ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ по дисциплине «История и философия науки. Экзаменационные вопросы по дисциплине История и философия науки
Скачать 466 Kb.
|
Возрастание роли и актуальности науки в современную эпоху. В настоящее время наука охватывает огромную область знаний. Она включает около 15 тысяч дисциплин, которые все более тесно взаимодействуют и оказывают влияние друг на друга. Современная наука дает нам целостную картину возникновения и развития Метагалактики, появления жизни на Земле и основных стадий ее развития, возникновения и развития человека. Она постигает законы функционирования его психики, проникает в тайны бессознательного, которое играет большую роль в поведении людей. Наука сегодня изучает все, даже самую себя – то, как она возникла, развивалась, как взаимодействовала с другими формами культуры, какое влияние оказывала на материальную и духовную жизнь общества. Права и обязанности учёных. Педагог, осуществляющий профессиональную деятельность в организации высшего и (или) послевузовского образования, имеет право на: 1) занятие педагогической деятельностью с обеспечением условий для профессиональной деятельности; 2) занятие научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работой, внедрение новых методик и технологий в педагогическую практику; 3) индивидуальную педагогическую деятельность; 4) свободный выбор способов и форм организации педагогической деятельности при условии соблюдения требований государственного общеобязательного стандарта соответствующего уровня образования; 5) участие в работе коллегиальных органов управления организации образования; 6) повышение квалификации не реже одного раза в пять лет продолжительностью не более четырех месяцев; 8) моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической деятельности в виде государственных наград, почетных званий, премий и именных стипендий; 9) защиту своей профессиональной чести и достоинства; 10) отсрочку от призыва на воинскую службу; 11) творческий отпуск для занятия научной деятельностью с сохранением педагогического стажа; 12) обжалование приказов и распоряжений администрации организации образования; 13) уважение чести и достоинства со стороны обучающихся, воспитанников и их родителей или иных законных представителей. Педагог, осуществляющий профессиональную деятельность в организации высшего и (или) послевузовского образования, обязан: 1) обладать соответствующими теоретическими и практическими знаниями и навыками преподавания в области своей профессиональной компетенции; 2) обеспечить качество предоставляемых образовательных услуг в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов образования; 3) воспитывать обучающихся в духе высокой нравственности, уважения к родителям, этнокультурным ценностям, бережного отношения к окружающему миру; 4) развивать у обучающихся жизненные навыки, компетенцию, самостоятельность, творческие способности; 5) постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, интеллектуальный, творческий и общенаучный уровень; 7) соблюдать правила педагогической этики; 8) уважать честь и достоинство обучающихся, воспитанников и их родителей или иных законных представителей; 9) незамедлительно сообщать правоохранительным органам о фактах совершения несовершеннолетними или в отношении них действий (бездействия), содержащих признаки уголовного либо административного правонарушения, в организациях образования, а также о фактах, ставших ему известными в связи с профессиональной деятельностью вне организаций образования; 10) в течение одного рабочего дня с момента выявления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, информировать органы системы профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних. За нарушение обязанностей и совершение проступка, дискредитирующего звание педагога, педагог, осуществляющий профессиональную деятельность в организации высшего и (или) послевузовского образования, может быть привлечен к ответственности, установленной законами Республики Казахстан. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании». Согласно Закону РК от 18.02.2011 «О науке», ученый - физическое лицо, осуществляющее научные исследования и получающее результаты научной и (или) научно-технической деятельности. Физическими лицами, осуществляющими научную и (или) научно-техническую деятельность, являются научные, инженерно-технические и иные работники, состоящие в трудовых отношениях с научными организациями, организациями высшего и (или) послевузовского образования, осуществляющими научную и (или) научно-техническую деятельность, а также ученые, самостоятельно осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность. Физические лица имеют право участвовать в конкурсах научных, научно-технических проектов и программ, финансируемых из государственного бюджета, в соответствии с правилами базового и программно-целевого финансирования научной и (или) научно-технической деятельности, а также грантового финансирования научной и (или) научно-технической деятельности и коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности, финансирования научных организаций, осуществляющих фундаментальные научные исследования, и условиями конкурса. Наука и религия. Можно выделить три модели соотношения науки и религии: конфликт, независимость и интеграция. Конфликт во взаимоотношениях науки и религии иллюстрируют так называемые «научный материализм» и «библейский буквализм», которые представляют противоположности. И те, и другие считают, что наука и религия предлагают взаимоисключающие точные описания одной и той же сферы — истории природы и что необходимо выбирать один из этих вариантов. Научный материализм и библейский буквализм злоупотребляют наукой одинаково: первый, исходя из научных представлений, пытается затем делать из них широкие философские обобщения, а второй исходит из богословских представлений, но