ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ по дисциплине «История и философия науки. Экзаменационные вопросы по дисциплине История и философия науки
Скачать 466 Kb.
|
44. Развитие классической науки. Подготовительный этап первой научной революции приходится на эпоху Возрождения (1448-1540). В этот период происходит постепенная смена мировоззренческой ориентации: для человека значимым становится посюсторонний мир, а автономным, универсальным и самодостаточным - индивид. В протестантизме происходит разделение знания и веры, ограничение сферы применения человеческого разума миром "земных вещей", под которым понимается практически ориентированное познание природы. Поэтому первоначальное "целое" науки в отличие от философии — это математическое естествознание, и прежде всего механика. "Предоставив дело спасения души "одной лишь вере", протестантизм тем самым вытолкнул разум на поприще мировой практической деятельности - ремесла, хозяйства, политики. Среди тех, кто непосредственно подготавливал рождение" науки, был Николай Кузанский (Кардинал Римской католической церкви, крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог, учёный-энциклопедист, математик, церковно-политический деятель. ), идеи которого оказали влияние на Джордано Бруно, Леонардо да Винчи, Николя Коперника, Галилео Галилея, Иоганна Кеплера. Период с 1540 по 1650 г. характеризуется торжеством опытного (экспериментального) подхода к изучаемым явлениям: открытие кровообращения Гарвеем (1628), установление магнитных свойств Земли Гильбертом (1600), прогресс техники, открытие и применение телескопа и микроскопа, утверждение идеи гелиоцентризма и принципа идеализации (особенно важного для науки) Г. Галилеем. Галилео Галилея - итальянского физика и астронома - по праву относят к тем, кто стоял у истоков формирования науки. Опираясь на принцип совпадения противоположностей, сформулированный Николаем Кузанским, он применил его к решению проблемы бесконечного и неделимого. Решая проблему пустоты, известную еще с античности, Галилей допустил существование "мельчайших пустот" в телах, которые оказываются источником силы сцепления в них. С Галилея начинается рассмотрение проблемы движения, лежащей в основе классической науки. До него господствовало представление о движении, сформированное еще Аристотелем, согласно которому оно происходит, если существует сила, приводящая тело в движение; нет силы, действующей на тело, нет и движения тела. Сильное впечатление на современников произвела теория вихрей (космогоническая гипотеза) Декарта: мировое пространство заполнено особым легким, подвижным веществом, способным образовывать гигантские вихри. Хотя космогоническая гипотеза Декарта была отвергнута, но остались бессмертными его достижения в области математики: введение системы координат, алгебраических обозначений, понятия переменной, создание аналитической геометрии. Важна была также идея развития, содержащаяся в теории вихрей, и идея деления "корпускул" до бесконечности, что впоследствии было подтверждено атомной физикой. Научную программу, которую создал Исаак Ньютон (1643- 1727), английский физик, он назвал "экспериментальной философией". В соответствии с ней исследование природы должно опираться на опыт, который затем обобщается при помощи "метода принципов", смысл которого заключается в следующем: проведя наблюдения, эксперименты, с помощью индукции вычленить в чистом виде связи явлений внешнего мира, выявить фундаментальные закономерности, принципы, которые управляют изучаемыми процессами, осуществить их математическую обработку и на основе этого построить целостную теоретическую систему путем дедуктивного развертывания фундаментальных принципов. Ньютон создал основы классической механики как целостной системы знаний о механическом движении тел, сформулировал три ее основных закона, дал математическую формулировку закона всемирного тяготения, обосновал теорию движению небесных тел, определил понятие силы, создал дифференциальное и интегральное исчисление как язык описания физической реальности, выдвинул предположение о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света. Механика Ньютона стала классическим образцом дедуктивной научной теории. Так же как и Ньютон, немецкий ученый Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) был убежден, что все в мире существующее должно быть объяснено с помощью исключительно механических начал. Природа — это совершенный механизм, и все - от неорганического до живых организмов - создано гениальным механиком Богом. И познаваться этот механизм может с помощью механических причин и законов. В области биологии эволюционные идеи высказывал французский естествоиспытатель Ж. Б. Ламарк (1744-1829) в "Философии зоологии" и Ч. Р. Дарвин (1809-1882), создавший знаменитую работу "Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь" (1859) Среди открытий в химии важнейшее место занимает открытие периодического закона химических элементов выдающимся ученым химиком Д. И. Менделеевым (1834-1907). 