Главная страница
Навигация по странице:

  • Введение Актуальность темы

  • Цель исследования

  • Задачи исследования

  • Материнство и отцовство, разные социальные институты

  • Отношение родителей к детям (культурно – исторический подход Л. Демоза)

  • Родительское влияние на формирование личности ребенка

  • Типы родительской любви (Э. Фромм)

  • Список литературы

  • реферат. Родительство как социокультурный феномен


    Скачать 53.26 Kb.
    НазваниеРодительство как социокультурный феномен
    Дата07.07.2022
    Размер53.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат.docx
    ТипРеферат
    #626494

    Родительство как социокультурный феномен

    Содержание
    Введение……………………………………………………….……………3

    1. Материнство и отцовство, разные социальные институты……….5

    2. Отношение родителей к детям (культурно – исторический подход Л. Демоза)………………………………………………………………………….8

    3. Родительское влияние на формирование личности ребенка…….13

    4. Типы родительской любви (Э. Фромм)……………………………18

    Заключение……………………………………………………..…………20

    Список литературы………………………………………..………………21

    Введение

    Актуальность темы заключается в том, что культура сохраняется в том случае, если обеспечено воспроизводство населения, преемственность поколений и социализация детей. Эти важнейшие человеческие функции осуществляются посредством родительства, по поводу которого каждый народ создаёт собственную однородную систему ценностей, норм и механизмов социального регулирования.

    Содержание родительской роли может соответствовать этим представлениям, тогда они принимаются как должное и критически не осмысливаются. Ситуация, когда понимание и реализация родителем своих функций противоречат нормативно-ценностным образцам, приводит к дезориентации личности относительно своей роли и своего статуса, задавая новый контекст жизни и деятельности человека.

    Семья – первичная форма общности людей (малая социальная группа), своего рода «элементарная частица» общества, коллектив, основанный на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Л. Фейербах считал семью формой реализации человека: «Только муж и жена вместе образуют действительного человека», без чего каждый представляет собой лишь «частичное существо».

    Родительство — интегральное психологическое образование личности (отца и/или матери), включающее совокупность ценностных ориентации родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания.

    Цель исследования - изучение родительства как социокультурного феномена.

    Объект исследования – социокультурные особенности родительства.

    Предмет исследования – влияние социокультурных особенностей на принятие и реализацию родительской роли.

    Задачи исследования:

    1) Рассмотреть понятие «родительства», его суть, компоненты;

    2) Изучить природу родительских отношений в разные эпохи в различных социокультурах;

    3) Рассмотреть влияние родительства на личность ребенка;

    4) Изучить материнство и отцовство в различных социокультурах.


    1. Материнство и отцовство, разные социальные институты

    Отцовство и материнство представляют собой два разных института родительства, также имеющие свои специфические функции в зависимости от социокультурных факторов.

    Материнство является одной из наиболее значимых ценностей культуры. Первое социальное отношение ребенка - его отношение с матерью. С момента возникновения оно имеет социокультурный характер и служит в качестве модели для всех последующих отношений. Именно в общении с матерью, в процессе совместной деятельности с нею ребенок усваивает первые понятия о мире, об обществе, и социальность для него представлена первоначально, главным образом, матерью. Образ мира он отождествляет с образом матери. В процессе общения с нею ребенок постепенно усваивает тот образ мира, который сформировался у матери. Только через мать ребенок может приобщиться к человеческой культуре. приобрести необходимые индивидуальные черты, которые образуют духовно-эмоциональный фон личности, включающий нравственно- эстетические ценности, оригинальные и неповторимые личные качества.

    Что касается понятия материнства то здесь имеются определенные сложности.

    Во-первых, материнство не рассматривалось как целостный феномен. В тех случаях, когда материнство рассматривалось как социальная роль, функция женщины, связанная с беременностью и родами, определенный период в жизни женщины и т.п.. данное понятие не эксплицировалось, а иногда заменялось другими. «Женщина - мать», «период активной репродуктивной деятельности» и др.

    Во-вторых, в имеющейся справочной литературе оно либо вообще не упоминается, как, например, в Большой советской энциклопедии, либо идет через запятую со словом «мать».

    И только в Словаре Ожегова С.И. и Толковом словаре под редакцией Ушакова Д.Н. находим следующие значения этого слова: материнство - это 1) беременность, роды, кормление - как функция женщины-матери; 2) родственная связь матери с детьми: материнское чувство (а), чувство материнства, инстинкт материнства, материнская любовь: 3) то, что является источником, давшим жизнь кому-чему-нибудь, откуда черпают силу, энергию, жизнеспособность; 4) переносное значение: «кузькина мать», «крестная мать», «посаженая мать», «мать честная» и т.п.

    Как явствует из перечисленных значений, материнство как целостное явление, не представлено. В качестве исходного рабочего понятия можно предложить следующее: в самом общем виде материнство можно определить как исторически сложившийся механизм воспроизводства человека, обусловленный по форме биопсихофизиологически. а по существу являющийся социокультурным феноменом.

    Как институциализированная форма репродуктивной деятельности оно оформляется очень рано: уже в период разложения первобытного общества, с появлением кровно-родственной семьи. На этом этапе появляются первые табу, регламентирующие половое поведение, формирующие половозрастные, социальные роли и основные социокультурные ориентиры, соответствующие им, отражающие матриархатную организацию общества.

    Женское, а точнее материнское, начало образует архаичный пласт культуры (а над ним патриархатный пласт) и через него можно проследить нити, связи (в том числе и институциональные) практически со всеми культурными феноменами как на родовом, так и на индивидуальном уровне.

    Сегодня можно констатировать то, что патрнархатная цивилизация (цивилизация как форма развития культуры) себя исчерпала, как это было ранее с матрнархатной, и теперь обнаруживается тенденция к формированию биархатной культуры. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, а также глубинные перемены, происходящие в мировой культуре: в частности, коренная ломка в жизненных ролях мужчин и женщин и соответствующие изменения социокультурных стереотипов половых ролей, образцов поведения, норм морали, принципов взаимоотношений между людьми. И в этих условиях материнство как важнейший механизм сохранения и трансляции базовых общечеловеческих ценностей выступает стабилизирующим фактором культуры, обеспечивающим ей устойчивость и преемственность. Какие бы коренные изменения не происходили в социокультурных ролях: нивелирование различий, рокировка ролей, но эта одна - неизменна, постоянна и здесь невозможна взаимозаменяемость мужчин и женщин, а лишь их единство и взаимодополняемость.

    Необходимо отметить, что в кризисные для социума моменты материнство выступает едва ли не единственным гарантом стабильности. Произойдут какие угодно катаклизмы, но жизнь, зародившаяся в материнском лоне, будет развиваться по тем же законам, что и до этого катаклизма, и по тем же законам осваивать азбуку человеческой культуры.

    Специфическая особенность материнства как важнейшего механизма трансляции культуры состоит в том. что оно не погружено целиком в социум, не принадлежит ему полностью, а лежит как бы между природой и культурой. Именно в этом его уникальность, исключительность, ценность.

    Материнство как бы соединяет природу и культуру. То, что человек получает при родах, включает и саму окружающую природу (географическую среду, климат, ландшафт и т.п.). и то, что он получает от рода, родовую культуру, культурный фундамент, в котором вызревают основные архетипы культуры.

    Материнство выступает как своеобразный гарант стабильности, не подверженный в своих сущностных характеристиках колебаниям социума прежде всего потому, что материнство существует в социуме, а питается из природы. Генетическая заложенность, неистребимость инстинкта материнства гарантирует воспроизводство человека в физическом и социокультурном плане. Очень хорошо эту особенность материнства как гаранта стабильности и репродукции социума понимали в древности, что нашло свое отражение в мифологических представлениях и традициях различных народов.

    Под отцовством понимается социальное явление, исторически возникшее в моногамной семье, сущность которого состоит в готовности мужчины взять на себя ответственность за содержание и воспитание своих детей.

    Феномен отцовства - не абстрактная категория и не теоретический конструкт, он конституирует повседневную жизнь людей, традиционно ассоциируясь с порядком и стабильностью, с надежностью и защитой. Обесценивание роли отцовства в условиях кризиса института семьи инициирует риск потери гендерной идентичности и кризис маскулинности. Институт отцовства и реализующие его практики - необходимые элементы гендерного порядка, соотношения мужской и женской роли и деятельности. Отцовство - одно из главных проявлений мужской идентичности.

    Взаимоотношения между мужчиной и женщиной всегда были признанной областью социологических, психологических, антропологических исследований, ныне же они - неотъемлемая часть истории культуры. 11равда, эта сторона социального поведения была признана частью культурологических изысканий, аспектом исследований общественного сознания. Современный кризис отцовства во многом обусловлен противоречивыми и стереотипными представлениями о роли отца, смешением отцовских и материнских ролей, выполнением в силу различных обстоятельств женщиной отцовских функций. Но, безусловно, участие отца в воспитании ребенка невозможно переоценить. Оно необходимо для формирования полноценной гармоничной личности, а при условии четкого разделения родительских ролей оказывает положительное влияние на развитие детей.

    1. Отношение родителей к детям (культурно – исторический подход Л. Демоза)

    Миссия семьи на каждом историческом этапе меняется в зависимости от принятой человеческим сообществом системы ценностей. Предоставления о том, каким должен быть ребенок и какова роль семьи в его воспитании, определяют содержание, методы, позицию и отношение родителей к ребенку, уклад жизни семьи в целом.

    На ранних этапах развития человеческого общества воспитание не было прерогативой общественных институтов или семьи. Уход за детьми был делом всей общины. Для первобытного общества нормой являлась двойственность отношения к детям.

    Широкое распространение имел инфантицид (убийство детей), обусловленный дефицитом средств к существованию. Характерно то, что вероятность инфантипида в обществах охотников, собирателей и рыболовов была почти в 7 раз выше, чем у скотоводческих и земледельческих племен. Оседлый образ жизни и более надежные условия существования снижали вероятность инфантипида, который практиковался в основном по 4 качественным» признакам.

    Убивали главным образом младенцев, которых считали физически или психически неполноценными, исходя из предрассудков (например, близнецов) и т, п. Вместе с тем, иметь детей считалось почетным, и не только родители, но и близкие родственники могли быть ласковыми и внимательными к детям.

    Детоубийство в античном обществе мало исследовано, несмотря на сотни ясных указаний античных авторов на повседневность и общепринятость этого.

    Детей швыряли в реку, сажали в кувшин, чтобы уморить голодом, оставляли на обочине дороги на растерзание птицам и зверям (Л. Демоз). Ребенок в буквальном смысле этого слова принадлежит родителям как собственность. Цицерон писал, что смерть ребенка надо переносить «со спокойной душой», а Сенека считал разумным топить слабых и уродливых младенцев.

    Право распоряжаться жизнью ребенка было отобрано у родителей только в конце IV в. н. э. Умерщвление детей стало рассматриваться законом как убийство. После Везонского собора (442 г.) о нахождении брошенного ребенка следовало заявлять церкви. А около 787 г. Датео из Милана открыл приют для брошенных детей. Тем не менее, это не означало, что в обществе формируется ценность детства, а за ребенком закрепляется право на жизнь и любовь.

    В средние века, как и в античности, положение детей было тяжелым. Но наряду с этим средневековье донесло до нас память о нежных, любящих матерях, веселых детских играх. Однако характерна амбивалентность (двойственность) образа детства. Младенец - одновременно символ невинности и воплощение зла. А главное, он существо, лишенное разума.

    Целый ряд причин затруднял формирование устойчивого позитивного отношения к детям.

    Среди них: высокая рождаемость и высокая смертность. В результате плохого и небрежного ухода в XVII-XVIII вв. в странах Западной Европы умирали от 15 до 13 всех новорожденных, а до 20 лет доживало меньше половины.

    Фатализм и смирение в этих условиях были естественны, а холодность, с которой родители относились к смерти своих детей, была проявлением психологической защиты, реакцией на к то, что случалось слишком часто. Формирование индивидуальных привязанностей между родителями и детьми затруднялось и институтом «воспитательства» -- обычаем обязательного воспитания вне родительской семьи.

    Знать посылала своих детей в другой знатный дом или в монастырь в качестве слуг, пажей, фрейлин, послушников или писарей. Этот обычай был распространен в среде раннефеодальной знати. 06ширная тема детей--работников в чужом доме представлена и в русской литературе.

    Отношения в русской патриархальной семье были жесткими и иерархичными, основанными на принципе старшинства. Детям в ней отводилось подчиненное положение. Согласно Уложению 1649 года дети не могли жаловаться на родителей, убийство ребенка каралось трехгодичным тюремным заключением, тогда как детей, посягнувших на жизнь родителей, закон предписывал казнить без всякой пощады.

    Это неравенство было устранено только в начале XVIII в., причем Петр I собственноручно приписал к слову «дитя» добавление «во младенчестве», оберегая тем самым жизнь новорожденных и грудных детей.

    Жестокими были и методы воспитания. На уроках учителя наказывали детей розгами, а дети не смели пожаловаться родителям. Даже в петровскую эпоху, когда репрессивная педагогика стала подвергаться критике, строгость и суровость оставались непререкаемой нормой.

    Поворотным пунктом европейского общественного мнения по отношению к детству послужила книга Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании». В конце XVII -- начале XIX вв. детоцентристская ориентация прочно утвердилась в общественном сознании. На практике эта ориентация формировалась не просто.

    С одной стороны, детоцентризм гипертрофировался, противопоставлялся безразличию, незаинтересованности и даже враждебности общества к детям. С другой стороны, сталкиваясь с трудностями при воспитании детей, теряя веру в возможность счастливого будущего для них, общественное сознание нередко эволюционировало в сторону полного отрицания нужности детей.

    Сравнительно-исторический анализ позволил Л. Демозу выделить несколько стилей отношения к ребенку и соответственно исторических периодов:

    1. Стиль детоубийства (античность -- IV в.) характеризуется детоубийством, насилием. В то время важным являлся материальный фактор, способность семьи обеспечить жизнь ребенка. В том случае, если родители не могли прокормить ребенка, они убивали его.

    2. Оставляющий стиль (IV--XIII вв.). Признается наличие у ребенка души. Развиты проекции: ребенок полон зла. В этот период появляются кормилицы, практикуется воспитание в чужой семье, в монастыре. Атмосфера в семье - эмоционально-холодная и строгая.

    3. Амбивалентный стиль (XIV--XVII вв.). Ребенку дозволено войти в эмоциональную жизнь родителей, его начинают окружать вниманием, но в самостоятельном духовном существовании ему отказывают. Такой подход к ребенку аналогичен работе скульптора, который лепит произведение искусства из глины. Если ребенок сопротивляется, то из него выбивают злое начало.

    4. Навязчивый стиль (XVIII в.) Характеризуется психологической близостью родителей и детей. Но родители стремятся полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и волю ребенка.

    5. Социализирующий стиль (XIX -- начало XX вв.). Цель воспитания -- подготовка ребенка к будущей самостоятельной жизни, процесс тренировки является основой воспитательных воздействий. Этот стиль отношений лег в основу построения большинства психологических моделей двадцатого века -- от фрейдовской «канализации импульсов» до скиннеровского бихевиоризма.

    6. Помогающий стиль (середина XX в.). Основан на допущении, что ребенок лучше родителей знает, что ему нужно на каждом этапе жизни. Задача родителей -- помочь индивидуальному развитию ребенка, стремиться к пониманию, близости.

    Сравнительно-исторические данные показывают, что отношение к детству - результат длительного и весьма противоречивого развития. Разумеется, не следует упрощать картину. Нормативные предписания и реальное поведение не могут совпадать полностью. И в период, когда помогающий стиль является доминирующим, существуют общества (или семьи), в которых подавление ребенка считается приемлемым.

    1. Родительское влияние на формирование личности ребенка


    Семья была, есть и всегда будет важнейшей средой духовно-нравственного формирования личности ребенка и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни. Развитие общественных отношений, влияние урбанизации и научно-технического прогресса привели к определенному сужению роли семейной педагогики в воспитании детей. Однако сужение воспитательной функции ни в коей мере не привело к утрате семьей главенства в формировании личности.

    Семья в силу глубокой специфичности ее воздействия на ребенка является обязательным фактором нормального воспитания. Дети, воспитывающиеся без участия семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семейных коллективов.

    Необходимость семейного воспитания объясняется следующим.

    1. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие) детей к родителям.

    2. Ребенок, особенно в раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию.

    3. Представляя собой малую группу, своего рода социальный микрокосм, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.

    4. Вместе с тем, семья - не однородная, а дифференцированная социальная группа, в которой представлены различные возрастные, половые, а подчас и профессиональные «подсистемы». Это позволяет ребенку активнее проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее реализовать их.

    Семья является важнейшим фактором социализации не только для детей, но и для взрослых, от нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни.

    Семейное воспитание отвечает не только общественной заинтересованности в социализации личности ребенка, но и индивидуальной заинтересованности родителей в духовном воспроизведении себя в детях, а детей - в покровительстве, защите, нравственной помощи со стороны родителей.

    В семейной жизни складываются социально-биологические, хозяйственно-бытовые, нравственно-правовые, психологические и эстетические отношения. Каждая из этих сфер внутрисемейной жизни играет важную социализирующую роль. В семье ребенок получает первые трудовые навыки, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет, помогает организовать досуг и развлечения; учится потреблению различных материальных и духовных благ. Семья во многом влияет на выбор будущей профессии. В семье развивается умение ценить и уважать труд других людей: родителей, родственников; происходит воспитание будущего семьянина.

    Воспитание детей в семье - дело сложное, деликатное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знании в области детской психологии и педагогики. Специфика воспитания в семье определяется и ее типом, и условиями проживания, и степенью подготовленности родителей к реализации воспитательной функции в семье.

    Все родители стремятся к завоеванию авторитета у детей, но не всем это удается. Авторитет, «сделанный» специально во имя детей, существовать не может. Его нельзя создать искусственно, нельзя навязать угрозами, родительской властью. Он должен заключаться в самих родителях. Определенную роль в формировании авторитета родителей играет их ответственное отношение к слову - приказанию, требованию. Требования должны быть твердыми и серьезными по тону и содержанию.

    Воспитание детей в семье зависит от возраста родителей, их жизненного опыта. Стали супруги родителями в17 лет, 25 или 35 лет - это существенно скажется на их отношении к ребенку (возможно, нежелательному или, наоборот, долгожданному). Чем выше уровень образования родителей, тем больше времени они уделяют воспитанию детей. И если женщины с высоким уровнем образования имеют меньшее количество детей, то объяснить это можно тем, что они, как правило, стремятся дать детям образование не ниже своего собственного. Увеличивается и требовательность к воспитанию каждого ребенка.

    В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка задач, более или менее целенаправленная преемственность методов и приемов воспитания, учет того, что можно и что нельзя допустить в отношении ребенка. Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержание душевного и телесного здоровья.

    В семейном воспитании важное место занимает забота о здоровье ребенка, его физическая подготовка, закаливание, развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости. Здоровый, физически развитый человек, способен более успешно заниматься умственным и физическим трудом, у него обычно хорошее и бодрое настроение, он, как правило, доброжелателен к окружающим, готов прийти на помощь, острее воспринимает красоту, и сам стремится все делать красиво. Главное – пример родителей.

    Воспитание детей в семье необходимым компонентом включает умственное развитие. Первые обращения матери к младенцу уже заключают начала умственного воспитания. Дальнейшее обучение речи, рассказывание сказок, чтение книжек, стимулирование, поощрение детской любознательности, ответы на вопросы ребенка, соответствующие разъяснения и т. д. – все это отвечает интересам развития мышления, памяти, внимания, воображения, служит важной задаче подготовки обучения в школе.

    Родители должны много внимания уделять нравственному воспитанию детей, поскольку в повседневной жизни постоянно и неизбежно возникают разнообразные проблемы, связанные с поведением, взаимоотношениями между людьми. Именно в семье дети главным образом постигают азбуку нравственности, усваивают, что такое хорошо и что такое плохо, учатся проявлять доброжелательность к людям, оказывать посильную помощь. По мере взросления ребенка моральные требования к нему значительно возрастают и углубляются. Нравственное воспитание в семье предполагает формирование любви к родному краю, своему Отечеству, гуманности, чувства товарищества, честности, справедливости, ответственности. И здесь играют большую роль не только и не столько специальные беседы и разъяснения, сколько организация всей жизни ребенка в соответствии с принципами общечеловеческой морали, повседневная практика надлежащего поведения.

    Чрезвычайно ответственное место в системе семейного воспитания принадлежит трудовому воспитанию детей. С раннего возраста ребятишки, как правило, в меру своих возможностей, стремятся участвовать в домашних делах, помогать взрослым, в своих играх имитировать различные виды труда. Важная задача родителей – не отбивать у детей охоту к трудовым занятиям, поощрять их в этом отношении, оказывать всяческое содействие. Доступные формы самообслуживания, участие в домашних хлопотах, вооружение ребенка разнообразными трудовыми умениями и навыками, разъяснение роли труда в жизни человека и общества, ознакомление с профессиями, поощрение участия в общественно полезном труде – все это весьма существенно для подготовки добросовестного труженика, способного в будущем обеспечить себя и свою семью всем необходимым и принести пользу обществу.

    Среди конкретных направлений всестороннего развития личности ребенка в условиях семьи немаловажную роль играет эстетическое воспитание. Тесно связанное с другими сторонами воспитания, оно способствует к приобщению детей к прекрасному, учит воспринимать и ценить красоту в жизни, природе, искусстве, приучает их творить по законам красоты. В этих целях родители должны использовать занятия рисованием, лепкой, совместное прослушивание музыки, песен, обучение ребенка игре на музыкальных инструментах, посещение театров, музеев, экскурсий по родным местам, выставок и многое другое. Задача семьи – воспитать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможных областях и сферах.

    У родителей как воспитателей ничего не получится, если они не будут знать особенностей своего ребенка. Ведь каждый человек, сколько бы ему ни было лет, - это конкретная своеобразная личность. Поэтому отцу и матери нельзя довольствоваться обыденным представлением о своем ребенке. В целях воспитания требуется постоянное и глубокое изучение ребенка, выделение его интересов, запросов, увлечений, склонностей и способностей, достоинств и недостатков, положительных и отрицательных черт. Только тогда отец и мать получат возможность целенаправленно и обоснованно, последовательно и планомерно влиять на формирование личности растущего человека, акцентируя внимание на ее позитивных сторонах и развивать их, а с другой стороны, настойчиво преодолевая негативные черты. В изучении ребенка помогут непринужденные беседы по интересующему вопросу, наблюдение за его поведением, как дома, так и на улице, в общественных местах, в школе, во время труда, отдыха, что читает ребенок, как проводит свободное время, с кем дружит, в какие игры играет. Доверие – вот главная линия поведения отца и матери. Очень важно, чтобы и ребенок им доверял.

    Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья – это главный фактор развития ребенка как личности.


    1. Типы родительской любви (Э. Фромм)

    Э. Фромм (1998) указывает на различия материнской и отцовской любви. Материнская любовь безусловна — мать любит своего ребенка за то, что он есть. Ее любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, так как ее у матери нельзя заслужить. Материнская любовь либо есть, либо ее нет. Отцовская любовь обусловлена — отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляемая — ее можно заслужить, но ее можно и лишиться.

    При этом Фромм отмечает, что речь идет не о конкретном родителе — матери или отце, а о материнском или отцовском началах, которые в определенной степени представлены у обоих родителей. «…зрелый человек соединяет в своей любви материнское и отцовское чувства несмотря на то, что они, казалось бы, противоположны друг другу. Если бы он обладал только отцовским чувством, то был бы злым и бесчеловечным. Если бы обладал лишь материнским, то был бы склонен к утрате здравомыслия, препятствуя себе и другим в развитии». И одного начала недостаточно для нормального развития личности.

    Важной характеристикой родительской любви, особенно матери, является эмоциональная доступность. Это не просто физическое присутствие или физическая близость родителя, это его готовность дать ребенку свое тепло, свою нежность, а впоследствии и понимание, поддержку, одобрение.

    Заботливость родителей по отношению к своим детям определяется чувствительностью родителей к потребностям ребенка и готовностью их удовлетворить. Диапазон проявления этой чувствительности чрезвычайно большой — от назойливости до полного равнодушия.

    Под родительским отношением принято понимать «систему, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним».

    Под понятием «отношение» в психологии понимается субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В социальных общностях (а к ним относятся и семья) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения.

    Взаимоотношение – это взаимная позиция одной личности к другой, при этом отношения и взаимоотношения – это стороны общения. И если в отношении не обязательно присутствует обратный сигнал, то при взаимоотношении постоянно осуществляется обратная связь, причем разной модальности.

    Заключение

    На основании проведённого исследования мы можем сделать такие выводы. Родительство — это не просто определённый этап в жизни человека, включающий в себя определённые установки и ожидания, чувства, отношения и позиции, ответственность, но и сложная деятельность, требующая определённых теоретических знаний о том, какими методами следует действовать, чтобы достичь воспитательных целей.

    Также нужно обладать и соответствующими знаниями, ведь воспитание ребёнка в семье может быть успешным лишь в одном случае: если родители умеют творчески использовать имеющиеся у них знания и умения, то есть если родительство становится для них творчеством.

    Функции и задачи родителей — это динамическое явление. Изменение функций и задач родителей напрямую зависят от возраста ребёнка. Например, тотальный контроль важен на этапах раннего младенчества и раннего детства, затем он ослабляется, проявляясь на последующих этапах только в форме косвенного контроля.

    Но существует и такие функции и задачи родителей, которые остаются неизменными на разных этапах. Этими функциями и задачами являются: создание благоприятной обстановки в доме; забота, уважение, внимание и любовь по отношению к детям.

    Именно выполнение этих функций и задач ведёт к формированию чувства базисного доверия на этапе раннего младенчества и складыванию положительной самооценки на этапе школьного периода. Именно внимание, забота, уважение и любовь являются основополагающими элементами в построении доверительных и теплых отношениях между родителями и детьми.
    Список литературы

    1. Гурко Т. А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях //Социс, 1997.- № 11. — 98с.

    2. Дружинин В. Н. Психология семьи. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 208 c.

    3. Ермихина М. О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: Автореф. Дис. канд. психол. наук. — Казань: Изд-во КГТУ, 2004. — 22 с.

    4. Жигалин С. С. Формирование адекватных родительских позиций как способ коррекции воспитательной практики в семьях подростков: Автореф. Дис. канд. психол. наук. —  - КГУ, 2004. — 26 с.

    5. И. С. Кон. Социологическая психология, МПСИ, 2000.-560 с.

    6. Ильин В. А. Археология детства. — М.: Класс, 2002. 180 с.

    7. Овчарова Р. В. Научные предпосылки к анализу проблемы отцовства как воспитательной деятельности //Наука и образование Зауралья. — Курган, 2005. — № 1

    8. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. —  М.: ЗАО «Институт психотерапии», 2003. — 295 с.

    9. Овчарова Р. В. Психология родительства. М.: Академия, 2005, 368 с.

    10. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс; Изд-во ЭКМО-Пресс, 2000. — 512 с.


    написать администратору сайта