курсовая. Айрана теория. Роль и значение урока классического танца в профессиональном коллективе народного танца на примере театра Саяны
Скачать 34.17 Kb.
|
Роль и значение урока классического танца в профессиональном коллективе народного танца на примере театра Саяны. Нужна только Содержание Введение Глава 1. Классический танец- основа хореографического искусства 1.1 Значение классического танца в хореографическом искусстве 1.2 Классический танец как 1 из компонентов образования народному танцу Глава 1. Классический танец- основа хореографического искусства 1.1 Значение классического танца в хореографическом искусстве Для возникновения танцевального искусства имели значение две главные предпосылки. Первая – эмоционально-физиологическая, вторая – познавательно-практическая. Танец способен активно влиять на настроение, возбуждать чувства радости, уверенности, силы. В этом заключаются эмоционально-физиологические причины желания танцевать, двигаться. Эмоционально-физиологические предпосылки танца присущи человеку от рождения. Самые древние танцы были имитационными: в них подражали поведению и движениям животных. Точно так же имитировали производственные движения: охоту, собирания съедобных растений, хозяйственные движения. Огромную роль играли импровизационные моменты: танец каждый раз мог меняться в деталях. Танец возник в верхнем палеолите, о чём свидетельствуют наскальные изображения и статуэтки танцующих женщин из кости мамонта. Сопровождение первобытных танцев было ритмо-шумовое, они имели магическое значение и сопровождались пением. Классический танец, который еще называют балетом, в сравнении с древними танцами, достаточно молодой вид искусства. Термин «балет» появился в конце XVI века (от итальянского balletto — танцевать). Балет возник около четырехсот лет тому, в эпоху Возрождения. Его родиной принято считать Северную Италию. В связи с высоким финансовым положением, характерным для знатных людей того времени, их уже не устраивали народные пляски, требовалось нечто более пышное и зрелищное, более соответствующее пышным одеяниям придворных дам и кавалеров и роскошным залам, построенным специально для танцев. Искусство классического танца было обязательным для знатных людей того времени, ему обучались с самого детства, нанимая специальных учителей – танцмейстеров. Постепенно танец становился все более церемонным и театрализованным, он мог длится много часов подряд. Дальнейшее развитие балета происходит во Франции. Особенно великолепным он стал в эпоху царствования короля Людовика XIV, любившего лично принимать участие в придворных балетах. Даже свое прозвище, Король-Солнце, он получил после того, как исполнил роль Солнца в «Балете ночи». Кроме того, заслугой Людовика стало создание в 1661 г. Королевской академии музыки и балета. Ее директором, королевским учителем танцев Пьром Бошаном, были определены пять основных позиций классического танца. В нашей стране первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 г. в селе Преображенском, при дворе царя Алексея Романовича. Это был «Балет об Орфее и Эвридике», поставленный иноземцем Николаем Лима. Российское балетное искусство достигло творческой зрелости в начале XIX века, произведения П. Чайковского подняли его на невиданную во всем мире высоту, поставив балетную музыку в ряд серьезных, наряду с оперной и симфонической. Дальнейшее развитие русского балета связано с именем московского балетмейстера А. Горского, который, отказавшись от устаревших приемов пантомимы, использовал в балетном спектакле приемы современной режиссуры. Придавая большое значение живописному оформлению спектакля, он привлекал к работе лучших художников. Но подлинный реформатор балетного искусства — Михаил Фокин, восставший против традиционного построения балетного спектакля. Он утверждал, что тема спектакля, его музыка, эпоха, в которую происходит действие, требуют каждый раз иных танцевальных движений, иного рисунка танца. В 1908 году начались ежегодные выступления артистов русского балета в Париже, организованные театральным деятелем С. П. Дягилевым. Среди них наиболее выдающейся танцовщицей была несравненная Анна Павлова. «Умирающий лебедь», созданный великой балериной Павловой, — поэтический символ русского балета начала XX века. После Октябрьской революции 1917 года многие деятели балетного театра покинули Россию, но, несмотря на это, школа русского балета уцелела. Пафос движения к новой жизни, революционная тематика, а главное простор творческого эксперимента вдохновляли мастеров балета. Так возник жанр драматического балета. Это были спектакли, обычно основанные на сюжетах известных литературных произведений, которые строились по законам драматического спектакля. Содержание в них