Главная страница
Навигация по странице:

  • 51. Современная научная картина мира и ее отличие от ненаучных картин мира.

  • 52. Философские концепции взаимоотношений науки и философии.

  • 53. Наука в древнем Вавилоне.

  • 54. Связь между общенаучной и естественнонаучной картинами мира.

  • 55. Функции и роль философии в научном познании.

  • ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ по дисциплине «История и философия науки. Экзаменационные вопросы по дисциплине История и философия науки


    Скачать 466 Kb.
    НазваниеЭкзаменационные вопросы по дисциплине История и философия науки
    Дата25.12.2022
    Размер466 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ по дисциплине «История и философия науки.doc
    ТипЭкзаменационные вопросы
    #862550
    страница6 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    50. Античная наука.

    «Страна происхождения» науки в европейском понимании — Древняя Греция. Для того чтобы стать научным, знание должно оторваться от практических запросов и приобрести свою теоретическую форму выражения. Объектом познания являются не реально существующие предметы, а идеальные объекты, конструируемые самим мышлением. Главным средством получения нового знания выступает не эмпирический опыт, а теоретический анализ, основанный на системе логических доказательств. Именно эти качества — теоретичность, логическую доказательность, независимость от практических потребностей, открытость для обсуждения и критики — приобретает знание в Древней Греции.

    Для создания такого рода науки необходимы были определенные интеллектуальные предпосылки, прежде всего переход от мифологического мышления к логико-понятийному. В сфере мифологических представлений объективное и логическое не востребованы и не представлены.

    Логико-понятийное мышление открывает новую реальность — реальность логических конструкций и доказательств, для которых чувственная реальность не имеет решающего значения. Пифагорейцы, вводя понятие числа, и элеаты, апеллируя к логическим основаниям мышления, подготовили интеллектуальные основания для формирования античной науки.

    Для этой науки характерна органичная связь с философией. Наука пытается заглянуть в сферу умопостигаемого, где и начинается влияние на нее философии. Философия отличается от мифологии тем, что она стремится к построению знания о мире (Космосе), его причинах и первоначалах. Если первые философы искали первоначала в чувственно воспринимаемом, то в последующем приходит понимание необходимости разграничения мнения (сфера чувственно воспринимаемого) и знания (сфера умопостигаемого). Разграничение и противопоставление чувственно воспринимаемого и умопостигаемого, в наибольшей степени выраженное в элейской школе, оказалось перспективным и создало возможности для становления науки в тесной связи с философией. Кроме того, к миру знания стало возможным применение математических и логических средств.

    Идея применения математических средств восходит к Пифагору (вторая половина VI в. — начало V в. до н.э.) и его школе. Именно здесь были заложены основы научного миропонимания, а математика становится его ведущим инструментом. Пифагорейцы утверждали, что числа — первоначала сущего, а онтология чисел раскрывает фундаментальные первоначала организации природы: «Начало всего — единица; единице как причине подлежит как вещество неопределенная двоица; из единицы и неопределенной двоицы исходят числа; из чисел — точки; из точек — линии; из них — плоские фигуры; из плоских — объемные фигуры; из них — чувственно воспринимаемые тела, в которых четыре основы — огонь, вода, земля и воздух; перемещаясь и превращаясь целиком, они порождают мир — одушевленный, разумный, шаровидный, в середине которого — земля...» [1. С. 313].

    Античная наука сумела выстроить завершенные образцы своего знания. К ним следует отнести «Аналитики» Аристотеля, «Начала» Евклида, работы Архимеда: «О математическом методе доказательства теорем», «О равновесии плоских фигур», «О плавающих телах» и др. Их объединяют общность логических основ, теоретическая доказательность, активное использование математических средств.

    Характерной особенностью античной науки является ее созерцательный характер. Она выстраивается ради поиска истины, а не ради решения практических задач. Наука и философия взаимосвязаны, а научное знание плавно перетекает в философские рассуждения. Они включены в поиск мудрости, в целостное осмысление всего сущего. Высшими критериями этого поиска выступают принципы Блага, Красоты и Истины.

