Главная страница

Ответы к кандидатскому экзамену по философии и истории наук.. Философия все вопросы и ответы к кандидат.экзамену. 1. Наука как особая сфера культуры. 4 Понятие науки. Критерии научности знания. 5


Скачать 161.64 Kb.
Название1. Наука как особая сфера культуры. 4 Понятие науки. Критерии научности знания. 5
АнкорОтветы к кандидатскому экзамену по философии и истории наук
Дата15.07.2022
Размер161.64 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософия все вопросы и ответы к кандидат.экзамену.docx
ТипДокументы
#631564
страница31 из 32
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32

51. Физика и синтез естественно-научного и гуманитарного знания. Роль синергетики


Современные тенденции сближения и взаимодействия естественнонаучной и гуманитарной компонент единой культуры человечества созвучны потребности общества в целостном мировидении, что обуславливает актуальность междисциплинарного синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания. Этот процесс в современных философских, социально-экологических и культурологических исследованиях принято называть конвергенцией. В настоящее время термин «конвергенция» используется в наиболее общем понимании как позитивный процесс сближения естественнонаучной и гуманитарной сфер современной науки, культуры и образования.

Необходимость единства и взаимодействия естественнонаучного и гуманитарного знания определяется на формально-абстрактном уровне в первую очередь тем, что в естественнонаучном знании осуществляется объектное отношение, а в гуманитарном – ценностно-смысловое. Взаимодействие естественнонаучной и гуманитарной систем научного знания на современном этапе развития науки становится возможным благодаря тому, что аппарат современного научного знания фактически приспособлен для реализации интегративных представлений, которые обусловлены внутренней логикой формирования науки, универсальностью структур и приемов научного мышления. Основой синтеза естественнонаучного образования внутри себя и с другими сферами культуры, производства является материальное единство мира, общность в качественном многообразии структур, всеобщая связь явлений и процессов, устойчивые, повторяющиеся, инвариантные связи и отношения предметов и процессов реального мира, изоморфизм в структуре различных по природе явлений, общие закономерности их существования и развития. В существовании современного общества имеется целый ряд пограничных проблем, которые возможно изучить только при комплексном использовании методов естественнонаучного и гуманитарного знания. В настоящее время появились реальные основания для решения этой проблемы. Одной из граней синтеза является синтез естественнонаучных и гуманитарных наук. Необходимость привнесения в сферу науки нравственных, этических и даже эстетических категорий, а с другой стороны, необходимость переосмысления в гуманитарной сфере наколенных ранее истин с точки зрения законов самоорганизации требует синтеза знаний современной науки, образных представлений культуры, целостного видения эволюционизирующего мира. Только таким путем – путем синтеза гуманитарных и естественных наук – образование приведет нас к новому пониманию природы, человека и общества.

Синтез по горизонтали предстает как объединение частей, элементов системы на одном поле, на одном иерархическом уровне системы, оно не исключает дробления на других уровнях системы. Синтез по вертикали предполагает объединение, холизм на высшем уровне, не отрицающий дробление, сведение, редукционизм на нижних уровнях системы.

Синергетика, наука о процессах самоорганизации, вносит ряд новых экспликаций течения времени, самое парадоксальное из которых – разветвление путей развития системы в точках бифуркации или полифуркации. В этих точках количественное линейное изменение системы меняется на качественное нелинейно скачком.

Н.Н. Моисеев в своей последней, посмертно опубликованной книге "Универсум. Информация. Общество" отмечает преобладание разделения, специализации, что препятствует созданию целостности: "В науке всегда существовали две тенденции. Одна – это стремление к специализации: понять "все больше о все меньшем". Она отвечает сиюминутным потребностям практики… Другая тенденция – "увидеть большее, пренебрегая меньшим". Она отвечает стремлениям человека увидеть целостность того мира, в котором мы живем. И, значит, заглянуть в будущее, опуская некоторые детали, заменяя микроскоп телескопом. Сегодня происходит гипертрофированное развитие первой тенденции, что препятствует формированию целостного видения образа современного мира. В данной работе делается попытка развития второй тенденции, что отвечает моему замыслу обсуждать мировоззренческие универсалии".

У Канта Единый мир познается науками, разделенными на отдельные дисциплины. Специализация и дисциплинарное разделение единого поля на дисциплины привело к прогрессу познания в течение XX века, и они же создали препятствия для познания.

52. Космос и глобальные проблемы техногенной цивилизации.


Развитие человечества, его производственных сил столкнули человечество с проблемой ограниченности природных ресурсов или проблема энергетической безопасности мира, возможного нарушения динамического равновесия системы общество – природы или экологическая проблема цивилизации, а также ядерная проблема человечества и пр.

Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее. Здесь находит отражение общефилософский принцип: "чем полнее свобода, тем выше ответственность".

В настоящее время глобальность экологических проблем требует от человека иного способа мышления, новой формы самосознания - экологического сознания. Это означает, что человечество должно осознать себя как единое целое в своем отношении к природе. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в решениях этих проблем. К сожалению, в современном обществе потребления решение экологических проблем невозможно, т.к. невозможно затормозить тех прогресс и загрязнение окружающей среды, уничтожение природных ископаемых, пресной воды, лесов, видов животных.

Демографические проблемы, учение Мальтуса о перенаселении также выступает в качестве одной из самых острых проблем техногенной цивилизации. При этом проблема нехватки населения в развитых странах и переизбытка рождаемости в Африке и Латинской Америке.

На основе идеалов и норм техногенной цивилизации К. Э. Циолковский разработал грандиозные проекты преобразования Земли. Часто их рассматривают как предвосхищение модной ныне концепции устойчивого развития. Но, по моему мнению, на самом деле речь идет о чем-то прямо противоположном – все возрастающем усилении техногенной деятельности с целью «эксплуатации» природы. «Природа творит медленно, – писал К. Э. Циолковский, – но когда в ее деятельность вмешивается высший разум, который тоже произведение природы и ее часть, то все ускоряется, и миллионы лет заменяются сотнями и тысячами».

Вот несколько фрагментов плана решения К. Э. Циолковским проблем, которые мы сейчас называем глобальными. «Наступает огромная эксплуатация недр Земли и необыкновенное развитие металлургии и других технических наук. Трудовые общечеловеческие армии (но добровольные) уничтожают первобытные леса жарких стран. Все негодные растения и все вредные животные устраняются. На землях засаживаются только полезные для человека растения. Остальная флора и фауна сохраняется в изолированных ботанических и зоологических научных учреждениях». Осуществится победа человека над природой: «...пустыни заселятся и будут давать необычайные урожаи, преобразуются океаны и будут эксплуатироваться как суша, изменится на пользу человека состав атмосферы…» Атмосфера в результате техногенной деятельности станет более разреженной, температура высоких и низких мест на земной поверхности сравняется и будет зависеть только от широты места и свойств почвы. «Жизнь человека и растений сделается возможной только в герметически закрытом пространстве, с искусственно регулируемой температурой и с определенным составом газообразной среды». Тем самым будет эксплуатироваться, по К. Э. Циолковскому, «почти вся поверхность Земли, то есть площадь раза в 4 более, чем ранее». В искусственной среде обитания «мы избавляемся от бурь, волнений, наводнений, всяких осадков, туманов и других прелестей погоды… К этому еще присоединяется ненужность обуви и одежды».

Таким образом, К. Э. Циолковский решал глобальные проблемы путем тотальной переделки всей земной природы научно-техническими средствами, замены ее искусственной средой обитания. Цель – не увеличение сверхприбыли, а стимулирование роста на много порядков населения Земли для увеличения числа гениев, открывающих человечеству новые перспективы. Эта социальная утопия обещает избавление от страданий: «Необходимо уничтожить страдание в океанах (иначе не будет полного счастья). Этого проще всего достигнуть, заслонив их от солнечного света. Тогда погибнут низшие существа, а за ними и все хищники»[. Нельзя избежать впечатления о предельной антиэкологичности подобных планов. Некоторые авторы (Н. К. Гаврюшин и др.) характеризуют их как «технократическую утопию». Современная глобалистика развивается другими путями.
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32


написать администратору сайта