стремится делать выводы о научных вопросах. Независимость. Один из способов избежать конфликта между наукой и религией состоит в том, чтобы рассматривать эти две сферы абсолютно независимо и автономно. Каждая из них имеет свою область приложения и свои характерные методы, которые объясняются в ее собственных терминах. Сторонники такой точки зрения полагают, что и у науки, и у религии существует своя собственная юрисдикция и они должны сохранять дистанцию между собой. Интеграция. Эта концепция исходит из диалога научного и религиозного знаний, что основано на существовании общих черт, свойственных как науке, так и религии. Большинство исследователей на сегодняшний день солидарны в том, что полное и адекватное постижение действительности возможно только при условии объединения религиозного и научного путей ее познания. Признается возможность построения единой целостной картины мира на основе синтеза науки и религии. История естествознания как смена научных парадигм. Парадигма – концептуальная схема постановки проблем, решений и методов исследования, которые в течение определенного времени господствуют в научном сообществе. Новый взгляд на развитие науки сформировал американский философ Томас Кун. В соответствие с его идеями большую часть времени происходит развитие «нормальной» науки, когда происходит накопление и расширение научных знаний, его уточнение в рамках принятой парадигмы. При этом парадигма является и примерами научности, истинности, значимости, а все что в нее не вписывается, признается не научным. Но по мере углубления и расширения научных знаний, исследований, методов и средств, факты, не вписывающиеся в парадигму, все более увеличиваются. Когда это информация достигает определенной критической массы, происходит научная революция, связанная с переходом на новую парадигму. После нее начинается процесс новой «нормальной» науки. В настоящее время считается, что за всю историю было 2 парадигмы: Ньютоновская и Эволюционная. В соответствие с Ньютоновской природа в целом качественно не развивается, а все изменения связаны лишь с количественными характеристиками существующих материальных связей. В соответствие с эволюционной, развитие имеет уникальный непредсказуемый характер, однако определенные закономерности все же существуют, но они проявляются не как однозначные, а как тенденции развития. В соответствие с Ньютоновской парадигмой мир воспринимается как «существующий», когда все развитие происходит по законам, а в соответствие с Эволюционной – как мир «возникающий». Развитие науки в эпоху Возрождения. Хронологически эпоха Возрождения охватывает период XV— XVI вв. В истории науки его роль состоит в системном разрушении старой картины мира, религиозного типа мышления и создании новой парадигмы, нового универсального типа мышления. Наиболее характерными чертами этого исторического этапа являются следующие: повышение статуса отдельной личности, активизация взаимоотношений человека с природой, в связи с чем это время именуют и периодом гуманизма. Именно с позиций гуманизма титаны Возрождения усиленно критиковали Средневековье; преодоление религиозного стиля мышления, постановка вопроса о научном исследовании как специфическом виде практической профессиональной деятельности. «Влюбленный в практику без науки, — писал Леонардо да Винчи, — словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории... Наука — полководец, а практика — солдаты»; появление новых представлений об устройстве мира, структуре бытия, т.е. создание новой онтологии; произошел переход от тео- центризма, т.е. представлений о мире как творении Бога, к идеям о бесконечности и вечности Вселенной, исключающей акт Божественного творения мира. Начало новой онтологии положил Николай Коперник (1471 — 1543), польский ученый-астроном, доказавший в своей книге «Об обращении небесных сфер» (1543), что Земля не есть неподвижный центр Вселенной, а сама вращается вокруг Солнца и собственной оси. Научная парадигма и научная революция Т.Куна и П.Фейрабенда Парадигма – концептуальная схема постановки проблем, решений и методов исследования, которые в течение определенного времени господствуют в научном сообществе. Новый взгляд на развитие науки сформировал американский философ Томас Кун. Критика Фейерабенда оказала существенное влияние на развитие теорий науки Томаса Куна. Основными элементами куновской модели являются четыре понятия: "научная парадигма", "научное сообщество", "нормальная наука" и “научная революция”. Научная революция – это смена парадигмы и, соответственно, переход от одной “нормальной науки” к другой. Парадигма – концептуальная схема постановки проблем, решений и методов исследования, которые в течение определенного времени господствуют в научном сообществе. Новый взгляд на развитие науки сформировал американский философ Томас Кун. В соответствие с его идеями большую часть времени происходит развитие «нормальной» науки, когда происходит накопление и расширение научных знаний, его уточнение в рамках принятой парадигмы. При этом парадигма является и примерами научности, истинности, значимости, а все что в нее не вписывается, признается не научным. Но по мере углубления и расширения научных знаний, исследований, методов и средств, факты, не вписывающиеся в парадигму, все более увеличиваются. Когда это информация достигает определенной критической массы, происходит научная революция, связанная с переходом на новую парадигму. После нее начинается процесс новой «нормальной» науки. В настоящее время считается, что за всю историю было 2 парадигмы: Ньютоновская и Эволюционная. В соответствие с Ньютоновской природа в целом качественно не развивается, а все изменения связаны лишь с количественными характеристиками существующих материальных связей. В соответствие с эволюционной, развитие имеет уникальный непредсказуемый характер, однако определенные закономерности все же