Главная страница
Навигация по странице:

  • 65. Становление и особенности социально-гуманитарных наук

  • 66. Кумулятивистский и антикумулятивистский модели динамики научного знания.

  • 67. Предпосылки глобальных научных революций.

  • 68. Наука как социальный институт.

  • 69. Становление классической науки в новоевропейской культуре.

  • 70. Философские основания нового естествознания.

  • 71. Наука как особый вид мировоззрения.

  • 72. Формирование науки как профессиональной деятельности.

  • ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ по дисциплине «История и философия науки. Экзаменационные вопросы по дисциплине История и философия науки


    Скачать 466 Kb.
    НазваниеЭкзаменационные вопросы по дисциплине История и философия науки
    Дата25.12.2022
    Размер466 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ по дисциплине «История и философия науки.doc
    ТипЭкзаменационные вопросы
    #862550
    страница8 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    64. Наука как познавательная деятельность.

    Научная деятельность — это деятельность по получению научного знания, или научно-познавательная деятельность. Эта деятельность связана с получением не любого знания (например, как надо переходить улицу, кто является президентом США и т. п.), а знания, выражающего существенные, закономерные, объективные связи и отношения природного и социального мира.

    Познание составляет неотъемлемый аспект любой предметно-преобразующей деятельности человека. Однако, когда целью деятельности является именно получение знания, мы можем говорить уже о специальном типе человеческой деятельности — познавательной. Познание может существовать в различных видах: обыденное, художественное, религиозное, философское, научное. Научное познание направлено на получение объективно-истинного знания.

    Под объектом познания понимаются те предметы и явления объективного мира, весь природный и социальный мир и любые аспекты его существования, на которые направлено познание.

    В качестве субъекта познания выступают и отдельные люди, и научное сообщество, и человечество в целом, взятое во всем своем историческом развитии, то есть те, кто совершают активную познавательную деятельность.

    Целью научно-познавательной деятельности является получение истинного знания, а ее результатом выступает система истинного знания.

    Методы и средства познания зависят от характера, уровня и вида познания. Основными формами чувственного познания (познания с помощью органов чувств) являются ощущения, восприятия, представления. К основным элементам рационального познания (познания с помощью разума) относятся понятия, суждения, умозаключения.

    Метод — это совокупность приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности. В науке метод как система правил, алгоритмов действия всегда разрабатывается на основании определенной теории; метод — это теория в действии. Среди методов науки можно выделить философский уровень, общенаучные методы, частные методы, методы междисциплинарных исследований.

    К философским принципам исследования, выполняющим функцию методологических регулятивов, относятся принципы развития, историзма, всесторонности, конкретности и т. п.

    К общенаучным методам относятся наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование, формализация, структурно-функциональный метод, вероятностный метод, системный подход и т. п.

    Научное познание может осуществляться на эмпирическом и теоретическом уровнях. Методами эмпирического познания являются наблюдение, измерение и эксперимент.

    65. Становление и особенности социально-гуманитарных наук

    Становление познавательной деятельности изначально было связано с попытками древних мыслителей построить целостное описание природного мира. Поэтому первым вариантом знания о существенных характеристиках действительности стала натурфилософия. Сам человек в подобных системах знания неявно представал в роли внешнего наблюдателя. Познавательный интерес, обращенный вовне, заложил основу той традиции, в рамках которой позднее и возникло естествознание.

    В европейской традиции явный интерес к тому, что можно охарактеризовать как «внутренний мир человека», связан со школой софистов (V и IV вв.). Протагор (480—410 гг. до н.э.) и Горгий (483—В 375 гг. до н.э.) осуществили первую революцию в философском и общекультурном сознании. Софисты открыли для людей субъективную реальность. Одна из главных проблем для них — индивидуальное восприятие человеком своего существования. Их предшественники исходили из убеждения, что все люди одинаково устроены и поэтому и образы мира в их сознании обладают сходными чертами. Мнения должны совпадать у всех людей.

    Знаменитая формула Протагора — «Человек есть мера всех вещей» — выражала качественно новую интеллектуальную позицию античных мыслителей Протагор и другие софисты считали, что человек может принимать требования, предъявляемые ему обществом, а может и не принимать их. Человеческое поведение — не пассивное подчинение внешним обстоятельствам, а активное действие, зависящее от внутренних субъективных побуждений личности.

