Главная страница
Навигация по странице:

  • 74. Споры о месте и роли науки в культуре: сциентизм и антисциентизм.

  • 75. Периодизация науки

  • ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ по дисциплине «История и философия науки. Экзаменационные вопросы по дисциплине История и философия науки


    Скачать 466 Kb.
    НазваниеЭкзаменационные вопросы по дисциплине История и философия науки
    Дата25.12.2022
    Размер466 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ по дисциплине «История и философия науки.doc
    ТипЭкзаменационные вопросы
    #862550
    страница9 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    73. Первый позитивизм: О.Конт, Г.Спенсер, Дж.Ст.Милль.

    Первая волна позитивизма была поднята французским философом Огюстом Контом (1798—1857), а также английскими учеными Джоном Стюартом Миллем (1806—1873) и Гербертом Спенсером (1820—1903).

    Главная философская работа Конта — это шеститомный труд «Курс позитивной философии» (1830—1854). Опираясь на идеи своего учителя Сен-Симона, Конт предпринимает попытку радикальной реформы философии и науки. Стержнем его системы явился закон трех стадий развития общества и человека. Первая стадия — теологическая (религиозная). Здесь человек склонен все объяснять действием сверхъестественных сил: богов, духов, демонов. Вторая стадия — метафизическая (философская). Мир объясняется на основе абстрактных идей. И третья, высшая стадия развития общества, — позитивная (научная). Только здесь человек получает достоверное, проверяемое знание о мире, в основе которого лежит позитивный метод, т.е. чисто эмпирическое научное исследование.

    В XIX в., полагал Конт, человечество подошло к третьей стадии развития. Значит, настало время отказаться от философской метафизики с ее абстракциями и умозрениями. Новое мировоззрение, согласно Копту, должно опираться на закон подчинения воображения наблюдению и «правильную» классификацию паук.

    Наблюдение — универсальный метод познания, позволяющий описывать явления и устанавливать законы.

    Позитивная наука не должна изучать изначальные или финальные причины, пытаясь понять, почему происходит то или иное явление. Вместо «почему» она должна объяснить, «как» это происходит. Больше ничего, пытается убедить Конт, человека не должно интересовать.

    «Правильная» контовская классификация наук такова:

    1) астрономия;

    2) физика;

    3) химия;

    4) биология;

    5) социология.

    Науки расположены в порядке усложнения. Философии в этом списке места не нашлось. Психологию Конт поделил между биологией и социологией. Мораль тоже отнес к социологии. Математику в список не включил, несмотря на то, что придавал ей большое значение.

    74. Споры о месте и роли науки в культуре: сциентизм и антисциентизм.

    Сциентизм и антисциентизм представляют собой две остро конфликтующие ориентации в современном мире. К сторонникам сциентизма относятся все те, кто приветствует достижения НТР, модернизацию быта и досуга, кто верит в безграничные возможности науки и, в частности, в то, что ей по силам решить все острые проблемы человеческого существования. Наука оказывается высшей ценностью, и сциентисты с воодушевлением и оптимизмом приветствуют все новые и новые свидетельства технического подъема.

    Антисциентисты видят сугубо отрицательные последствия научно-технической революции, их пессимистические настроения усиливаются по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально-политических проблем.

    Сциентизм и антисциентизм возникли практически одновременно и провозглашают диаметрально противоположные установки. Определить, кто является сторонником сциентизма, а кто антисциентист, нетрудно. Аргументы тех и других легко декодируются, имея разновекторную направленность:

    Сциентисты приветствуют достижения науки. Антисциентиты испытывают предубежденность против научных инноваций.

    Сциентисты провозглашают знание как наивысшую культурную ценность. Антисциентисты не

    Сциентисты, отыскивая аргументы в свою пользу, привлекают свое знаменитое прошлое, когда наука Нового времени, обрывая путы средневековой схоластики, выступала во имя обоснования культуры и новых, подлинно гуманных ценностей. Они совершенно справедливо подчеркивают, что наука является производительной силой общества, производит общественные ценности и имеет безграничные познавательные возможности. Очень выигрышны аргументы антисциентистов, когда они подмечают простую истину, что, несмотря на многочисленные успехи науки, человечество не стало счастливее и стоит перед опасностями, источником которых стала сама наука и ее достижения. Следовательно, она не способна сделать свои успехи благодеянием для всех людей, для всего человечества.

    Сциентисты видят в науке ядро всех сфер человеческой жизни и стремятся к "онаучиванию" всего общества в целом. Только благодаря науке жизнь может стать организованной, управляемой и успешной. Антисциентисты считают, что понятие "научное знание" не тождественно понятию "истинное знание".

    Сциентисты намеренно закрывают глаза на многие острые проблемы, связанные с негативными последствиями всеобщей технократизации. Антисциентисты прибегают к предельной драматизации ситуации, сгущают краски, рисуя сценарии катастрофического развития человечества, привлекая тем самым большее число своих сторонников.

    75. Периодизация науки

    Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI--XVII столетий. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования действительности.

    Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т. п. Критерием (основанием) данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания.

    1. Классическая наука (XVII--XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.

    2. Неклассическая наука (первая половина XX в.), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условия объективно-истинного описания и объяснения мира.

    3. Существенный признак постнекласстеской науки (вторая половина XX в.) -- постоянная включенность субъективной деятельности в «тело знания». Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.

    Каждая из названных стадий имеет свою парадигму (совокупность теоретико-методологических и иных установок), свою картину мира, свои фундаментальные идеи. Классическая стадия имеет своей парадигмой механику, ее картина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма. С неклассической наукой связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.

    Постнеклассической стадии соответствует парадигма становления и самоорганизации. Основные черты нового (постнеклассического) образа науки выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в системах самой различной природы (физических, биологических, технических, социальных и др.). Ориентация на «синергетическое движение» — это ориентация на историческое время, системность (целостность) и развитие как важнейшие характеристики бытия.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта