ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ по дисциплине «История и философия науки. Экзаменационные вопросы по дисциплине История и философия науки
Скачать 466 Kb.
|
Наука в культуре современной цивилизации. Взаимоотношения науки и культуры, место науки в культуре целесообразно рассмотреть в контексте сравнения двух типов цивилизационного развития — традиционного общества и техногенной цивилизации. Традиционные общества характеризуются замедленными темпами социальных изменений. В традиционных обществах может смениться несколько поколений людей, заставая один и тот же уклад общественной жизни, воспроизводя их и передавая следующему поколению. Виды деятельности, их средства и цели могут столетиями существовать в качестве устойчивых стереотипов. В связи с этим в культуре этих обществ приоритетное значение имеют традиции, образцы и нормы, аккумулирующие опыт поколений. Инновационная деятельность не воспринимается здесь как высшая ценность. Техногенная цивилизация — особый тип социального развития, характеризуемый следующими признаками: высокая скорость социальных изменений; интенсивное развитие материальных оснований общества (взамен экстенсивных в традиционных обществах); перестройка оснований жизнедеятельности человека. Она прошла три стадии — прединдустриальную, индустриальную и, наконец, постиндустриальную Техногенная цивилизация, существующая чуть более 300 лет, оказалась не только динамичной и подвижной, но и агрессивной: она подавляет, подчиняет себе, переворачивает, буквально поглощает традиционные общества и их культуры. Самое главное изменение, связанное с переходом от традиционного общества к техногенной цивилизации, состоит в возникновении новой системы ценностей. На одном из самых высоких мест в иерархии ценностей оказывается автономия личности, что традиционному обществу вообще не свойственно. Там личность реализуется только через принадлежность к какой-либо определенной корпорации, будучи ее элементом. В техногенной цивилизации возникает особый тип автономии личности: человек может менять свои корпоративные связи, он жестко к ним не привязан, может и способен очень гибко строить свои отношения с людьми, погружаться в разные социальные общности, а часто и в разные культурные традиции. С техногенной цивилизацией связан также особый статус научной рациональности в системе ценностей, особая значимость научно-технического взгляда на мир, ибо познание мира является условием его преобразования. С пониманием деятельности и предназначения человека тесно связан такой важный аспект ценностных и мировоззренческих ориентаций, характерный для культуры техногенного мира, как понимание природы как упорядоченного, закономерно устроенного поля, в котором разумное существо, познавшее законы природы, способно осуществить свою власть над внешними процессами и объектами, поставить их под свои контроль. Надо только изобрести технологию, чтобы искусственно изменить природный процесс и поставить его на службу человеку, и тогда укрощенная природа будет удовлетворять человеческие потребности во все расширяющихся масштабах. Что касается традиционных культур, то в них мы не встретим подобных представлений о природе. Природа понимается здесь как живой организм, в который органично встроен человек, но не как обезличенное предметное поле, управляемое объективными законами. Значение коммуникации в науке. Становление и развитие науки происходит в процессе коммуникации. КОММУНИКАЦИЯ в науке – совокупность видов профессионального общения в научном сообществе, один из главных механизмов взаимодействия исследователей и экспертизы полученных результатов; необходимое условие развития науки. Уже в Средние века были предприняты усилия по процедурному оформлению процесса научной коммуникации. В десятках европейских университетов трактат или критические заметки, подготовленные одним из схоластов, переписывались и отправлялись всем заинтересованным в дискуссии коллегам. Тем самым были заложены основы системы оперативной связи, согласованных действий и самоорганизации научных сообществ. Начиная с XVI столетия, когда было с изобретено книгопечатание в Европе, главной формой закрепления и трансляции знаний в науке становится книга. В них были представлены как конкретные научные сведения о различных явлениях и процессах, так и их философская и мировоззренческая интерпретация, принципы и формы включения научных знаний в существующую картину мира. Так работали все выдающиеся учёные того времени: Г. Галилей, И. Ньютон, Р. Декарт, Г. Лейбниц и др. В связи с потребностью обсуждать не только глобальные вопросы и проблемы философско-мировоззренческого уровня, но и локальные, текущие задачи формируется следующая форма научной коммуникации и передачи знаний - систематическая переписка между учёными, которая в основном