Ответы к кандидатскому экзамену по философии и истории наук.. Философия все вопросы и ответы к кандидат.экзамену. 1. Наука как особая сфера культуры. 4 Понятие науки. Критерии научности знания. 5
Скачать 161.64 Kb.
|
31. Динамика научного знания. Проблемные ситуации в науке.Динамика науки – сложный процесс. Движение знания от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», от преднауки к науке. Развитие от классической науки к неклассической науке и к постнеклассической науке. В эволюционной (генетической) эпистемологии (ЭЭ) и постпозитивизме проблема роста, развития знания является центральной. ЭЭ - направление в западной философско-гносеологической мысли, основная задача которой - выявление генезиса и этапов развития познания, его форм в эволюционном ключе, построение на этой основе теории эволюции науки. ЭЭ стремится создать обобщенную теорию развития, положив в основу принцип историзма и пытаясь опосредовать крайности рационализма и иррационализма и т.д. Активно проблему развития знания разрабатывали, начиная с 60-х гг. XX в. сторонники постпозитивизма: К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, С.Тулмин, П.Фейерабенд предлагали модели динамики научного знания, опираясь на историю науки; К.Поппер считает, процесс открытия научных законов – внешний фактор для истории науки (экстернализм). Факты – абсолютная ценность науки; Т.Кун отрицает преемственность в развитии науки, считает, что научные сообщества вытесняют друг друга, отказываются от предыдущей парадигм; Т.Кун, М.Полани, П.Фейерабенд включают психологические и социальные детерминанты во внутреннюю суть науки. После постпозитивизма развитие ЭЭ пошло по двум основным направлениям. 1. По линии так называемой альтернативной модели эволюции (К. Уоддингтон, К. Халквег, К. Хугер); 2. по линии синергетического подхода. Синергетический подход становится все более распространенным т.к.: идея самоорганизации лежит в основе прогрессивной эволюции, которая характеризуется возникновением все более сложных и иерархически организованных систем; она позволяет учитывать воздействие социальной среды на развитие познания; такой подход свободен от метода "проб и ошибок". Существует два крайних подхода к анализу динамики: Кумулятивизм (от лат. cumula - увеличение, скопление): развитие знания происходит путем добавления новых к накопленной сумме знаний. Такое понимание абсолютизирует количественный момент роста и исключает возможность научные революции. (Г.Спенсер) Антикумулятивизм: в ходе развития познания не существует устойчивых и сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа эволюции к другому связан лишь с пересмотром фундаментальных идей. История науки изображается представителями антикумулятивизма в виде непрекращающейся борьбы и смены теорий и методов, между которыми нет логической и содержательной преемственности. Объективно процесс развития науки далек от этих крайностей и представляет собой диалектическое взаимодействие количественных и качественных (скачки) изменений научного знания, единство прерывности и непрерывности в его развитии. Традиционно философия науки описывает движение научно-познавательного процесса как переход от вопроса к проблеме, затем к гипотезе, которая после своего достаточного обоснования превращается в теоретическую модель. Исследование всегда представляет собой цепь следующих друг за другом проблем. Область проблем и область завершенного знания настолько тесно взаимосвязана, что механически отделить их невозможно. С одной стороны, в ней заметна недостаточность к данному моменту уровня знания. С другой стороны, проблема несет частицу знания, наличию которого она обязана своей постановкой. Таким образом, проблема –это форма развития знания, форма перехода от старого к новому. Проблемные ситуации бывают: а) глобальные и б) локальные. Глобальные вызывают трансформацию методологических, мировоззренческих ориентации. Например, на рубеже 19-20 веков был зафиксирован кризис в физике и одновременно произошла научная революция в естествознании, изменившая научную картину мира. В целом, наличие проблем в науке индексирует этап ее качественного изменения. Решение проблем стимулирует пересмотр оснований и приводит к развитию научного познания. 32 Наука как социальный институтОтвет: Наука — социальный институт, основу которого составляет система организаций и учреждений, создающих, хранящих и распространяющих научные знания. Наука — сфера духовной деятельности человека, направленная на выработку системы объективных знаний о мире, закономерностей развития природы, общества и мышления. Наука как социальный институт – это особая, относительно самостоятельная форму общественного сознания и сферу человеческой деятельности, выступающий как исторический продукт длительного развития человеческой цивилизации, духовной культуры, выработавший свои типы общения, взаимодействия людей, формы разделения исследовательского труда и нормы сознания ученых. |