45. Этапы развития социально-гуманитарных наук. Социально-гуманитарные науки в своем развитии прошли несколько этапов. Принято выделять классический (XVII - конец XIX в.), неклассический (конец XIX - первая половина XX в), пост неклассический (вторая половина XX – начало XXI в.) этапы. Для каждого из них характерны единые правила, нормы и эталоны познавательной деятельности, представления об устройстве и развитии мира. Классическую науку отличают - простота, неизменность, стабильность, точность, линейность, равновесность, обратимость, наглядность, доминирование эмпирических методов познания и принципа элементаризма - разложения предметов (при их изучении) на простые составляющие при непонимании и игнорировании функционально-генетических связей и отношений, наличие усредненного, вне историчного, внесоциального субъекта-исследователя, изучающего (исключительно с помощью разума) мир со стороны Для классической философии и науки (XVII—XIX вв.) характерно представление о человеке как родовом существе. Идущая от античности "Традиция определять человека как «политическое животное» (Аристотель) или как «двуногое бесперое существо» (Платон) оставляет в стороне анализ понятия идеального человека, определяемого в абстрактном понятии «человечность», поскольку он находится за пределами эмпирически наблюдаемой реальности. В классической науке в центре внимания оказываются именно абстракция человека, раскрытие его всеобщих черт, коррелируемых с развитием науки, техники, стандартизацией производства и потребления. Конец ХХ — начало XX веков были периодом кризиса классической философии и науки и возникновения неклассической науки. Кризис физики обернулся кризисом всей классической науки с ее образцами и нормами. Открытие ненаблюдаемых объектов - элементарных частиц, физических полей и т. д. показало ограниченность классической науки и потребовало пересмотра ее методологии. Для неклассического этапа в развитии социальных и гуманитарных наук, который начинается с середины (особенно последней четверти) XIX века, характерными чертами являются неустойчивость, неравновесность, сложность, нелинейность, необратимость, абстрактность, свобода поиска, новаторство, нестандартность, отказ от установки на получение абсолютно точного знания, упор на методы, позволяющие комплексно, системно исследовать процессы природного и социального мира. Он характеризуется также тем, что в общественных науках происходит переход от натурализма к антинатурализму. Возникают новые подходы к пониманию сущности социально-гуманитарного знания, его предмета и методов. Большой вклад в разработку проблемы особого статуса социально-гуманитарных наук внесли В. Дильтей, Г. Зиммель, А. Бергсон, Г. Риккерт, В. Виндельбанд, Э. Гуссерль. Неклассический этап развития характерен тем, что стала доминировать направленность знания на изучение жизни людей, а не жизни природы. Неклассическая наука внесла свой позитивный вклад в теорию и методологию познания. В частности, центр внимания социально-гуманитарных и естественных наук переместился в сторону субъекта, выявления его позитивной роли в познавательном процессе. Постнеклассическое (современное) социальное мировидение в еще большей степени акцентирует внимание на идее присутствия человеческого фактора во всех изучаемых объектах социальной реальности, причем сложных объектах медико-биологические, социально-экологические, человеко-машинные системы. В результате постнеклассическое мировидение исходит из установки о непрерывно меняющейся социальной реальности, характеризующейся открытостью, саморазвитием, саморегуляцией, неоднозначностью а, следовательно, множественностью вариантов объяснения одних и тех же изучаемых социальных явлений и процессов. Задача постклассической философии — выработка образцов оптимизации такого рода взаимодействий. Лавинообразный рост науки, развитие техники и технологии, динамика общественного развития и культуры делают эту проблему постоянно актуальной, поскольку постоянно возникает потребность выработки новых образцов и модернизации старых в соответствии с изменившимися условиями. 46. Взаимосвязь науки с другими историческими типами мировоззрения. Мировоззрение — система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Выделяют обыденное мировоззрение, научное, философское, религиозное. С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское. Философия – выступает как определенная сфера культуры, система материальных и духовных ценностей, способов их создания и трансляции. Существуют различия между философией и другими формами культуры: наука, искусство, религия, как компоненты культуры. Можно выделить общее и отличное. 1.Философия и наука. Общее: ставится задача достижения истины, то есть адекватного воспроизведения реальности. Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий, категорий. Различия ф. и н.: главная интенция науки – получение практически значимого результата, обладающего достоянием объективной истины. Наука основывается на доказательности, обоснованности, строгости знаний, стремлении к объективной истине. Научные традиции очень жесткие, требуют следования канонам науки. Знание должно быть аргументировано, последовательно, без противоречий. В философии – главный результат – рефлексия, взаимоотношение человека, перспективы общественного развития смысла существования. Философия обязательно включает в себя ценностно-оценочную компоненту. Науке это не присуще. 2. Сходство философии и искусства состоит в том, что в их произведениях широко представлен эмоционально-личностный компонент, они всегда индивидуальны. Между философией и искусством – общее само познание и воспроизведение мира, не носит характер жесткой нормативности, что характерно для науки. Философия и искусство преподносят свой материал в свободной форме, в отличие от науки. Например, литература должна раскрепощать читателя, включить в свой жизненный мир. Различия: философия воздействует на разум, интеллект, искусство – на чувства. Если философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций, обращаясь к тонкости ума, то деятель искусства выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробужденные им чувства. И философия, и наука, и религия, и искусство создают свою картину мира, дополняя друг друга. 