    Итак, античная наука характеризуется широким применением математических форм доказательства, созерцательностью.

    51. Современная научная картина мира и ее отличие от ненаучных картин мира.

    Основой современной научной картины мира являются фундаментальные знания, полученные, прежде всего, в области физики. Однако в последние десятилетия прошлого века все больше утверждалось мнение, что в современной научной картине мира лидирующее положение занимает биология. Это выражается в усилении влияния, которое оказывает биологическое знание на содержание научной картины мира. Идеи биологии постепенно приобретают универсальный характер и становятся фундаментальными принципами других наук. В частности, в современной науке такой универсальной идеей является идея развития, проникновение которой в космологию, физику, химию, антропологию, социологию и т.д. привело к существенному изменению взглядов человека на мир.

    Главное отличие научной картины мира от ненаучных картин мира (например, религиозной) состоит в том, что научная картина мира строится на основе определенной доказанной и обоснованной фундаментальной научной теории. Вместе с тем научная картина мира как форма систематизации знания отличается от научной теории. Если научная картина мира отражает объект, отвлекаясь от процесса получения знания, то научная теория содержит в себе не только знания об объекте, но и логические средства проверки их истинности. Научная картина мира играет эвристическую роль в процессе построения частных научных теорий.

    52. Философские концепции взаимоотношений науки и философии.

    За длительную историю сосуществования философии и науки как самостоятельных форм познавательной деятельности был сформулирован ряд концепций их соотношения. Здесь мы осветим четыре из них: трансценденталистскую (метафизическую), позитивистскую, анти- интеракционистскую, диалектическую.

    1. Трансценденталистская концепция (ТК). Кратко она выражается формулой «Философия — наука (царица) наук». Это подчеркивает, во-первых, гносеологический приоритет философии как более фундаментального знания по сравнению с конкретными науками; во-вторых, руководящую роль философии по отношению к конкретным наукам; в-третьих, самодостаточность ее по отношению к частноьнаучному знанию, зависимость последнего от философии, относительность истин конкретных наук.

    ТК сложилась в античности (Пифагор, Фалес, Парменид, Платон, Аристотель). В силу неразвитости наук и большей продвинутое философии ТК выглядела как естественная в рамках существовавшей культуры.

    Позитивизм – философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм – совокупный результат специальных наук. 

    Позитивизм по своей сути всегда представлял собой упрощенный технократический, технологический взгляд на жизнь. Все позитивисты – прагматики, они относятся к жизни с математической, практической точки зрения. 

    Основоположником позитивизма является Огюст Конт (1830-е гг.). Он сделал вывод о том, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Это не исключает, по его мнению, существования некоторой общей науки, осуществляющей синтез научного знания, за которой можно сохранить старое название - философия. Основная идея состоит в том, что человеческое мышление в своем развитии проходит три стадии: 

    1) теологическую - круг знаний людей ограничен, господствует воображение, поэтому люди допускают существование: фантастических существ, богов, духов. В этот период - безграничная сила авторитета и, как правило, монархический строй; 

    2) метафизическую - первоначалом является не Бог, а природа или абстрактная «сущность». На этой стадии растет роль рассудка в ущерб чувству. В политике на место монарха стремятся поставить власть народа; 

    3) позитивную - высшая, позитивная, научная. Здесь происходит отказ от теологии и метафизики. 

    Цель позитивной науки - установление порядка и законов природы и общества. Движущая сила общественного прогресса - прогресс знаний. Общество - это социальный организм. Все части его должны быть солидарны. Политическая власть должна принадлежать тем, кто руководит промышленностью. 

    Метафизические (философские) проблемы О. Конт объявляет принципиально неразрешимыми. Отсюда, главная задача исследователя - остаться на научной стадии, отбросить религиозные и философские объяснения.

    Герберт Спенсер. Для Спенсера наука – это вообще всякое знание. Философия Спенсера явилась завершением первой формы позитивизма. Спенсер разработал закон прогресса, понимаемого как всеобщая эволюция. Теорию Дарвина он считал биологическим подтверждением сформулированного им закона. Конечным пунктом эволюции является устойчивая целостность. Общая схема эволюции используется Спенсером и для истолкования развития науки. Он делит знание: 

    1) на необъединенное (обыденное) - существует нерасчлененная целостность; 

    2) частично объединенное (научное) - дифференциация наук, следовательно, усложнение первоначального простого состояния; 

    3) полностью объединенное (философское) - последующее взаимодействие наук, установление все более общих законов и принципов, под которые подводятся менее общие законы и принципы, ведет к интеграции наук и восстановлению единства науки. 

     Антиинтеракционистская концепция (АИК). АИК проповедует дуализм, равноправие и самодостаточность во взаимоотношениях философии и науки, отсутствие внутренней взаимосвязи и взаимовлияния процессов их развития и функционирования, которые идут параллельно и независимо друг от друга. Сторонники АИК (философия жизни, экзистенциализм, философия культуры и т.п.) полагают, что у философии и науки свои, совершенно несхожие предметы и методы, исключающие саму возможность влияния философии на развитие науки и обратно. Они исходят из идеи разделения всей культуры на две разные культуры: естественнонаучную (нацеленную на выполнение прагматических, утилитарных функций адаптации и выживания человечества за счет роста его материального могущества) и гуманитарную (увеличение духовного потенциала человечества, развитие в каждом человеке его духовной составляющей, единящей его с Богом).

    Диалектическая концепция опирается, с одной стороны, на диалектическое истолкование природы, сущности, структуры и развития науки и научного знания, с другой - на диалектический характер взаимодействия реальной науки с реальной философией. В том и в другом случае ее ключевыми категориями и положениями являются:

    а) антифундаментализм;

    б) качественное разнообразие;

    в) диалектический плюрализм;

    г) единство многообразного;

    д) относительность всех основных характеристик научного знания (истинность, доказательность, верифицируемость, общезначимость, объективность, определенность и др.);

    е) развитие науки и научного познания, их социальность;

    ж) диалектически противоречивый характер отношения между философией и наукой, основанный на взаимоотрицании и взаимополагании друг друга.

    Большой вклад в диалектическую концепцию философии науки внесли как крупные ученые-классики (Г. Галилей, И. Ньютон, Ч. Дарвин, И. М. Сеченов, Д. И. Менделеев,) так и выдающиеся философы (Г. Гегель, И. Кант, К. Маркс, Ф. Энгельс,) Диалектическая философия науки была господствующей в отечественной философии науки XX в., сознательно оппозиционируя себя различным вариантам трансцендентализма и позитивизма в понимании природы как философии, так и науки, а также их взаимоотношения.

    53. Наука в древнем Вавилоне.

    Древнеегипетская цивилизация была весьма высокоразвитой для своего времени. Египтяне знали такие науки как математика, астрономия, инженерия и ирригация, химия, медицина, вели землемерие, умело строили корабли и изготавливали фаянс.

    2.Точные науки – сильная сторона египетских ученых

    Египтяне были сильны в астрономии – они определяли многие созвездия, составляли астрономические карты, именно им принадлежит авторство солнечного календаря. Год состоял из 365 дней и делился на три сезона, обусловленных с/х работами (разлив, посев, жатва). Каждый сезон включал 4 месяца.

    Математика – наука, получившая в Древнем Египте наибольшее развитие. Счет, десятичная система, работа с огромными числами, основные арифметические действия, измерение площадей и объемов, простые дроби и уравнения – всеми этими математическими понятиями оперировали египтяне много тысяч лет назад. Великолепные, гармоничные постройки тех времен говорят о том, что и с геометрией они были хорошо знакомы, возводя свои монументальные памятники с большой точностью. Плюс им необходимо было измерять уровень воды в Ниле. Была у египтян и собственная мера измерения, действующая на протяжении всего существования Египетского царства. Она базировалась на пропорциях тела человека, а главной единицей был локоть (почти 53 см).

