Главная страница
Навигация по странице:

  • Основоположником позитивизма принято считать О. Конта (1798 – 1857). Наука, по его мнению познаёт не сущности, а феномен

  • Основная идея позитивизма

  • Мах называет ощущения «элементами мира»

  • («принципиальная координация» Авернариуса ).Неопозитивизм

  • Постпозитиви́зм

  • Ответы к кандидатскому экзамену по философии и истории наук.. Философия все вопросы и ответы к кандидат.экзамену. 1. Наука как особая сфера культуры. 4 Понятие науки. Критерии научности знания. 5


    Скачать 161.64 Kb.
    Название1. Наука как особая сфера культуры. 4 Понятие науки. Критерии научности знания. 5
    АнкорОтветы к кандидатскому экзамену по философии и истории наук
    Дата15.07.2022
    Размер161.64 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия все вопросы и ответы к кандидат.экзамену.docx
    ТипДокументы
    #631564
    страница11 из 32
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   32

    18. Позитивизм и его значение в развитии философии науки.


    Вариант 1 (лекция Темнюка, из конспекта):

    Позитивизм формируется в середине XIX в., когда возникает машинное производство.

    Основоположником позитивизма принято считать О. Конта (1798 – 1857). Наука, по его мнению познаёт не сущности, а феномен.

    В работе «Курс позитивной философии» он выделяет три стадии интеллектуальной эволюции человечества:

    1. Теологическая - Всевышний;

    2. Метафизическая (философская) - Сверхсила;

    3. Позитивная – Научная.

    Учение О. Конта стало фундаментом для развития позитивистской философии и включает в себя четыре формы позитивизма:

    1. первый позитивизм, представлен О. Контом, Г. Спенсером, Д.-С. Миллем, по их мнению, позитивистское знание – это знание всего, что есть «на самом деле». Цель науки – открывать законы, т.к. наука позволяет предвидеть события и изменить природу и общество.

    2. второй позитивизм, представлен Э. Махом, Р. Авернариусом, они обосновывают идею Эмпириокритици́зма (критика опытом).

    3. неопозитивизм – система концепций в рамках логического позитивизма (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Карнап).

    4. постпозитивизм (вторая половина XX в.: И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд)

    Вариант 2 (интернет):

    Позитивизм складывается в середине XIX в. После победы буржуазии в борьбе за политическую власть.

    Основная идея позитивизма заключается в том, что источником всех человеческих знаний являются позитивные, т.е. наблюдаемые факты, показания наших чувств, которые познающий субъект классифицирует, распределяет, организует привнося в данный ему чувствами материал с помощью психологических или логических операций идею закономерности порядка.

    Выделяют 4 исторические формы позитивизма:

    1. первый позитивизм (середина XIX в.: О. Конт, Д.-С. Милль, Г. Спенсер);

    2. второй позитивизм (рубеж XIX-XX в.: Э. Мах, Р. Авернариус);

    3. неопозитивизм (1920-1930-е годы.: Б. Рассел, Л. Витгенштейн, М.Шлик, Р. Карнап);

    4. постпозитивизм (вторая половина XX в.: К. Поппер, Т. Кун).

    Основоположник позитивизма Огюст Конт, французский философ, в 1817-1822 г. был секретарем А. Сен-Симона.

    Позитивизм Конт рассматривал как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом: ни наука, ни философия не могут и не должны ставить вопрос о причине явлений, а только о том, «как» они происходят. В соответствии с этим наука, по Конту, познает не сущности, а только феномены.

    Три стадии интеллектуальной эволюции человечества (по Конту):

    1. теологическая – все объясняется на основе религиозных представлений;

    2. метафизическая (философская) – заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами, знанием о всеобщем;

    3. позитивная (положительная), или научная, на которой возникает наука об обществе (социология), а все науки изучают явления в их конкретно чувственной данности человеку, не пытаясь проникнуть в сущность, познать причины.

    Основные постулаты позитивизма (присущи всем историческим формам):

    1. Метафизическая редукция всего познания к познанию явлений;

    2. Номинализм;

    3. Индетерминизм;

    4. Отрицание объективной закономерности мира.

    Конт распространил данные постулаты на основанную им новую науку – социологию. Социология у Конта разделяется на социальную статистику и социальную динамику.

    Второй позитивизм представлен работами Эрнста Маха, Рихарда Авернариуса.

    Главная философская работа Маха- «Анализ ощущений и отношение физического к психическому». Здесь он развивает позитивистские и субъективно идеалистические взгляды. Мах называет ощущения «элементами мира». «Элементы мира» подразделяются на физические и психические. Эти элементы нечто нейтральное по отношению к материи и сознанию, и могут быть в одном отношении физическими, а в другом – психическими.

    Махисты утверждают, что между физическими и психическими «элементами» существует неразрывная связь, так что не может быть физических «элементов» без психических («принципиальная координация» Авернариуса).

    Неопозитивизм видел задачу философии не в систематизации научного знания, а в деятельности, направленной на анализ языковых форм сознания. Предметом философии должен быть язык, прежде всего – язык науки как способ выражения знания. Основной вариант неопозитивизма – логический позитивизм. У его истоков стояли Джорж Эдуард Мур, Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн.

    Задача философии, по Расселу, заключается не в том, чтобы открывать факты или строить обобщения о фактах, а в том, чтобы подвергнуть логическому анализу высказывания науки, тем самым обеспечивая пояснения знания.

    Постпозитиви́зм (англ. Postpositivism) — общее название для нескольких школ философии науки, объединённых критическим отношением к эпистемологическим учениям, которые были развиты в рамках неопозитивизма и обосновывали получение объективного знания из опыта. Основные представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин. К постпозитивизму близки работы школы неорационализма, в особенности Г. Башляра и М. Фуко. (из Википедии)

    Позитивизм провозглашает главной задачей изучение явлений, т.е. прежде всего того, что дано нам в ощущениях, что наблюдается, что есть, существует. Свидетельства чувств, считают философы, единственно доступны познанию. Так называемые «причины» и «сущности» — это, всего лишь, фиксация последовательности явлений. Всякая иная их трактовка – абстрактные, схоластические построения, не имеющие ничего общего с наукой.

    Заслугой позитивистов является их попытка создать социальную науку – социологию (термин О. Конта), которая имела бы столь же строгий характер, как, например, физика.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   32


    написать администратору сайта