Главная страница

Ответы к кандидатскому экзамену по философии и истории наук.. Философия все вопросы и ответы к кандидат.экзамену. 1. Наука как особая сфера культуры. 4 Понятие науки. Критерии научности знания. 5


Скачать 161.64 Kb.
Название1. Наука как особая сфера культуры. 4 Понятие науки. Критерии научности знания. 5
АнкорОтветы к кандидатскому экзамену по философии и истории наук
Дата15.07.2022
Размер161.64 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософия все вопросы и ответы к кандидат.экзамену.docx
ТипДокументы
#631564
страница16 из 32
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   32

25. Эпистемология «перекодирования знания» Жака Дерриды.


Жак Деррида (15 июля 1930, Эль-Биар, Алжир — 9 октября 2004, Париж, Франция) — французский философ, литературовед и теоретик культуры, один из крупнейших представителей постструктурализма и постмодернизма в философии, основоположник философского деконструктивизма.

В своих работах Деррида затрагивал широкий круг вопросов — от онтологических и эпистемологических проблем философской традиции (знание, сущность, бытие, время) до проблем языка, литературы, эстетики, психоанализа, религии, политики и этики.

В течение ХХ в. происходит переоценка роли языка в жизни общества. Язык все больше рассматривается как важнейшая часть общественной жизни; если в первой половине ХХ в. преобладала вера в могущество науки и техники, то теперь на эту роль претендует вера в могущество языка. Выражая эти умонастроения, один из лидеров так называемого деконструктивизма Жак Деррида (1930-2004) пишет, что «тело и материя» - нечто внешнее по отношению к языку, а проблема души и тела, несомненно, производна от проблемы письма».

С позиций Дерриды, мышление и культура — это процесс замещения, перекодирования знаков, и сам мир представляет собой бесконечный текст. Деррида говорит о том, что нельзя ограничиваться знаковыми структурами, нужно найти нечто, существующее до знаков и знаковых структур, некое предусловие всякой речи и письма. К анализу текста применяется принцип деконструкции - выявление внутренней противоречивости текста, обнаружение в нем скрытых (как правило не замечаемых обычным читателем и даже самим автором текста), «спящих», остаточных» смыслов, которые являются наследием речевых практик прошлого, а также тех смыслов, которые обусловлены культурными особенностями времени интерпретации этого текста. В любых текстах нужно произвести «деконструкцию», обнаружить в них отклики, «переклички», «прививки» внешних по отношению к этим текстам воздействий. В этом случае конкретный текст «размыкается», теряет свою однозначность, «входит в контекст»; при этом он безгранично расширяется, происходит деформация структурности.

Деррида утверждает, что в ходе деконструкции философских текстов в них обнаруживаются следы «переклички» с другими текстами, с внеязыковыми факторами. Философские тексты многослойны; необоснованными оказываются претензии на строгость, логичность, однозначность, обоснованность. Деррида примыкает к призывам о преодолении метафизики. Он полагает, что для объяснения культуры нужно широко использовать метафоры, аллегории, опираться на интуицию. Деррида утверждает, что у нас нет критериев для различения хорошего и плохого, красивого и отвратительного, правды и лжи. Более того, этих критериев никогда и не было. Мир культуры - это мир знаков, а то, что стоит за ними, нам в принципе не дано знать. «Вне текста ничего нет», - заключает Деррида.

26. Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровень.


В структуре научного знания выделяют три уровня: эмпирический, теоретический и метатеоретический.

На эмпирическом уровне познание осуществляется в процессе взаимодействия с объектом. Характерными чертами эмпирического познания являются частичность, фрагментарность, вероятностный характер. Задачей эмпирического уровня является сбор и первичное обобщение фактов, описание данных и наблюдения и эксперимента, их систематизация. Научное знание выступает в форме доказанного знания о характеристиках, свойствах объекта. Собранные и систематизированные научные факты образуют эмпирический базис науки, который является основой для теоретического уровня.

Теоретический уровень - уровень познания, на котором явления изучаемой предметной области отражаются со стороны своих внутренних и существенных связей и закономерностей. Научное знание выступает в форме: 1.проблемы (форма научного знания, содержанием которой является то что еще не познано человеком. Возникает, когда открыто новое явление); 2.гипотезы (содержит предположение нуждающееся в доказательстве и сформулированное на основе ряда фактов); 3.закона (знание, в котором в форме теоретических утверждений отражаются существенные и повторяющиеся связи явлений); 4.теории (целостная, непротиворечивая, обобщенная система знаний, раскрывающая существенные связи между элементами и описывающая их посредством системы законов).

Метатеоретический уровень включает методологию и философию науки. Методология науки - учение о методах, формах и внутренних механизмах познания. Предметом методологии являются: 1.методы и операции научного исследования; 2.формы научного познания; 3.нормы и идеалы науки.

Метод представляет собой систему предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта познания на достижение определенного результата.

Традиционно методы научного познания классифицируются по формальным признакам: здесь выделяются методы, которые используются на эмпирическом и на теоретическом уровнях (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция), и по содержательным аспектам - методы эмпирического и теоретического исследования.

К эмпирическим методам относят: 1.наблюдение (целеноправленное восприятие, осуществляемое с целью выявления свойств и отношений объекта); 2.эксперимент (в вмешательство в протекание изучаемого процесса/воспроизведение в определенных условиях; 3.измерение (совокупность познавательных операций средством средств измерений с целью нахождения числового значения); 4.описание.

Методы теоретического исследования: 1.формализацию (выражение содержания знания в знаково-символическом виде); 2.аксиоматический метод (способ построения научной теории, когда в ее основу кладутся исходные положения из которых при помощи специальных правил вывода исходят все остальные положения этой теории); 3.гипотетико-дедуктивныи метод (создание системы дедуктивно связанных гипотез, из которых выводя утверждения об эмпирических фактах); 4.восхождение от абстрактного к конкретному (движение от отдельных общих абстракций к их единству, конкретно-всеобщему).

К общелогическим методам относят: 1.сравнение; 2.анализ (разделение объекта на составные части); 3.синтез (соединение выделенных составных частей объекта в единое целое); 4.абстрагирование (мысленное отвлечение от ряда признаков, свойств объекта); 5.обобщение (устанавливаются общие признаки, свойства и отношения предмета); 6.индукцию (общий вывод делается на основе единичных фактов или посылок); 7.дедукция (из общих утверждений делаются заключения частного характера); 8.аналогия ( установлении сходства в некоторых свойствах, признаках между различными объектами); 8.моделирование (исследование аналога (модели), в котором воспроизводятся функции, характеристики самого фрагмента реальности (оригинала модели).

Эмпирический и теоретический уровни знания отличаются по: а) Предмету. Эмпирическое и теоретическое исследования могут познавать одну и ту же объективную реальность но ее видение, ее представление, будут даваться по-разному; б) Средствам. Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом.

Эмпирические объекты – абстракции, наделенные признаками, которые можно обнаружить в реальном объекте, но не наоборот.

Теоретические объекты – наделены не только теми признаками, которые мы можем обнаружить в реальном взаимодействии реальных объектов, но и признаками, которых нет ни у одного реального объекта (материальная точка – тело, лишенное размера и сосредоточившее в себе всю массу).


1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   32


написать администратору сайта