Главная страница
Навигация по странице:

  • Основной вид музыкального фольклора

  • Жанровое богатство народной музыки

  • Воспитательное значение праздников: А)

  • Социализирующая роль праздника

  • Декоративно-прикладное искусство

  • курсовая жиронкиной а.а. вариант 2. Роль народного художественного творчества в воспитании и образовании детей


    Скачать 77.99 Kb.
    НазваниеРоль народного художественного творчества в воспитании и образовании детей
    Дата17.09.2019
    Размер77.99 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакурсовая жиронкиной а.а. вариант 2.docx
    ТипКурсовая
    #87049
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5

    Жанры народного художественного творчества и их воспитательное и образовательное значение.


    Народное художественное творчество включает в себя совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности. Художественное творчество народа как духовная деятельность имело, а во многом и сейчас сохранило связь с повседневным трудом и бытом человека.
    Фольклор относится к числу основных средств народной педагогики. В то же время это и главный источник знаний о принципах воспитания, сложившихся в культуре разных народов, о его нравственных, религиозно - мифологических основах. Образно-символическая природа художественного творчества, его воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности делает его наиболее действенным средством эффективного воспитательного воздействия. Именно такое воздействие - один из важнейших принципов народной педагогики.

    Фольклор

    Фольклор - устное народное творчество: сказка, героический эпос, пословицы и поговорки, загадки, потешки, песни.

    Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.

    Богатство жанров, тем, образов, поэтики фольклора обусловлено разнообразием его социальных и бытовых функций, а также способами исполнения (соло, хор, хор и солист), сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание, диалог и т. д.). В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные изменения, исчезали, появлялись новые. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, заговоры. Позже возникают волшебные, бытовые сказки, сказки о животных, до государственные (архаические) формы эпоса. В период формирования государственности сложился классический героический эпос, затем возникли исторические песни, баллады. Ещё позже сформировались внеобрядовая лирическая песня, романс, частушка и др. малые лирические жанры и, наконец, рабочий фольклор.

    Несмотря на яркую национальную окраску фольклорных произведений разных народов России, многие мотивы, образы и даже сюжеты в них сходны.

    Музыкальный фольклор

    Музыкальный фольклор - вокальное (песенное), инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа. Будучи достоянием всего народа, музыкальный фольклор существует благодаря исполнительному искусству талантливых самородков (кобзарь, гусляр, скоморох и др.). Истоки народной музыки уходят далеко в прошлое. Музыкальные традиции разных обществ, формаций исключительно устойчивы, живучи. В каждую историческую эпоху сосуществуют более или менее древние музыкальные произведения, а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они образуют традиционный музыкальный фольклор.

    Основной вид музыкального фольклора - песни, эпические сказания (русские былины), танцевальные мелодии, плясовые припевки (русские частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое произведение музыкального фольклора представлено целой системой стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих изменения народной музыки в процессе её исполнения.

    Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи - этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Песни - более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен - привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Песней сопровождались все события народной жизни - труд, праздники, игры, похороны и т.п. Красота поэтических форм песен, сочетается с красотой их содержания: они призывали к труду, к красивым поступкам, нравственному поведению. Народные песни - это целый поэтический и философский мир. В них - душа народа.

    Песня - сложная форма народного поэтического творчества. Главное назначение песен - эстетическое воспитание. Но они имеют целью осуществление и других сторон формирования личности, т.е. являются комплексным средством воздействия на личность.

    В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни; они – одно из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения. Красивые мелодии усиливают эстетическое воздействие поэтического слова песен. Влияние народных песен на крестьянскую молодежь всегда было огромно, причем их значение никогда не исчерпывалось только красотой стиха и мелодии (внешней красотою, красотой формы). Красота мыслей, красота содержания относятся также к сильным сторонам народных песен.

    И сами слова песен, и условия, и характер их исполнения способствуют укреплению здоровья, развитию трудолюбия. В песнях воспевается здоровье, оно называется счастьем, высшим благом. В народе всегда считали, что песни развивают голос, расширяют и укрепляют легкие: «Чтобы громко петь, надо иметь сильные легкие», «Звонкая песня расширяет грудь».

    Неоценимо значение песни в трудовом воспитании детей и молодежи. Как уже было сказано выше, песни сопровождали и стимулировали трудовой процесс, они способствовали согласованию и объединению трудовых усилий работающих.
    Жанровое богатство народной музыки - результат разнообразия её жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина:

    1. календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масленичные, купальские песни);

    2. полевые работы (покосные, жатвенные песни);

    3. рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни);

    4. смерть (похоронные плачи-причитания).

    Позднее наибольшее развитие в фольклоре получили лирические жанры, где на смену простым, коротким напевам трудовых, обрядовых, плясовых и эпических песен или инструментальным наигрышам приходят развёрнутые и подчас сложные по форме музыкальные импровизации - вокальные (русская протяжная песня) и инструментальные.
    Песня имеет ряд преимуществ перед другими произведениями народного творчества. Она выражает чувства в чистом виде, движение души не притворное. Еще одно достоинство песни - это всеобщность. Всякая народная песня позволяет ее исполнителю вносить в нее любые изменения, соотносить с самыми разными ситуациями.

    Много песен создано народом: постушки и потешки, колыбельные, заклички, прибаутки, небылицы. И воспитательные функции их различны. Но общее - это эстетическое воздействие музыки и слов, нравственное влияние содержания, воспитание коллективизма и душевной чуткости.
    Развлечения и праздники

    Обучение нормам поведения тесно переплеталось с народным художественным воспитанием - это отражалось в активном характере проведения досуга. Для полноправного участия в хороводе нужно было знать огромное количество фольклорных текстов, использующихся при разных обстоятельствах, владеть музыкальными инструментами, ритмами, мелодиями. Кроме того, девушки, по большей части сами, изготовляли себе праздничный костюм, включавший художественную отделку. Молодёжь в праздничном хороводе щеголяла нарядами, которые подвергались оценке общественного мнения по уровню мастерства. Хоровод диктовал свои законы, свои нормы поведения. Эти неписаные нормы отражали морально-этические представления русского крестьянина в целом. Каноны поведения в хороводе не только воспринимались с детства, но им учили родители, старшие родственники - от принципиальных правил нравственности до мелкого этикета.
    Воспитательное значение праздников:

    А) Самые древние - языческие, связанные с земледельческим календарём. Эти праздники воспитывали в людях уважение к природе, к окружающему миру.

    Б) Христианские (двоеверие) – воспитание любви к ближнему, эстетическое воспитание (выражалось в традиции украшения жилища, костюма), нравственное (гостеприимство, уважение странников, «калик перехожих», нищих.

    Социализирующая роль праздника - консолидация людей, психологическая разрядка после тяжёлой работы. Кроме этого, праздник способствовал развитию творческих способностей, т.к. на празднике люди демонстрировали свои творческие возможности. ( в песнях, танцах, играх, костюмах и т.д.)

    Игра

    Игра - прямо и непосредственно связана с воспитанием, В играх тесно связаны слово, мелодия и действие. Важная роль детских игр - в развитии в детях ловкости, сметки и проворства, кроме того, игры еще явление и художественно-драматическое. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры готовили детей к труду, ко взрослой жизни. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками, речитативами, жеребьевками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. И что еще очень важно в процессе игры дети очень рано включаются в самовоспитание.

    Сказки

    Сказки - русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. По мнению Ушинского, природные русские педагоги - бабушка, мать, дед, не слезающий с печи, инстинктивно понимали воспитательное значение сказки. Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, - и окружающая природа. В сказках отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи определенных нравственных ценностей из поколения в поколение

    В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо. Читая сказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несет определенную идею, обычно материализованную в гиперболических образах: добро и зло ведут постоянную борьбу. Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, отстаивать добро, справедливость. В ней утверждение нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы. Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодолевания трудностей и борьбы со злом.

    Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

    Наиболее характерные особенности сказок - народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность и, наконец, дидактизм.

    Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, и окружающая природа. В верованиях народа было немало суеверного и темного. Это темное и реакционное следствие тяжелого исторического прошлого трудящихся. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.

    Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

    Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством.
    В сатирической сказке народ высмеивает безделье, желание легко получить жизненные блага, жадность и другие человеческие недостатки. И наоборот воспевает удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружбу.

    Получается, что сказка это правда и вымысел одновременно. “Сказка ложь, да в ней намек: добру молодцу урок.”

    Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны напевность, повторы различных словосочетаний (жили-были; в некотором царстве, в тридевятом государстве и др.). Язык сказок очень красив: певуч и поэтичен, содержит много метафор, сравнений, а так же метких и поучительных пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов. Сказки являются эффективным средством воспитания. Сказки – сокровищница педагогических идей, блестящие образцы народного педагогического гения.
    Героический эпос

    Героический эпос - очень напоминает сказку, но в отличие от нее в эпосе присутствуют не вымышленные, а настоящие герои (Илья-Муромец, Садко и др.). В эпосе народ воспевает храбрость, мужество, любовь к Родине. Небольшое путешествие в героический эпос познакомит детей с историческими событиями давно минувших лет, с героями этих событий. Дети узнают, как относились к этим событиям наши предки, ведь произведение всегда отражает душу автора.

    Пословицы

    Афоризмы, пословицы, поговорки - родник народной мудрости. Они отражают быт, обычаи, очень часто перекликаются со сказками. Это поверенная тысячелетиями форма сохранения в народе назиданий, нравоучений, поучений, заповедей.

    Пословицы не старина, не прошлое, а живой голос народа. Народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня, завтра. Если в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего это осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое соответствует народным идеалам, ожиданиям.

