Ответы к кандидатскому экзамену по философии и истории наук.. Философия все вопросы и ответы к кандидат.экзамену. 1. Наука как особая сфера культуры. 4 Понятие науки. Критерии научности знания. 5
Скачать 161.64 Kb.
|
Оглавление 1. Наука как особая сфера культуры. 4 2. Понятие науки. Критерии научности знания. 5 3. Основные стороны бытия науки. Характерные черты научного знания. 6 4. Взаимосвязь философии науки и истории науки. Междисциплинарность научного знания. 7 5 Философские основания научного знания. Философские идеи и роль в развитии науки . 10 6. Наука и духовная культура. Функции науки в жизни общества. 10 7. Сциентизм и антисциентизм. Методы критического анализа и оценки современных достижений науки. 12 8. Происхождение науки и периодизация истории ее развития. 13 9. Генезис научного знания. Античная наука и ее роль в культуре античности. 14 11. Формирование новоевропейской науки. Возникновение философии науки как особой области философского знания. 15 10. Научное мышление в средние века. Наука и христианская теология 16 12. Понятие научной революции. Научная революция 16-17 веков. 18 13. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая науки. 20 14. Современная наука. Особенности современного этапа развития научного знания. 21 15. Эволюция подходов к анализу науки в философии ХХ века. 22 16. Интернализм и экстернализм в понимании механизмов научной деятельности. 23 17. «Новый рационализм» Г. Башляра. 24 18. Позитивизм и его значение в развитии философии науки. 25 19. Принцип «когерентности» Р. Карнапа и природа научных высказываний. 28 20. Теория научных революций Т. Куна. 29 21. Философия науки в трудах К. Поппера 31 22. Концепция науки И. Лакатоса. Понятие «научно-исследовательской программы». 32 23. Методологический анархизм Фейерабенда 33 24. Философский постмодернизм Жана Бодрийяра 34 25. Эпистемология «перекодирования знания» Жака Дерриды. 35 26. Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровень. 36 27. Эмпирическое знание и его специфика 37 28. Теоретический уровень научного знания. 38 29. Понятие научной теории. Структура теоретического знания и модели его развития. 39 30. Методология научного познания. Моделирование и его роль в познании. 40 31. Динамика научного знания. Проблемные ситуации в науке. 41 32 Наука как социальный институт 42 33. Наука и этика. Этические проблемы в науке XX-XXI веков. Профессиональная этика учёного 42 34 Глобальные проблемы современности. Роль науки в преодолении современных кризисов. 45 35. Специфика социально-гуманитарного знания. Науки о природе и науки о духе: сравнительный анализ. 45 36. Специфика объекта и субъекта в социально-гуманитарных науках. 47 37. Проблема истины в социально-гуманитарном знании. 50 38. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарных науках. 54 39. Социально-культурное и гуманитарное содержание понятия жизни. 55 40 Герменевтический метод и его значение в социальных и гуманитарных науках. 56 41. Гуманизация и гуманитаризация современной науки 57 42 Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке. 58 43. Коммуникативность в науках об обществе и культуре. 59 44 Объяснение и понимание в социальных и гуманитарных науках 60 45. Понимание и его значение в социальных и гуманитарных науках 61 46. Специфика методологии гуманитарных и социальных наук. 62 47. Философия как интегральная форма знаний о человеке и обществе. 63 48. Научная картина мира (НКМ). Специфика НКМ в социальных и гуманитарных науках. 64 49 Идеалы научного знания в естественных и гуманитарных науках 65 50. Философские идеи и их роль в решении научно-познавательных задачах. 66 51. Физика и синтез естественно-научного и гуманитарного знания. Роль синергетики 67 52. Космос и глобальные проблемы техногенной цивилизации. 69 53. Cамоорганизующаяся вселенная. Мировоззренческие дискуссии вокруг эволюционных проблем в современной космологии. 70 54 Философия техники и методология технических наук 71 55 – Социальная оценка техники как прикладная философия 73 1. Наука как особая сфера культуры.Современная философия науки рассматривает научное познание как социокультурный феномен. Это значит, что наука зависит от многообразных сил и влияний, действующих в обществе, и сама в значительной степени определяет общественную жизнь. Наука возникла как социокультурный феномен, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире. Она существует, оказывая заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. Как социокультурный феномен, наука всегда опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, на принятые ценности и нормы. Каждое общество имеет науку, соответствующую уровню его цивилизационной развитости. Наука не может развиваться, не осваивая знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в социальной памяти. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Открываются новые возможности этоса науки - проблема интеллектуальной и социальной ответственности, морального и нравственного выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата в научном сообществе и коллективе. Наука выступает как фактор социальной регуляции общественных процессов. Она воздействует на потребности общества, становится необходимым условием рационального управления, любая иннновация требует аргументированного научного обоснования. Научно-исследовательская деятельность признается необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой нормальное существование и развитие общества невозможно, наука составляет одно из приоритетных направлений деятельности любого цивилизованного государства. Являясь социокультурным феноменом, наука включает в себя многочисленные отношения, в том числе экономические, социально-психологические, идеологические, социально-организационные. Откликаясь на политические потребности общества, наука предстаёт как инструмент политики. Официальная наука вынуждена поддерживать основополагающие идеологические установки общества, предоставлять интеллектуальные аргументы, помогающие существующей власти сохранить своё привилегированное положение. Наука – «коммунитарное (коллективное) предприятие»: ни один учёный не может не опираться на достижения своих коллег, на совокупную память человечества. Каждый научный результат есть плод коллективных усилий. |