Главная страница

Ответы к кандидатскому экзамену по философии и истории наук.. Философия все вопросы и ответы к кандидат.экзамену. 1. Наука как особая сфера культуры. 4 Понятие науки. Критерии научности знания. 5


Скачать 161.64 Kb.
Название1. Наука как особая сфера культуры. 4 Понятие науки. Критерии научности знания. 5
АнкорОтветы к кандидатскому экзамену по философии и истории наук
Дата15.07.2022
Размер161.64 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософия все вопросы и ответы к кандидат.экзамену.docx
ТипДокументы
#631564
страница6 из 32
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

9. Генезис научного знания. Античная наука и ее роль в культуре античности.


Античная наука – это зарождающаяся наука. Возникновение античной науки относят к VI-IV вв. до н.э., к временам расцвета древнегреческой цивилизации.

В античной культуре, сложился определенный идеал науки, а также критерии или стандарты научности, т.е. определенные признаки знания, позволяющие отнести его к научному знанию. Главными признаками научности считались аксиоматизм и дедуктивность. Наиболее зрелыми и развитыми в этом отношении были античные труды по математике и умозрительной философии природы. Суть дедуктивного метода состоит в требовании доказательности, т.е. подчинения процессов мышления, рассуждения строгим правилам логики. В дедуктивном рассуждении мысль движется от общих очевидных положений (аксиом) к частным выводам. Дедуктивный метод, как один из методов научного познания, является, по общему мнению, выдающимся достижением древнегреческой духовной культуры. Существует точка зрения, в соответствии с которой наука возникла на более ранних этапах развития человеческого общества – в древних восточных цивилизациях (Египет, Месопотамия, Индия, Китай), где уже существовало производство знаний, необходимых для ведения земледельческих работ, для торговли и мореплавания. Данная точка зрения неявно опирается на представление о том, что научное познание внутренне присуще любым видам практическо-познавательной деятельности человека и возникает вместе с ними.

Большое значение имело также открытие несоизмеримости, т.е. существования отношений, не выражаемых целыми положительными числами. Важную роль в становлении античной науки сыграла элейская школа, в которой, по сути, было сформулировано требование логического прояснения научных понятий (апории Зенона). В философии Платона математике отводилась роль пропедевтики философии, т.е. введения в философию. Математика служила подготовкой мышления к постижению истинного бытия – идей, расположенных в занебесной области. Платон понимал математические объекты как идеальные сущности, существующие независимо от вещей. При этом считалось, что оперирование числами как идеальными образованиями развивает мышление, с помощью которого только и можно постичь истинное бытие. В философии Аристотеля формируется научно-теоретическое осмысление мира, чему немало способствовало введение им понятия «сущность». Аристотель определил онтологический статус математических объектов – это единицы разума, актуально существующие лишь в человеческом уме.

Существенную роль в становлении античной науки сыграла также традиция философского обсуждения различия знания и мнения, причем в античной философии приоритет традиционно отдавался рациональному познанию, а не чувственному. Аристотель изучил также проблему соотношения высказывания о действительности самой действительности, т.е. проблему истины. По Аристотелю, истина и ложь не являются свойствами самой действительности. Истинным суждение будет только тогда, когда то, что соединено или разъединено в мысли, соответствует тому, что соединено или разъединено в вещах. Ложным суждение будет тогда, когда в мысли соединяется то, что разделено в вещах и разделяется то, что соединено в вещах.

Отметим еще один фактор, существенно повлиявший на становление античной науки и формирование рационалистического мышления – демократизацию общественно-политической жизни античной Греции VI-V вв. до н.э. Демократия включала в себя институт равного участия граждан в политической жизни общества, право публичного обсуждения идей, относящихся к политическому устройству полиса. Высшим и достойным видом познания стало считаться теоретическое познание – познание ради познания (Аристотель), поиск истины, свободный от утилитаристских забот о полезности полученного знания. Формирование античной науки означало формирование рационального мышления, нацеленного на познание сущности и объективных законов окружающего мира. Человеческое познание преодолевает «притяжение» обыденной жизни и утилитарно-практических задач и поднимается на теоретический уровень. Античная наука формируется как теоретическое познание мира, получающее знание о реальности преимущественно с помощью рассуждений, наблюдений (созерцания), а не экспериментов. Научное познание и техника существовали в античной культуре как два самостоятельных вида человеческой деятельности. Научное познание выражало способность человека к абстрактному мышлению, моделированию, идеализации, установлению логических связей. В античные времена вопрос о причинах успешности практических результатов в технике не рассматривался.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32


написать администратору сайта