Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.

  • Постнеклассическая наука.

  • Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции.

  • Объект и предмет философии науки.

  • Роль науки в формировании основных компонентов образовательного процесса: цели, средства, результаты, принципы, формы и методы.

  • Основные методы в науке.

  • Проблемное поле философии. Структура философского знания.

  • Основополагающие аспекты бытия науки.

  • Научная картина мира: сущность, функции и исторические формы.

  • Взаимосвязь философии, науки, искусства, морали, религии.

  • Основные этические нормы науки.

  • Исторические типы мировоззрения.

  • ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ по дисциплине «История и философия науки. Экзаменационные вопросы по дисциплине История и философия науки


    Скачать 466 Kb.
    НазваниеЭкзаменационные вопросы по дисциплине История и философия науки
    Дата25.12.2022
    Размер466 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ по дисциплине «История и философия науки.doc
    ТипЭкзаменационные вопросы
    #862550
    страница2 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Идеалы и нормы науки.

    Это регулятивные идеи и принципы, выражающие представления о ценностях научной деятельности, ее целях и путях их достижения. Соответственно двум аспектам функционирования науки – как познавательной деятельности и как социального института – различают: а) познавательные идеалы и нормы, которые регулируют процесс воспроизведения объекта в различных формах научного знания; б) социальные нормативы, которые фиксируют роль науки и ее ценность для общественной жизни на определенном этапе исторического развития, управляют процессом коммуникации исследователей, отношениями научных сообществ и учреждений друг с другом и с обществом в целом и т.д.

    Познавательные идеалы и нормы реализуются в следующих основных формах: идеалы и нормы 1) объяснения и описания, 2) доказательности и обоснованности знания, 3) построения и организации знаний. В совокупности они образуют своеобразную схему метода исследовательской деятельности, обеспечивающую освоение объектов определенного типа. На базе познавательных идеалов и норм формируются специфические для каждой науки конкретные методы эмпирического и теоретического исследования ее объектов. Идеалы и нормы науки исторически развиваются.

    1. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.

    Мировоззрение – система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. Широкий смысл – все взгляды, узкий – предметный (в пределах мифологии, религии, науки и т.д.). Термин «мировоззрение» якобы появился в XVIII веке, популярен с XIX века. Черты мировоззрения: активное знание (позиция-действие), целостность, всеобщность (подразумевается наличие того или иного мировоззрения у каждого человека). Предмет – отношения в системе мир-человек. Структура мировоззрения – элементы и связи между ними.

    Уровни структуры мировоззрения: - обыденно-практический («мироощущение», «эмоционально окрашенное видение мира», «повседневное мировоззрение» каждого человека); - рационально-теоретический («миропонимание», «интеллектуальное мировоззрение», содержит понятия, категории, теории, концепции).

    Структурные элементы: знания, ценности, идеалы, программы действий, убеждения (под которыми авторы понимают не «твердые принципы», а «принятые» - более-менее одобренные учеными «знания и ценности») и др.

    Функции мировоззрения: 1) аксиологическая (ценностная) (задает в системе деятельности исходные ценности и отвечает на ряд вопросов: Во имя чего осуществляется эта деятельность? Какие цели преследуются?); 2) ориентационная (определяет стратегию движения к цели и выясняет, каким путем ее можно достичь).

    1. Постнеклассическая наука.

    Современный этап развития науки получил в философии и методологии науки название «постнеклассический», (буквально после неклассического).

    Признаки постнеклассического этапа развития науки: изменение характера научной деятельности, обусловленное революцией в средствах получения и хранения знаний (компьютеризация пауки, сращивание науки с промышленным производством и т.п.); распространение междисциплинарных исследований и комплексных исследовательских программ; повышение значения экономических и социально-политических факторов и целей; изменение самого объекта исследования — открытые саморазвивающиеся системы; включение ценностных факторов в состав объясняющих предложений; использование в естествознании методов гуманитарных наук, в частности принципа исторической реконструкции. В рамках постнеклассической науки сформировались такие направления научных исследований, как синергетика, виртуалистика, теория сложности.

    1. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции.

    Развитие социально-гуманитарного знания и соответствующих научных дисциплин осуществлялось путем эмпирического и теоретического познания явлений общественной жизни. В основе эмпирического познания лежит накопление, первичное обобщение и систематизация социального опыта в той или иной сфере общественной жизни (политической, духовной, экономической и др.).

    На эмпирическом уровне формируется так называемое актуальное знание, непосредственно связанное с конкретными фактами из той или иной сферы общественной жизни. Эти факты обобщаются, выявляются некоторые свойства и взаимосвязи экономических, политических и других явлений общественной жизни, единство существенного и несущественного, необходимого и случайного, общего и частичного. Эмпирические сведения, полученные в той или иной области социальных и гуманитарных наук в виде научных фактов и их первичной систематизации, подвергаются дальнейшему осмыслению на абстрактном теоретическом уровне. Такое их осмысление направлено на выявление сущности исследуемых явлений и закономерности их развития, на уровне выявления сущностей выводятся законы.

    Что касается историко-логических реконструкций знаний и в целом социально-гуманитарных наук, то следует указать на 2 основных фактора, под влиянием которых они происходят. Один из этих факторов касается самой логики социально-гуманитарных знаний. Появляются новые понятия (наука начинается и кончается понятиями, понятие есть начало и конец научного исследования), новые подходы и методы исследования тех или иных явлений общественной жизни, позволяющие изучить их более глубоко. В результате, появляются новые теории с их новой конструкцией (структурой) и новым содержанием, объясняющим эти явления на современном для данного исторического этапа научном уровне. Например, для Платона государство - это полис (территория с определенным населением), по мнению Макиавелли, государство - это аппарат, система органов. По Марксу, государство призвано отражать интересы правящего класса.

    Другой фактор реконструкции социально-гуманитарных знаний - чисто социальный - он связан с социальными интересами ученых, их ценностными ориентациями, которые существенно влияют на цели и направления исследований и выводы из них. Это хорошо видно при сравнении современных теорий либерального, консервативного, социал-демократического и марксистского толка, в том числе при сравнении их обоснований роли государства в развитии экономики страны.

    1. Объект и предмет философии науки.

    Объектом изучения философии науки является наука как особая социальная реальность.

    Предмет философии науки – общие закономерности и тенденции возникновения, развития и функционирования науки как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

    1. Роль науки в формировании основных компонентов образовательного процесса: цели, средства, результаты, принципы, формы и методы.

    Роль науки в образовании распространяется на все компоненты образовательного процесса: цели, средства, результаты, принципы, формы и методы. Научные смыслы выступают основными единицами образовательной матрицы, они включают личность обучаемого в реальный процесс жизнедеятельности. Образовательный процесс выступает в качестве исходной территории, На Которой происходит встреча индивида и науки, а также его подготовка к жизнедеятельности в данной обществе и формирование зрелой личности, Наука предполагает направленное воздействие на образовательный процесс и может в случае необходимости санкционировать изменение всей структуры обучения. Образование обеспечивает необходимую подготовку личности к выполнению социальных и профессиональных ролей. Изменения в науке и технике диктуют необходимость изменений образовательной системы, опирающейся на достижения науки. Без повышения качества и уровня образования невозможно эффективное применение современной техники и технологии, непрерывное их развитие и внедрение новых достижений.

    1. Основные методы в науке.

    Методы научного познания принято делить на общие и специальные. Большинство специальных научных проблем и даже отдельные этапы исследования требуют применения специальных методов решения. Разумеется, такие методы имеют весьма специфический характер. Они никогда не бывают произвольными, т. к. определяются характером исследуемого объекта.

    Помимо специальных методов, характерных для определенных областей научного знания, существуют общие методы научного познания, которые в отличие от специальных используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных по предмету науках. Общие методы научного познания обычно делят на две большие группы: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы теоретического исследования (абстрагирование, анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, мысленное моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

    1. Проблемное поле философии. Структура философского знания.

    Проблемное поле — отсутствие единства в представлениях о внешнем мире оборачивается отсутствием единства в мире внутреннем – душевном мире человека. Основными структурными элементами философии являются: –онтология – учение о бытии, о способах его существования и развития; –гносеология – учение о способах познания человеком мира и самого себя; –антропология – исследование человека, смысла его жизни; –социальная философия – философское осмысление общественной жизни.

    Основные проблемы философии: 1. объекта и предмета философии (объект — мир как единое целое; предмет — законы, свойства и формы бытия, которые действуют во всех областях материального мира, во всех предметах, процессах, явлениях, так как они связаны в неразрывном единстве); 2. первоосновы мира (первая сторона главного назначения философии); 3. развития мира (диалектический и метафизический способы познания); 4. познания мира (определение объекта и субъекта познания, решение проблемы истины, роли практики); 5. человека и его места в мире (изучение мироздания, развития человеческой культуры).

    1. Основополагающие аспекты бытия науки.

    Три аспекта бытия науки:

    1) наука как познавательная деятельность - целью является достижение объективный информации об окружающем мире, что позволяет эффективно использовать научные знания в практической деятельности. Данный аспект бытия науки был осознан в философии одним из первых. Так, еще в античной философии выделяли науку как особый вид знания, поскольку именно научное знание приближает к подлинному бытию и несет в себе истину.

    2) социальный институт - в условиях современной цивилизации наука - это разновидность социальной деятельности, которая для большого количества людей стала профессией. В силу общественных потребностей и необходимости организовывать деятельность тех, кто так или иначе связан с наукой, возникла многоуровневая и многофункциональная система научных организаций. Эту систему называют социальным институтом науки. В каждом культурном регионе и даже в каждой отдельной стране социальный институт науки имеет свою специфику, зависящую от традиций и уровня развитости страны. И в самом содержании научных знаний проявляется зависимость от социальных отношений и процессов, т. е. от того, что происходит в обществе. Наука как социальный феномен стала предметом изучения социологии науки, которая возникла в 30-е гг. XX столетия.

    3) особая сфера культуры - с самого начала своего возникновения наука испытывала воздействие со стороны культуры общества. Не следует также забывать, что в своем развитии наука взаимодействует и с другими формами общественного сознания (искусство, мораль, философия, религия), а также и с социальными институтами общества. Поэтому правильное представление о роли и месте науки в общей системе культуры можно получить только тогда, когда будут учитываться, во-первых, многообразные ее связи и взаимодействия с другими компонентами культуры, во-вторых, раскрыты специфические особенности, отличающие ее от других форм культуры, способов познания и социальных институтов.

    1. Научная картина мира: сущность, функции и исторические формы.

    НКМ это образ системных и структурных понятий, понимания и принципов науки на всех исторических этапах. НКМ существует как сложная система, включающая в себя общенаучную картину мира и картины мира других наук. В свою очередь картины мира других наук собирают в себя другие различные концепции и теории.

    Функции научной картины мира: ‒ Синтез основных научных знаний, которые включены в картину мира. ‒ Систематизация научного знания ‒ Исследовательской программой, которая направляет постановку эмпирических и теоретических задач, а также выбор средств их решения.

    Основные формы НКМ: 1) Общенаучная картина мира — целостная система объединенных представлений о закономерностях и свойствах действительности, которая была построена в результате обобщения и синтеза основных знаний, полученных в разных науках на различных стадиях их развития. В этом же значении трактуются такие термины как «видение мира», «модель мира» и «образ мира», которые характеризуют целостность научно-ориентированного мироздания. 2)Естественнонаучная и социальная картины мира — комплекс пониманий о природе и обществе, синтез достижения естественных и гуманитарных наук. В этом смысле понятие научной картины мира используется для обозначения целого образа мира на основе научных онтологий, естественно включающих представления о природе и обществе. 3) Специальные научные картины мира — порядок представлений о предметах отдельных наук, например, физическая картина мира или техническая картина мира. Специальная научная картина создает полный образ предмета научного исследования в его главных системных и структурных характеристиках с помощью базовых понятий, представлений и принципов. В данной научной картине понятие «мир» наделяется другим смыслом, специфичным, не означая мир в целом, а имея в виду предметную область какой-либо науки.

    1. Взаимосвязь философии, науки, искусства, морали, религии.

    Философия и наука. Научный характер философии проявляется в том, что она, как и другие науки, имеет свой предмет, специфический язык, методы познания. Выводы, полученные в рамках философии, служат не только средством получения научного знания, но и сами могут входить в содержание науки в качестве ее идеалов, норм, принципов и т.д. В то же время философия- особая мировоззренческая наука, которая может иметь и личностный характер, в отличие от научного знания, которое объективно, безличностно с точки зрения полученного результата. Философия плюралистична, в ней, в отличие от конкретной науки, обычно существует множество идей, учений, систем, взглядов.

    Философия и искусство. Философия во многом близка искусству. Глубокими и оригинальными философскими идеями проникнуты многие художественные произведения писателей, композиторов, музыкантов. Ряд философов излагали свои идеи в виде диалогов(Платон), бесед и суждений (Конфуций), афоризмов (Шопенгауэр, Ницше), философских эссе и т.д. Однако, хотя искусство, и философия порой очень тесно сближаются, они не тождественны друг другу. Способом существования искусства является художественный образ и эстетическая эмоция. В отличие от искусства, философия- не образная и эмоциональная, а понятийная форма миропостижения.

    Связь философии с моралью, дисциплинарно оформляется как этика.

    Философия и религия. Традиционно философия как мировоззрение всегда взаимодействовала с религией. С одной стороны, понятие Бога во многих философских системах является центральным, с другой – философия и религия по методам познания и аргументации- существенно разные типы мировоззрения. Философская рефлексия о Боге привела к возникновению: деизма (Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия, и мир развивается по собственным законам); пантеизма (отождествления Бога и природы, мира; Бог имманентно присутствует во всем), а также атеизма (мировоззрения, в котором отрицается существования Бога, сверхъестественных сил).

    1. Основные этические нормы науки.

    Научная этика представляет собой совокупность норм поведения и правил, устанавливающихся научным сообществом.

    Этика как свод моральных и нравственных установок имеет свою специфику в научном сообществе. Виды этики: 1) внутренние (в сообществе учёных) этические нормы; 2) внешние этические нормы, выражающие социальную ответственность учёных за свои действия и их последствия. Этические принципы научной деятельности определяются совокупностью морально-этических норм и ценностей, которые присущи данному виду творческой деятельности.

    В 1942 году Р. Мертон описал этические правила научной деятельности как совокупность четырёх основных ценностей: Первой ценностью является универсализм. Суть этой ценности заключается в том, что истинность научных утверждений и доказательств должна оцениваться одинаково вне зависимости от того, кто эти утверждения и доказательства представляет (по статусу, полу, возрасту, расе и т.п.); Второй ценностью является общность. Смысл этой ценности заключается в том, что научное знание - есть суть общественное достояние. Не должно быть никаких монопольных прав на знание; Третьей ценностью является бескорыстность. Для каждого учёного первичным смыслом его исследований является поиск истины. Личная выгода - всегда вторична; Четвертая - критический скептицизм: каждый исследователь несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы сама оценка стала достоянием гласности. В научной деятельности равно необходимы как уважение к тому, что сделали предшественники, так и критическое отношение к их результатам.

    1. Исторические типы мировоззрения.

    Мировоззрение – система повседневных взглядов, представлений, оценок, норм, верований, и научных знаний, определяющих отношение к миру и выступающих в качестве ценностных ориентиров и регуляторов поведения человека. Чаще всего мировоззрение человека складывается из его основных видов: мифологического, религиозного, обыденного, художественно-образного, научного и философского.

    Мифологическое мировоззрение – исторически первый тип мировоззрения, имеет синкретически-образное, эмоциональное отражение мира, основанное на преданиях, легендах, сказаниях, иллюзорном представлении о мире. Миф – (от греч. mythos – предание, сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства.

    Религиозное мировоззрение – мировоззрение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование сверхъестественного бога или богов. Религия – (от лат. religio – набожность, святыня, предмет культа) есть историческая форма мировоззрения. Особенности религиозного мировоззрения: вера в сверхъестественное, сверхприродное.

    Обыденное мировоззрение – мировоззрение формируется под воздействием традиций, обычаев и стереотипов поведения, передающихся из поколения в поколение.

    Философское мировоззрение – ядро мировоззрения, основанного на обобщенном духовном и научном представлении о мире, обладает логической доказательностью. Особенности философского мировоззрения: 1) опирается на обобщенные данные наук и обыденного опыта человека; 2) отличается всеобщими понятиями (категориями) и многоканальной связью с действительностью; 3) ее содержание пронизано любовью к мудрости.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта