Главная страница

Ответы к кандидатскому экзамену по философии и истории наук.. Философия все вопросы и ответы к кандидат.экзамену. 1. Наука как особая сфера культуры. 4 Понятие науки. Критерии научности знания. 5


Скачать 161.64 Kb.
Название1. Наука как особая сфера культуры. 4 Понятие науки. Критерии научности знания. 5
АнкорОтветы к кандидатскому экзамену по философии и истории наук
Дата15.07.2022
Размер161.64 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософия все вопросы и ответы к кандидат.экзамену.docx
ТипДокументы
#631564
страница26 из 32
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   32

42 Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке.


Переход к неклассическим и постнеклассическим формам научности делает способы познания в естественных и социально-гуманитарных науках взаимопроникающими, допускает конвергенцию естественных в социально-гуманитарных наук.

Ориентация науки на исследование сложных развивающихся систем и междисциплинарные исследования стирают различия между гуманитарными и естественными науками. В современном естествознании активно применяются гуманитарные методики (построение сценариев), особым предметом становятся человекоразмерные объекты – объект, физический или природный, в который человек включен как существенная составляющая, например, человек-машина.

Под гуманизацией наук понимают требование их применения в интересах человечества и человечности. Гуманизация может достигаться методами научных экспертиз; когда, например, технико-экономически успешный проект не принимается, если затрагивает экологию или здоровье людей.

На сегодняшний день в задачах, ориентированных на некий синтез естественнонаучного и гуманитарного подходов, первый должен пользоваться безусловным и абсолютным приоритетом. Положительная сторона - значительный массив накопленных естественнонаучных знаний может быть без особого труда использован в гуманитарных исследованиях.

Первым важным шагом на пути достижения подлинной междисциплинарности может стать описание естественнонаучных границ гуманитарных исследований. Речь идет о проверке соответствия полученных гуманитариями результатов и надежно установленных естественниками законов природы.

Следующим шагом должно стать знакомство гуманитариев с естественнонаучными методологиями. Естественные науки методологически атеистичны, гуманитарные же более или менее настойчиво постулируют существование Бога. Но согласно принципу относительности, результат исследований не должен зависеть от философской калибровки. В рамках естественнонаучной методологии человек безусловно смертен. В рамках гуманитарного подхода он столь же безусловно бессмертен. Несмотря на специфические особенности гуманитарного и естественнонаучного знания наблюдаются тенденции к обоюдному заимствованию методологических подходов.

Важным достижением гуманитарного познания является принцип антипричинности, дополнительный к естественнонаучному постулату причинности. Если последний утверждает, что лишь прошлое способно влиять на будущее, то первый указывает, что существует и обратное влияние, более того, в каких-то случаях оно может быть определяющим (историческое и психологическое время нелинейно и может обретать цикличную форму).

Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного знания осуществляется в рамках общенаучной картины мира, в качестве основы которой в настоящее время выступает глобальный эволюционизм. (Глобальный эволюционизм — это интегративное исследовательское направление, учитывающее динамику развития неорганического, органического и социального миров. Он опирается на идею о единстве мироздания и представления о том, что весь мир является огромной эволюционирующей системой.) Идеи и принципы, получающие развитие в современном естествознании (особенно в синергетике), все шире внедряются в гуманитарные науки, но имеет место и обратный процесс. Освоение наукой саморазвивающихся «человеко-размерных» систем стирает прежние непроходимые границы между методологией естествознания и социального познания. В связи с этим наблюдается тенденция к конвергенции двух культур — научно-технической и гуманитарно-художественной, науки и искусства. Причем именно человек оказывается центром этого процесса.

43. Коммуникативность в науках об обществе и культуре.


Проблема коммуникации исследуется сегодня в различных направлениях и аспектах. Во-первых, как передача информации с помощью различных социальных институтов и структур, в первую очередь СМИ, которые собирают, перерабатывают и распространяют информацию. Следствия этого процесса самые разнообразные – от прямой передачи информации до воздействия на сознание и поведение участников коммуникации.

В процессе коммуникации происходят обмен смыслами, движение семантической эмоциональной, вербальной и других видов информации. Образуется широкое коммуникативное поле, границы которого сливаются с границами самого общества и простираются как в прошлое, так и в будущее. Коммуникация может осуществляться в режиме как положительной, так и отрицательной обратной связи.

Человек со дня своего рождения попадает в сеть непосредственных коммуникативных отношений, свойственных данной культуре; и становление его сознания немыслимо вне коммуникативных воздействий. Социально-гуманитарное знание имеет коммуникативную природу, которая может проявляться и опосредованно (книги, учебники, опредмеченные ценности культуры). Различные социально-гуманитарные науки изучают свой аспект коммуникации. Культурологию интересуют процессы трансляции культурных ценностей.

Политология изучает политические процессы с точки зрения информационного обмена. Лингвистика занята проблемами вербальной коммуникации, развитием языка и речи, как важнейших средств человеческого общения.

Психология исследует в природе коммуникации интеллектуальные, эмоциональные и образно-ассоциативные компоненты, составляющие механизм адаптации человека в мире. В фокусе внимания социологии находятся коммуникативные связи и отношения различных социальных групп.

В последнее время в рамках социологии складываются новые парадигмы социального познания, опирающиеся на теорию социальной коммуникации как универсального социокультурного механизма. В работе немецкого философа Ю. Хабермаса (1929) «Моральное сознание и коммуникативное действие» предложена модель «коммуникативной рациональности». Суть проблемы коммуникативной рациональности состоит в следующем: несмотря на то, что процесс общения всегда играл огромную роль в жизни людей, он никогда не рассматривался как ключевой фактор социального развития.

Коммуникативная рациональность помогает устанавливать все виды конвенций в науке, находить взаимопонимание и согласованно принимать решения. Научное сообщество своим основанием имеет совокупность убеждений, которые формируются и принимаются в процессах коммуникативного действия. Так, научная парадигма может рассматриваться как общий знаменатель всего «комплекса взаимодействий» субъектов коммуникации, как итог «договоренности» конфликтующих позиций. Именно в поле коммуникативной рациональности возможно сопоставление разных когнитивных практик с целью получения согласованной картины мира., затрагивающую как сферу морали, права, политики, так и область науки и искусства.

https://www.rea.ru/ru/org/cathedries/histkaf/Documents/Тема%202.4.pdf?ysclid=l471yv8rld79918838
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   32


написать администратору сайта