Главная страница
Навигация по странице:

  • Доказательство

  • Смысл

  • Ответы к кандидатскому экзамену по философии и истории наук.. Философия все вопросы и ответы к кандидат.экзамену. 1. Наука как особая сфера культуры. 4 Понятие науки. Критерии научности знания. 5


    Скачать 161.64 Kb.
    Название1. Наука как особая сфера культуры. 4 Понятие науки. Критерии научности знания. 5
    АнкорОтветы к кандидатскому экзамену по философии и истории наук
    Дата15.07.2022
    Размер161.64 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия все вопросы и ответы к кандидат.экзамену.docx
    ТипДокументы
    #631564
    страница27 из 32
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32

    44 Объяснение и понимание в социальных и гуманитарных науках


    ОБЪЯСНЕНИЕ — важнейшая функция человеческого познания, в частности научного исследования (и соответственно тот его этап, на котором эта функция выполняется), состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта. По своему механизму объяснение делятся на объяснение через собственный закон и объяснение с помощью моделирования. 

    ПОНИМАНИЕ— присущая сознанию форма освоения действительности, означающая раскрытие и воспроизведение смыслового содержания предмета. При этом окружающая человека реальность, прежде всего социально-культурная, а также природная, преломляется в связную систему предметов «мира человека». Главная функция понимания связана с обеспечением осмысленного поведения и ориентации индивида в обществе, истории, культуре. В науке понимание предполагает использование специальных методологических правил и предстает как интерпретация.

    Типичными видами научно-теоретического понимания являются: понимание прошедших эпох (историческое понимание); интерпретация инокультурных символов и метафор, перевод и истолкование древних текстов (филологическое понимание); понимание иных форм жизни, культурных норм и ценностей (понимание в социально-антропологических исследованиях); понимание микрообъектов и интерпретация формализмов научных теорий (понимание в естествознании).

    В философии принято считать, что объяснение является основной функцией научной теории. Для этого оно должно отвечать, как минимум, двум требованиям:

    1) адекватности (его аргументы и характеристики должны иметь непосредственное отношение к предметам, явлениям, событиям, которые они объясняют);

    2) принципиальной проверяемости (непосредственно или через свои следствия).

    Объяснение осуществляется как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях организации научного знания.

    Объяснение в естествознании ориентируется прежде всего на раскрытие причинно-следственных связей и отношений, хотя могут объясняться и генетические, структурные, функциональные зависимости. Но в любом случае речь идет о выявлении картины детерминации (ограничения, определения) объекта (явления, события), его зависимостей и обусловленностей. Чем полнее и глубже вскрыты обусловленности, тем выше ценность объяснения.

    Наиболее известна и признаваема в методологии познания дедуктивно-номологическая модель научного объяснения. Карл Поппер считал, что дать причинное объяснение события значит дедуцировать утверждение, которое его описывает, используя в качестве посылок один или более универсальных законов совместно с определенными единичными утверждениями о первоначальных условиях.

    В отличие от объяснения, которое можно свести к логическим операциям (выводам дедуктивного и индуктивного характера), понимание требует обращения к смыслам и значению языка, опыта, истории, культуры, принципиально лишенным логической редукции.

    Понимание — это процедура постижения или порождения смысла.

    В социально-гуманитарных науках применяются две основные процедуры познания: объяснение (доказательство) и понимание (интерпретация).

    Доказательство — это процедура разъяснения сущности конкретного социального факта, подведение его под некоторое обобщение, закон.

    Интерпретация — это процедура истолкования смысла какого-то знака или текста.

    Интерпретация — основной метод социально-гуманитарных наук. Она необходима в социально-гуманитарных науках, так как тексты, как источники познания, имеют множество смыслов, которые раскрываются постепенно, в процессе исследования.

    Смысл — это значение, которое придано автором определенной системе знаков.

    45. Понимание и его значение в социальных и гуманитарных науках


    Термин «понимание» трактуется по-разному. Во-первых, понимание в узком значении рассматривается как специфический метод гуманитарного исследования. В широком значении понимание рассматривается как определенный способ бытия. Здесь феномен понимания не относится только к познанию.

    Понимание, рассматриваемое как способ существования человека в мире, приобретает универсальный характер. Последнее сообщает универсальность и герменевтике как одной из основных философских наук. Феномен понимания пронизывает все отношения человека к миру. Во-первых, с пониманием связано наше познание мира: познание всегда обусловлено предпониманием, лежащим в основе науки. Во-вторых, понимание предпослано всякой человеческой коммуникации, так как понимание выступает и как метод анализа такой коммуникации, и как условие последней. В-третьих, без углубления в феномен понимания невозможна разработка практической философии.

    Проблема понимания в гуманитарных науках приобретает еще один аспект, который связан непосредственно со спецификой этих наук. Взаимосвязь субъекта и объекта в социально-гуманитарном познании носит очень сложный, опосредованный характер. Таким посредником, промежуточным звеном служат разного рода источники, которые обычно представлены текстами. 

    Ключевым понятием в решении проблемы понимания является понятие «смысл». Смыслы образуются в соответствии с определенными культурными традициями. С этой точки зрения, понимание – это всегда подключение к смыслам человеческой деятельности. Оно выступает формой взаимодействия между предметной заданностью текста и интерпретатором. Результатом такого взаимодействия является формирование новых смыслов.

    Рассмотрим основные концепции понимания, которые были разработаны в рамках западной философской герменевтики.

    Немецкий историк культуры и философ Вильгельм Дильтей (1833 – 1911) определял понимание как проникновение в духовный мир автора текста, неразрывно связанное с реконструкцией культурного контекста его создания, метод познания духовных явлений. Обращение к феномену понимания делает философско-методологическую концепцию В. Дильтея концепцией герменевтической. Разрабатывая проблематику герменевтики, Дильтей ставит вопрос об условиях возможности понимания письменных документов.

    Согласно немецкому представителю экзистенциализма М. Хайдеггеру, понимание есть раскрытие структуры герменевтического опыта, это специфическое человеческое отношение к действительности, особый способ бытия человека в мире, то есть изначально заложенного в человеческом бытии «понимания бытия». Отсюда следует неизбежность герменевтического круга, который нельзя разорвать, ибо он связан не с методологическими трудностями, а с онтологической структурой понимания.

    Следовательно, понимание есть постижение смысла того или иного явления, его места в мире, его функции в системе целого. Главная же цель объяснения – это выявление сущности изучаемого предмета, подведение его под закон. В социально-гуманитарном познании также используют рациональное объяснение. Его суть – при объяснении поступка некоторой исторической личности исследователь старается вскрыть мотивы, которыми руководствовался субъект, и показать, что в свете этих мотивов поступок был рациональным. https://www.rea.ru/ru/org/cathedries/histkaf/Documents/Тема%202.6.pdf
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32


    написать администратору сайта