Роды́ литерату́ры — это крупные объединения словесно-художественных произведений по типу отношения высказывающегося ("носителя речи") к художественному целому. Выделяются три рода: драма, эпос, лирика. Роды и жанры* литературы
| Эпос
| Лирика
| Драма
|
|
|
| Басня
| Гимн
| Водевиль
| Былина
| Инвектива
| Драма
| Легенда
| Мадригал
| Комедия
| Новелла
| Ода
| Мелодрама
| Очерк
| Песня (песнь)
| Скетч
| Повесть
| Послание
| Трагедия
| Рассказ
| Романс
|
| Роман
| Сонет
|
| Сказка
| Стансы
|
| Эпопея
| Стихотворение
|
|
| Стихотворение в прозе
|
|
| Элегия
|
|
| Эпиграмма
|
|
| Эпитафия
|
|
| Лиро-эпические жанры: баллада, поэма, роман в стихах
|
|
| Род – наиболее обобщающее, исторически устойчивое деление литературных произведений в соответствии с тремя формами изображения человеческой личности.
|
| Жанр (от фр. genre – род, вид) – форма, в которой проявляются основные роды литературы, т.е. эпос, лирика, драма, в их разновидности. Например, в эпосе – былина, сказка, роман, повесть и т.д., в драме – комедия, драма, трагедия и т.д., в лирике – послание, элегия, эпиграмма, песня...
| Роды литературы ДРАМА — один из четырех родов литературы. В узком смысле слова — жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком — все произведения без авторской речи. Виды (жанры) драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль. ЛИРИКА — один из четырех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия. ЛИРОЭПИКА — один из четырех родов литературы, в произведениях которого художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную оценку повествователя. ЭПОС — один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды (жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк.
|
| Виды (жанры) литературы КОМЕДИЯ — вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества. ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ (в прозе) — вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора. МЕЛОДРАМА — вид драмы, действующие лица которой резко делятся на положительных и отрицательных. ОЧЕРК — самый достоверный вид повествовательной, эпической литературы, отображающий факты из реальной жизни. ПЕСНЯ, или ПЕСНЬ — самый древний вид лирической поэзии; стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева. Песни подразделяются на народные, героические, исторические, лирические и т. д. ПОВЕСТЬ — средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя. ПОЭМА — вид лироэпического произведения; стихотворное сюжетное повествование. РАССКАЗ — малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа. РОМАН — большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные. ТРАГЕДИЯ — вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть. ЭПОПЕЯ — произведение или цикл произведений, изображающих значительную историческую эпоху либо большое историческое событие.
|
| Основные понятия АБЗАЦ — отрывок текста от одной красной строки до другой. АВТОБИОГРАФИЯ — произведение, в котором писатель описывает свою жизнь. АВТОГРАФ — собственноручно написанная автором рукопись произведения, письмо, надпись на книге, а также собственноручная подпись автора. АВТОРСКАЯ РЕЧЬ — иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного образа. АКМЕИЗМ — литературное течение в русской поэзии нач. XX в. АКРОСТИХ — стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют имя или фамилию, слово или фразу. АЛЛИТЕРАЦИЯ — повторение в стихах (реже в прозе) одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи. АЛЬМАНАХ — сборник литературных произведений различного содержания. АМФИБРАХИЙ — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, в которой ударение падает на второй слог. АНАКРЕОНТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ — вид античной лирической поэзии: стихотворения, в которых воспевалась веселая, беззаботная жизнь. АНАПЕСТ — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении с ударением на третьем слоге. АННОТАЦИЯ — краткое пояснение к содержанию книги. АНОНИМ — 1) произведение без обозначения имени автора; 2) автор произведения, скрывший свое имя. АНТИТЕЗА — оборот поэтической речи, в котором для выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. АНТОЛОГИЯ — сборник избранных произведений разных авторов. АПОСТРОФА — оборот поэтической речи, состоящий в обращении к неодушевленному явлению как к одушевленному и к отсутствующему лицу как к присутствующему. АРХИТЕКТОНИКА — построение художественного произведения, соразмерность его частей, глав, эпизодов. АФОРИЗМ — мысль, изложенная кратко и точно. БАЛЛАДА — лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера. БАСНЯ — небольшое произведение с ироническим, сатирическим или нравоучительным содержанием. БЕЛЛЕТРИСТИКА — художественные прозаические произведения. БЕЛЫЕ СТИХИ — стихи, не имеющие рифмы. БЛАГОЗВУЧИЕ (эвфония) — качество речи, заключающееся в красоте и естественности ее звучания. БУРИМЕ — стихотворение, составленное по заранее заданным, часто необычным рифмам. БУРЛЕСК — шуточное повествовательное стихотворение, в котором возвышенная тема излагается иронически, пародийно. БЫЛИНА — русская народная повествовательная песня-поэма о богатырях и героях. ВДОХНОВЕНИЕ — состояние озарения, творческого подъема. ВЕРСИФИКАЦИЯ — система определенных правил и приемов построения стихотворной речи, стихосложения. ВИРШИ — стихи на религиозные и светские темы с обязательной рифмой в конце строки. ВКУС ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — способность правильного восприятия, самостоятельного осмысления произведений искусства; понимание природы художественного творчества и умение анализировать художественное произведение. ВОЛЬНЫЙ СТИХ — силлабо-тонический, обычно ямбический стих с неравным количеством стоп в стихотворных строках. ВОСПОМИНАНИЯ, или МЕМУАРЫ — произведения повествовательной литературы о прошлых событиях, написанные их участниками. ВУЛЬГАРИЗМ — грубое слово, неправильный оборот, не принятый в литературной речи. ВЫМЫСЕЛ — плод воображения, фантазии писателя. ГЕКЗАМЕТР — стихотворный размер в античном стихосложении, в русском — шестистопный дактиль в сочетании с хореем. ГЕРОЙ ЛИРИЧЕСКИЙ — лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано. ГЕРОЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ - основное или одно из основных действующих лиц, обладающее отчетливыми чертами характера и поведения, определенным отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям. ГИПЕРБОЛА — стилистическая фигура, заключающаяся в образном преувеличении изображаемого события или явления. ГРОТЕСК — изображение человека, событий или явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде. ДАКТИЛЬ — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, содержащий ударный и два безударных слога. ДЕКАДЕНТСТВО — одно из проявлений модернизма, для которого характерны проповедь бессодержательного искусства, мистика, крайний индивидуализм. ДЕТЕКТИВ — произведение приключенческой литературы. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — произведения разных жанров, предназначенные для детей. ДИАЛОГ — разговор двух или нескольких персонажей. ДИФИРАМБ — произведение восхваляющего характера. ДОЛЬНИК — трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки. ЖАНР — исторически сложившееся подразделение совокупности литературных произведений, осуществляемое на основе специфических свойств их формы и содержания ЖИТИЕ — в древнерусской литературе повесть о жизни отшельника, монаха или святого. ЗАВЯЗКА — событие, с которого начинается развитие действия в произведении. ЗАИМСТВОВАНИЕ — использование автором приемов, тем или идей другого писателя. ИДЕАЛИЗАЦИЯ — изображение чего-либо в лучшем, чем в действительности, виде. ИДЕЙНЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ — область художественных решений. В него включаются авторские оценки и идеал, художественные идеи и пафос произведения. ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ - главная мысль о том круге явлений, которые изображены в произведении; выражается писателем в художественных образах. ИДИЛЛИЯ — стихотворение, в котором изображается безмятежная жизнь на лоне природы. ИМАЖИНИЗМ — литературное течение; имажинисты провозглашали основной задачей художественного творчества придумывание новых образов. ИМПРЕССИОНИЗМ — литературное течение; импрессионисты считали задачей искусства передачу непосредственных личных впечатлений писателя. ИМПРОВИЗАЦИЯ — создание произведений без предварительной подготовки.ИНВЕКТИВА — резкое обличение. ИНВЕРСИЯ — оборот поэтической речи, заключающийся в своеобразной расстановке слов в предложении, нарушающей обычный порядок. ИНТРИГА — развитие действия в сложном сюжете произведения. ИРОНИЯ — скрытая насмешка. КАНТАТА — стихотворение торжественного характера, воспевающее какое-либо радостное событие или его героя. КАНТИЛЕНА — небольшое стихотворение повествовательного характера, исполнявшееся под музыку. КАНЦОНА — стихотворение, воспевающее рыцарскую любовь. КАРИКАТУРА — шутливое или сатирическое изображение событий или лиц.КЛАССИЦИЗМ — литературное направление (течение) XVII — нач. ХIХ вв. в России и Западной Европе, базировавшееся на подражании античным образцам и строгих стилистических нормативах. КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - образцовая, наиболее ценная литература прошлого и современности. КЛАУЗУЛА — заключительные слоги стихотворной строки, начиная с последнего ударного слога. КОДА — заключительный, добавочный стих. КОЛЛИЗИЯ — столкновение, борьба действующих сил, вовлеченных в конфликт между собой. КОММЕНТАРИЙ — истолкование, разъяснение смысла произведения, эпизода, фразы. КОМПОЗИЦИЯ — структура художественного произведения. КОНТЕКСТ — отрывок литературного произведения; необходимый для определения смысла взятых из него слов. КОНТРАСТ — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств человеческого характера, предмета, явления; литературный прием. КОНФЛИКТ — столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении. КОНЦОВКА — заключительная часть или эпилог литературного произведения. КРИТИКА — сочинения, посвященные оценке, анализу и толкованию художественных произведений. КРЫЛАТОЕ СЛОВО — меткое выражение, ставшее поговоркой. КУЛЬМИНАЦИЯ — эпизод литературного произведения, в котором конфликт достигает критической точки своего развития. ЛАКОНИЗМ — краткость в выражении мысли. ЛЕГЕНДА — в фольклоре устный, народный рассказ, в основе которого чудесное событие или образ. ЛЕЙТМОТИВ — образ или оборот художественной речи, повторяющийся в произведении. ЛИТЕРАТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - область искусства, отличительной чертой которого является отображение жизни, создание художественного образа при помощи слова. ЛУБОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА — дешевые по цене книги с картинками, которыми торговали странствующие коробейники. МАДРИГАЛ — лирическое произведение шутливо-комплиментарного или любовного содержания. МАСТЕРСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - умение писателя передавать в художественных образах правду жизни. МЕЛОДИКА СТИХА — интонационная его организация, повышения и понижения голоса, передающие интонационно-смысловые оттенки. МЕТАФОРА — использование слова в переносном значении для описания лица, предмета или явления. МЕТОД — основные принципы, которыми руководствуется писатель. Художественными методами являлись реализм, романтизм, сентиментализм и др. МЕТОНИМИЯ — замена в поэтической речи названия, явлении, понятия или предмета другим, неразрывно связанным с ним в нашем сознании. МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система стихосложения, основанная на чередовании кратких и долгих слогов в стихе. Таким является античное стихосложение. МИНИАТЮРА — небольшое литературное произведение. МИФ — древнее сказание о происхождении жизни на Земле, о природных явлениях, о подвигах богов и героев. МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) — оборот поэтической речи; намеренное увеличение количества союзов в предложении. МОДЕРНИЗМ — направление (течение) в искусстве, противоположное реализму и характеризующееся отрицанием традиций, условностью изображения и экспериментаторством. МОНОЛОГ — речь действующего лица, обращенная к собеседнику или самому себе. МОНОРИТМ — стихотворение с повторяющейся одной рифмой. МОТИВ — В литературном произведении дополнительные, второстепенные темы, которые в сочетании с основной темой образуют художественное целое. МОТИВИРОВКА — зависимость всех элементов художественной формы произведения от его содержания. НАЧАЛЬНАЯ РИФМА — созвучие, находящееся в начале стиха. НЕОЛОГИЗМ — новое слово. НОВАТОРСТВО — внесение новых идей, приемов. ОБРАЗ — художественное изображение в литературном произведении человека, природы или отдельных явлений. ОБРАЩЕНИЕ — оборот поэтической речи, состоящий в подчеркнутом обращении писателя к герою своего произведения, явлениям природы, читателю. ОДА — хвалебное стихотворение, посвященное торжественному событию или герою. ОКТАВА — строфа из восьми стихов, в которой первые шесть стихов объединены двумя перекрестными рифмами, а два последних — смежной. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея) — прием, при котором неодушевленные предметы, животные, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА — строфа, использованная А. С. Пушкиным при написании романа «Евгений Онегин», состоящая из трех четверостиший и заключительного двустишья. ПАМФЛЕТ — публицистическое произведение с явно выраженной обличительной направленностью и определенным социально-политическим адресом. ПАРАЛЛЕЛИЗМ — прием поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного их изображения. ПАРОДИЯ — жанр литературы, политически или сатирически имитирующий особенности оригинала. ПАСКВИЛЬ — произведение с оскорбительным, клеветническим содержанием. ПАСТОРАЛЬ — стихотворение, описывающее мирную жизнь пастухов и пастушек на лоне природы. ПАФОС — ведущий эмоциональный тон произведения. ПЕЙЗАЖ — изображение природы в литературном произведении. ПЕРЕНОС (енжамбеман) — перенесение окончания законченного по смыслу предложения из одной стихотворной строки или строфы в следующую за ней. ПЕРИФРАЗ — замена названия предмета или явления описанием присущих ему существенных черт и признаков. ПЕРСОНАЖ — действующее лицо литературного произведения. ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ — лицо, от имени которого ведется рассказ в эпических и лироэпических произведениях. ПОГОВОРКА — краткое образное выражение, не имеющее синтаксической завершенности. ПОРТРЕТ — изображение в художественном произведении внешности персонажа. ПОСВЯЩЕНИЕ — надпись в начале произведения, указывающая на лицо, которому оно посвящено. ПОСЛАНИЕ — литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам. ПОСЛЕСЛОВИЕ — дополнительная часть произведения, в которой содержатся пояснения автора к своему творению. ПОУЧЕНИЕ — литературное произведение в форме речи познавательного характера. ПОЭЗИЯ — художественное творчество в стихотворной форме. ПРИБАУТКА — острое словцо или словосочетание. ПРИТЧА — назидательный рассказ о человеческой жизни в иносказательной или аллегорической форме ПРОБЛЕМА — вопрос, который исследуется писателем в произведении.ПРОБЛЕМАТИКА — перечень проблем, затронутых в произведении. ПРОЗА — художественное произведение, изложенное обычной (свободно организованной, а не стихотворной) речью. ПРОЛОГ — вступление в литературное произведение. ПРОТОТИП — реальный человек, чья жизнь и характер нашли отражение при создании писателем литературного образа. ПСЕВДОНИМ — вымышленное имя или фамилия писателя. ПУБЛИЦИСТИКА — совокупность художественных произведений, отражающих общественную и политическую жизнь общества. ПУТЕШЕСТВИЕ — литературное произведение, в котором повествуется о бывшем в действительности или вымышленном путешествии. РАЗВЯЗКА — положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий; заключительная сцена. РАЗМЕР СТИХА — число и порядок чередования ударных и безударных слогов в стопах силлабо-тонического стиха. РАПСОД — странствующий древнегреческий поэт-певец, певший под лиру эпические песни. РЕДАКЦИЯ — один из вариантов текста произведения. РЕМАРКА — пояснение автора по поводу того или иного персонажа, обстановки действия, предназначенное для актеров. РЕПЛИКА — ответ одного персонажа на речь другого. РЕФРЕН — повторяющиеся стихи в конце каждой строфы. РИТМ — систематическое, мерное повторение в стихе определенных, сходных между собой единиц речи (слогов). РИФМА — совпадающие по звучанию окончания стихотворных строк. РОД ЛИТЕРАТУРЫ — деление по основополагающим признакам: драма, лирика, лироэпика, эпос. РОМАНС — небольшое лирическое стихотворение напевного типа на тему любви. РОНДО — восьмистишье, содержащее 13 (15) строк и 2 рифмы. РУБАИ — формы лирической поэзии Востока: четверостишье, в котором рифмуется первая, вторая и четвертая строки. САРКАЗМ — язвительная насмешка. САТИРА — художественные произведения, в которых высмеиваются порочные явления в жизни общества или отрицательные качества отдельного человека. СВОБОДНЫЙ СТИХ (верлибр) — стих, В котором произвольно количество ударных и безударных слогов; в его основе лежит однородная синтаксическая организация, определяющая однородную интонацию стиха. СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — в его основу положено одинаковое число слогов в стихотворной строке. СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система стихосложения, которая определяется количеством слогов, числом ударений и их расположением в стихотворной строке. СИМВОЛИЗМ — литературное течение; символисты создавали и использовали систему символов, в которые вкладывался особый мистический смысл. СКАЗ — способ организации повествования, ориентированный на устную, часто простонародную речь. СКАЗАНИЕ (легенда) — художественное произведение, в основе которого лежит происшествие, имевшее место в действительности. СЛОГ — звук или сочетание звуков в слове, произносимое одним выдыханием; первичная ритмическая единица в стихотворной мерной речи. СОНЕТ — вид сложной строфы, состоящей из 14 стихов, разбитых на 2 четверостишья и 2 трехстишья. СРАВНЕНИЕ — определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим с первым общие признаки. СТАНСЫ — малая форма лирической поэзии, состоящая из четверостиший, законченных по мысли. СТИЛИСТИКА — раздел теории литературы, который изучает особенности языка произведений. СТИЛЬ — совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя. СТИХ — мерная, ритмически организованная, ярко эмоциональная речь.СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система построения мерной поэтической речи, в основу которой положена какая-либо повторяющаяся ритмическая единица речи. СТОПА — в силлабо-тоническом стихосложении повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов в стихе, которые определяют его размер. СТРОФА — сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных системой рифм и общей интонацией или только общей интонацией. СЮЖЕТ — основные эпизоды событийного ряда в их художественной последовательности. ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ — история создания художественного произведения.ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС — работа писателя над произведением. ТЕМА — объект художественного отражения. ТЕМАТИКА — совокупность тем произведения. ТЕНДЕНЦИЯ — идея, вывод, к которому стремится привести читателя автор. ТЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ — творческое единство писателей, близких друг другу по идеологии, восприятию жизни и творчества. ТИП — художественный образ, в котором отражены основные характерные черты определенной группы людей или явлений. ТРОП — оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении, смысле. УРБАНИЗМ — направление в литературе, занятое преимущественно описанием особенностей жизни в большом городе. УТОПИЯ — художественное произведение, повествующее о мечте как о реальном явлении, изображающее идеальный общественный строй без научного обоснования. ФАБУЛА — расположение основных событий литературного произведения в их хронологической последовательности. ФЕЛЬЕТОН — тип газетной статьи с высмеиванием пороков общества. ФИГУРА СТИЛИСТИЧЕСКАЯ — необычной оборот речи, к которому прибегает писатель для усиления выразительности художественного слова. ФОЛЬКЛОР — совокупность произведений устного народного поэтического творчества. ХАРАКТЕР — художественный образ человека, обладающий ярко выраженными индивидуальными чертами. ХОРЕЙ — двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.ХРОНИКА — повествовательное или драматическое литературное произведение, отображающее в хронологическом порядке события общественной жизни. ЦИКЛ — ряд художественных произведений, объединенных одними и теми же действующими лицами, эпохой, мыслью или переживанием. ЧАСТУШКА — небольшое произведение устной народной поэзии с шутливым, сатирическим или лирическим содержанием. ЭВФЕМИЗМ — замена в поэтической речи грубых выражений более мягкими.ЭЗОПОВ ЯЗЫК — иносказательный, замаскированный способ выражать свои мысли. ЭКЛОГА — небольшое стихотворение, изображающее сельскую жизнь. ЭКСПОЗИЦИЯ — вступительная, исходная часть сюжета; в отличие от завязки не влияет на ход последующих событий в произведении. ЭКСПРОМТ — произведение, созданное быстро, без подготовки. ЭЛЕГИЯ — стихотворение, пронизанное грустью или мечтательным настроением. ЭПИГРАММА — короткое остроумно-насмешливое или сатирическое стихотворение. ЭПИГРАФ — короткий текст, помешенный в начале произведения и поясняющий замысел автора. ЭПИЗОД — одно из связанных между собой событий в сюжете, имеющее более или менее самостоятельное значение в произведении. ЭПИЛОГ — заключительная часть произведения, кратко сообщающая читателю о судьбе героев. ЭПИТЕТ — образное определение. ЮМОРЕСКА — небольшое юмористическое произведение в прозе или стихах. ЯМБ — двухсложный размер в русском стихосложении, состоящий из безударного и ударного слога.
|
|
|