Ответы к кандидатскому экзамену по философии и истории наук.. Философия все вопросы и ответы к кандидат.экзамену. 1. Наука как особая сфера культуры. 4 Понятие науки. Критерии научности знания. 5
Скачать 161.64 Kb.
|
14. Современная наука. Особенности современного этапа развития научного знания.Основными характеристиками современной науки являются: 1) Широкое распространение идей и методов синергетики - теории самоорганизации и развития систем любой природы. Представление о мире не только как о саморазвивающейся целостности, но и как нестабильного, хаосогенного, неустойчивого неопределенного. 2) Укрепление парадигмы целостности – осознание глобального, всестороннего взгляда на мир: а) человек не вне объекта изучения, а внутри его, его часть. б) природа - целостный живой организм. в) закономерность объединения естественных наук, сближение естественных наук и гуманитарных наук, науки и искусства. г) выход науки за пределы классической культуры Запада, обращение к традициям восточного мышления и его методам. 3) Укрепление и все более широкое применение к эволюции, т.е. сопряженного взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого - глобальный эволюционизм. 4) Внедрение времени во все науки, все более широкое распространение идеи развития. 5) Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных подходов в его изучении. 6) Соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта. 7) Широкое применение философии и ее методов во всех науках. 8) Усиливающаяся математизация научных теорий и увеличивающейся уровень их абстрактности и сложности. 9) Методологический плюрализм – осознание ограниченности, односторонности любой методологии – в том числе рационалистической. Развитие любой науки не сводится к простому процессу накопления знаний. Важен процессе взаимодействия и интеграции знания в ходе эволюции конкретных наук. Наиболее радикальные изменения в науке связаны с научными революциями. Переход к новой парадигме связан с взаимодействием и развитием двух дополняющих друг друга процессов дифференциации и интеграции знания. Дифференциация научного знания служит необходимым этапом в развитии науки, и она направлена на более тщательное и глубокое изучение отдельных явлений и процессов определенной области действительности. В результате такого исследования появляются отдельные научные дисциплины со своим предметом и специфическими методами познания. 15. Эволюция подходов к анализу науки в философии ХХ века.Предпосылки некоторых идей современной философии науки обнаружены в античной философии: диалектический метод мышления, аксиоматический метод построения математического знания и создание Аристотелем формальной логики. Поскольку у древних греков не существовало развитой системы эмпирического знания, то науке Нового времени пришлось здесь начинать с создания новых методов, приемов и процедур эмпирического исследования. Бэкон разработал методы индуктивного исследования, которые можно было использовать в простейших случаях. Естествознание создало более тонкие и сложные способы исследования, объединившие наблюдение и математический расчет. Важнейшим из них был экспериментальный метод, который начал успешно применять Галилей. Открытие Кеплером законов движения планет и создание Ньютоном классической механики и теории гравитации завершили построение механической картины мира, в основе которой лежит представление о том, что окружающий нас мир управляется универсальными детерминистическими законами. Принцип механического детерминизма выражает суть механической картины мира: мир выглядит как огромная механическая система, каждое последующее состояние определяется предыдущим. В реальном мире все связано непрерывной цепью причин и следствий, поэтому все в нем предопределено, Огюст Конт отвергал философию как навязывающую свои принципы. Задачей позитивной философии он считал описание, систематизацию и классификацию конкретных результатов и выводов научного познания. Науке не нужно задаваться вопросом «Почему происходит явление ?» она должна ограничиваться описанием того, как оно происходит. Такой отказ от исследования конечных причин и сущностей явлений стал постулатом позитивизма. Герберт Спенсер ввел в позитивистскую философию идею эволюционного прогресса: в ходе развития научного знания происходит постепенная интеграция конкретных, частных знаний в рамках философии. Такие исходные положения, как неуничтожимость материи, непрерывность движения и закон постоянства силы, должны стать важнейшими принципами систематизации и объяснения эмпирических фактов. К концу XIX – началу XX вв. открытие радиоактивности и сложной структуры атомов в корне изменило представления ученых о научной картине мира, созданной классической физикой. На смену ей пришла новая картина мира, основанная на квантовой механике и теории относительности. В 30-е годы XX в. в философии науки вновь возрождается интерес к проблемам, поставленным позитивистами. Появились новые методы, заимствованные из символической логики. Представители Венского кружка и берлинской группы эмпирической философии (впоследствии - неопозитивисты) главной целью философии науки провозгласили логический анализ языка науки и создание унифицированного научного языка, подобного языку теоретической физики. Поэтому их позже стали называть логическими позитивистами. Логические позитивисты пытались создать чистый, нейтральный язык наблюдения, свести к наблюдению все теоретические понятия, но не смогли исключить теоретические понятия из науки. С помощью критерия верификации пытались объявить лишенными смысла философские утверждения, ибо их невозможно проверить эмпирически. Представители указанной школы всецело ориентировались на вопросы проверки и обоснования готовых результатов научного познания и совершенно не рассматривали проблемы развития и поиска нового знания. Задача философии состоит в обосновании существующего знания, а не в анализе его открытия. Венский кружок придерживался гипотетико-дедуктивного метода исследования науки, согласно которому наука не должна заниматься изучением процесса генерирования и изобретения гипотез. Ее задача заключается в логической разработке гипотез, т.е. выведении всех необходимых следствий из них и сравнении их с результатами наблюдений и экспериментов. Активно выступал против верификации один из крупнейших философов XX в. Карл Поппер, который предложил альтернативный вариант принцип фальсификации. Эволюция философии науки XX в. связана с переходом от изучения деятельности ученого к изучению науки как целого, надличностного образования. Это не значит, что ученый и способы его работы перестали интересовать научную общественность. Речь идет о смещении акцентов. |