излагалось с помощью пантомимы и изобразительного танца. В конце 1950-х годов наступил перелом. Хореографы и танцовщики нового поколения возродили забытые жанры — одноактный балет, балетную симфонию, хореографическую миниатюру. А с 1970-х годов возникают самостоятельные балетные труппы, независимые от оперно-балетных театров. Термином "классический танец" пользуется весь балетный мир, обозначая им определенный вид хореографической пластики. Непременные условия классического танца: выворотность ног, большой танцевальный шаг, гибкость, устойчивость, вращение, легкий высокий прыжок, свободное и пластичное владение руками, четкая координация движений, выносливость и сила. Классический танец – исторически сложившаяся, устойчивая система выразительных средств хореографического искусства. Основное выразительное средство балета. Система, основанная на тщательной разработке групп движений. Благодаря соблюдению определенных позиций рук, ног, корпуса, головы и точному следованию принципу выворотности ног, вертикальному положению корпуса и изоляции различных частей тела, движения классического танца стремятся к геометрической ясности. Основы классического танца вырабатываются при помощи экзерсиса, из которого состоит танцевальный урок. Исторически сложились две школы классического танца: французская и итальянская. Они имеют одну основу, но совершенно разное исполнение, во многом это произошло благодаря менталитетам этих стран. Так, французы более спокойны и сдержанны, соответственно, их исполнение больше отвечает канонам классического танца, нежели, чем исполнение итальянцев, вспыльчивых и в чем-то дерзких. Первые свидетельства о зарождении искусства хореографии отсылают нас к глубокой давности, когда танец выполнял определенную ритуальную функцию. Первоначально танец представлял собой комплекс, состоящий из мимики, жестикуляции, движений корпуса и ног. В древние века мимика - первый язык человечества - была неразрывно связана с танцевальным искусством. Более того, все движения в древности назывались не иначе как танцами! Одновременно с развитием техники классического танца стали развиваться теория и методика его преподавания. Сегодня школа классического танца располагает огромным арсеналом технических приемов и выразительных средств. Освоение этого материала создает основу для изучения других танцевальных направлений, позволяя в дальнейшем успешно осваивать народные танцы и современную хореографию. Необыкновенно красивая и выразительная техника классического танца представляет собой объемный и достаточно сложный для изучения и освоения материал. Поэтому для овладения им необходимо заниматься под руководством только опытных педагогов. При этом следует отметить, что зачастую только групповые занятия классической хореографией не всегда достаточно эффективны для освоения этой сложной техники. Групповые занятия классической хореографией оставляют мало возможностей коснуться всех нюансов техники исполнения движений. Классический танец - одно из главных выразительных средств балетного искусства - представляет собой исторически сложившуюся, упорядоченную систему танцевальных движений, которая формировалась на протяжении многих веков и у многих народов. По определению Л. Д. Блок, «...классический танец - система художественного мышления, оформляющего выразительность движений, присущих танцевальным проявлениям человека на различных стадиях культуры. В классический танец эти движения входят не в эмпирически данной форме, а в абстрагированном до формулы виде» [11, с. 64]. Термин «классический танец» возник в России в конце XIX века в результате обособления отдельных видов танца, разделения танцовщиков на «классических» и «характерных». Постепенно термин вошел в обиход, вытеснив бытовавшие ранее термины - «серьезный», «благородный», « академический ». Система классического танца складывалась путем отбора определенных положений и движений. Важнейший принцип классического танца - выворотность (еп dehors). В ее основе - естественное стремление человека к распрямленно-сти, вытянутости, прямизне. Выворотность позволяет использовать боковые движения. Наибольшей вытянутости, прямизны человек способен достигнуть в прыжке, полете. Высшая точка вытянутости на полу - танец на пальцах (пуанты). Происхождение выворотности приписывают иногда французскому придворному балету, хотя известно, что она существовала с незапамятных времен, когда едва началась разработка приемов сценического танца как в Европе, так и на Востоке. На основе выворотности в классическом танце разработано учение о закрытых (fermes) и открытых (ouvert), скрещенных (croises) и нескре-щенных (effaces) позициях и позах, а также о движениях наружу (еп dehors) и внутрь (еп dedans). Система классического танца разработала позиции ног, рук, корпуса, головы (причем позиции ног разработаны значительно полнее), строго ограниченное число групп движений, включающих понятия: - сгибать (plie - плие); - вытягивать (etendre - этандр); - поднимать (releve - релеве); - скользить (glisse - глиссе); - прыгать (sauter - соте); - бросать (elance - элансе); - поворачивать (tourne - турне). В механическом смысле классический танец представляет собой переход из одной позиции в другую при помощи перечисленных движений. Классический танец связан с европейской профессиональной музыкой. Если в пространстве классический танец руководствуется собственными законами, то во времени он полностью согласуется с музыкой и измеряется теми же длительностями, что и она. Классический танец черпает свое содержание тоже из музыки. Возможны, однако, случаи, когда музыка лишь иллюстрирует танец, аккомпанирует ему, являясь метроритмической основой. Классический танец находится в непрерывном развитии, обогащается, черпая новые пластические формы из народного танца, из других танцевальных систем. Станок в балете - приспособление для упражнений танцовщиков. Международное наименование станка - «бар» (фр. barre, англ. - bar в значении «брус, барьер, поручень»). Состоит из круглого, обычно деревянного бруса диаметром 6-7 см, укрепленного вдоль стен репетиционного (или учебного) танцевального зала. Станок появился в балетном классе на рубеже XVIII-XIX веков, когда в практику театрального танца вводились позы с отведением ноги под углом 90 градусов. Выполнение танцевальных упражнений «у станка» (фр. exercice а 1а barre, англ, exercise at the bar) способствует выработке выворотности, устойчивости и баланса. С упражнений у станка обычно начинается урок классического и характерного танцев. Выворотность - способность танцовщика к свободному развертыванию ног наружу от бедра до кончиков пальцев (стопа параллельна линии плеч). Выворотность может быть врожденной, что зависит, главным образом, от строения тазобедренных суставов, или приобретенной путем длительных упражнений. Выворотность - необходимое условие исполнения классического танца, так как освобождение движения ноги в тазобедренном суставе значительно расширяет выразительные возможности человеческого тела. Поза - определенное положение корпуса, ног, рук и головы. Основные позы классического танца: croise, effacee, ecartee и четыре arabesques. Позы разделяются на большие и малые в зависимости от того, поднята ли отведенная нога или находится на полу. Имеются варианты поз, которые образуются от изменения позиций рук и положений головы. Позиции - основные положения ног (вернее, положения стоп на полу) и рук в классическом танце. Позиции обусловливают единое для всех танцовщиков правильное исполнение каждого pas, способствуют гармоничному расположению фигуры в пространстве, определяют грацию и выразительность танца. Позиции утвердились в танцевальной практике в конце XVII века. Из основных позиций образуется множество производных положений. Позиции ног основаны на принципе выворотности. Полупальцы - положение одной или двух ступней на полу, при котором пятки подняты, и тяжесть корпуса находится на передней части ступни. Полупальцы могут быть низкими, средними и высокими. Термином «классический танец» пользуется весь балетный мир, обозначая им определенный вид хореографической пластики. Классический танец - основа хореографии. На этом уроке постигаются тонкости балетного искусства. Это великая гармония сочетания движений с классической музыкой. Непременные условия классического танца: выворотность ног, большой танцевальный шаг, гибкость, устойчивость, вращение, легкий высокий прыжок, свободное и пластичное владение руками, четкая координация движений, выносливость и сила. Главный принцип классического танца - выворотность, на основании которой разработано понятие о закрытых (ferme) и открытых (ouvert), скрещенных (croise) и нескрещенных (efface) позициях и позах, а также о движениях наружу (en dehors) и внутрь (en dedans). Разделение на элементы, систематизация и отбор движений послужили основой школы классического танца. Она изучает группы движений, объединенных общими для каждой группы признакам: группа вращений (pirouette, tour, fouette), группа приседаний (plie), группа положений корпуса (attitude, arabesgue) и другие. До появления в России искусство классического (театрального) танца в Европе прошло длительную эволюцию. Система передачи танцевального мастерства от поколения к поколению в Европе стала обретать профессионально-педагогические черты, начиная с эпохи Возрождения. Ее идейной основой явилась философия гуманизма. «То была эпоха великих новаций, но совершались они постепенно, - пишет