существуют, но они проявляются не как однозначные, а как тенденции развития. В соответствие с Ньютоновской парадигмой мир воспринимается как «существующий», когда все развитие происходит по законам, а в соответствие с Эволюционной – как мир «возникающий». “Нормальная наука”– означает исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений (это и есть “парадигма”). Наука как предмет философского осмысления. Попытки найти ответы на другие вопросы, связанные с пониманием науки как особой сферы человеческой деятельности, привели к возникновению особой дисциплины -- философии науки, которая сформировалась в XX веке на стыке трех областей: самой науки, ее истории и философии. Философия науки пытается понять, что такое наука, в чем состоит специфика научного знания и методов науки, как развивается наука и как она получает свои изумительные результаты. Наука рассматривается в нескольких контекстах: производительная сила, социальный институт, система профессиональной подготовки и переподготовки, научное знание, вид деятельности, форма культуры. Предмет философии науки - общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в историческом развитии и рассмотренных в социокультурном контексте. С XVI до середины XX века задачей философа была выработка критериев истинности знания (примеры: XVI век -- Декарт, Бэкон, XX век -- Карнап, Рейхенбах). Философия науки была нормативной дисциплиной -- предписывающей, как науке прийти к истинному знанию. В XX веке стало понятно, что такие логико-методологические предписания жестки и далеки от практики научного исследования, с середины XX века возникло стремление приблизить их к практике. С этого времени философия науки и стала связываться с историей науки (Лакатос, Кун, Фейерабенд). Наука и политика. В традиционном национальном государстве под научной политикой понималась в первую очередь система и институты принятия решений о стратегии развития научно-технического комплекса страны, а также действия по практической реализации этих решений. Вся эта деятельность, за минимальными исключениями, располагалась в зоне бюрократической. Наука воспринималась лишь как одно из средств реализации военной, экономической и других направлений политики, впрямую связанных с перспективностью партийных программ. Свою роль играла наука и в международной политике, оказывая существенное влияние на престиж государства и подкрепляя его державные амбиции. Радикальное изменение ситуации заключалась в том, что современная научная политика во все большей мере становится политикой публичной. Расходы на науку, направления и формы ее развития, ее участие в жизни общества, — все это становится предметом обсуждения и непосредственно влияет на электоральные перспективы отдельного политика или политической партии. Все большую роль в этих процессах начинает играть общественный контроль развития науки и использования ее достижений. Соответственно, жизненно важным для политики становится постоянный мониторинг отношения населения к науке вообще, к отдельным направлениям ее развития, к ее участию в других процессах (развитии образования, экономической структуры общества, инновационного процесса). Для этой цели политики вместе с научным сообществом постоянно проводят массированное изучение общественного мнения о науке. Концепция неявного знания М. Полани. Полани, Майкл (1891-1976) - английский философ и ученый, один из основателей постпозитивизма. В 50-х г.г. разработал концепцию неявного знания (личностного знания, вплетенного в искусство экспериментирования и теоретические навыки ученых и передаваемого лишь через непосредственное обучение и личные контакты). Основой концепции неявного знания является тезис о существовании двух типов знания: центрального (явного) и периферического (скрытого, неявного). При этом последнее рассматривается не просто как неформализируемый избыток информации, а как необходимое основание логических форм знания. Любой термин, по Полани, нагружен неявным знанием, и адекватное понимание его смысла возможно лишь в теоретическом контексте употребления. Полани принадлежит приоритет в изучении роли таких форм передачи знания, где логико-вербальные формы играют вспомогательную роль (посредством демонстрации, подражания и т. д.). Предпосылки, на которые ученый опирается в своей работе, невозможно полностью вербализовать, т.е. выразить в языке. Именно знания такого типа Полани назвал неявными. «...В самом сердце науки существуют области практического знания, которые через формулировки передать невозможно». К ним можно отнести традиции и ценностные ориентации. Становление философии как типа мировоззрения. Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это общее понимание человеком окружающего мира, своего положения в нем, взаимоотношения с ним, а также понимание общих возможностей и задач в практической и познавательной деятельности. Существуют следующие уровни мировоззрения: житейско-практическое (формируется стихийно, на него влияют религиозные, национальные факторы); теоретическое мировоззрение (все основано на доказательстве, на этом уровне находится философия и науки) В истории человечества выделяется три основные формы мировоззрения: 1. Мифология; 2. Религия; 3. Философия. Философия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Впервые термин употребил Пифагор. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: - основано на знании (а не на вере либо вымысле); - рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); - логично (имеет внутреннее единство и систему); - опирается на четкие понятия и категории. Философия включает в себя учения об общих принципах бытия мировоззрения (онтология, или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания(гносеология), проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии. Философия дает систему знания о мире как целом. Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью. |