Главная страница

Ответы к кандидатскому экзамену по философии и истории наук.. Философия все вопросы и ответы к кандидат.экзамену. 1. Наука как особая сфера культуры. 4 Понятие науки. Критерии научности знания. 5


Скачать 161.64 Kb.
Название1. Наука как особая сфера культуры. 4 Понятие науки. Критерии научности знания. 5
АнкорОтветы к кандидатскому экзамену по философии и истории наук
Дата15.07.2022
Размер161.64 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософия все вопросы и ответы к кандидат.экзамену.docx
ТипДокументы
#631564
страница30 из 32
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32

49 Идеалы научного знания в естественных и гуманитарных науках


Человек обладает знанием об окружающей вселенной, о самом себе и собственных произведениях. Это делит всю имеющуюся у него информацию на два больших раздела: естественнонаучное и гуманитарное знание. Различие между естественным и гуманитарным знанием состоит в том, что: 1. основано на разделении субъекта (человека) и объекта исследования (природы), при этом в естественных науках преимущественно изучается объект. Центром второй сферы знания – гуманитарной – является сам субъект познания. То есть то, что изучают естественные науки материально, предмет изучения гуманитарных дисциплин носит скорее идеальный характер, хотя изучается в своих материальных носителях. Важной особенностью гуманитарного знания в отличие от естественно-научного, является нестабильность, быстрая изменчивость объектов изучения.

2. в природе в большинстве случаев господствуют определенные и необходимые причинно-следственные взаимосвязи и закономерности, поэтому основная задача естественных наук выявить эти связи и на их основе объяснить природные явления, истина здесь непреложна и может быть доказана. Явления духа даны для нас непосредственно, мы переживаем их как свои, основной принцип здесь понимание, истинность данных в значительной степени субъективна, она результат не доказывания, а интерпретации.

3. Метод естествознания "генерализирующий" (то есть его цель отыскать общее в разнообразных явлениях, подвести их под общее правило), закон тем важнее, чем он универсальнее, чем больше случаев под него подпадает. В гуманитарных науках тоже выводятся общие закономерности, иначе они не были бы науками, но поскольку основным объектом исследования является человек, невозможно пренебречь его индивидуальностью, поэтому метод гуманитарного знания можно назвать "индивидуализирующим".

4. На естественные и гуманитарные науки в разной степени оказывает влияние система человеческих ценностей. Для естественных наук не характерны ценностно-окрашенные суждения, составляющие существенный элемент гуманитарного знания. Гуманитарное знание может испытывать влияние той или иной идеологии, и в гораздо большей степени связана с ней, чем естественно-научное знание.Таким образом можно утверждать закономерность выделения естественно-научной и гуманитарной культур как особых типов культуры, они неразрывно связаны между собой.

Гуманитарная парадигма использует общие принципы при интерпретации индивидуальных, общественных или исторических событий. Но в то же время единичное событие не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности. Для гуманитарного познания важно постичь единичные факты как таковые. Содержание гуманитарного знания связано с вопросами смысла человеческого существования; оно предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию.

При познании социальных явлений, которыми являются в первую очередь сам человек, его отношения с окружающими, процессы образования, воспитания, развития человека, нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами, ни тем более сложнейшим техническим оборудованием - все это должна заменить сила абстракции. Поэтому здесь исключительно велика роль мышления, его принципов и методов.

Если в естествознании формой постижения объекта является монолог (ибо "природа молчит"), то в гуманитарном познании - это диалог (личностей, текстов, культур и т.п.). Диалогическая природа социального познания наиболее полно выражается в процедурах понимания. Оно как раз и является погружением в "мир смыслов" другого человека, постижением и истолкованием (интерпретацией) его чувств, мыслей и стремлений. Понимание как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование тесно связано с самопониманием и происходит в условиях общения людей.

Объекты гуманитарного знания - общество, человек - постоянно развиваются во времени истории и в пространстве культуры. В гуманитарных науках, как правило, на одну проблему могут существовать разные точки зрения. Понимание социальных явлений, продуктов культуры, самого человека исторически изменчиво. Гуманитарное познание объекта никогда не может быть окончательным и единственно верным. Продукты деятельности и сам человек оцениваются новыми поколениями заново, переосмысливаются, наполняются новым значением и смыслом.

50. Философские идеи и их роль в решении научно-познавательных задачах.


Взаимоотношения философии и науки являются острой проблемой для современной философии. С одной стороны, многие фундаментальные положения современной науки и научного познания были выдвинуты философией (концепция атомизма, принцип детерминизма, идея развития, принцип неисчерпаемости материи и т.п.). С другой стороны, прогресс науки всегда обогащал и обогащает философию. Все крупные научные открытия развивали основы философского мировоззрения.

История науки свидетельствует, что философские принципы проявляют свою эвристическую функцию. Особенно заметно влияние философии в эпохи научных революций, т.е. в периоды крутой изменения фундаментальных теоретических понятий. История современной физики, в первую очередь, создание теории относительности и квантовой теории являются убедительными примерами кардинального изменения мировоззренческих установок, носящих философский характер. Это связано с тем, что эти установки затрагивают универсальные черты бытия и познания: принцип причинности, принцип наблюдаемости, принцип относительности пространства и времени и т.п., т.е. принципов, которые не могут быть выведены ни из опыта, ни из прежних физических теорий. Такой выбор был возможен только благодаря использованию философских принципов. Ученые – творцы новых теорий отмечали взаимосвязь философии и науки.

На пути развития союза между философией и специальными науками существуют серьезные трудности. Во-первых, эффективное использование философской аргументации при обсуждении и решении научных проблем – далеко не простое дело. Во-вторых, философские соображения никогда не могут дать конкретного решения специальных научных вопросов.

Значение философских идей и принципов в научном познании в следующем:

- Философия «вооружает» исследователя знанием общих закономерностей самого познавательного процесса, учением об истине, путях и формах ее постижения. Она дает ученому исходные гносеологические ориентиры о сущности познавательного процесса, о его уровнях, формах, исходных предпосылках и всеобщих основаниях, об условиях его достоверности и истинности, о социально-историческом контексте познания.

- Философия дает науке наиболее общий принципы исследования, которые функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, универсальных норм и требований, которые ученый должен реализовывать в научном поиске. Философские категории и принципы, определяющие то, как ученый представляет себе познаваемую действительность и процесс познания вообще, относятся к наиболее общим эвристическим идеям, способным направлять его мысль в процессе научного поиска. Эвристическая сила философско-методологических принципов во многом зависит от умелого и правильного применения философских принципов в конкретном научном исследовании.

- Важной функцией философии, оказывающей существенное влияние на развитие научного познания, является прогнозирующая функция. В рамках философии вырабатываются определенные идеи, принципы, представления, значимость которых для науки обнаруживается лишь на последующих этапах эволюции познания.

- Философские принципы выполняют селективную функцию по отношению к конкретным научным исследованиям. Они помогают выбрать из множества возможных теоретических программ некоторого ограниченного подмножества и реализовать только вполне определенную часть возможных комбинаций. https://studref.com/429122/filosofiya/rol_filosofskih_idey_printsipov_nauchnom_poznanii
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32


написать администратору сайта