осуществлялась на латинском языке и была посвящена обсуждению путей и результатов научных исследований. Впоследствии переписка между учёными заменяется статьёй в научном журнале, которая становится следующей исторической формой трансляции знаний. Уже к XVIII столетию научные журналы значительно потеснили книги и огромные фолианты, создавая предпосылки для обобщения и интеграции совокупного научного знания. Общение профессионалов в научных сообществах — непременное условие развития научной теории и практики. Научная коммуникация — это творческое взаимодействие ученых, обмен информацией по общей проблеме: 1) позволяет выявить новые подходы к ее содержанию; 2) найти новые методики изучения; 3) правильно интерпретировать полученные теоретические данные и практические результаты; 4) увидеть новые перспективы исследования и применения научных результатов; 5) стимулирует творческое сотрудничество и соавторство научных работников; 6) позволяет быстро перестроить направление, содержание научных усилий в случае определения наиболее перспективных линий исследования; 7) привлечь новые научные кадры, выявить наиболее талантливых исследователей из числа молодых ученых. 38. Предмет философии и его историческая динамика. Философия зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира – Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые выделил другой древнегреческий мыслитель Платон. Формируются относительно самостоятельные разделы философии: онтология – учение о бытии и его сущности, гносеология – учение о познании, логика – учение о мышлении, его законах и формах, этика – учение о морали, эстетика – учение о прекрасном, социальная философия – учение о человеческом обществе, история философии, изучающая зарождение, становление и развитие философской мысли. Предмет философии – всеобщие свойства и связи (отношения) действительности – природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления. Предмет философии следует отличать от философских проблем, составляющих содержание философии. Предмет философии существует объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи существовали и тогда, когда никакой философии еще не было. Содержание философии – проблемы и их исследование, опирающееся на определенные философские принципы, законы и категории, они не существуют и не могут существовать независимо от философского учения. Основными предметами философии на сегодняшний день является человек, общество и сам объект познания. На другие вопросы, которые интересовали наших предков, ответы уже нашлись, поэтому круг изучения предмета философии постепенно будет сужаться до появления нового революционного прорыва в сознании, который сформирует новые актуальные предметы философии. Так, в период 1 тысячи лет до нашей эры главным заданием философии являлись систематизация мысли, формирование идей о появлении мира, наполнение смыслом понятий «мудрость», «значение». С появлением христианства ( 1–4 век нашей эры) философия бытия полностью изменилась. Так, основным предметом изучения стало взаимоотношение человека с Богом. В Средневековье, когда религия стала фактически «монополистом» по формированию общественного мнения, философии отводилось незначительное место. Можно точно сказать о некотором спаде философии как науки, поскольку инакомыслие не допускалось в обществе. Историческая динамика предмета философии возобновилась в эпоху нового времени, когда люди опять начали задумываться о других вариантах своего развития. Мало того, в 17–18 веке люди надеялись на то, что при помощи философии как науки создастся универсальная модель, которая сможет содержать всю информацию о мире и места человека в нем. 39. Идея науки в философии Э.Гуссерля. Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль - 8 апреля 1859, — 27 апреля 1938 — немецкий философ, основатель феноменологии. Феноменология — направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт. «Феномен» дословно – «то, что видно», «феноменология» - «наука о том, что видно», о том, как все дано сознанию. В развитии взглядов Гуссерля принято различать «дофеноменологический» этап и три периода феноменологического этапа: 1. Дескриптивная феноменология. Первая и центральная работа этого периода — «Логические исследования» (1900—1901). Гуссерль отходит от принципов психологизма, свойственных его более ранней «Философии арифметики» (1891); критике психологизма посвящён первый том «Логических исследований». Во втором томе закладываются основы феноменологии: на основе понятий «идеации» и «интенциональности» исследуются содержания и структуры сознания, освобождённые от власти психологии и рассматриваемые как чистые сущности. 