Воинские ритуалы. Ритуалы принято подразделять на гражданские, бытовые, религиозные и воинские
Скачать 168.1 Kb.
|
Введение Важную роль в формировании нравственного облика воина играет такое нравственно-эстетическое явление, как воинские ритуалы. Представляя собой явление социальное, воинские ритуалы находятся во взаимосвязи со всей совокупностью проявлений общественного сознания, обладая при этом специфическими чертами и выполняя присущие только им функции. Под ритуалом понимается сложившийся на протяжении жизни многих поколений устойчивый вид общественных отношений, проявляющихся в символической форме и регламентируемых общественным мнением, обычаями, а иногда и законами. Ритуалы эмоционально выражают смысл, содержание традиций, связанных с важнейшими событиями в жизни общества. Это особая форма социального общения. Идейное ядро ритуала составляют идеология и мировоззрение определенных социальных групп, классов или общества в целом. В ритуалах также находят выражение нравственные идеалы. Ритуалы возникают на основе народного опыта, в котором на первый план выступает эстетическая, наглядно-чувственная сторона. Испытывая воздействие нравственности, политики, права, религии, философии, ритуалы не поглощаются ими, а, в свою очередь, влияют на общественное настроение, общественное мнение и в определенной степени на другие формы общественного сознания. Ритуалы принято подразделять на гражданские, бытовые, религиозные и воинские. Воинский ритуал — это исторически сложившаяся форма поведения военнослужащих при совершении воинских обрядов, торжественных и траурных церемоний. Воинские ритуалы служат закреплению и распространению воинских традиций, они социально обусловлены. Ритуал по отношению к традиции, обычаю, обряду, церемонии может быть определен как своеобразные обрядово-церемониальные, строго регламентированные, как правило, закрепленные в законах традиционные действия и нормы поведения людей. В первобытном обществе, не знавшем войн, не могли оформиться и воинские ритуалы. Появились лишь отдельные их элементы — боевые игры, воинственные пляски, песни, которые исполнялись при встречах возвращавшихся после вооруженных столкновений соплеменников. Обрядовая сторона военной деятельности первобытного человека была связана с необходимостью лучше подготовиться к вооруженному нападению, повторить приемы борьбы, типизировать их, создать необходимое настроение, уверенность в победе. Как всякое явление общественной жизни, воинские ритуалы отражают две тенденции исторического развития — упрочение прогрессивных элементов, воспитывающих чувство патриотизма, ответственности за выполнение служебного долга, и насаждение карательных акций, призванных добиться слепого повиновения господствующему классу. Следовательно, по своей роли в развитии общества воинские ритуалы делятся на прогрессивные и регрессивные. Воинские ритуалы воплощают в себе благородные идеалы мужества, стойкости и героизма, единство высоких целей, за которые плечом к плечу борются народ и армия. Они охватывают три основные сферы воинских отношений — сферу боевой деятельности, сферу учебно-боевой деятельности и сферу повседневной деятельности. Какие же признаки характеризуют воинские ритуалы? Прежде всего эмоциональность, торжественная приподнятость, красота и величественность. Воинский ритуал — это своеобразное зрелище, массовое театрализованное представление. Революционные и боевые традиции, нашедшие свое отражение в воинских ритуалах, не только убеждают, но и вызывают небывалый прилив энергии, необычайное воодушевление, воспринимаются как непосредственные достоверные факты. Гармоническая соразмерность, стройная и целесообразная организация столь же свойственны воинским ритуалам, как и другим явлениям искусства. Широта обобщений, многовековая традиционная основа, неповторимое своеобразие и убедительность живого созерцания обусловливают действенность и эмоциональность воинских ритуалов. Существенным признаком воинских ритуалов является их своеобразная идеологизация. Воинские ритуалы отличаются своей социальной широтой. Выражением социальной широты воинских ритуалов является их классовый, национальный и интернациональный характер. Воинские ритуалы служат интересам общенародного государства, воплощают в себе боевые традиции подлинно народной армии, призванной вести только справедливые войны, они сочетают национальные и интернациональные традиции, воспитывают воина — патриота и интернационалиста. Воинские ритуалы за многовековой период своего развития изменяют содержание, но продолжают сохранять традиционные формы как дань уважения и признательности предшествовавшим поколениям. В этом их устойчивость. Преемственность воинских ритуалов оказывает заметное влияние на развитие культуры и общества в целом. Преемственная связь между старым и новым является объективной закономерностью общественного развития. Постоянное развитие и совершенствование советских воинских ритуалов — сложный процесс непрерывного изменения как формы, так и их традиционного содержания, порождаемый коренными изменения-ми, происходящими в Вооруженных Силах. Ритуал приведения к военной присяге Основным и нерушимым законом воинской жизни является Военная присяга. Она имеет силу государственного правового документа и является торжественной клятвой воина выполнить свой долг перед Родиной. Время приведения к Военной присяге объявляется в приказе командира воинской части. В назначенное время воинская часть при Боевом Знамени и Государственном флаге Российской Федерации под сопровождение оркестра выстраивается в пешем строю в парадной, а в военное время в полевой форме одежды с оружием. Полк обычно выстраивается в линию ротных или взводных колонн. Военнослужащие, приводящиеся к Военной присяге, находятся в первых шеренгах. Командир воинской части в краткой речи напоминает им о значении Военной присяги и той почетной и ответственной обязанности, которая возлагается на военнослужащих, приведенных к Военной присяге на верность своему Отечеству. После этого командир воинской части приказывает командирам подразделений приступить к приведению к Военной присяге. Командиры рот и других подразделений поочередно вызывают строя военнослужащих, приводимых к Военной присяге. Каждый военнослужащий, приводимый к Военной присяге, читает вслух перед строем подразделения ее текст. Текст действующей Военной присяги утвержден Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе», вступившим в силу 28 марта 1998 г. После прочтения текста Военной присяги военнослужащий собственноручно расписывается в специальном списке в графе против своей фамилии и становится на свое место в строю. По окончании церемонии приведения к Военной присяге списки с личными подписями военнослужащих, приведенных к Военной присяге, вручаются командирами подразделений командиру воинской части. Командир воинской части поздравляет военнослужащих с приведением к Военной присяге, а всю часть — с новым пополнением, после чего оркестр исполняет Государственный гимн. После исполнения Государственного гимна воинская часть проходит торжественным маршем. День приведения к Военной присяге является нерабочим днем для данной воинской части и проводится как праздничный день. Принятие Военной присяги для каждого военнослужащего остается в памяти на всю жизнь. Верность воинскому долгу, Военной присяге — это традиция Российских Вооруженных Сил, и ее соблюдение является мерилом нравственности гражданина, его дел и поступков. Выполняя свой воинский долг, каждый человек держит испытание на гражданскую и нравственную зрелость. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части Боевое Знамя воинской части есть особо почетный знак, отличающий особенности ее боевого предназначения, истории и заслуг, а также указывающий на ее принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации. Весь личный состав воинской части обязан самоотверженно и мужественно защищать Боевое Знамя в бою и не допускать его захвата противником. При утрате Боевого Знамени командир воинской части и военнослужащие, непосредственно виновные в этом, подлежат суду, а воинская часть — расформированию. Для вручения Боевого Знамени воинская часть выстраивается с оружием в установленном порядке. При вручении Боевого Знамени в боевых условиях порядок построения воинской части определяется с учетом боевой обстановки. Для выноса Боевого Знамени к месту построения в распоряжение начальника, прибывшего для вручения Боевого Знамени, командир воинской части назначает знаменщика и двух ассистентов из сержантов, прапорщиков или офицеров, преимущественно из числа награжденных орденами и медалями, отличников боевой подготовки, и знаменный взвод. В установленное время знаменщик выносит Боевое Знамя в чехле и следует в трех шагах за начальником, вручающим Боевое Знамя, к месту построения воинской части. При этом знаменщик держит Боевое Знамя на левом плече, справа и слева от знаменщика следуют ассистенты. Когда лицо, прибывшее для вручения Боевого Знамени, приблизится на 40—50 шагов к строю, командир воинской части подает команду: «Полк, под Знамя, смирно, равнение — направо!» Оркестр исполняет «Встречный марш». Командир воинской части, подав команду, прикладывает руку к головному убору, подходит к лицу, прибывшему для вручения Боевого Знамени, и докладывает ему о том, что полк по случаю вручения Боевого Знамени построен. В момент доклада командира воинской части оркестр прекращает игру. Знаменщик ставит Боевое Знамя к правой ноге вертикально. Лицо, прибывшее для вручения Боевого Знамени, приняв доклад, становится перед серединой строя, здоровается с воинской частью и подходит к знаменщику. Знаменщик наклоняет Боевое Знамя и держит его горизонтально. Вручающий Боевое Знамя снимает чехол и развертывает Боевое Знамя. Затем знаменщик, поставив Боевое Знамя вертикально и придерживая его правой рукой, становится лицом к строю. Лицо, вручающее Боевое Знамя, зачитывает Грамоту Президента Российской Федерации, после чего вручает Боевое Знамя и Грамоту командиру воинской части. Оркестр исполняет Государственный гимн. Командир воинской части, приняв Боевое Знамя и Грамоту, по окончании исполнения оркестром Государственного гимна передает Боевое Знамя знаменщику и подает ему команду следовать за ним. Знаменщик берет Боевое Знамя на левое плечо и следует за командиром. Командир воинской части, в трех шагах за ним знаменщик с Боевым Знаменем и ассистенты следуют к левому флангу строя, затем проходят вдоль фронта строя воинской части к правому флангу. Оркестр во время их движения исполняет «Встречный марш». Воинская часть приветствует Боевое Знамя протяжным «ура». Командир воинской части, выйдя на правый фланг, приказывает знаменщику с ассистентами встать на свое место в строю. Когда знаменщик займет свое место, командир подает знак оркестру для прекращения игры, выходит на середину строя и останавливается рядом с вручившим Боевое Знамя и по его указанию подает команду «Вольно!». Лицо, вручившее Боевое Знамя, поздравляет воинскую часть с его получением. Личный состав части на поздравление отвечает троекратным протяжным «ура». После этого командир выступает с ответным словом. В заключение ритуала воинская часть проходит торжественным маршем перед лицом, вручившим Боевое знамя. Напомним, что Боевое Знамя находится со своей воинской частью при всех условиях и обстоятельствах мирного и военного времени. Оно всегда должно быть под охраной караула, а при выносе его к воинской части — под охраной знаменного взвода. Порядок (ритуал) вручения личному составу вооружения и военной техники Прежде чем разобрать установленный порядок вручения военнослужащему вооружения и военной техники, вспомним положение Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих»: «На военнослужащего возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни». Для подготовки к выполнению возложенных на военнослужащего обязанностей по вооруженной защите Российской Федерации он должен прежде всего в совершенстве владеть вверенным ему вооружением и военной техникой. Закрепление за военнослужащими вооружения и военной техники осуществляется после приведения их к Военной присяге. До вручения личному составу вооружения и военной техники с ним проводятся занятия по изучению их боевых (технических) возможностей, а также требований безопасности действий при вооружении и военной технике. Время и порядок торжественного вручения вооружения и военной техники личному составу определяются приказом командира воинской части. В назначенное время воинская часть выстраивается в пешем строю с оружием при Боевом Знамени и с оркестром. Стрелковое оружие, подлежащее вручению военнослужащим, выносится к месту построения и раскладывается на столах в 10 м от строя. Другое вооружение и военная техника вручаются на местах их хранения. Перед вручением оружия командир воинской части в краткой речи напоминает военнослужащим требования воинских уставов о мастерском владении вверенным вооружением и военной техникой, постоянном поддержании их в готовности к применению для защиты Отечества. Затем объявляется приказ о закреплении вооружения и военной техники за членами экипажей (расчетов), водителями и другими лицами боевых подразделений. После этого командир воинской части приказывает командирам подразделений приступить к вручению стрелкового оружия. Командиры рот (батарей) и других подразделений поочередно вызывают из строя военнослужащих и вручают им оружие. После вручения стрелкового оружия командиры подразделений по команде командира воинской части разводят личный состав к местам хранения вооружения и военной техники. Личный состав для приема вооружения и военной техники выстраивается поэкипажно (по расчетам) и по команде командира подразделения проверяет их состояние и комплектность. Командиры подразделений принимают доклады командиров экипажей (расчетов), водителей (механиков-водителей) или других лиц, за которыми закрепляется вооружение или военная техника. Затем вручаются формуляры (паспорта), в которых личный состав расписывается, и с этого момента отвечает за закрепленные вооружения и военную технику. (Напомним, что военнослужащий обязан знать и содержать в постоянной готовности к применению вверенное ему оружие.) После вручения техники командиры подразделений строят личный состав в указанном командиром воинской части месте и докладывают ему о вручении вооружения и военной техники подчиненному личному составу. Командир воинской части поздравляет личный состав. Ритуал вручения вооружения и военной техники заканчивается прохождением воинской части торжественным маршем. Порядок (ритуал) проводов военнослужащих, уволенных в запас или вышедших в отставку Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по возрасту, т.е. когда он достиг предельного возраста пребывания на военной службе, а также по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта. Военнослужащий может быть уволен с военной службы по состоянию здоровья или другим причинам. Проводы военнослужащих, честно отслуживших установленный срок, в запас или отставку проходят в торжественной обстановке. На них могут приглашаться ветераны воинской части, военнослужащие других воинских частей, представители общественности и члены семей военнослужащих. Для проводов уволенных военнослужащих воинская часть выстраивается в пешем строю в повседневной форме одёжды. По решению командира воинской части может быть вынесено Боевое Знамя части. После построения, встречи командира воинской части и выноса Боевого Знамени уволенные военнослужащие по команде командира выходят из строя и выстраиваются по подразделениям в 120—40 м перед строем части, а затем по команде командира смыкаются к середине. Начальник штаба воинской части объявляет приказ об увольнении военнослужащих и о поощрении наиболее отличившихся. Награждение производится командиром воинской части. После этого предоставляется слово нескольким военнослужащим. Командир воинской части благодарит военнослужащих за службу после чего оркестр исполняет Государственный гимн. Проводы завершаются прохождением воинской части торжественным маршем перед строем уволенных военнослужащих. Подготовка воинских ритуалов Славные воинские традиции наиболее полно выражаются в различных, но обязательно ярких по форме ритуалах. Чем выразительнее форда ритуала, тем сильнее его воздействие не только на чувства, но и на сознание воинов. Именно образно-художественная природа воинских ритуалов обусловливает их эмоциональную действенность, влияние на психологию и духовный мир воинов. Красота воинских ритуалов заключается как в их традиционном содержании, так и в их форме. Это красота звуков, ритма, красок. Особенность красоты воинских ритуалов — в их своеобразии, неповторимости общих свойств — ритма, симметрии, целесообразности, гармонии. Каждый ритуал представляет собой неповторимость общих повторяющихся свойств, незнакомостъ знакомых особенностей, необычность обычных ситуаций. Форма каждого воинского ритуала сложна и многогранна. Она складывается из разнообразных элементов, оригинальное сочетание которых и придает ритуалу яркую эмоциональность. В воинских ритуалах мы видим синтез ритмических действий, музыки, песни, речи, символики — словом, всех элементов, присущих искусству. Большинство воинских ритуалов представляют собой своеобразные зрелища. Музыка, театрализация, образная речь, символика — эти элементы искусства, присущие воинским ритуалам, выполняют роль выразительных средств, образно раскрывающих их традиционное содержание. Благодаря наличию в каждом воинском ритуале элементов искусства и их своеобразному сочетанию ритуалы обладают яркой индивидуальностью, художественными достоинствами, приподнятостью, величественностью. Все элементы ритуальной формы должны быть расположены в строгом порядке, в определенной последовательности. Всякое нарушение организационной основы ритуала, традиционного порядка его проведения ведет к разрушению ритуала как системы, к резкому ослаблению его эмоциональной действенности. Командиры, политработники, партийные активисты должны проявлять заботу об идейной насыщенности, богатстве содержания, выразительности формы каждого воинского ритуала, о творческом развитии, обогащении ритуалов, добиваться строгого соответствия проводимых церемоний требованиям уставов. Проведению каждого воинского ритуала должна предшествовать всесторонняя, творчески осмысленная подготовительная работа, ибо слова речи командира, текст военной присяги, ритуальная музыка есть сигналы, по которым творческая фантазия воина вызывает в памяти соответствующие представления, впечатления, определенные системы образов. Яркость и полнота эстетического восприятия основывается не только на жизненном опыте и накопленных знаниях, но и прежде всего на знаниях о традиционном содержании и значении того или иного ритуала, полученных в процессе воинской службы. Многое здесь зависит от яркой, целенаправленной пропаганды боевых традиций, постоянной заботы о действенности героико-патриотического воспитания. Внешняя красота ритуала, ритм строевого шага, гармония движения воинских подразделений, согласованность при выполнении команд, стройность каждого воина и строя, качество исполнения ритуальной музыки — все эти элементы появляются не вдруг, а являются результатом напряженной работы командиров и политработников, воинских коллективов. В подготовке и проведении воинских ритуалов не может быть мелочей. Малейшее нарушение слаженности, гармонии, ритмичности при выполнении ритуала сразу бросается в глаза, вызывает отрицательные эмоции у участников ритуала и наблюдающих. Какие же основные принципы научного руководства необходимо соблюдать при подготовке и проведении воинских ритуалов? Главное — иметь правильное представление о роли и значении воинских ритуалов в жизни части, корабля; глубоко анализировать, изучать практический опыт проведения ритуалов; творчески применять все положительное, предварительно проверяя его в узких масштабах; исключить всякого рода необоснованные волевые решения в вопросах обучения и воспитания личного состава. Творческая деятельность командиров и политработников при подготовке и проведении воинских ритуалов требует высокой идейности, вдохновения и таланта, высокого чувства ответственности. Организаторы воинских ритуалов должны использовать все возможности для раскрытия в них великих целен нашего общества, духовного богатства и нравственной чистоты воинов. Тщательно подготовленные и безупречно выполненные воинские ритуалы вызывают глубокие эстетические переживания, воспитывают как участников ритуала, так и тех людей, которые их наблюдают, по законам величественной воинской красоты. Задача командиров, политработников, всех, кто занимается воспитанием молодежи, раскрыть воинский ритуал во всей его красоте, сделать его настоящим явлением искусства, добиться при его проведении высокой воспитательной действенности. Армейская действительность не стоит на месте. Стремление повышать эмоциональный настрой воинов при решении тех или иных задач вызывает к жизни новые ритуалы. Процесс формирования и развития новых воинских ритуалов — процесс управляемый. Долг командиров — собирать, обобщать, проверять на практике в воинской деятельности новые элементы воинской ритуальности, целеустремленно внедрять их в войсках. Хорошо организованные и четко проведенные воинские ритуалы вызывают у воинов светлые патриотические чувства и мысли, зовут их к новым свершениям и подвигам, вдохновляют на борьбу за достойное выполнение задачи, поставленной перед Вооруженными Силами, — надежно стоять на страже мирового, созидательного труда российского народа. Заключение Массовая потребность в красивых и торжественных воинских ритуалах, выражающих мысли и чувства воинов, связанные с боевой, учебно-боевой и повседневной деятельностью войск,— важнейший показатель того, что система общественных социалистических отношений стала сущностью духовного облика воинов армии и флота, вошла в их духовный мир как высшая ценность. Красота воинских ритуалов — прежде всего в их идейно-эмоциональном традиционном содержании. Своим традиционным идейным содержанием воинские ритуалы дают ответ, как строить воинам свое социальное поведение, способствуют формированию тех морально-политических взглядов, которые служат основой сознательного выполнения воинского долга перед Родиной. Воинские ритуалы являются постоянно действующим и эффективным средством коммунистического воспитания воинов. Воспитательное воздействие воинских ритуалов заключается в том, что они всегда олицетворяют красоту воинской деятельности, самоотверженности при выполнении воинского долга. Оказывая влияние на духовный мир воина, обращаясь к его идеалам и вкусам, интересам и переживаниям, воинские ритуалы формируют личность во всей ее полноте, способствуют в процессе воспитания достижению таких целей, которых трудно достичь, используя другие формы воспитания. Современные ритуалы своей эмоциональной насыщенностью привлекают воинов, вызывают у них желание вновь и вновь участвовать в торжествах, восхищаться ими. Под влиянием воинских ритуалов каждый воин сильнее реагирует на красоту окружающей его действительности, тоньше оценивает красоту ратного труда, лучше понимает требования коллектива. Положительные эмоции, порождаемые воинскими ритуалами, не только помогают воину преодолеть трудности воинской службы, но и способствуют быстрому его воинскому воспитанию и обучению. Идейно-эстетическое воздействие ритуалов велико, они вызывают у воина большое эмоциональное волнение, душевный подъем, вдохновляют на ратный труд и подвиг. В знаменах, орденах, памятниках героических битв, фронтовом оружии — частичка истории страны, народа, связь с героями, пролившими кровь за свободу и независимость Родины. В воинской символике аккумулированы слава, мужество, стойкость бойцов прежних поколений и в то же время напоминание о том, чтобы сегодняшнее поколение хранило и умножало эту славу. |