Ответы к кандидатскому экзамену по философии и истории наук.. Философия все вопросы и ответы к кандидат.экзамену. 1. Наука как особая сфера культуры. 4 Понятие науки. Критерии научности знания. 5
Скачать 161.64 Kb.
|
46. Специфика методологии гуманитарных и социальных наук.Методология гуманитарных и социальных наук имеет как общенаучное содержание, так и специфику, характерную для нее в различных областях знания. Методология определяется обычно как рационально-рефлексивный анализ методов познания и практики. Такое определение необходимо, но недостаточно для социально-гуманитарных наук. Оно ориентировано на классическую модель научности естествознания с характерными для нее субъектно-объектными отношениями. В социально-гуманитарном знании учитывается включенность субъекта в изучаемый объект — общество, — а также практика, представленная деятельностью преследующих свои интересы и цели групп. Поэтому методология гуманитарных и социальных наук является учением не только о методах познания и практики, но и дисциплиной, изучающей все способы деятельности субъекта познания и практики. Это область работы, где пересекается деятельность философа и специалиста. Эта деятельность связана с экспликацией особой методологической реальности, которая не дана в явном виде, и рефлексии чаще всего спонтанной деятельности субъекта познания. Обратная процедура — применение выявленной методологии в познании — требует сложной работы по нахождению посредствующих звеньев и обоснованию познавательных приемов. В социально-гуманитарных науках результаты наблюдения в большей степени зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок и других субъективных факторов. В этих науках различают простое (обычное) наблюдение, когда факты и события регистрируются со стороны, и соучаствующее (включенное) наблюдение, когда исследователь «вживается» в определенную среду и анализирует события «изнутри». Социальные эксперименты требуют от исследователя строгого соблюдения моральных и юридических норм и принципов. В социальных науках широко применяется сравнительный (компаративистский) метод, конечно же, с учетом специфики их предмета. Кроме философских и общенаучных методов в социально-гуманитарных науках применяются специфические методы, такие как идиографический метод – описание индивидуальных особенностей единичных исторических фактов и событий; диалог (вопросно-ответный метод); понимание и рациональное объяснение; ценностный подход. Также именно для социально-гуманитарных наук характерны: 1) анализ документов, позволяющий получить сведения о прошедших событиях. Анализ документов может быть, как качественным, так и количественным; 2) опросные методы, которые можно разделить на анкетирование и интервью. В зависимости от источника информации опросы делятся на массовые и экспертные; 3) монографический метод, состоящий в том, что данную проблему тщательно анализируют на одном социальном объекте (случае), после чего делают гипотетический вывод от этого объекта к более широкой области сходных объектов; 4) биографический метод; 5) проективные методы, основанные на опосредованном изучении личностных особенностей человека по результатам его продуктивной деятельности; 6) Тестирование – стандартизированные задания, результат которых позволяет измерить личностные характеристики (тесты: интеллекта, достижений и способностей); 7) Метод социометрии – применение математических средств к изучению социальных явлений. Чаще всего применяется при изучении «малых групп» и межличностных отношений в них; 8) Игровые методы – применяются при выработке управленческих решений, имитационные игры; 9) Иконография – систематическое изучение и описание каких-либо, чаще всего религиозных и мифологических, сюжетов или лиц, символики, характерных особенностей. 47. Философия как интегральная форма знаний о человеке и обществе.Специфика философского подхода к человеку, обществу, культуре определяется прежде всего спецификой самой философии. Во-первых, философия является рациональной формой постижения мира, т.е. она опирается прежде всего на разум человека, а не на его эмоции, чувства или чувственность. Еще древнегреческий философ Аристотель утверждал, что философия начинается с удивления и сомнения: философия ничего не принимает на веру, везде требует рационального доказательства. При этом она стремится к постижению объективной истины – знания, достоверного не только в отдельном случае и для отдельного человека, но общезначимого и необходимого. Основным инструментом философского знания является рефлексия – осмысление самого мыслительного процесса, когда мышление становится объектом мышления, знание – объектом знания. Во-вторых, спецификой философского осмысления мира является стремление к выявлению предельных оснований бытия любого феномена, его сущности. Так, философия ставит вопрос о сущности человека, общества, культуры как таковых, независимо от того, о каком конкретно человеке (обществе, культуре) идет речь. Что делает человека человеком? Что отличает общество от различных форм протосоциальности, присущей высокоразвитым животным? В-третьих, философия как предельная форма знаний о мире задается вопросом о бытийных основаниях и конечном смысле любого феномена. В чем смысл человеческой жизни? Какова конечная цель общественного развития? В поисках ответов на подобные предельные вопросы философия обнаруживает крайне противоречивую природу указанных феноменов. В-четвертых, философия стремится к познанию мира как целого, во взаимосвязи и взаимозависимости отдельных феноменов. Мир рассматривается здесь не как набор отдельных предметов, а как органическое единство, из которого нельзя отнять или прибавить ни одного элемента, не нарушив его целостности. Поэтому с позиции философского подхода человек, общество рассматриваются не как изолированные феномены («сами по себе»), а как элементы в системе мира. Философия является интегральной формой знаний о человеке, обществе. Обычно это трактуется как ее способность соединить знания, полученные в отдельных науках. Соглашаясь с этим утверждением, следует, кроме того, сделать акцент на интегративности иного характера, которая не является следствием, а предшествует частным наукам. Речь идет о том, что философия в силу ее специфики способна теоретически «схватить» человека, общество как целостные, многогранные, сложные феномены, в то время как каждая отдельная наука отражает только какой-то один аспект их бытия. Например, психология изучает индивидуально-субъективные переживания человека, но социальная природа личности остается в тени. Экономика отражает хозяйственно-денежный, производственный аспект жизни человека и общества, но она малоэффективна при исследовании духовной жизни. При этом, как в жизни отдельного человека, так и в жизни целого общества переплетены самые разные аспекты, даже те, которые, на первый взгляд кажутся противоречащими друг другу. В силу особенностей научной рациональности и дисциплинарного деления частные науки не могут схватить всей этой палитры. Философия же, в силу, во-первых, своего абстрактного, предельногообобщенного характера, а во-вторых, допущения диалектических противоречий, способна увидеть сложную и противоречивую природу человека, общества. https://studopedia.net/6_65290_filosofiya-kak-integralnaya-forma-znaniy-o-cheloveke-i-obshchestve.html? |