2. Трансцендентальная феноменология. Этот период открывается опубликованием в 1913 году «Идей I». В философию Гуссерля входит концепция феноменологических редукций, причём совершенно новой является идея трансцендентальной редукции, приводящей к чистому (абсолютному) сознанию. Гуссерль также принимает существование «чистого Я», которое он отрицал в «Логических исследованиях». Многие ученики не приняли эти новые идеи Гуссерля. 3. Генетическая феноменология. Основное произведение этого периода — «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология». Здесь феноменология совершает поворот к проблематике «жизненного мира». В забвении «жизненных нужд» человека, самоустранении от вопросов ценности и смысла Гуссерль усматривает кризис европейской науки. Эволюция философских взглядов Гуссерля на этапе феноменологии интерпретируется по-разному. Существует подход, прослеживающий во втором её периоде влияние неокантианства, а в третьем — историзма. Другой подход, наиболее распространённый сегодня, предлагает смотреть на этапы развития феноменологии как на последовательные шаги, переводящие её на всё более глубокие уровни рассмотрения. Гуссерль выделяет следующие виды подтверждения действительного бытия вещи (то есть очевидности): непосредственная / опосредованная очевидность: при первой предмет присутствует вживе (в первозданном видении — восприятии), при второй он имеется в виду (это воспоминание и пр. способы данности, основанные на первозданном видении); ассерторическая / аподиктическая очевидность: при первой имеет место видение индивидуального, при второй — сущности (ассерторически очевидное может оказаться видимостью, быть впоследствии опровергнуто; аподиктическая очевидность исключает всякие сомнения); адекватная / неадекватная очевидность: первая — та, которую «в принципе невозможно ни „подкрепить“, ни „лишить силы“ и какая, следовательно, обходится без градаций веса»; вторая — «способная к возрастанию и убыванию». Основополагающие способы данности по философии Гуссерля: восприятие, репрезентация, воображение, модификация нейтральности 40. Философия науки как исследовательская программа между историей науки и теорией познания. Философия науки — раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки. Также существуют более специальные разделы философии науки, например философия математики, философия физики, философия химии, философия биологии, философия медицины, философия психологии. Философия науки сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной, теоретической деятельности. Теория познания, или гносеология, — раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. 41. Виды научных картин мира. Картина мира как предельно обобщенная концептуальная форма, теоретически синтезирующая различные наглядные представления о мироустройстве. Натурфилософия как первая форма общей картины мира. Единство натурфилософии и естествознания в создании картины мира. Уровни картины мира: чувственно-пространственный, духовно-культурный и метафизический. Типы картин мира: обыденный, научный, религиозный, философский и др. Научная картина мира как предельная форма научного знания. Главная функция научной картины мира - создавать фундамент научно-аналитического, исследовательского постижения мира. Уровни научных картин мира: частные и общенаучные. Виды научных картин мира: физическая, биологическая, антропная. Виды физической картины мира: причинно-механическая, электромагнитная, квантово-релятивистская. Структура научной картины мира: концептуальный и чувственно-образный уровни; теоретическое ядро, фундаментальные допущения, частные теоретические модели, постоянно достраивающиеся в соотнесении с опытом. Научная картина мира и научная теория. Философско-мировоззренческое ядро научной картины мира. Научная картина мира и парадигма. Научная картина мира как универсальная теоретическая модель. Методологические функции научной картины мира: эвристическая, теоретическая, интерпретационная, коммуникативная и др. Важнейшие характеристики научной картины мира: интегративность, нормативность, интегральность, психологичность и т.п. Исторические изменения научной картины мира. Парадигмальные: от физической картины к антропной. "Науки о природе" и "науки о духе". Гуманитарные науки, их роль в создании картины мира. Теоретические: от наглядности к математической формализованности. Место и роль картины мира в системе культуры. *антропный (антропоцентризм) – все сосредоточено вокруг человека *парадигма - комплекс научных данных или аксиом, принимаемых за правду, на основе которых разворачивается научная, философская или религиозная теория. 42. Философия и медицина. Философия и медицина - науки, тесно связанные между собой предметом изучения, человеком. Цель их исследований – духовное начало, мысли, предшествующие поступкам. Медицина – более точная наука, которая призвана практически исцелить человеческие недуги. Практикующие врачи всегда интересуются мнением философов о влиянии духовного начала на здоровье. Философы, в свою очередь, изучая душу, стремятся выявить первоистоки заболеваний. Медицинская философия нашла себя в отдельном разделе научных трудов медицинской философии. Она изучает законы онтологии, этики и эпистемологии в области медицины, познавательную сторону медицины, ее роль в развитии общества и социальной сферы. Философия медицины обобщает понятия о роли человеческой деятельности, о месте медицины в общественной жизни, как отдельной личности, так и целых народов. Одним из основных вопросов изучения этой науки являются моральные и этические отношения врача и больного, целесообразность тех или иных действий в свете исторических и религиозных мировоззрений разных культур. Методы воздействия на личность у этих двух наук предельно разные. Несравнимо мысленное течение философского разума и точные, быстрые решения врача. Наука философия пользуется мыслительными методами, осознание некоторых вещей приходит к человеку годами. Объединяет эти гуманитарные науки не только направленность на человека, как объект изучения- ЧЕЛОВЕК. И философия, и медицина ставят сходные задачи, ориентируются на одинаковые цели, используют единые методологии. Обе эти науки объединенными усилиями призваны решить одну и ту же задачу – обеспечить выживание на Земле человеческого рода и укрепить его приспособленность к внешним факторам. Действия медиков и философов в этом отношении различные. Медицина призвана укрепить телесное здоровье. Философия – лечит душу и укрепляет моральные позиции. ИБН СИНА (АВИЦЕНА) - В течение жизни он создал свыше 700 философских работ и трактатов по естественным наукам. По мнению Авиценны, душа — это сила, исходящая от Бога. Поэтому она бессмертна и играет важную роль в воскрешении людей. Философ выделили три категории души: третья жила в растениях; вторая селилась в животных; первая принадлежала человеку, была названа наивысшей и сочетала в себе черты двух других. Самые известные книги Ибн Сины по философии и другим наукам: «Книга исцеления»; «Книга знаний»; «Книга указаний и наставлений» 43. Проблема рефлексии в научном познании. Рефлексия – один из видов и даже методов познания, главной особенностью которого является направленность на само знание, на процесс его получения. Рефлексию над философским знанием выполняет, по- видимому, сама философия, обладая в этом смысле "само- рефлектирующим свойством". В начале XX в. началось резкое расширение сферы рефлексии над наукой. Возникла принципиально новая ее форма – внешняя, "неспецифическая" рефлексия, направленная на изучение социальных условий и результатов процесса познания, в частности, вопросов о роли науки в обществе и ответственности ученых за результаты своей деятельности. Что касается тенденций в развитии специфической, внутринаучной рефлексии, то, используя терминологию Π. П. Гайденко [1969], ее можно обозначить как движение от онтологизма через гносеологизм к методологизму. Онтологизм характеризует сосредоточение на отношении объекта и знания, в последнем выделяется только его объективное содержание. Познание рассматривается как поступательное движение на пути к объективной истине, и цель рефлексии заключается в контроле за правильностью этого движения, в выделении предельных оснований в объекте, открытие которых и дает ту самую единственную, искомую истину. Такой тип рефлексии наиболее характерен дня эмпиризма и всей классической науки, о которой будет сказано в следующих главах (В. Стенин, М. Мамардашвили). Для методологизма как наиболее характерного типа рефлексии на современной – постнеклассической – стадии развития науки свойственна направленность на средства познания в самом широком смысле этого слова, которые были нами перечислены выше при обсуждении терминов "методология" и "метод". При этом в прикладных и экспериментальных исследованиях развитие методологизма приводит к тому, что анализ средств познания постепенно перерастает в их систематическое производство, а в некоторых частях – даже в своего рода индустрию, поскольку индустриальными становятся формы организации и характер научной деятельности. Свидетельством этого является изменение, вернее повышение требований к самому научному результату, он должен иметь стандартизованную "инженерную" форму, т.е. быть пригодным для "стыковки", "увязывания" и использования вместе с другими результатами в ходе коллективной научной деятельности. Конструктивный характер приобретает рефлексия на уровне методологизма и в фундаментальных науках, где идет построение идеального объекта науки, модели изучаемой реальности. Важным следствием качественного развития самосознания науки является возникновение общенаучных концепций и дисциплин, выполняющих функцию рефлексирования определенных сторон процесса познания в специальных науках. |