курсовая жиронкиной а.а. вариант 2. Роль народного художественного творчества в воспитании и образовании детей
Скачать 77.99 Kb.
|
Раздел II. Возможности практического приобщения детей к Народно художественному творчеству.В настоящее время происходит постепенное возрождение народного искусства, его традиций. Личность в современном обществе на жизненной практике познает связь традиций художественной культуры с нравственным воспитанием – организуются фольклорные фестивали, массовые народные гуляния и прочее. 2.1 Этнохудожественная деятельность учреждений образования и культуры.Приобщение личности к народно художественному творчеству в наше время хорошо отражается в средствах массовой информации, но они в своей деятельности, прежде всего, опираются на конкретную практику, а она пока не слишком изобилует разнообразием форм приобщения различных групп населения к народной художественной культуре. Нужна система массовых коллективных и индивидуальных форм. Можно предложить хотя бы некоторые. 1. Создание в музеях экспозиций по народному искусству, показ процесса работы мастера над предметом народного искусства, который, быть может, станет затем музейным экспонатом. Проведение специальных экскурсий для школ, учреждений, предприятий, родителей с детьми. 2. Организация передвижных выставок и выставок-продаж предметов народных промыслов на предприятиях. Чтение лекций о народной художественной культуре, сочетающихся с осмотром выставок. 3. Организация вечеров, устных журналов, дискотек, посвященных народному искусству и его мастерам. Организация дискуссий «Судьба народного искусства в моем родном крае», «Устарела ли народная песня?» и т.п. В библиотеках - комплектование и пропаганда книжного фонда по народной художественной культуре, в том числе и местной. Создание видеотеки. Организация вечеров былины, сказки, народной поэзии, традиционных загадок, пословиц, других фольклорных жанров, а также вечеров «История и фольклор», «Былина и сказка в русской и современной книжной графике», «Народная песня в русской литературе». Проведение читательских конференций, обсуждение новинок по проблемам народной художественной культуры, организация встреч с мастерами народного творчества. В центрах культуры - устройство слетов, конференций школьников, молодежи - всех любителей народного творчества, фестивалей юных этнографов. Экспонирование на таких конференциях художественных изделий промыслов и работ, показ процесса работы мастеров - изготовления ими изделий, демонстрация кино- и телефильмов о народном искусстве. 4. Организация городских, районных фольклорных праздников, недели народной художественной культуры в дни школьных каникул. На фабриках художественных изделий - организация экскурсий молодежи и других групп населения в музей образцов, в цеха, где они знакомятся с технологическим процессом, беседуют с мастерами. На фабриках необходимо подготовить экскурсоводов. В туристических организациях - необходимо разработать и внедрить специальные туристские маршруты для знакомства с центрами художественных промыслов, предметами народного искусства, сохраняющимися в музеях при предприятиях. Включать объекты народной художественной культуры в туристские маршруты, давать о них подробную информацию в путеводителях и проспектах. 5. Организовать клубы любителей народного искусства, изучение его в студиях и кружках при домах творчества, домах культуры, клубах, музеях, библиотеках. а) На уроках рисования в обычных и художественных школах ввести как спецкурс изучение народного изобразительного искусства. б) Отделами культуры организовать систему обучения основами отдельных промыслов (серия занятий по программе) групп молодежи, выразивших желание и имеющих склонности к творчеству в области народного изобразительного искусства. Обеспечить ведущую роль в этой работе мастеров - художников промыслов. Обеспечить материальную базу для занятий - помещение, инструмент, сырье. в) Широко организовать этнографические и фольклорные экспедиции школьников и молодежи с целью сбора материалов по народному искусству для музеев района и города. Создать при музеях или библиотеках фонды памятников устного народного творчества краев, областей, районов, городов. г) На общественных началах организовать в школах, клубах, районных домах культуры музеи народного искусства, ввести разделы народного искусства в экспозиции музеев сел, школ, обеспечив строгий учет и сохранность фондов. Организовать конкурсы и выставки исполнительского мастерства, творчества молодежи, детей в сфере народного искусства. д) В художественных школах, при фабриках художественных изделий (обращая особое внимание на семьи, где кто-либо связан по профессии с изготовлением народных художественных изделий) организовать систематическое и всестороннее знакомство детей и молодежи с предметами народного искусства, их утилитарно-декоративным назначением, техникой производства, создать условия для углубленного изучения художественных особенностей народного творчества и народных художественных традиций. По системе индивидуального обучения закрепить за художниками и мастерами промыслов отдельных молодых людей, школьников и всех желающих из других возрастных групп любителей народного искусства, стремящихся практически освоить основы народного творчества. Связать эту работу с трудовым обучением в школах и организацией досуга населения. Отдельные примеры такого обучения имеются (в области резьбы, изготовления металлических и керамических изделий, игрушки, вышивки и кружевоплетения в разных регионах страны). При составлении программы индивидуального обучения детей и молодежи основам народной художественной культуры этот опыт должен быть проанализирован и использован. Работу по приобщению детей к народному искусству при индивидуальных формах могут вести также художественные школы, студии клубов и дворцов культуры в контакте с Союзом художников (секция народного искусства). Не менее важно решить задачу насыщения предметной среды произведениями народного искусства. Для выполнения этой задачи деятельность разных организаций должна быть взаимосвязана и развиваться в едином направлении. У дизайнеров и архитекторов есть безусловная возможность использования народных традиций в своем творчестве. Ряд композиторов, поэтов, писателей, хореографов и деятелей театра постоянно обращается к народным традициям. Это важно, это служит делу создания обстановки и атмосферы, формирующей чувство национальной гордости у народа. Вместе с тем, не следует забывать об отличии народного творчества от использования его традиций в профессиональном искусстве, литературе и архитектуре. Ведь профессиональное искусство является вторичной формой жизни традиции. В тех случаях, где можно поддержать реально живущую традицию или воскресить ее, это первостепенная задача. Например, художественная традиция до сих пор развивается в народном зодчестве. Это развитие идет без вмешательства искусствоведов или этнографов в естественной для традиции преемственности искусства от мастера к мастеру. Здесь в содействии развитию традиции должны быть проявлены максимальный такт и огромная предусмотрительность, опирающаяся на научные изыскания в области народной архитектуры регионов и локальных художественных традиций народа в целом. Вмешательство в эту область естественно развивающейся в наши дни художественной традиции должно быть, как представляется, ограничено знакомством населения с лучшими образцами мастерства современных плотников, резчиков, кровельщиков, украшающих дома, в параллельном показе (по телевидению, в печати) образцовых работ в сравнении с лучшими произведениями народного искусства прошлого. Строго научный комментарий может быть направлен лишь на анализ тех элементов произведений народного искусства наших дней и старины, в которых выражается преемственность традиции. При этом нельзя допустить механического заимствования, тиражирования традиций одного региона по всем «городам и весям». Важность решения всех этих вопросов обусловлена тем, что народное художественное творчество активно влияет на процесс социализации личности. Народное художественное творчество активно формирует эстетическое сознание, одновременно способствуя развитию духовно-нравственных начал в человеке, повышению его духовного, творческого потенциала. Современные этнокультурные технологии в работе по приобщению детей к НХТ. Этнокультурное образование - это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. Этнокультурные образовательные технологии это специально организованная система знаний, умений и навыков, имеющая целью организации разносторонней этнокультурной деятельности людей и этнокультурного развития региона, общества в целом. Этнокультурная идентичность народа складывается в результате знания событий своей истории, культуры, верности сложившимся духовным ценностям и традициям, развития языка, образования, сохранения культурной самобытности. Этнокультурная идентичность формируется в процессе свободного и добровольного жизнетворчества нации. Состояние этнокультурной идентичности достигается через созданную народом социокультурную сферу, к которой относятся семья, дошкольные учреждения, школьные и средние специальные учебные заведения, национально-культурные центры, журналы и газеты, художественная и научная литература, научно-исследовательские и административные учреждения и др. Необходимой предпосылкой становления региональной темы этнокультурного образования является создание и развитие этнокультурного образовательного пространства в регионе. Этнокультурная и общенациональная идентичность могут быть достигнуты наиболее эффективно через систему образования и социально-культурных институтов общества. Этнокультурное образовательное пространство - это семья. материнская школа, детские дошкольные учреждения, школы вузы, национально-культурные центры, кружки, курсы и т.д. Структурно оно состоит из двух органически взаимосвязанных частей: институциональная (школы, колледжи, вузы и т.д). неформальная (обучение и воспитание в семье, общение в кругу друзей, соседей и т.д.) Любовь к своему народу гармонически должна сочетаться с любовью к земле, на которой живет этот народ. Центральная задача этнокультурного образования в этой части состоит в том, чтобы дети испытывали законную гордость, называл себя уроженцами родного края. Ярким примером служит деятельность в г. Подольске школы фольклорного искусства «Моя Русь». В МУ ДО «Школа фольклорного искусства «Моя Русь» обучается более 300 детей от 6 до 16 лет. Девятнадцать лет школа является единственным в Московской области образовательным учреждением подобного типа. Основнымизадачами образовательной деятельности школы фольклорного искусства являются изучение, сохранение и возрождение русской традиционной культуры. Учебный план школы направлен на целостное восприятие и освоение детьми традиционного народного творчества в синкретичном единстве песни, танца, инструментальной музыки, ритуально-бытовой атрибутики, костюма и декоративно-прикладного творчества. О высоком качестве образовательной деятельности свидетельствуют результаты творческих достижений на конкурсах и фестивалях детского творчества городского, областного, всероссийских и международного уровня. Успехи воспитанников школы напрямую связаны с высоким профессионализмом преподавателей, среди которых ветераны труда и молодые педагоги. Атмосфера МУ ДО «Школа фольклорного искусства «Моя Русь» располагает для творческого роста и развития молодых специалистов. Сегодня в школе работают уже бывшие выпускники, получившие высшее образование. По итогам деятельности 2012 года «Школа фольклорного искусства «Моя Русь» включена в ежегодный Национальный Реестр «Ведущие учреждения культуры России – 2012». Образовательный процесс школы осуществляется в двух направлениях: музыкальный фольклор и декоративно-прикладное творчество. Обучение в школе ведётся по авторским программам, основанным на многолетнем педагогическом опыте и имеющим рецензии ведущих фольклористов России. На базе школы проводятся мастер-классы, семинары и курсы повышения квалификации, организованные Научно- методическими центрами Министерства культуры и Министерства образования Московской области. Ежегодно выпускники школы поступают учиться в высшие и средние профильные учебные заведения Москвы и Московской области, являются студентами Государственного колледжа им. Гнесиных, Московского областного колледжа искусств, Московского Государственного университета культуры, Московского Государственного института музыки им. Шнитке, колледжа им. Карла Фаберже. В школе постоянно функционируют проекты: «Крепка семья корнями» - направлен на укрепление семейно-нравственных отношений на основе традиционной народной культуры, его обрядов и обычаев, проведения совместного досуга детей и родителей. Проект «Фольклор - международный диалог культур» нацелен на сохранение и демонстрацию традиционных культур разных народов, что достигается через участие, организацию и проведение международных культурно-образовательных и просветительских мероприятий. Проект «Жизнь дана на добрые дела» направлен на формирование системы мер по профилактике асоциальных явлений, духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Основателем и руководителем школы является Бычкова Тамара Васильевна - Заслуженный работник культуры РФ. |