    Это вызвало активные возражения со стороны Сократа (469—399 до н.э.). Он также пытался понять внутреннюю сущность человека. Сократ почувствовал, что множество попыток раз и навсегда решить проблему целостного описания действительности оказались неудачными именно потому, что их создатели не учитывали влияния разума на форму организации знаний о мире, в котором люди существуют. Следовательно, необходимо понять природу самой мысли, форму рассуждений, с помощью которых люди строили описания мирового устройства.

    Утверждение о собственном незнании — аксиома. Сократ предлагает начать с нуля, чтобы совместно строить затем систему возникающего знания.

    Сократ впервые явно обратил внимание философов на объект, который радикально отличается от объекта натурфилософии по трем фундаментальным характеристикам:

    • он не существует реально, вещественно;

    • недоступен эмпирическому опыту;

    • он не поддается описанию на языке математики.

    Активный процесс формирования социально-гуманитарных наук начинается с первой половины XIX в. Однако вплоть до конца XIX в. познавательный идеал классической механики распространялся на общественные науки. Господствующей тенденцией в методологии гуманитарных наук был натурализм — универсализация принципов и методов естественных наук при решении проблем социального познания.

    Развитие общества объяснялось либо механическими, либо различными природными факторами, биологическими и расовыми особенностями людей. Однако стремление развитие общества объяснить законами природы, игнорируя собственно социальные закономерности, все более выявляло свою односторонность и ограниченность.

    66. Кумулятивистский и антикумулятивистский модели динамики научного знания.

    В истории науки существует два крайних подхода к анализу динамики, развития научного знания и механизмов этого развития.

    Кумулятивизм (от лат. cumula— увеличение, скопление) считает, что развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме знаний. Такое понимание абсолютизирует количественный момент роста, изменения знания, непрерывность этого процесса и исключает возможность качественных изменений, момент прерывности в развитии науки, научные революции.

    Сторонники кумулятивизма представляют развитие научного знания как простое постепенное умножение числа накопленных фактов и увеличение степени общности устанавливаемых на этой основе законов. Так, Г. Спенсер мыслил механизм развития знания по аналогии с биологическим механизмом наследования благоприобретенных признаков: истины, накопленные опытом ученых предшествующих поколений, становятся достоянием учебников, превращаются в априорные положения, подлежащие заучиванию.

    Антикумулятивизм полагает, что будто в ходе развития познания не существует каких-либо устойчивых (непрерывных) и сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа эволюции науки к другому связан лишь с пересмотром фундаментальных идей и методов. История науки изображается представителями антикумулятивизма в виде непрекращающейся борьбы и смены теорий и методов, между которыми нет ни логической, ни даже содержательной преемственности.

    Объективно процесс развития науки далек от этих крайностей и представляет собой диалектическое взаимодействие количественных и качественных (скачки) изменений научного знания, единство прерывности и непрерывности в его развитии.

    67. Предпосылки глобальных научных революций.

    Научная революция — это новый этап развития науки, который включает в себя радикальное и глобальное изменение процесса и содержания системы научного познания, обусловленное переходом к новым теоретическим и методологическим основаниям, к новым фундаментальным понятиям и методам, к новой научной картине мира.

    Глобальные научные революции, в отличие от локальных, преобразуют общую картину мира и перестраивают идеалы и нормы научного исследования. В истории науки, по мнению исследователей, произошло четыре таких глобальных революции.

    Первая глобальная научная революция (Аристотелеаская) произошла в XVII в., и ее результатом явилось классическое естествознание, которого не было до тех пор. Но ядром классического естествознания при этом стала наука механика, задававшая способ восприятия мира и решения научных задач. Таким образом, результатом первой глобальной революции явилась парадигма механицизма, которая доминирует в науке вплоть до XIX в.

    Вторая (Ньютоновская) Считается, что с конца XVIII в. в науке происходят изменения, которые подготавливают вторую глобальную революцию. Она разворачивается в первой половине XIX в. прежде в биологии, химии, геологии и других областях науки. Именно в биологии и геологии утверждается эволюционный принцип объяснения действительности, противостоящий механицизму. Физика благодаря теории поля также отходит от механистических принципов объяснения действительности, при котором все изменения объясняются действием внешних причин.

    Третья глобальная научная революция (Эншейновская) охватывает период с конца XIX до середины XX в. В физике в это время была открыта делимость атома и созданы релятивистская и квантовая теории. В космологии возникла концепция нестационарной Вселенной, в биологии шло формирование генетики. В то же время возникают кибернетика и теория систем.

    68. Наука как социальный институт.

    Наука как социальный институт – это особая, относительно самостоятельная форму общественного сознания и сферу человеческой деятельности, выступающий как исторический продукт длительного развития человеческой цивилизации, духовной культуры, выработавший свои типы общения, взаимодействия людей, формы разделения исследовательского труда и нормы сознания ученых

     Как социальный институт наука включает в себя следующие компоненты:

          • совокупность знаний и их носителей;

          • наличие специфических познавательных целей и задач;

          • выполнение определенных функций;

          • наличие специфических средств познания и учреждений;

          • выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений;

          • существование определенных санкций.

    69. Становление классической науки в новоевропейской культуре.

    Классическая наука. Образ современной науки, отмечал А. Эйнштейн, был определен в эпоху Нового времени. Леонардо да Винчи, Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт полагали главными ценностями новой науки ее светский характер, критический дух, объективную истинность, практическую полезность.

    Изменялось и само понимание науки. По мнению ученых Нового времени, она должна перестать быть созерцательно-наблюдательной. Прорывом в ее понимании было открытие экспериментальной основы науки. Античная культура знала лишь теоретическую и логическую основы науки, но этого было недостаточно в эпоху, когда наука заявила о себе как об относительно самостоятельном явлении культуры. Наука могла развиваться, определяя свои собственные основы, к которым следует отнести экспериментальные исследования, а в более широком смысле — методологические основы.

    Работы Ф. Бэкона «Новый органон» и Р. Декарта «Рассуждение о методе» выразили потребность науки в осмыслении собственных методологических средств.

    Конструктивный характер новоевропейской науки выразил Г. Галилей, вводя метод идеализаций. Критикуя установки средневековой культуры и ее «кумира» Аристотеля, Галилей раскрывает конструктивно-творческую роль научного мышления, работающего с идеализациями, экспериментирующего над исходными предпосылками. Галилей преобразует физику Аристотеля о движении и вводит идею тождества кругового и прямолинейного движения. Оно становится теоретическим образом (идеализацией) совершенства движения. Как отмечал Галилей, «мы создаем совершенно новую науку о предмете чрезвычайно старом. В природе нет ничего древнее движения, и о нем философы написали томов немалых»

    Новая наука всецело полагалась на авторитет знания; она, считал Декарт, должна все подвергать сомнению с целью выявления исходных интеллектуально очевидных положений. Инструментом исследования становилась математика. Онтологическое обоснование значимости математики дал Галилей: «Книга природы написана языком математики». Эта методологическая установка была воспринята всеми последующими учеными, что означало переход от качественного описания явлений природы, характерного для натурфилософии, к математическому описанию, вскрывающему взаимоотношения и закономерности.

    Само построение новоевропейской науки было совершено И. Ньютоном. Великий ученый оставил огромное научное наследство в разных областях науки — оптике, астрономии, математике. Главным в его творчестве было создание основ механики, открытие закона всемирного тяготения и разработка теории движения небесных тел.

    Классическая механика, разработанная Ньютоном, оказала воздействие на развитие всех наук того времени. Она стала идеалом научности и программой для всех последующих научных исследований. В 1687 г. вышли в свет его «Математические начала натуральной философии», где была сформулирована новая научная концепция, суть которой — в обосновании всеобщности законов механического движения и применении математического аппарата для их описания. «Я вывел, — отмечал Ньютон, — с помощью математических соображений движение планет из действующих на них сил. Желательно было бы и другие явления природы объяснить из механических начал с помощью такого же способа рассуждения»

    В итоге формируется образ классической науки. Характерной ее особенностью становится опора на авторитет знания (для обозначения образа новой науки был предложен термин «science»).

    70. Философские основания нового естествознания.

    Представители современного естествознания вывели важные для философии следствия:

    Во-первых, с точки зрения возможностей че­ловеческого познания мир вероятностен, им управляет вероят­ность, а не необходимость, а в основе вероятности неизбежно ле­жит множество случайных событий;

    Во-вторых, невозможно единственное непротиворечивое описание большинства объектов, поскольку многие из них наделены частично или полностью взаимоисключающими свойствами, и то, как они проявят себя в каждом случае, зависит от условий их познания, от условий наблюдения с помощью раз­личных приборов;

    В-третьих, физическая истина — не только относительна, но и субъект-объектна, поскольку условия познания значительно влияют на результат познания и не могут быть исключены из описания эксперимента в принципе;

    В-четвертых, в совре­менной космологии философским основанием является принцип эво­люции, который распространен с живой природы также и на всю неживую природу, что определено помещением начала образования Вселенной в точку сингулярности — в момент Большого взрыва. Философским основанием современной космологии является и антропный принцип, согласно которому эволюция во Вселенной носит целе­сообразный, направленный характер, цель которой — порождение разумной жизни;

    В-пятых, распространение во все фундаментальные области современной науки (механика, физика, химия, биология, космология, техника) идей синергетики привело к тому, что современное естествознание меняет свой концепту­альный облик, поскольку описание открытых систем требует исследования нелинейных, резонансных связей между объектами

    71. Наука как особый вид мировоззрения.

    Мировоззрение - система взглядов , понятий и представлений об окружающем мире. М. в широком смысле слова включает в себя совокупность всех взглядов человека на окружающий мир: философские, общественно-политические, этические, эстетические, естественнонаучные воззрения 

    НАУКА — особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности

    — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, филос. постижением мира.
    Как и все виды познания, Н. возникла из потребностей практики и особым способом регулирует ее. Н. ставит своей целью выявить сущностные связи (законы), в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в процессе человеческой деятельности.
    Любые объекты, допускающие преобразование человеком, — фрагменты природы, социальные подсистемы или общество в целом, состояния человеческого сознания и т.п. — могут стать предметами научного исследования. Н. изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам. Она может изучать и человека как субъекта деятельности, но также в качестве особого объекта.
    Предметный и объективный способ рассмотрения мира, характерный для Н., отличает ее от иных способов познания. Напр., в искусстве освоение действительности всегда происходит как своеобразная склейка субъективного и объективного, когда любое воспроизведение событий или состояний природы и социальной жизни предполагает их эмоциональную оценку. Художественный образ всегда является единством общего и единичного, рационального и эмоционального. Научные же понятия — это рациональное, выделяющее общее и существенное в мире объектов.

    72. Формирование науки как профессиональной деятельности.

    Происходило в несколько стадий

    1. Подростковый этап - с момента появления университетов. сер 12в.-до 15в включительно.

    2. Романтический этап 16-17 вв. Смысл названия - вера, что наука способна избавить человечество от всех проблем(т.к. знание-главная сила). Особенности этапа: 1) появление академий как особых институциональных форм организации научного знания. Цель создания академий - развитие экспериментального знания. 2)легитимизация науки - признание и поддержка государства. 3)разрыв экспериментально математического знания со средневековой текстовой схоластической моделью познания. 4)наука все больше отдаляется от спекулятивной натур философии, авторитет уже не Аристотель, а опыт. 5)идеал ученого - энциклопедист.

    3. Классический период (18 в-первая половина 19вв) 1)превращение науки в идеологию, научное знание вытеснило церковное и стало считаться панацеей от всех бед. Были оформлены такие рациональные теории как: деизм (утверждение, что Бог и мир существуют отдельно друг от друга); теория гражданского общества, общественного договора, разумного эгоизма. 2)происходит оформление научных дисциплин и научная специализация. 3)наука переходит от собирания фактов и их описания к созданию фундаментальных теорий. Происходит сведение науки и производства, возникают технические высшие учебные заведения (1794, Парижская политехническая школа; 1809 г. в России «Корпус инженеров путей и сообщений»).

    4) Постклассический период 2-я половина 19в–1-я половина 20вв.

    1)Сращение науки и производства, связано с развитием капитализма.2)профессионализация научной деятельности: из науки устраняются любители. 3)формируется концепция ценностей нейтральности научного знания: ученый считает себя не имеющим этической ответственности за результат применения его изобретений/открытий и т.п.

    5) «Этап большой науки» середина 20в до сегод. дня. 1) осударствление науки: государство планирует научную работу, финансирует, определяет ее цели и средства, участвует в формировании престижа научной деятельности (построили селиконовую долину, задействовали 150тыс. чел. для изобретения США ядерного оружия). 2)происходит научно-техническая революция т.е. наука превращается в решающую производит силу. 3)принятие наукой бремени этической ответственности перед обществом.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта