Главная страница
Навигация по странице:

  • Понимание, объяснение, интерпретация в социально-гуманитарных науках.

  • Научное и обыденное знание: здравый смысл и истина.

  • Наука как профессия и особый вид деятельности.

  • Предметная область, статус и функции истории и философии науки.

  • Мировоззренческая роль философии в развитии науки.

  • Нравственные основания научной деятельности.

  • Методология как учение о научных методах познания.

  • Наука и современная образовательная система.

  • ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ по дисциплине «История и философия науки. Экзаменационные вопросы по дисциплине История и философия науки


    Скачать 466 Kb.
    НазваниеЭкзаменационные вопросы по дисциплине История и философия науки
    Дата25.12.2022
    Размер466 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ по дисциплине «История и философия науки.doc
    ТипЭкзаменационные вопросы
    #862550
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

    по дисциплине «История и философия науки»

    1. Философия науки как направление и как философская дисциплина.

    Философия науки - философская дисциплина, посвященная философскому осмыслению науки и научного знания, которая изучает проблемы возникновения науки, структуру, динамику, уровни и формы научного знания, средства и методы научного познания.

    Философия науки сформировалась во второй половине XX века. Однако следует различать философию науки как философское направление и как дисциплину. Философия науки как направление появляется раньше примерно на 100 лет, то есть во второй половине XIX века. Формирование самостоятельного направления философии, изучающего науку, происходит в деятельности первых позитивистов.

    Философия науки как направление представлена различными концепциями, которые создают своеобразные модели развития науки и пытаются объяснить роль науки в обществе, её значение, особенности развития, специфику научной деятельности.

    Философия науки как дисциплина в ряду других философских дисциплин возникает как ответ на потребности осмысления социокультурных функций науки в условиях современного общества, для которого характерны быстрые темпы научно-технического прогресса.

    1. Наука и искусство.

    Искусство – это форма общественного сознания, которая отражает мир посредством худ. образа. Целью искусства является поиск худ. идеала, поиск прекрасного, воспитание худ. вкуса. Искусство имеет более исторический, более конкретный характер, чем наука. Оно носит личностно-субъективный характер как с точки зрения творца, так и с точки зрения потребителя. Ценность произведений искусства субъективна, а выводы науки – объективны. И наука, и искусство носят гносеологический характер, но не стоит смешивать науку и искусство.

    И наука, и искусство познают мир. Различны лишь формы отражения. Искусство отражает мир в образной форме, наука - в понятиях, законах, категориях. В науке результат познания - закон - инвариантен по отношению к человеческому познанию. В искусстве окончательный результат индивидуален. В качестве примера можно привести трагедию "Фауст" Гете. До него к образу Фауста обращались многие авторы, но лишь "Фауст" Гете стал шедевром.

    Наука - это строгая, непротиворечивая система знаний - закономерностей, законов, категорий, - отражающая окружающий нас мир. Искусство - это отражение образное, интуитивное. Бывает, что некоторые научные задачи решаются на интуитивном уровне. В этом случае наука приобретает черты искусства.

    Различие между наукой и искусством не в различии результатов их деятельности — актуализации тех или иных упорядоченных полей знаковых структур (произведений искусств, закономерностей и т.д.), а в использовании различных структур — процедур их создания. Философия занимает промежуточное положение между искусством и наукой. Наука и философия исходят из неуверенности рационального толкования вида, необходимости и неизбежности его пересмотра. Искусство исходит из уверенности в окончательности каждого своего творения, в уникальности и вечности его бытия.

    1. Неклассическая наука.

    В конце 19-начале 20 века в связи с переходом от аналитической стадии познания к синтетической, появилась неклассическая наука. Формирование неклассической науки началось с исследования Фарадеем и Максвеллом явлений электричества и магнетизма, которые не допускали механического толкования.

    Аналитическое естествознание включало в себя подходы натурфилософии. Синтетическое естествознание сохраняло в себе основные подходы аналитической стадии, однако дополняло их новой ориентацией, направленной на формирование синтетических наук на стыке смежных дисциплин.

    На данном этапе развития науки центральной проблемой научного познания является синтез знания, поиск путей единства научных дисциплин, а также проблема соотношения разных методов познания. Процесс дифференциации наук активно идет в неклассическом естествознании. Крупные науки делятся на более узкие направления. Например, в физике выделяются такие разделы, как электромагнетизм, термодинамика и т.д., в биологии самостоятельно развиваются такие узкие дисциплины, как генетика, эмбриология, цитология и т.д.

    В конце 19 века появляются первые признаки интеграции наук. Этот процесс будет активно развиваться в науке 20 века. На стыках наук формируются новые дисциплины, которые охватывают междисциплинарные исследования. Примерами таких наук являются геохимия, биохимия, биогеохимия и т.д. Внешней причиной такой интеграции является невозможность объяснения явлений средствами одной науки и необходимость обращения к смежным. Внутренней причиной интеграции являются многообразные проявления единства природы, которая не делится на рубрики и науки.

    1. Понимание, объяснение, интерпретация в социально-гуманитарных науках.

    Становление и развитие науки происходит в процессе коммуникации. Объяснение — функция познания, науки, научной теории, реализуемая через логико-методологическую процедуру экспликации (метод развертывания, раскрытия сущности того или иного предмета или явления) сущности одного предмета, явления, события, действия и т. д. (объясняемого, «нового») через другое (объясняющее, «наличное»), имеющее статус достоверного, очевидного, понимаемого. Объяснение противостоит пониманию, входит в познавательные акты во всех сферах и на всех уровнях человеческой деятельности. В отличие от объяснения, которое можно свести к логическим операциям (выводам дедуктивного и индуктивного характера), понимание требует обращения к смыслам и значению языка, опыта, истории, культуры, принципиально лишенным логической редукции.

    Понимание — это процедура постижения или порождения смысла. Понимание не вписывается в субъект-объектную познавательную схему, так как не познание порождает потребность в понимании, а наоборот, потребность в понимании ведет к познанию. В социально-гуманитарных науках применяются две основные процедуры познания: объяснение (доказательство) и понимание (интерпретация).

    Доказательство — это процедура разъяснения сущности конкретного социального факта, подведение его под некоторое обобщение, закон. Объяснение поступка человека осуществляется через приведение причин, мотивов, факторов, обусловивших такое поведение.

    Интерпретация — это процедура истолкования смысла какого-то знака или текста. Интерпретация — основной метод социально-гуманитарных наук. Она необходима в социально-гуманитарных науках, так как тексты, как источники познания, имеют множество смыслов, которые раскрываются постепенно, в процессе исследования.

    1. Научное и обыденное знание: здравый смысл и истина.

    Обыденное знание люди приобретают в ходе непосредственной практической деятельности, в труде. Это народная медицина, народная агрономия и тд. Обыденное знание часто называют здравым смыслом. Наука и обыденное познание едины в том, что направлены на поиск истины. Поэтому непреодолимой пропасти между ними нет. (Например, врач и знахарь преследуют цель излечить больного).

    В то же время существуют принципиальные различия научного и обыденного познания: В обыденном познании отсутствует теоретический «этаж» знания. Это совокупность практических сведений о чём-либо. Наука предполагает наличие теории. Обыденное познание носит несистематический характер, а научное знание — это знание, приведённое в систему, то есть упорядоченное знание. Познание – процесс приобретения знаний, деятельность людей по созданию понятий, схем, концепций, обеспечивающих ориентацию в окружающем мире. Научному знанию присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

    В чем специфика обыденно-практического познания? 1-форма существования- здравый смысл; 2-субъект познания – человек без проф. и научной подготовки; 3-объект познания- то что имеет практическую значимость; 4-методы познания – метод «проб и ошибок», индуктивное обобщение, обыденные наблюдения и широкие аналогии; 5-нисистематизированость знания; 6-синкретизм-объединение рационального и иррационального.

    1. Наука и право.

    Как известно, воздействие права на другие сферы общественной жизни весьма существенно. Для функционирования науки объемлющий ее правовой контекст играет значительную роль. В виде примера назовем такие аспекты, как общий правовой статус научного работника, его права и обязанности, правовое регулирование взаимоотношений ученого и руководства учреждением, где он работает, юридические гарантии в отношении деятельности ученого и результатов его труда (прежде всего такие, как академические свободы и защита интеллектуальной собственности).

    Важно то, что правовым параметрам присущ элемент известного консерватизма, ведь они не могут меняться каждый день. Поэтому основные ориентиры правового пространства задают достаточно стабильные рамки для функционирования той или иной общественной сферы на относительно длительные периоды. Внутренние установки научного познания, наоборот, более подвижны, подлежат открытому и постоянному обсуждению и корректировке в рамках сетевой рациональности. Разумеется, общие правовые ориентиры и внутренние потребности научного продвижения могут вступать в разного рода конфликты. Так, устаревшие законы могут резко замедлить и затруднить научную деятельность. Недостаточное внедрение научных результатов в практику тоже может быть вызвано именно правовыми тормозами. Общеизвестно, что бюрократическая система барьеров в советский период не позволяла отечественной науке гибко и оперативно создавать, и трансформировать научно-исследовательские проекты, а также эффективно использовать научные достижения.

    И наоборот, совершенствование правового пространства является существенным фактором в повышении работоспособности и результативности науки. В Японии еще в начале 1960-х гг. были созданы правовые условия для кооперации индустриальных фирм с целью поддержки крупных научно-технологических проектов.

    1. Наука как профессия и особый вид деятельности.

    Как говорил Макс Вебер: «Личностью» в научной сфере является только тот, кто служит лишь одному делу.

    Наука - это особая форма познавательной деятельности, направленная на выработку новых системно-организованных объективных и аргументированных знаний о мире. Цель научной деятельности - дать человеку объективное систематическое знание о мире, вскрыть объективные причины и законы мироздании. Для научной деятельности характерно также использование специфических средств исследования, таких как приборы, инструменты и иного «научного оборудования». Кроме того, для научной деятельности необходим особый, специфический язык, в котором преодолеваются такие недостатки разборного, обыденного языка как многозначность, нечеткость, метафоричность и т.д Так Же в качестве отличительной черты научной деятельности можно назвать то, что наука работает не только с объектами наличной практики, но и выходит за ее рамки. К примеру, никто в обыденной практике не имеет дело с электромагнитными волнами или с ядерной энергией атомов. Наука фиксирует свойства, связи, отношения, присущие предметам и явлениям окружающего мира в виде особых образов - идеальных объектов, с которыми работает как со специфическими конструкциями, замещающими объекты реального мира (число, точка, сила, масса и т.д.). Кроме того, наука нарабатывает такие знания, которые могут использоваться лишь в будущем. Таким образом, научная деятельность носит опережающий характер.

    1. Предметная область, статус и функции истории и философии науки.

    Предмет философии науки – общие закономерности и тенденции возникновения, развития и функционирования науки как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте. Центральная проблема философии науки – проблема роста (развития) научного знания. Решение этой проблемы предполагает исследование трех основных вопросов: Как возникает наука (прошлое науки); Как развивается и функционирует наука в определенных социокультурных условиях (настоящее науки); Каковы перспективы развития науки (будущее науки).

    Структура философии науки: Онтология науки – учение об основных свойствах, структуре и закономерностях существования науки; Гносеология науки – учение об особенностях познания научной деятельности, ее источниках, формах и границах; Методология науки – учение о принципах и методах получения знаний; Логика науки – учение о логических средствах научного познания; Аксиология науки – учение о ценностных предпосылках научного познания; Социология науки – учение об особенностях взаимодействия социальных групп, участвующих в научной деятельности, о месте человека в науке.

    Функции философии науки: Исследование соотношения философии и науки на разных исторических этапах развития общества и в разных социокультурных условиях; Исследование факторов развития научного знания; Исследование философских оснований и философских проблем отдельных наук и научных теорий; Исследование границ и возможностей научного знания; Исследование взаимодействия науки, культуры и общества.

    1. Мировоззренческая роль философии в развитии науки.

    Выделяют несколько разновидностей философских оснований науки. Онтологические основания науки – представления о картине мира, законах функционирования и развития. Эпистемологические основания науки – положения о характере процесса научного познания. Логические основания науки – принятые в науке правила абстрагирования, образования понятий и утверждений. Методологические основания науки – представления о методах открытия и получения знания, способах доказательства. Аксиологические основания науки – представления о практической и теоретической значимости науки в целом или отдельных наук в общей системе науки, о целях науки, научном прогрессе.

    Мировоззренческие основания также являются разновидностью философских оснований науки, так как философия по отношению к науке выполняет функцию мировоззренческой интерпретации. Философия помогает обосновывать убеждения, подталкивает к переосмыслению отдельных позиций и помогает преобразовать стихийно сложившиеся у человека взгляды в тщательно продуманное, обоснованное миропонимание.

    1. Нравственные основания научной деятельности.

    Взаимодействие всех социальных институтов регулируется определенными нормативно-ценностными ориентирами. Каждый ученый, исследователь заранее выбирает на основе своих нормативно-ценностных ориентиров ту или иную траекторию познания.

    Профессиональная ответственность ученого – одна из основ анализа проблемы нравственной оценки научной деятельности. Современному ученому, помимо проведения собственных исследований, приходится выполнять различные роли в научной сфере, которые также требуют соблюдения специфических этических норм.

    Социальная ответственность ученого лежит в сфере отношений между наукой и обществом.

    Могут существовать только единые принципы нравственной оценки, но единых решений нравственных проблем точно быть не может. Как нравственно оценить изобретателя атомной энергии? Поскольку познание неоднозначно, невозможно заранее обозначить, предусмотреть, к каким результатам придет познавательный процесс. Нравственность представляет собой некодифицируемый абсолютный идеал, ориентирующий человека на бесконечное совершенствование. Совершенствование реализуется в сфере реальной нормативности, которая регулирует не только мотивы поведения, но и непосредственно сами действия человека.

    1. Методология как учение о научных методах познания.

    Методология (от греч. учение о способах) учение о системе понятий и их отношений, - система базисных принципов, методов, методик, способов и средств их реализации в организации и построении научно-практической деятельности людей.

    Метод (от греч metboдos - путь, исследование, прослеживание) - способ достижения определенных целей, совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.

    Методологические принципы научного познания - принципы подтверждаемости (верификации), опровергаемости (фальсификации), принцип наблюдаемости, принцип простоты, принцип соответствия, принцип системности (согласованности), принцип красоты, принцип свободы от ценностей.

    Многоуровневая концепция методологического знания разделяет методы научного познания на основные группы: философские, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные, методы междисциплинарного исследования. Эмпирические методы познания - наблюдение, измерение и эксперимент. Теоретические методы познания - индукция, дедукция, анализ, синтез, идеализация, мысленный эксперимент, математическое моделирование, формализация.

    1. Наука и современная образовательная система.

    Наука является формой человеческой деятельности, которая направлена на структурированное познание и преображение действительности. Наука представляет собой и систему знаний о мире и практическую деятельность, основанную на ней.

    Образованием принято считать специфическую деятельность человека, которая направлена на приобретение систематизированных взглядов, умений и представлений в конкретной области. Образование позволяет человеку успешно адаптироваться к социальной жизни, является инструментом улучшения ее.

    Наука предполагает направленное воздействие на образовательный процесс и может в случае необходимости санкционировать изменение всей структуры обучения. Научные подходы пронизывают все содержание учебно-образовательного процесса. Образовательный процесс имеет собственные технологии, среди которых информационные занимают приоритетное положение. Влияние науки на процесс образования ведет к выделению следующих уровней: операциональный, межоперациональный, тактический, стратегический, глобальный. Операциональный уровень предполагает освоение логики учебного предмета, межоперациональный — освоение совокупности дисциплин данного учебного курса, тактический отвечает за формирование содержания на основании пройденных дисциплин, стратегический ставит задачи интегрирования содержательного потенциала знания во внутреннюю смысловую структуру личности, глобальный уровень свидетельствует о сущности личности, предстающей как результат интегративного и направленного образовательного процесса. Среди современных методов образования актуальными становятся активные формы: деловые игры, тренинги, анализ ситуационного контекста, изучение типичных и нетипичных ситуаций, компьютерные технологии и пр.

    Также в современном мире процесс образования происходит не только при помощи специальных социальных институтов, но также и посредством самообразования, т.е. приобретения умений и знаний в определенной сфере самостоятельными силами. Для самообразования нет необходимости посещать специальное учебное заведение, человек может изучать интересующий его предмет по специальным пособиям, учебникам, на примере жизненных ситуаций или при помощи друзей и знакомых.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта