - есть последствия). После драки кулаками не машут. а) когда человек решение принимал, у него не было альтернативы (если не собираемся критиковать), у него был выбор (если планируем критиковать) - наступили последствия, за которые он должен нести ответственность.
Аргумент замещения (подтасовка): меняем не саму ситуацию, а роли.
Аргумент к цели и средствам: когда даем оценку, распределяем на цели и средства.
Можно тасовать как угодно.
совещательная
Предлагаем какие-либо решения.

Аргумент к опыту
Нужно подчеркнуть, что у аудитории уже есть прецедентный опыт таких решений
(аналогичные решения уже были, они дают положительный результат)
Ссылаться на подобные решения с подобными ситуациями.
Прагматический аргумент
Чтобы получить а, надо сделать б.
Аудитория если хочет А, тогда да. Нужно обосновать полезность.
Если.у нас аудитория единая, с общим интересом, тогда все хотят одно.
Это может быть еще одним способом объединения для аудитории.
В процессе оценки будем говорить о совместимости цели и средств (цель - высокая цель, решение - средство достижения этой цели).
Аргумент к оптимуму
Мы предлагаем не лучшее, а оптимальное решение.
Когда мы заинтересованы в компромиссе (если позиция в споре слабая), тогда используем этот аргумент.
Оно может быть самым быстрым, простым, приемлемым в тех или иных условиях, требующим наименьших трудозатрат, наименьших вложений…
Удобно оформить свое отступление, чтоб оно не выглядело слабостью, а желанием решить проблему.
Аргумент к долженствованию
Призываем поступать как должно.
Аргумент к невыносимости
Так жить нельзя, надо срочно что-то делать.
Так работать нельзя, надо срочно что-то менять.
Терпеть это невозможно, давайте что-то предпримем.
Его использовать нельзя. ​Самое решение не озвучивается.
Принести решение и спросить: «посмотрите, я вас правильно понял?»
Законы логики
Закон тождества
Требования сохранять содержание мысли по ходу спора/рассуждения. Мысль должна сохранять одно и то же содержание.
Нарушения:
● уход от темы
● нагромождение в одну кучу всего имеющего и неимеющего отношение
Требует от нас:
● Нужна определенность мысли (это коммуникативный аспект)

● Нужна точность формулировки (адекватность плана выражения плану содержания)
● Добиться от собеседника, чтоб он понял формулировку с тем смыслом, который вкладывался
● Тождественное воспринимать как тождественное, а нетождественное - как нетождественное
● На берегу разобраться, есть ли на самом деле предмет спора
Закон Противоречия
Два противоположных высказывания одновременно истинами быть не могут.
Требует от нас:
● непротиворечивости наших суждений, аргументов
Жизненные противоречия бывают, но логических быть не должно.
1. Мнимое противоречие
Противительные союзы слишком часто используем, как связующие слова, хотя они по смыслу содержат противопоставление.
Союзы а, но, однако
2. Противоречие в форме изложения
«я щас быстренько объясню», «заканчиваю-заканчиваю»
Закон исключенного третьего
Если два выражения противоположны, то есть третье, правдивое.
Правда и ложь - это противоположными понятия. Между ними можно что-то воткнуть
(заблуждение, незнание).
Правда и неправда - это противоречия. Четкое деление на два, воткнуть нельзя.
Дихотомия.
Все отличники. Все двоечники.
Все отличники. Не все отличники.
Ошибка:
Альтернатива (либо, либо / или, или). Предлагают выбрать из двух вариантов, но оба неприемлемы, неправильные или есть еще какие-то варианты. Некорректные альтернативы (голосуй, иначе проиграешь).
Закон Достаточного основания
Для того, чтобы признать утверждение истинным, его истина должна быть доказана теми суждениями, которые уже считаются истинными.
Есть элемент субъективности.
Ошибки:

● Поспешное обобщение (все, везде, всякий, каждый, никогда, нигде… - обобщающее значение, значит скорее всего ошибка в речи) ​Любой
образованный человек понимает! Спорт и здоровье - это синонимы!
● Причинно-следственная связь - путаница с союзами, либо выдать следствие за причину, либо хронологическая последовательность напутана
● Подмена модальностей в процессе - когда выдаем желаемое за действительное, предполагаемое за обязательное, обсуждаемое за принятое, необходимое на желаемое
Чтобы сбить человека, можно попросить объяснить простое (свою позицию). Просить комментарии, пояснения к простому.
Если девушка считает, что все мужчины сволочи, и мечтает выйти замуж за хорошего человека, - она обречена на провал.
Композиция речи
НАЧАЛО РЕЧИ
Вступление (обязательно)​ - речь о речи.
Объясняем, зачем мы начали разговор об этом.
Вступление всегда последним пишется (а начинаем с главного).
Требования к вступлению:
● должно быть кратким
● Стилистически однородным с речью
● Умеренно эмоциональное (эмоциональность должна быть разумной, не мешать подвести аудиторию к пиковой эмоциональной форме в конце речи)
Обычное вступление:
Аудитория не имеет ничего против нас и нашей темы, не надо поражать, удивлять и будить аудиторию.
Чем привычнее и проще будет форма речи - тем лучше.
Внезапное вступление:
Если надо чем-то удивить, то надо давать то, чего от нас не ждут.
Вступление с ораторской предосторожностью:
Применяется, когда аудитория заранее настроена против.
1. Тактика внезапного вступления (говорим противоположное, чем от нас ждут),
2. а далее - уже ораторская предосторожность.
3. Эмоция коллективна, мысль индивидуальна. Когда надо объединить аудиторию, нужны эмоции.
4. А потом надо погасить эмоцию, чтоб эмоции сошли на ноль и мы начали строить новые эмоции.
5. Для этого надо аудиторию делить.

Надо заставить поработать в выходные:
Такая погода прекрасная, как хорошо провести выходные на даче и так далее, чтоб
эмоции вывести.
Есть люди, которые любое поручение начальства воспринимает в штыки.
Есть, для кого работа в команде - ничего не значит и пустые слова.
Есть те, кто так захвачен эмоциями, что здраво рассуждать не в состоянии.
Но я надеюсь, есть те, кто в состоянии рассуждать логически и предвзято?
Далее люди воспримут нашу позицию, как логичную.
Теза (обязательно)​ - то главное положение, которое будем разворачивать во время речи.
Главное Положение, с которым мы выходим к аудитории, надо озвучить в самом начале.
Разделение (необязательно)​ - состав предмета и последовательность изложения.
План.
Психологические способности аудитории - она начинает следить, соответствует ли наша речь озвученному плану. Критические сознание аудитории направлено уже не только на наш смысл, а еще и на это. Критичность восприятия содержания ниже.
(если длинная речь, отчет, то обязательно)
СЕРЕДИНА РЕЧИ
Изложение (обязательно)
Концентрируется вся показательная аргументация и установление фактов. Создаем картину, обсуждаем то, о чем пойдет речь.
Два варианта/формы
● описание - изображение предмета речи как существующего независимо от ситуации, обстоятельств
● повествование - рассказ о событиях в определенном порядке, с учетом обстоятельств
(могут быть элементы друг друга)
Описание воспринимается как более объективное, а повествование предполагает рассказчика. В повествовании предмет оценки - это не только событие, но и сам рассказчик и то, насколько он достоверно излагает события.
Виды описания:
● идеография (описание идей, позиций, точек зрения). Нужно вычленить позицию, охарактеризовать стилистику, охарактеризовать представленные
данные (фактическую базу), оценить и представить аргументы, описать результат
● Портретное - Изображение человека
● изобразительное
● Наглядное (зримый образ)
● Искусственное
По логической структуре бывают описания:
● дедуктивный (от общего к частному) - от общего образа к конкретизации деталей
● или индуктивный ход построения (наоборот)
Индуктивное интереснее слушать. С другой стороны, в нем мало способности к осмыслению. Зато он дает возможность заставить аудиторию собрать тот общий образ, который интересен нам. Или запутать аудиторию, очевидные вещи сделать менее очевидными, загрузив деталями.
Дедуктивное менее интересно. Зато образ общий становится ясным, понятным.
Обоснование (обязательно)
рассуждения доказательства (прямые и косвенные - от противного и через разделение)
Есть 2 способа построения:
Линейный

- Теза не меняется, не расширяется. То, что обозначили вначале, то и будем доказывать. (прямое доказательство)
Цель: создать впечатление простой, рациональной, неоспоримой позиции.
Аргументы даются в определенной очередности. Их не может быть много. Они должны быть убойными, сильными, четкими, понятными, не должны зависеть друг от друга.
Работает такая аргументация там, где позиция простая и понятная. Она краткая. Она легко воспринимается и легко критикуется.
Строить можно:
● возрастающую последовательность - от слабого к сильному аргументу
● Гомерическую - с сильного начали, сильным закончили, остальное в середину
Можно объединять только слабые аргументы.
Синтетический
Сложное рассуждение, не для примитивной аудитории, у нее должен быть высокий речевой уровень.
Более сложная для восприятия и для критики. Опасность: аргументы строятся друг на друге и поэтому есть опасность вышибить один и всю позицию.
Нужно повторяться, обыгрывать повторы.
Опровержение (необязательно)
То же самое, что обоснование, только с обратным знаком.
2 способа:

● Критика
Цель: показать несостоятельность, неприемлемость позиции/предложения оппонента.
Также цель: убедить аудиторию принять наше предложение, а не оппонента.
● Разоблачение (некорректная форма, не используем)
Цель: показать несостоятельность самого оппонента и побудить аудиторию к разрыву отношений с ним. Ведет к конфликту всегда.
Надо прийти к утверждению позиции - нашей. Выстраивается наша позиция как альтернатива к той, которую мы опровергаем. Т.е. отказавшись от позиции оппонента, аудитория соглашается с нашей.
КОНЕЦ РЕЧИ
Самая эмоциональная часть речи
Эмоции, пафос
Станислав Лемм: «Идеальная женщина состоит из трех не: не читает
фантастику, не имеет чувства юмора, не выносит сквозняков»
Рекапитуляция​ - воспроизведение тезы. Повторили ее, подтвердили и переходим к побуждению к действию.
Рекапитуляция:
Заключение - высказывание о высказывании. Толкуем смысл высказывания.
Объясняем, почему мы именно такие аргументы выбрали, что доказали… еще раз делаем обзор речи.
Выводы - приходим к новому положению. Обозначаем следующее направление, в котором можно развивать проблему.
● Аналитические (независимые, как линейное обоснование - не связаны друг с другом, не требуют одновременной реализации)
● Синтетические (связаны; если продолжаем направление работы, то нужно продолжать по всем заявленным пунктам)
Побуждение ​- последнее, что мы даем в речи
Кратко, энергично.
_________________________________________________________________________
26.10
Ведение споров
Эллистика - наука о спорах.
Первое правило ведения спора - никогда не спорь с дураком.

Прежде чем вступать в спор, 25 раз оценить: оно нам надо?
Спор - прекрасный способ разрешения проблемы, но только в случае, если оппонент адекватный и настроенный на решение проблемы.
Виды споров:
Дискуссия
Спор, направленный на выявление истины
Каждая из сторон готова к изменению позиции
Полемика
Цель - не достижение истины, а победа одной из сторон
Эллистический спор
Когда главное - победить, при этом победить любой ценой, забыв про здравый смысл.
Если в споре мы можем упереться в него, то лучше в него не вступать.
Спор - это борьба в любом случае.
Все методы, которые приложимы к успешной борьбе, работают в споре точно так же, как в любом другом виде борьбы.
__________________________________________________________
На что обращаем внимание:
Инициатива
Всегда выигрышное положение у того, на чьей стороне инициатива.
● Он задает тему
● У него есть возможность вести по своему сценарию спор
Не обязательно начинать спор, но обязательно перехватить инициативу.
«Я правильно понимаю, что относительно этого вопроса твоя позиция
заключается в этом?»
● Она позволяет занять наступательную позицию (чем больше уточнений просим
- тем более некомфортные условия для оппонента)
Когда выдвигаем доводы, то мы предлагаем оппоненту опровергать их. Проще опровергать, поэтому надо заставить оппонента не опровергать доводы наши, а апеллируем к тому, что ему нужно доказать свою позицию, убедить нас. А мы занимаем позицию опровержения. Когда его доводы закончатся, мы будем выдавать свои.
Когда нас ​уводят от темы​, мы должны понимать, делает ли человек осознанно. Надо говорить, чтобы он не уходил от темы, не сбивал нас.
Эффект неожиданности
Самые сильные аргументы мы приберегаем на конец.
Хитрость

Оттягивание возражения - это хитрость
Откладывание формулировки собственной позиции до момента четкого определения спора - это хитрость (задавать встречные вопросы, уточнять позицию, сказать что-то удобное для оппонента)
Нельзя возражать с особым рвением​, потому что это выглядит, как сильный аргумент противника (как будто он сказал что-то стоящее). Если не торопимся возражать, значит ничего такого он не сказал.
__________________________________________________________
Очень много некорректных аргументов и приемов в споре:
Самый грубый из некорректных приемов - это ​выход из спора.
Когда нам что-то не нравится и вместо того, чтобы спорить, раз уж начали, мы уходим.
Еще один некорректный способ поведения - когда человек ​не дает говорить​, перебивает…
Можно противопоставить этому - предложить договориться о регламенте спора.
Апелляция к аудитории​ является некорректной тоже.
Нужно обратить внимание аудитории на это.
«К сожалению, некоторым проще заигрывать с аудиторией и ёрничать, чем
рассматривать по существу проблему и отвечать…»
Аргумент к силе / к палке​ - тоже некорректен.
Угроза. Насилие.
Проще всего, обозначив это как причину, прекратить спор. Можно уйти или предложить человеку успокоиться и потом продолжить дискуссию.
Игра на​ человеческом тщеславии,​ тоже некорректно
Отход от существа спора
«Вы же человек образованный, я с таким восторгом вас слушаю, вы так хорошо
сказали»
Аргумент к позиции, ​некорректно
Когда в качестве аргумента используем слова оппонента, которые когда-то были опубликованы. Мы выдергиваем из контекста.
«Это же ваши слова, вы же сами говорили»
Как ответить: а) вырвано из контекста (если точно помним контекст и можем его напомнить)
Вырванная из контекста фраза не равна сама себе.
б) нормальный человек с годами прирастает новыми взглядами и опытом, это нормально, что его позиция с годами может меняться. Выводы не делают только дураки.

__________________________________________________________
Правила в споре
1. Никогда не спорь с дураком
2. Не спорить без особой необходимости
Если можно достичь согласия без спора, то не надо.
2. Всякий спор должен иметь свой предмет​. Предмет у спора должен быть только
один​.
Предмет спора должен быть ясным, определенным.
3. Тема спора по ходу не меняется.
Если вдруг появились изменения, уточнения спора, это надо зафиксировать.
В споре не рождается истина - мы только больше убеждаемся в своей позиции (ведь мы ее обосновывали, доказывали).
Критического отношения к собственной позиции отменять нельзя. Надо всегда помнить, что в споре ты можешь ошибаться.
Спорящих что-то изначально связывает. Те, кто вообще друг друга не понимает, спорить не могут. Чтобы мы могли спорить, у нас должно быть что-то общее. Это общее у нас есть - поэтому всегда надо вспомнить об этом и тогда тональность спора меняется.
4. Успех в споре зависит от нашего знания логики и ​умения логически мыслить​.
Важно не просто приводить аргумент, а понимать, какие следствия вытекают из аргументов, и понимать, что как бы зачастую убедительно ни звучал аргумент, возражать можно не только ему, но и следствиям этого аргумента. Вывести из него следствия - и они покажут очевидную ошибочность аргумента. Нужно не только из своих аргументов выводить следствия, но и уметь выводить из аргументов оппонента.
5. Спор требует ​знания предмета​, о котором идет речь.
Честность складывается из компетентности. Самоуверенность в споре мешает.
Самоуверенных просим дать ссылку на источник, аргументировать позицию, обозначить позицию.
6. Ориентируемся на ​утверждении добра​. Не занимаемся вредительством.
Чаще всего споры разворачиваются по поводу новых идей.
Важно настроить себя на то, что мы можем ошибаться.
Наша объективность - это очень спорный вопрос по отношению к чему-то новому.
7. Стоит проявлять ​гибкость​.

Ситуация в споре меняется постоянно. Появляются новые аргументы, всплывают неизвестные факты… Позиции в конце концов могут меняться. На всё это нужно реагировать. Если появляется факт, который опровергает нашу позицию, который подтвержден и объективен, который мы не можем не учесть, - мы должны перестраиваться.
Мы стоим на своей позиции: добиваемся максимальной ясности позиции, определенности ее. Иногда и уклончивость нужна, но в целом мы должны быть ясны и определенны в позиции. Когда позиция определена, проще проявлять гибкость.
2 вида ведения спора:
● Уступчивость
● Жесткость
Нужно выбрать золотую середину. Там, где можно идти на уступки, нужно идти.


написать администратору сайта