3.Религия и философия: близки проблема человека и бытия в мире, мировоззренческая наполненность. Философия и религия стремятся ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира, источнике добра и зла. Как и религии, философии присуще трансцендирование, то есть выход за границы опыта, за пределы возможного, иррационализм, в ней есть элемент веры. Различия: философское творчество ориентировано на поиск нового, религия основывается больше на традициях, консервативна. Философия критична, пытается удивить. Религия опирается на авторитет, как главный источник знаний, исторический текст, который надо декодировать, расшифровать. Однако религия требует беспрекословной веры, в ней вера выше разума, в то время как философия свои истины доказывает, апеллируя к разуму, к разумным доводам. Философия всегда приветствует любые научные открытия, как условия расширения наших знаний о мире. 47. Периодизация европейской науки. XV – XVII вв. - Создание машинной техники и формирование естествознания как науки в условиях мануфактурного производства XVII – 70-е гг. XIX вв. - Создание и распространение рабочих машин на базе парового двигателя и образование классического естествознания в период машиннофабричного производства 70-е гг. XIX – нач. XX вв. - Развитие системы машин на базе электропривода и новейшая революция в естествознании нач. XX – сер. XX вв. - Переход к автоматизированным системам машин и единение науки и производства сер. XX – нач. XXI вв. - Современное научно-техническое развитие Этапы становления научной мысли в Средние века делились на три уровня Схоластический период: Максимальное расширение несомненных знаний; познание Бога логическими рассуждениями Высокое Средневековье: Образование европейских университетов; рационалистический синтез католического мировоззрения Номинализм: Исследовательские акценты сдвигаются с умопостигаемого бытия к эмпирическим феноменам Что такое номинализм? Номинализм и реализм (от лат. nomen - имя, realis - действительный) - противоборствующие направления средневековой схоластической философии. Номинализм настаивал на объективном существовании лишь единичных вещей. Реализм утверждал объективное существование общих понятий в Божественном уме. 48. Научная парадигма и научная революция. Глобальные научные революции, в отличие от локальных, преобразуют общую картину мира и перестраивают идеалы и нормы научного исследования. В истории науки, по мнению исследователей, произошло четыре таких глобальных революции. Первая глобальная научная революция (Аристотелеаская) произошла в XVII в., и ее результатом явилось классическое естествознание, которого не было до тех пор. Но ядром классического естествознания при этом стала наука механика, задававшая способ восприятия мира и решения научных задач. Таким образом, результатом первой глобальной революции явилась парадигма механицизма, которая доминирует в науке вплоть до XIX в. Вторая (Ньютоновская) Считается, что с конца XVIII в. в науке происходят изменения, которые подготавливают вторую глобальную революцию. Она разворачивается в первой половине XIX в. прежде в биологии, химии, геологии и других областях науки. Именно в биологии и геологии утверждается эволюционный принцип объяснения действительности, противостоящий механицизму. Физика благодаря теории поля также отходит от механистических принципов объяснения действительности, при котором все изменения объясняются действием внешних причин. Третья глобальная научная революция (Эншейновская) охватывает период с конца XIX до середины XX в. В физике в это время была открыта делимость атома и созданы релятивистская и квантовая теории. В космологии возникла концепция нестационарной Вселенной, в биологии шло формирование генетики. В то же время возникают кибернетика и теория систем. Научная парадигма (от греч. «изображение, образец, пример, модель») — безоговорочно принятая научным сообществом модель научной деятельности. В философию науки термин ввёл Т. Кун в 1958—1959 годах. Смена парадигм происходит во время научной революции, потому что научное знание развивается скачкообразно, аномалии ослабляют роль парадигмы, образуются новые объединения людей по преобразованию общества, а революция вынуждает частично отказаться от некоторых институтов в пользу других. Томас Кун описывал парадигму как «исторически сложившаяся совокупность убеждений, ценностей и т.д., характерная для членов научного общества». Иными словами, он ввёл идею, что исследования всегда ведутся в рамках текущей, общепринятой парадигмы (нормальная наука). Но её сменяет другая парадигма, когда исследователи встречают головоломку (аномалию), которая не укладывается в рамки принятой парадигмы. Научная парадигма определяет рамки «нормальной науки»: фундаментальные законы и понятия; «метафизические компоненты»: критерии, соответствие которым необходимо для восприятия объяснений фактов как «научных»; ценностные предпочтения (например, баланс между количественными и качественными предсказаниями, простотой и детальностью). 49. Обыденное и повседневное познание. Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание — основной предмет гносеологии (философская дисциплина исследующая познание)
|