    3.Медицина и фармакология – прогрессивные научные направления

    Химия и медицина были неразрывно связаны между собой, а искусство бальзамирования тела считалось наиважнейшим. До сих пор ученые удивляются мастерству и скрупулезности, с которой производилась эта сложная и кропотливая процедура. Египетское врачевание оказало значительное влияние на арабскую и греческую медицину. Стоматология, офтальмология и гинекология активно развивались, археологические находки говорят о том, что египтяне практиковали даже пластическую хирургию. Изучение человеческого тела позволяло добиться хороших результатов при хирургических вмешательствах, нередко довольно сложных. Об этом свидетельствуют найденные инструменты и медицинские приспособления.

    В распоряжении современных исследователей оказалось порядка 10 специализированных медицинских папируса. Их называли в честь городов, где они были обнаружены, или первых владельцев. Самые важные из них – это папирус Эдвина Смита и Эберса. Папирус Эдвина Смита на хирургическую тематику содержал подробные описания травм, за лечение которых брались египетские врачи – головы, грудной клетки, позвоночника. Во всем древнем мире врачи из Египта считались лучшими, за консультациями к местным специалистам приезжали со всего света. Цари и знатные особы из других стран выписывали врачей-египтян для лечения. Медики проходили обучение у своих более опытных коллег, видимо, существовали и специализированные школы, а также училища для акушерок. Фармакология – та отрасль медицины, где египтяне поистине не знали себе равных. Лекарственные снадобья и порошки, изготавливаемые из ингредиентов растительного, минерального и животного происхождения, использовались наряду с магическими ритуалами и заклинаниями.

    5.Письменность в древнем Египте: от иероглифов к алфавиту

    Письменность у египтян появилась довольно рано, еще в 4 т. до н. э., что объяснялось приличным объемом накопленных данных, хозяйственными нуждами и необходимостью ведении государственного делопроизводства. Писцы всегда были в почете в Древнем Египте, для их обучения открывались специальные школы. Должность эта сулила почет и процветание, не говоря о том, что сама письменность имела большое религиозное значение. Надписями обильно покрывали поверхность гробниц, храмов и обелисков, саркофагов и даже сосудов

    Египетская культура и искусство переживали периоды подъема и упадка, связанные с политическими и социальными изменениями, достигнув своего расцвета в период Нового Царства. Именно этому времени принадлежат одни из самых известных сохранившихся памятников истории Древнего Египта.

    54. Связь между общенаучной и естественнонаучной картинами мира.

    Научная картина мира — это особая форма научного теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определённому этапу её исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска.

    Научная картина мира — это особая форма научного теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки (см. Наука) соответственно определённому этапу её исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска.

    Различают основные формы научной картины мира:

    Общенаучная картина мира — целостная система обобщённых представлений о свойствах и закономерностях действительности (вселенной, живой природе, обществе и человеке), построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных знаний, полученных в различных науках на соответствующих стадиях их исторического развития. В этом смысле понятие научной картины мира используется для обозначения горизонта систематизации знаний, полученных в различных научных дисциплинах. Наряду с этим термин «общенаучная картина мира» широко применяется для обозначения мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры определённой исторической эпохи; в этом же значении используются термины «образ мира», «модель мира», «видение мира», характеризующие целостность научно-ориентированного мировоззрения.

    Естественнонаучная и социальная картины мира — система представлений о природе и обществе, обобщающие достижения соответственно естественных и гуманитарных наук. В этом смысле понятие научной картины мира используется для обозначения целостного образа мира на основе научных онтологий, включающих представления о природе и обществе.

    Научные картины мира выполняют три основные взаимосвязанные функции в процессе исследования: систематизируют научные знания, объединяя их в сложные целостности; выступают в качестве исследовательских программ, определяющих стратегию научного познания; обеспечивают объективацию научных знаний, их отнесение к исследуемому объекту и их включение в культуру.

    55. Функции и роль философии в научном познании.

    Функционируя в системе культуры общества, философия занимает важное место, так как она разрабатывает теоритические основы мировозрения, аксиологические проблемы, логико-методологические основы научного познания. В условиях растущей дифференциаци научного знания философия принимает самое активное участие в интеграционных прцессах, в систезе достижений отдельных наук в единую картину мира.

    Философия - это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Раньше некоторые философы, писатели и ученые выдвигали положение о философии как науки наук. Это положение, правильно подчеркивая особую роль философии по сравнению с частными науками как общей мировоззренческой, методологической, идеологической основы научного познания, вместе с тем страдает существенным изъяном. Оно объявляет философию наукой и этим устанавливает жесткую связь между философскими представлениями и научными теориями. В действительности философия является особой формой мышления. Она включает в себя элемент научности, но не сводится к научной форме знания. Наука есть форма коллективного познания, в то время как философия есть форма коллективного мышления людей.

    Философия стремится к научному познанию мира, но в то же время она пытается максимально выразить интересы субъекта (классов). Философия как система идей о мире (в целом) вовлечена в классовом обществе в идеологию и политику. Следствием этого является, по мнению ученых, усиление конфронтации между отдельными философскими направлениями. Поскольку философия оказывается связанной с идеологией, постольку в ее содержании имеется идеологическая сторона, а философию можно считать относящейся (в данном аспекте) к идеологии.

    Философия не только дает единое понимание происходящих в мире явлений, но и разрабатывает общий метод познания, который представляет собой совокупность взаимосвязанных принципов или требований, сформулированных на основе открываемых в действительности и в познании всеобщих законов и являющихся выводом из истории развития общественного познания.

    Роль философии особенно возрастает на переломах истории в периоды революционных изменений, когда человек ставит перед собой, обществом вечные вопросы о своей сущности, о смысле жизни, перспективах социального прогресса.

    Философия характеризуется многофункциональностью. Посредством ее функций раскрывается роль философии и ее значение для человека и общества, определяется ее место в научном познании.

    Выделяют разные функции, но наиболее значимыми можно назвать следующие:

    мировоззренческая, философия - это мировоззренческое знание; оно помогает формировать мировоззрение в целом и выполняет роль ядра и систематизирующего фактора мировоззрения;

    методологическая - философия выступает общим методом для других видов и форм знания. Философия разрабатывает и предлагает наиболее приемлемые и рациональные способы и подходы человека к действительности, выступает общей духовной базой для частных видов знания и человеческой деятельности;

    гносеологическая - философия формирует способ познавательного отношения человека к миру. Она дает общие установки на познание, разъясняет смысл основных понятий познавательной деятельности. Через философию человек познает не только и не столько конкретный мир, а существующие способы отношения человека к миру как культурные феномены разных эпох. Философия совершенствует мыслительную деятельность, оттачивает сам механизм мышления, пополняет понятийный аппарат, что также способствует повышению культуры мышления;

    ценностно-ориентирующая - философия приобщает человека к миру духовных ценностей. Она не только дает знание о ценностях, но еще и направляет (ориентирует) человека в мире ценностей, ориентирует его на высшие человеческие ценности, предоставляет ему более широкое и аргументированное поле для выбора своей системы ценностей, определения смысложизненной позиции;

    критически-преобразующая - философия должна учить человека сомневаться, критически оценивать себя и действительность. Должна учить ставить жизнесмысловые вопросы. Философия - это всегда сомнение, размышление, вопрос, а не точка, не истина в последней инстанции. Плюрализм философии создает для думающего человека возможность иметь разнообразие взглядов на ту или иную проблему и возможность выбора для себя своей собственной позиции. Под преобразованием философия, прежде всего, имеет в виду преобразование в своей собственной душе, в своих помыслах и оценках, совершенствование себя в личностном плане. Как говорил Н. Бердяев: будет лучше человек, лучше будет и общество;

    культурологическая - философия не просто часть культуры, а главное сосредоточение духовной культуры. Постигая философию, человек познает и взращивает в себе и окружающем мире культуру, то есть духовно развивается сам и увеличивает духовность бытия.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта