Главная страница
Навигация по странице:

  • Актуальность исследования.

  • Цель исследования

  • Предмет исследования

  • Методы исследования

  • Теоретические основы воспитания чувства юмора в младшем школьном возрасте 5


    Скачать 219 Kb.
    НазваниеТеоретические основы воспитания чувства юмора в младшем школьном возрасте 5
    Дата24.05.2021
    Размер219 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаyumor (1).doc
    ТипРассказ
    #209320
    страница1 из 4
      1   2   3   4


    Оглавление


    Введение 3

    Глава 1. Теоретические основы воспитания чувства юмора в младшем школьном возрасте 5

    1.1.Сущность понятия чувства юмора 5

    1.2 Особенности чувства юмора в младшем школьном возрасте 16

    Глава 2. Рассказы Н.Носова как средство воспитания чувства юмора в младшем школьном возрасте 28

    2.1. Роль юмора в произведениях Н.Н. Носова 28

    2.2. Возможность изучения рассказов Н.Н. Носова на уроках литературного чтения 38

    Заключение 44

    Список литературы 46


    Введение



    Изучение потенциала личности в последнее время привлекает все большее внимание исследователей, рассматривающих ресурсы развития, творческой и профессионально-трудовой деятельности. Их наличие расширяет возможности человека, повышает его ценность в глазах окружающих, делает его более сильным, успешным, продуктивным, стойким.

    Одним из существенных ресурсов в совладании с трудными ситуациями, выступает юмор.

    Юмор – особый вид комического, сочетающий насмешку и сочувствие, внешне комическую трактовку и внутреннюю причастность к тому, что представляется смешным, в некоторой мере даже оправдание объекта юмора (в отличие от сатиры или иронии).

    Данной проблемой занимались такие отечественные и зарубежные исследователи как: Ш.А. Амонашвили А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, М. Аргайл, М. Мартин, Д. Берлайн и другие. Они придавали большое значение юмору, а именно, формированию установки на веселье, радость, его применения в воспитании и обучении, поощрении эффективных шуток, проявлении находчивости, обучения ребенка смотреть на мир с улыбкой, развития чувства юмора.

    Младший школьный возраст – это лучшее время для становления образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих базу творческой деятельности. В.А. Сухомлинский именовал юмор оборотной стороной мышления, а его проявление - радостное изумление, которое стимулирует творчество, необыкновенное видение мира вокруг нас. Потребность ребенка в смехе он видел в существовании юмора, который активизирует умственные способности малыша. Через добрую улыбку и смех в сердце ребенка входит понятие человечности, любви и благополучия.

    Актуальность исследования. Актуальность проблемы развития чувства юмора в младшем школьном возрасте продиктована итогами исследования социальной стороны юмора. Они говорят о положительном эффекте юмора, ослабляющем стресс, укрепляющем самочувствие человека и социальные взаимосвязи, позволяющем оптимистично принимать возникающие проблемы, повышающем удовлетворенность деятельностью и ее результативностью.

    Цель исследования: выявить особенности воспитания чувства юмора в младшем школьном возрасте посредством рассказов Н. Носова.

    Объект исследования: воспитание юмора.

    Предмет исследования: роль рассказов Н. Носова в воспитании чувства юмора у младших школьников.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Проанализировать психолого-педагогические научные подходы к проблеме исследования.

    2. Рассмотреть сущность понятия «чувства юмора», его основные функции.

    3. Описать особенности проявления чувства юмора в младшем школьном возрасте.

    4. Рассмотреть роль рассказов Н. Носова в воспитании чувства юмора у младших школьников.

    Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы.

    Структура работы включает: введение, 2 главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложения.

    Глава 1. Теоретические основы воспитания чувства юмора в младшем школьном возрасте

    1.1.Сущность понятия чувства юмора



    Каждый человек знает, что такое чувство юмора из собственного опыта. Юмористические тексты различного рода (шутки, анекдоты, карикатуры) являются важной составляющей повседневной жизни людей. М.Аргайл в своей работе «Психология юмора» указывал на то, что чувство юмора и способность понимать шутки считаются признаком здоровой личности с развитым интеллектом; остроумные идеи и высказывания высоко ценятся в науке и повседневном общении. Умение шутить и переживать состояние несерьезного, положительно сказывается на развитие креативности и коммуникативных навыков. Напротив, чрезмерная серьезность, нормативность жизни может привести к невротизации человека [3, с.46].

    Утрата способности к пониманию смешного чаще всего является признаком интеллектуальной или личностной дисфункции. Поэтому неудивительно, что научный интерес к проблеме юмора, зародившись еще в Античности, до сих пор продолжает неуклонно расти.

    Рассмотрим чувство юмора более подробно, остановимся на истории, понятиях, различных подходах в его исследовании, выделим его особенности, способы проявления, функции, виды.

    Изучая работы Р.Мартина мы проследили, что это понятие имеет очень интересную и сложную историю, начиная с совершенно различных значений и в течение столетий постепенно приобретая новые оттенки [35, с.189]. Историк культуры Дэниел Викберг провел детальный и интереснейший анализ истории этого понятия. До XVI в. оно все еще не имело никакого значения забавности и не ассоциировалось со смехом. Представление о юморе как о несбалансированном темпераменте или черте личности привело к тому, что это слово стали использовать для обозначения любого поведения, отклоняющегося от социальных норм. Таким образом, слово юморстало использоваться для описания странного, эксцентричного или экстравагантного человека [5, с. 106].

    Поскольку такие люди часто считались смешными или служили объектами насмешек, это явилось маленьким шагом к установлению связи юмора с забавностью и смехом и введению этого понятия в сферу комизма.В конце концов странного или экстравагантного человека, который был объектом насмешек, стали называть «юмористом», тогда как «человеком с чувством юмора» был тот, кому доставляло удовольствие подражать странностям юмориста. Таким образом, юмор стал рассматриваться как талант, предполагающий наличие способности смешить других. Однако лишь в середине — конце XIX в. термин «юморист» приобрел современное значение человека, который создает продукт, называемый «юмором», чтобы развлечь других. К XIX веку понятие «чувство юмора» было использовано, как очень желательное, а иногда и главное достоинство человека. Сказать, что у человека есть чувство юмора, означало очень положительно охарактеризовать его. Фактически чувство юмора стало одним из важнейших качеств человека. С другой стороны, сказать, что у кого-то отсутствует чувство юмора, считалось одной из худших оценок человека. Никто не хотел признавать, что у него нет чувства юмора [35, с.209]. К 1930-м гг. чувство юмора рассматривалось многими психологами как важнейший компонент психического здоровья. Например, Гордон Олпорт связывал чувство юмора с пониманием себя, проницательностью и терпимостью и считал его признаком зрелой или здоровой личности [10, с. 176]. В результате обладание чувством юмора стало синонимом уравновешенности, способности адаптироваться к стрессу, умеренности, вежливости, невозмутимости и спокойствия.

    Этот краткий обзор изменений социальных установок и концепций юмора и смеха за прошлые несколько столетий помогает нам рассматривать наши текущие предположения и предубеждения в более широкой исторической перспективе.

    Обратимся к определению. На сегодня существует достаточно большое количество трактовок и подходов к определению юмора. «Оксфордский словарь английского языка» так определяет юмор: «Это такое качество действия, речи или литературного произведения, которое вызывает веселье; причуда, шутка, курьез, комизм, забава». Далее в словарной статье говорится, что юмор - это также «способность воспринимать смешное или забавное или выражать это в речи, а также в письменной или другой форме; шутливый образ или трактовка объекта» [29]. М.Аргайл в своей работе «Психология юмора» определял юмор (от англ. humour — нрав, настроение) как способность личности выявлять, фиксировать и осмыслять комическое в окружающей действительности и эмоционально на него реагировать [3, с.168]. По мнению Зигмунда Фрейда, юмор (в этом устаревшем узком смысле) — один из типов защитных механизмов, которые позволяют нам смело смотреть в лицо трудностям, не поддаваясь неприятным эмоциям [27, с.203]. Действительно, по Фрейду, юмор - это «высший из защитных механизмов», поскольку он позволяет человеку избежать неприятных эмоций, все же сохраняя реалистическую точку зрения на ситуацию. Фрейд считал, что юмор очень полезен. Согласно идеям Р.Мартина юмор это «положительная эмоция, называемая радостью, которую в социальных контекстах обычно вызывает когнитивный процесс оценки, включающий восприятие шутливого, несерьёзного несоответствия, которая на поведенческом уровне выражается соответствующей мимикой и смехом» [25, с.263]. Как пишет В.А. Сухомлинский: «Юмор - это оборотная сторона мышления, а его проявление - радостное удивление, которое стимулирует творчество, необычное видение окружающего мира» [22, с.79]. Сегодня слово «юмор» - это общее понятие, как правило, с позитивным, социально желательным оттенком, описывающее все слова и действия людей, которые воспринимаются как забавные и вызывают у других радость и смех [21, с.163].

    Итак, из этих определений очевидно, что юмор - это широкое понятие, которое относится ко всем словам и действиям людей, воспринимающимся как забавные и обычно вызывающие смех у других, а также к психическим процессам, которые участвуют в генерации и восприятии такого забавного стимула, и к эмоциональной реакции, связанной с получением удовольствия от него. Но все же, дать одно исчерпывающее определение этого понятия практически невозможно, так как любое из них неизбежно будет либо сужать, либо расширять границы термина.

    Что касается исследования проблемы чувства юмора, не так уж много первоисточников, благодаря которым можно составить более или менее полную картину. Мы наткнулись на две возможные причины этого общего игнорирования темы юмора в психологии.

    Во-первых, учитывая чрезвычайно несерьезный характер этой темы и ассоциации с весельем и радостью, некоторые исследователи, возможно, рассматривали ее как слишком фривольную и незначительную для серьезного научного исследования. Однако, как указывал Берлайн, кажущееся легкомыслие юмора — это серьезное основание для большего, а не меньшего внимания к нему, чем к другим формам поведения, адаптивные функции которых легче понять [4, с.112]. Тот факт, что в любом обществе люди тратят много времени и энергии на юмор и смех, хотя цель этой деятельности неочевидна, является загадкой, достойной тщательного и систематического изучения. К счастью, идея о том, что психологи должны сосредоточиваться только на «серьезных» темах, таких как психопатология и различные нарушения, по-видимому, в последние годы становится все менее популярной, что демонстрирует появление такого направления, как «позитивная психология», с ее акцентом на изучении сильных сторон и положительных эмоций человека [15, с.251].

    О’Коннелл жаловался, что «любого, приступающего к исследованию происхождения и развития юмора, как правило, будут считать ненормальным и странным человеком, который недостаточно серьезно относится к психологии» [20, с.263].

    Вторая возможная причина для общего пренебрежения юмором, на которую указывал Диксон , состоит в явной мимолетности рассматриваемого феномена [14, с.281]. Разнообразие стимулов и ситуаций, которые вызывают радость, отсутствие точного определения данного понятия, многочисленность теорий, которые были предложены для его объяснения, и трудности при изучении его в управляемых экспериментах в лаборатории, возможно, заставили исследователей избегать его как предмета исследования.

    Несмотря на вышесказанное, все же существует ряд подходов к изучению чувства юмора. Психоаналитический подход Зигмунда Фрейда к изучению юмора был наиболее влиятельной теорией в психологических исследованиях юмора в первой половине XX в., когда фрейдистская теория занимала весьма заметное место в психологии в целом. Теоретическая работа Зигмунда Фрейда - "Остроумие и его отношение к бессознательному" задаёт основу этой темы. К сожалению, большинство исследователей прошли мимо разграничения, которое Фрейд проводил между юмором как зрелой способностью человека отказаться от собственного страдания и остроумием как высвобождением подавленных влечений или возможной бесцельной игрой [27, с.203]. В теориях личности, как правило, о юморе не упоминается. Дэниел Берлайн изучал воздействия общего возбуждения, любопытства и исследовательского поведения на понимание юмора [4, с.136]. Пол Мак-Ги расширил изучение юмора до отношения между когнитивной способностью и поведением, в частности, у детей [22, с.83]. Джерри Сулс исследовал взаимосвязи восприятия с разрешением несоответствия и юмористическими реакциями [21, с.86]. Социальными функциями юмора интересовались Уильям Мартино, Жаклин Гудчайлдз и Лоренс ЛаФейв. Джеффри Голдстейн изучал заметность стимулов, задействованных в чувстве юмора, которые, по его мнению, важнее подавленных влечений [9, с.63]. Здесь мы наблюдаем пример общей тенденции к смешению представлений Фрейда о юморе с представлениями об остроумии и последующему пониманию того, что остроумие - это нечто более сложное, чем признак существования вытесненного из сознания материала.

    Исследовательские разработки в области психологии юмора в конечном счете, в теоретико-содержательном плане могут быть сведены к двум основным категориям: исследования, выполненные в рамках аффективного подхода, и исследования, выполненные в логике когнитивной схемы.

    В этом плане базовой концептуальной платформой работ «аффективного направления» служит психоаналитическая традиция, согласно которой диссонанс между существующим и давлеющим над личностью рядом желаний и потребностей и невозможностью удовлетворить их в связи с их неприемлемостью для социума разряжается, в том числе, и с помощью юмора и смеха, снижающих избыточное психическое напряжение, повышенную тревогу, «зашкаливающую» агрессивность [25, с.354].

    Если рассмотреть юмор с точки зрения когнитивного подхода, то здесь он выступает, прежде всего, как «восприятие несоответствия в игровом контексте, которое может сопровождаться улыбкой и смехом. Чувство юмора в качестве одного из непреложных условий предполагает, что по отношению к какому-либо социальному объекту юмора личность, демонстрируя видение его отрицательных свойств и даже преподнося их в гротескной форме, откровенно их утрируя, сохраняет если не дружелюбие, то, во всяком случае, не выражает разрушающую, ранящую другую личность агрессию [31, с.24].

    Помимо этого, как утверждала И.А. Джидарьян, носитель подлинного чувства юмора не может не иметь некоего нравственного стержня, не может не опираться на нравственные идеалы, так как в противном случае шутки и остроты перерождаются в циничные оскорбления, пошлые высказывания, унизительные издевки [13, с.40]. Как правило, отсутствие чувства юмора напрямую корреспондирует с эмоциональной ущербностью личности, с невысоким уровнем ее интеллектуального развития, с недостаточной креативностью и избыточной ригидностью. Кроме того, если конкретная личность внешне вполне адекватно реагирует на шутку, объектом которой стал кто-то другой, и при этом категорически не способна, что называется, смеяться над самой собой, можно с достаточной долей уверенности утверждать, что данный человек имеет очевидные проблемы с самооценкой и, скорее всего, достаточно дезадаптивен [23, с. 76].

    Что касается функций юмора, то проанализировав литературу по проблеме комического и смешного, то, как считают специалисты-психологи, можно достаточно четко выделить, как минимум, две основные социальные функции юмора:

    1. Юмор как средство борьбы и сопротивления излишнему контролю. Данная функция юмора наиболее отчетливо прослеживается на примере исследований, посвященных изучению неофициального политического юмора и анекдотов, функционировавших в бывшем Советском Союзе и других социалистических странах Восточной Европы. Исследования смеховой культуры обществ прошлого также акцентируют внимание на революционном, взрывном характере смеха, на функции протеста, на смехе как носителе антикультуры, противопоставленной официальной строго регламентированной культуре средневекового общества.

    2. Юмор выполняет функцию контроля над членами группы дляподдержания групповой солидарности. Данная функция юмора заключается в установлении и поддержании границ группы: разграничении одной группы от другой и связывании членов одной группы друг с другом. Все шутки о «других» подкрепляют чувство собственной идентичности внутри группы. По мнению Е. А. Копылковой, юмор контролирует поведение тех, кто не похож на нас, порождая и поддерживая стереотипы, достигая одновременно интеграции группы и ее отделения от других [22].

    Обратимся к разновидностям юмора. Р.Мартин классифицировал стили юмора на четыре основных вида [35, с.367].

    Также Р.Мартин обратил внимание на формы юмора. Юмор, имеющий место в повседневных социальных взаимодействиях, он разделил на три категории [35, с.152]:

    1. Заранее заготовленные юмористические анекдоты, которые людизапоминают и рассказывают друг другу.

    2. Спонтанный юмор в разговоре, который преднамеренно используется людьми в ходе социальных взаимодействий и может быть вербальным или невербальным.

    3. Случайный или ненамеренный юмор.

    Наибольшее внимание уделялось исследованиям спонтанного юмора. Ими занимались Н.Куипер и Р.Мартин. Ученые просили взрослых людей в течение трех дней отмечать каждый раз, когда они смеялись. В результате было обнаружено, что лишь приблизительно в 11% случаев люди смеялись в ответ на шутки, 17% смеха были вызваны средствами массовой информации, а в 72% случаев смех возникал спонтанно во время социальных взаимодействий или в ответ на веселые комментарии, которые делали люди, или на рассказы о забавных случаях, произошедших с ними [25, с.299].

    Позже психологами Артуром Грассером и Деброй Лонг была разработана подробная система классификации спонтанного разговорного юмора. Чтобы получить широкую выборку типов юмора, встречающегося в непринужденных беседах, эти авторы записали множество эпизодов телевизионных ток-шоу и затем проанализировали различные типы юмора, имевшего место во взаимодействиях между ведущими и их гостями. Смех аудитории использовался как индикатор юмора. На основе проведенного исследования эти авторы выделили следующие 11 категорий, которые различаются между целями или способами применения юмора [16].

    1. Ирония — говорящий высказывает утверждение, в котором буквальное значение противоположно подразумеваемому. Например, говоря: «Какой замечательный день!» , когда погода холодная и ненастная.

    2. Сатира — агрессивный юмор, высмеивающий социальные институты или социальную политику.

    3. Сарказм — агрессивный юмор, который направлен на индивидуума, а не на учреждение.

    4. Преувеличение и преуменьшение — изменение значения сказанного другим человеком путем повторения того же самого, но с другим смысловым акцентом.

    5. Самоирония — юмористические замечания, направленные на себя как объект юмора. Это можно делать, чтобы продемонстрировать свою скромность, избавить слушателя от смущения или снискать его расположение.

    6. Поддразнивание — юмористические замечания по поводу внешнего вида или недостатков слушателя. В отличие от сарказма здесь нет цели всерьез оскорбить или обидеть.

    7. Ответы на риторические вопросы — поскольку риторические вопросы задают, не ожидая ответа, когда мы отвечаем на такой вопрос, это нарушает ожидания и удивляет человека, который задал этот вопрос. Поэтому ответ может восприниматься как забавный, и обычно цель состоит в том, чтобы просто развлечь собеседника.

    8. Умные ответы на серьезные высказывания — умные, неуместные или бессмысленные ответы на утверждение или вопрос, который подразумевался как серьезный. Высказывание преднамеренно неверно истолковывается так, чтобы говорящий отвечал на значение, иное чем подразумеваемое.

    9. Двусмысленность — утверждение или слово, преднамеренно неверно воспринятое или истолкованное, чтобы появился двойной смысл, который часто носит сексуальный характер.

    10. Трансформация устойчивых выражений — превращение известных высказываний, клише или пословиц в новые утверждения.

    11. Игра слов — юмористическое использование слова, при котором появляется второе значение, обычно основанное на одинаковом звучании слов с разным значением.

    Подводя итоги данного параграфа можно сделать вывод о том что, понятие «чувство юмора» имеет сложную историю и изначально представления о юморе было связано с поведением отклоняющимся от социальных норм. На сегодняшний день дать одно исчерпывающее определение невозможно, но мы пришли к выводу о том, что юмор – это широкое понятие, которое относится ко всем словам и действиям людей, воспринимающимся как забавное и обычно вызывающее смех у других, а также к психическим процессам, которые участвуют в генерации и восприятии забавного стимула, и к эмоциональной реации, связанной с получением удовольствия от него. Юмор выполняет множество функций, в том числе и социальных: как средство борьбы и сопротивление излишнему контролю, поддержание групповой солидарности. Также выделяют основные виды юмора: самоподдерживающий, агрессивный, аффилиативный, самоуничижительный. Р.Мартин выделил формы юмора: заранее заготовленный, спонтанный, случайный. Существует множество категорий чувства юмора, например: ирония, сатира, сарказм, поддразнивание и т.д.

      1   2   3   4


    написать администратору сайта