А. А. Аникст. - Наподобие античной драмы возникали синтетические спектакли, соединявшие слово, музыку и пластику. В недрах этих зрелищ все большее значение получала музыка. Параллельно происходила кристаллизация новых музыкальных форм, закреплялась самостоятельность и вариационность музыкальных ритмов, устанавливались основные правила гармонии, утвердился канон. Под воздействием музыки сходный процесс совершался и в искусстве танца. Танец превращался в профессиональное искусство, он упорядочивался, возникли правила, специфические приемы, кристаллизовались структурные формы и терминология» [2, с. 180]. Н. А. Догорова рассматривает этапы развития европейской танцевальной культуры как смену авторских хореографических концепций - театрально-танцевальных моделей мышления. В дальнейшем в изложении материала мы будем опираться на ее исследование [32]. В последние века пути танца постоянно скрещивались с музыкой, литературой, живописью, архитектурой, порождая сложности в определении характера танцевального мышления. Однако до XVII столетия было иначе. Теоретическая основа танца в XV-XVI веках (бас дане, пива, калата, брандо, павана, гальярда, турдион, бранль, куранта, аллеманда, сарабанда, балле (балет) и др.) формировалась культурно-историческими источниками светского происхождения и выражалась в терминах «божественность», «нравственность», «благородство и красота», «смысл и целомудрие» и т. д. Это была значительная эпоха в истории западноевропейской хореографии, главная цель которой состояла в выработке принципов организации танцевального движения: во-первых, движения подчинились правилам и определенному ритму; во-вторых, стилизировались; в-третьих, учителя танцев впервые стали обучать не по принципам живой практики, а по шаблонам, изложенным в руководствах и теоретических трактатах (итальянского танцовщика и учителя танцев Гульельмо из Пезаро (XV), хореографа, теоретика балета и композитора Фабрицио Каро-зо (1527-1605), автора учебника и учителя танцев в Милане с 1554 года Чезаре Негри (1536-1604), еще позже были опубликованы книги итальянского артиста М. Доминико (1640-1688) и мн. др.); в-четвертых, танец сделался типом развлечения с приуроченным к нему названием; в-пятых, с конца XV века распространилась масса школ, где практически обучали благородным телесным упражнениям, ученикам давали наставления, как следует держать себя в обществе; в-шестых, вырабатывалась хореографическая грамматика и терминология (Арено, Эбрео, Т. Арбо) и т. д. 1.2 Классический танец как один из компонентов образования народному танцу Какие бы новшества ни привносило в хореографию время, какие бы современные направления ни появлялись в танце, классический экзерсис является стержнем, на основе которого развиваются другие танцевальные экзерсисы. В основе учебной танцевальной подготовки обучающихся лежит система подготовительных упражнений классического танца. Она по праву считается главным в процессе подготовки исполнителей. И это закономерно, поскольку классический танец и его Школа являются единственной всеобъемлющей системой воспитания человеческого тела, существующей уже более четырехсот лет. Экзерсис, основанный на классическом танце, давно доказал право на первое место в освоении танцевального искусства. Эта система является наиболее разработанной, стройной и продуманной. Упражнения очень последовательны, каждое из них имеет свою определенную задачу. Они не только тренируют тело обучающегося, они обогащают его и запасом движений, которые становятся выразительным средством танца. Ошибочно думать, что тренаж классического танца необходим лишь будущим классическим танцовщикам и танцовщицам. Он дает развитие и навыки, крайне нужные для всякого рода сценических танцев. В системе хореографического образования он остается основой основ, и на преподавание его приходится обращать очень пристальное внимание . Классический экзерсис у станка важен для обучающегося, прежде всего тем, что вырабатывает правильную постановку и устойчивость корпуса. Как указывает профессор А. Я. Ваганова, «правильно поставленный корпус - основа для всякого па». «Правильно поставленная спина дает абсолютную свободу движения». Поэтому задача классического станка – добиться надлежащей постановки корпуса и спины. Классический экзерсис у станка развивает и укрепляет также весь суставно-мышечный аппарат тела, дает правильную постановку головы, рук и ног, вырабатывает точность, свободу, эластичность и координацию движений. Кроме того, классический станок в значительной степени помогает освободиться от имеющихся физических недостатков: сутулости, перекоса плеч, опущения шейного позвонка, косолапости и т.п. Вместе с тем упражнения экзерсиса способствуют развитию силы, выносливости и ловкости, а также собранности внимания. На важную роль классического экзерсиса у станка или балетной станковой гимнастики в физическом воспитании актера неоднократно указывал К.С. Станиславский: «В приемах балетной муштры я еще ценю один момент, имеющий большое значение для всей дальнейшей культуры тела, для его пластики, для общей постановки корпуса и для манеры держаться. Дело в том, что наш спинной хребет, который изгибается во все стороны, точно спираль, должен быть крепко посажен в таз - этот центр имеет большое значение в балетном искусстве. Там его умеют развивать и укреплять. Пользуйтесь же этим и заимствуйте у танца приемы развития, укрепления и постановки спинного хребта». Помимо содействия физическому воспитанию классический станок преследует и задачу чисто танцевального характера. Он должен выработать у обучающихся основные технические навыки, необходимые для исполнения различных танцев. Итак, основная задача классического экзерсиса у станка заключается в том, чтобы путем целесообразно подобранных, постоянно повторяемых тренировочных упражнений помочь обучающимся развить тело и научиться свободно и пластично управлять своими движениями. Чтобы классический станок достиг своей цели, необходимо добиваться во всех упражнениях полной выворотности ног. Выворотность - положение ног, при котором «ступни, разведенные носками в стороны, идут либо по линии плеч, либо параллельны им, и вследствие этого раскрыта внутренняя поверхность (сторона) голеней и бедер»,- незыблемый канон классического танца, основа всей его техники. Карло Блазис (1795-1878) в своем трактате «Полный учебник танца» (1830 г.) указывал на большое значение «выворотности», одного из непременных условий для овладения техникой танца. Он писал: «Никогда не преуспеет танцовщик, у которого ноги и верхней части слишком сближены и не обладают достаточной выворотностью: этот недостаток лишает танец главного очарования». У него же мы читаем: «Кто посвящает себя танцу, самым внимательным образом должен изучить сложение и возможности своего тела раньше, чем приступить к ознакомлению с искусством, в которой нельзя отличиться, не обладая известными данными». Помимо соблюдения выворотности необходимо также, чтобы все упражнения у станка исполнялись в полную силу. Надо, чтобы работающие мышцы до конца напрягались, иначе эффективность упражнений очень понижается, и мышцы не приобретают требуемой крепости. Это правило обязательно. Все упражнения классического экзерсиса должны делаться совершенно точно и четко, при полном напряжении работающих мышц и суставов. Очень важно, вводить в упражнения классического экзерсиса у станка несложные движения рук, корпуса и головы. Это значительно поможет развитию свободы и пластичности рук, которые в танцевальном искусстве служат важнейшим средством внешней выразительности. Подобные комбинированные упражнения будут вырабатывать у обучающихся навыки координации движений различных частей тела. Танец - искусство пластическое. Тело исполнителя является средством выражения идей, мыслей, содержания танцевального произведения. Поэтому, чем лучше он будет им владеть, тем вернее, ярче и выразительнее станет его танцевальный язык . Говоря о культуре исполнения танцевальных постановок обучающимися, мы подразумеваем под этим сочетание выразительности исполнения, музыкальности, свободы и законченности жеста, танцевальной техники. Регулярно проводимые учебно-тренировочные занятия являются непременным условием творческих успехов обучающихся. Без этих занятий, ограничиваясь только работой над репертуаром, нельзя добиться высокой танцевальной техники, выразительного исполнения. В каждом виде искусства техника исполнения и художественное исполнение танца имеет большое значение. Эти качества могут быть достигнуты лишь в результате последовательной и систематической подготовительной учебной работы. Чтобы быть красивым и выразительным, движение должно быть правильным, свободным, непринужденным. Овладение танцевальными движениями дается лишь в процессе систематической тренировки, тело обучающегося приобретает стройность, становится более крепким и гибким, а движения его - гармоничными и законченными. Отсутствие тренировочных упражнений, прежде всего, отразиться на технике исполнения: движения рук танцоров будут однообразны, скованны, лишены выразительности. Неправильное поставленное дыхание помешает хорошо провести весь танец: уже к середине его исполнители начнут уставать, выдыхаться, особенно если танец идет в быстром темпе, и к концу неизбежен значительный спад в его эмоциональной насыщенности. Совершенно по-иному будет выглядеть танец в исполнении коллектива, в котором систематически проводятся учебно-тренировочная работа. Изучение упражнений, выполнение практической части курса базируются на одном из главных принципов – «от простого к сложному». Практическим результатом освоения упражнений является высокая танцевальная техника, выразительное исполнение. Постановочная работа как бы подводит итог всей деятельности коллектива, показывая, насколько хорошо она организована, верна ли ее методика. В процессе постановок расширяется кругозор обучающихся, происходит овладение танцевальной культурой. В основе подготовки обучающихся народному танцу наряду с системой «Народно - сценического танца» Т.С.Ткаченко, используется система упражнений классического танца, в мировой практике называемая «системой А.Я. Вагановой». Но принцип двигательной деятельности исполнителя народного танца отличается от принципа двигательной деятельности классического танцовщика. Несмотря, на то, что система Т. И. Ткаченко универсальна, во многих ДШИ активно применяется классический тренаж и в частности, его первый раздел, упражнения у «станка». Классический танец, влияет на формирование сценической культуры, которая не всегда находиться на должном уровне. Сейчас проведем параллель между структурой и содержанием народного и классического танцев. Характер работы в танцевальном коллективе требует специальной обуви, в которой было бы легко и удобно танцевать. Обувь для занятия классическим экзерсисом нужна мягкая на тканевой основе, для того чтобы лучше «почувствовать» стопу, что способствует полному натяжению и развитию стопы. В экзерсисе народного танца часто исполняются выстукивающие элементы, поэтому обувь должна соответствовать характеру танца. Прежде всего, эта обувь имеет кожаную основу, для девушек – это туфли на среднем каблучке (3-4 сантиметра), а юноши танцуют в легких сапогах. Фундаментом в танце является экзерсис, поэтому обучение начинается именно с него. Затем по мере усвоения движений, переносится на середину зала. Нагрузку в течение урока следует распределять равномерно во всех упражнениях. Если преподаватель находит необходимым увеличить количество повторений какого-либо движения, то следующее упражнение следует сократить, так как всякая физическая перегрузка вредна: она приводит к расслаблению мышечной системы и связок, в результате чего легко повреждаются ноги. Последовательность экзерсиса не должна быть случайной. В зависимости от степени трудности, следует учитывать полезное и логичное сочетание движений, не соединяя их в комбинации только ради рисунка упражнения. В экзерсисе разносторонне развивается мускулатура ног, их выворотность, шаг и plie (приседание); постановка корпуса, рук и головы, координация движений. В результате ежедневной тренировки фигура приобретает подтянутость, вырабатывается устойчивость; будущий исполнитель приучается к правильному распределению тяжести тела на двух и на одной ноге. Движения в экзерсисе у станка классического танца включают: 1) приседание, 2) батманы, 3) круговращения ног. Классификация движений в экзерсисе у станка русского народного танца повторяет таковую в экзерсисе у станка классического танца. Вместе с тем, движения в экзерсисе народного танца имеют ряд особенностей и отличаются отдельными элементами движений. Сейчас мы за этим проследим. Приседание. Plie - общепринятое французское название для движения ног, которое по-русски обозначается словом «приседание». Plie исполняется на пяти позициях; сначала demi-plie, а затем переходят grand-plie . В этом упражнении участвуют корпус, руки и голова; мышцы и связки ног растягиваются и сокращаются в спокойных медленных движениях. Тело обучающегося подготавливается к более сложным движениям («разогревается»), и поэтому рационально начинать урок с приседаний. Полуприседание - demi plie и глубокое, большое приседание - grand plie развивают ахиловое сухожилие, коленные и голеностопные связки, эластичность и крепость ног. В приседаниях, особенно глубоких, активно участвует спина, где она сохраняет прямое (вертикальное) положение, что способствует развитию и укреплению мышц поясницы. (Обучающийся – plie) Н. т. Приседания в народном танце, также как и в классическом, делятся на два вида: полуприседания и полные приседания, включая в работу соответствующие мышцы. Но у станка народного танца есть ряд отличительных особенностей, а именно: полуприседания и полные приседания подразделяются на медленные (мягкие, плавные) и быстрые (резкие, отрывистые), и исполняются по всем открытым и прямым позициям (как медленные, так и быстрые). (проэктор – plie в народном характере) Батманы. Слово battement (батман) обозначает в танцевальной терминологии отведение и приведение ноги. В классическом танце это отведение и приведение вылилось в многообразные формы. Он найден так гениально, что, кажется, его создатель проник в самую суть строения и функций связочного аппарата ноги. «Чтобы разогреть ноги перед танцем», как обычно говорят, принято делать battements tendus. Но ноги не только разогреваются этим движением, они приводятся в состояние полной «воспитанности» для предстоящей им деятельности . Battements tendus jete -- движение ноги вперед, в сторону и назад из I и из V позиций с броском на высоту 45°. Battements tendus jetes органически связаны с battements tendus, поэтому исполняются непосредственно за ними. Темп исполнения, по сравнению с battements tendus, ускоряется в два раза. Французское обозначение этого батмана - jete (брошенный) - передает характер его движения. Этот батман имеет громадное воспитательное значение, и его необходимо исполнять очень точно, следя за выполнением правил. Бросок и возвращение вытянутой ноги происходят равномерно, без акцента. В заключение движения акцент приходится на момент возвращения работающей ноги к опорной, после энергичного и резкого броска . (Обучающийся – tendu, jete) Н. Т. Упражнения на развитие подвижности стопы. В упражнении этого раздела заложена основа идентичная battements tendus в классическом танце. Отличительным движением является движение в переводе стопы с носка на пятку и обратно, при этом колени обеих ног вытянуты. Исполняются варианты этого упражнения, включающие в себя сочетания основного движения с другими - полуприседанием на опорной ноге в момент перевода работающей ноги с носка на пятку; полуприседанием в момент возвращения работающей ноги в позицию; подъемом пятки опорной ноги при возвращении работающей ноги в позицию; ударом работающей ногой об пол и полуприседанием на обе ноги; с двойным ударом работающей ногой об пол; проведением работающей ногой по полукругу и переводом ее с носка на пятку и обратно и т.п. Н. Т.Маленькие броски. В основе упражнения лежат элементы классического танца. Элементами, принадлежащими народному танцу, являются исполнение движения на полуприседании, где в работу включается пятка опорной ноги, которая при броске работающей ноги опускается на пол, а в момент возвращения ее в позицию, переводится на полупальцы. (проэктор - Упражнения на развитие подвижности стопы, маленькие броски) Rond de jambe par terre-описать круг носком работающей ноги по полу в направлениях en dehors и en dedans. Круговращательные движения тазобедренного сустава укрепляет его и разрабатывает выворотность. В заключение комбинаций ronds de jambe исполняются port de bras, подготавливающие корпус и руки для следующих упражнений, где их участие становится шире и активнее, так как движения усложняются, вводятся tours и повороты. (Обучающийся - Rond de jambe par terre) Н. Т. Круговые движения ногой по полу или по воздуху. Движения данного раздела являются важной составной частью урока народного танца у станка и отличаются всеми составляющими элементами от классического. При исполнении круговых движений ступня работающей ноги проводится ребром внешней стороны от пятки до носка опорной ноги (положение скошенного подъема) и далее вытянутым подъемом проводится по полукругу до II позиции или назад. В результате попеременного сокращения мышц внутренней и наружной стороны голеностопного сустава развиваются и укрепляются мышцы стопы, вырабатывается подвижность в голеностопном и тазобедренном суставах. Круговые движения ногой исполняются по полу носком или пяткой, тяжесть корпуса - на вытянутой в колене опорной ноге. Движения могут усложняться полуприседанием на опорной ноге, поворотом пятки опорной ноги, «восьмеркой», «растяжкой». Круговые движения ногой по воздуху исполняются с вытянутым подъемом, с сокращенным подъемом, с добавлением полуприседания на опорной ноге, с поворотом пятки опорной ноги, с подъемом на полупальцы, с подскоком, с подъемом и поворотом пятки опорной ноги. (проэктор - Круговые движения ногой по полу или по воздуху) Battements fondu-вырабатывают мягкость приседания и эластичность, необходимые в прыжках. Эти движения можно сравнить с растяжением и сдержанным сокращением тугой резиновой ленты. Battement fondu (тающий, текучий) --сложное движение, состоящее из сгибания работающей ноги в условное положение sur le cou-de-pied при одновременном demi plie на опорной и открывания работающей ноги в любом направлении при одновременном выпрямлении опорной из demi plies. Может сочетаться в комбинации с Battements developpes. (Обучающийся - Battement fondu) Н. Т. Низкие и высокие развороты ноги. Как видно из названия, есть два вида упражнения: низкие и высокие развороты ноги. Они по характеру и темпу исполнения могут быть медленными и быстрыми. Упражнение этого раздела, также как и в классическом танце, развивают плавность движений, подвижность в коленных и тазобедренных суставах, укрепляют икроножные мышцы, мышцы бедра. Важным отличием народного танца от классического является чередование медленных и быстрых разворотов ноги, которые могут усложняться подъемом на полупальцы, наклонами и перегибами корпуса, «растяжками», прыжком. На уроке низкие и высокие развороты ноги комбинируются с «круговыми движениями», с «раскрыванием ноги на 90». (проэктор - Низкие и высокие развороты ноги.) Battements frappe , которое исполняется резко и энергично. Это приучает мышцы и сухожилия быстро (контрастно) переключаться с мягких, плавных движений на резкие (стаккато). Вырабатывает быстрое, свободное сгибание нижней части ноги (от колена до носка) на sur le cou-de-pied и разгибание ее. Выполняется при выворотном и неподвижном бедре. Grand battements jete-это большие battements, исполняемые из I и V позиций в направлении вперед, в сторону и назад с броском ноги на 90° и выше. Они развивают шаг значительно активнее, чем developpes: большой, энергичный бросок ноги способствует развитию внутренних бедренных мышц и сухожилий, усиливает работу тазобедренного сустава, что является главным в развитии шага. (Обучающийся - Battements frappe, Grand battements jete) Н. Т. Каблучные упражнения являются спецификой народного танца. Упражнения исполняются на полуприседании, при этом участие в выполнении упражнения принимают обе ноги. Каблучные упражнения можно разделить: 1) низкие, 2) средние и 3) высокие. Они развивают подвижность в коленных суставах, укрепляют голеностоп, ахиллесово сухожилие, икроножную мышцу, мышцы бедра. (проэктор - Каблучные упражнения) Н. Т. Большие броски. Большие броски, как правило, исполняются последними в комплексе упражнений, они завершают урок у станка, как народного танца, так и классического. Упражнения этого раздела развивают «шаг», подвижность в тазобедренном суставе, силу ног. Кроме основного вида больших бросков на уроке народного танца могут исполняться броски ногой с сокращенным подъемом, с наклонами корпуса, в сочетании с круговым движением ноги, с опусканием на колено, с прыжком, с растяжкой и др. (Проэктор - Большие броски) Станок народного танца рядом элементов значимо отличается от станка классического танца и является самостоятельным. Он обладает специфическими особенностями, которые подчеркивают его индивидуальность. Дробные выстукивания. Упражнение этого раздела подготавливают учащихся к исполнению дроби на середине зала. Дробные выстукивания исполняются всей ступней, каблуком, ребром каблука, либо в сочетании ударов каблуком и полупальцами, и, как правило, на присогнутых в коленях ногах. Движения развивают четкость, ритмичность, силу ног, укрепляют мышцы стопы, икроножные мышцы. Упражнения с не напряженной стопой. Это упражнение подготавливает учащихся к исполнению на середине зала чечеточных движений. Развивают подвижность в голеностопном и коленном суставах, укрепляют икроножные мышцы, пяточное ахиллесово сухожилие Подготовка к «веревочке». Оно развивает подвижность в коленном и тазобедренном суставе, подготавливают учащихся к исполнению движения «веревочка» на середине зала. Кроме основного вида упражнения, которое исполняется на вытянутой в колене опорной ноге, с подъемом на полупальцы опорной ноги, с полуприседанием, с прыжком, есть и другие: повороты работающей ноги из выворотного положения в не выворотное и обратно (также на вытянутой в колене опорной ноге, с подъемом на полупальцы, с полуприседанием), повороты согнутой в колене ноги к станку и от станка (также с подъемом на полупальцы), повороты ноги из не выворотного положения в выворотное («винт») на вытянутой в колене опорной ноге, с подъемом на полупальцы, с полуприседанием, с прыжком. Зигзаги (змейка). Упражнения развивают преимущественно подвижность в голеностопном суставе, подготавливают учащихся к исполнению на середине класса движений типа «гармошка», «елочка». Разучиваются два основных вида упражнения: «зигзаги» одинарные и «зигзаги» двойные, которые усложняются в дальнейшем ударами всей стопой. Подводя итог всему в классическом и народном танце, мы видим, что каждое упражнение вносит в работу мышц, тазобедренного и коленного суставов новое дополнение. Корпус во всех упражнениях находится в вертикальном и подтянутом положении, за исключением моментов, когда его наклона, перегиба или поворота требует комбинация. В движениях рук по позициям и в позах вырабатывается мягкость. Всевозможные наклоны и повороты головы сопровождают все движения экзерсиса, начиная с первого упражнения у палки. Все это подготавливает обучающегося к исполнению движений как в классическом танце, так и в народном. Поэтому можем точно сказать, что классический танец – основа исполнительского мастерства в народной хореографии. |