    Пословица - нравственная оценка народом всех случаев жизни. В пословицах сформированы основные нравственные принципы народа: любовь к родине, уважительное отношение к старшим, любовь детей к родителям и родителей к детям, оберегание чести, созидание добра и непримиримость к злу и др.

    В пословице заключается народная оценка жизни, наблюдения народного ума, утверждаются общечеловеческие ценности:

    Где работа, там и благо.

    «Не плюй в колодец - пригодится воды напиться»

    Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать свое суждение.

    Точность мысли и лаконичность изложения позволяют быстро усваивать пословицы и поговорки с раннего возраста, воспринимать их не как пожелания, а как жизненную норму.
    Загадка

    Загадка - жанр народного творчества, который, как пословицы и поговорки, также относится к малым фольклорным формам. Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности. Яркие, конкретные, красочные художественные образы загадок помогают по-новому взглянуть на окружающий мир, развивают поэтический взгляд на действительность, способность анализировать ее и, следовательно, логически мыслить. Благодаря таким поэтическим средствам, используемым в загадках, как мета¬фора, метонимия, олицетворение, гипербола, с самыми простыми предметами происходят волшебные превращения: початок кукурузы становится башней, морковь - девицей с косой. Подчеркивая эту особенность загадок, М.А.Рыбникова писала: "Загадка - ключ словесного образа, зерно поэзии, метафора".

    Метафора и сравнение в загадках отличаются от метафор и сравнений в других литературных и фольклорных жанрах тем, что здесь они даются в форме занимательной игровой задачи, и внимание слушателя или читателя специально направлено на необходимость отгадки, сопоставления и сравнения. Следовательно, сама художественная специфика загадки является той ступенькой, которая поднимает человека по лестнице, ведущей к пониманию поэтического образа, развитию художественного мышления и творчества.

    Загадки по своему содержанию отражают историю становления и развития народных культур. В этом и состоит их особая ценность. Они формируют первые представления о единстве мира и его закономерностях. В отличие от пословиц и поговорок они направлены на нахождение тождества или сходства различных предметов и явлений.

    Загадки - оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Она «доставляет уму ребенка полезное упражнение». Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующие его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмыслить мир.
    В воспитательной работе с детьми можно использовать и другие малые формы фольклора, имеющие конкретные развивающие и обучающие функции: скороговорки, чистоговорки, используемые для выработки правильной, фонетически чистой речи; считалки (элемент игры); зазывалки (тип песенок).
    Народный театр

    Бытующий в формах, органически связанных с устным народным творчеством, зародился в глубокой древности: в играх, сопровождавших охотничьи и земледельческие праздники, содержались элементы перевоплощения. Театрализация действия присутствовала в календарных и семейных обрядах (святочное ряженье, свадьба и т. д.). В процессе развития в драматических действах усиливается творческое, игровое начало: возникают игры и представления, пародирующие свадебный обряд (русская игра-комедия «Пахомушка»). Подобные действа послужили основой для дальнейшего развития народного театра и драмы.

    В народном театре различают театр живых актёров и театр кукол, часто называвшийся по имени героя представления (Петрушка в России, Панч в Англии, Пульчинелла в Италии, Кашпарек в Чехии и др.). Русскому театру Петрушки были близки украинский вертеп, белорусский батлейка. Многообразие форм народного кукольного театра определялось различием видов кукол, систем их управления (тростевые куклы, марионетки - куклы на нитках и др.). Народные театры кукол разыгрывали пьесы, пересказывающие сказки и легенды, инсценировали «бродячие сюжеты».

    К народному театру относят также балаганные представления и так называемый раёк (показ движущихся картинок в сопровождении драматизированного текста).

    Наиболее характерной особенностью народного театра (как и вообще фольклорного искусства) является открытая условность костюмов и реквизита, движений и жестов; в ходе представлений актёры непосредственно общались с публикой, которая могла подавать реплики, вмешиваться в действие, направлять его, а иногда и принимать в нём участие (петь вместе с хором исполнителей, изображать второстепенных персонажей в массовых сценах). Народный театр, как правило, не имел ни сцены, ни декораций. Основной интерес в нём сосредоточен не на глубине раскрытия характеров действующих лиц, а на трагичности или комичности ситуаций, положений.

    Народный театр знакомит маленьких зрителей со словесным фольклором, развивает память, образное мышление. Комические персонажи высмеивают пороки людей, драматические учат сопереживанию. Участвуя в своих несложных постановках, ребенок учится правильно и красиво говорить, произносить речь перед публикой, преодолевать застенчивость.
    Народный танец

    Народный танец - один из древнейших видов народного творчества. Танец был частью народных представлений на праздниках и ярмарках. Появление хороводов и других обрядовых танцев связано с народными обрядами (славянские хороводы, связанные с обрядами завивания берёзки, плетения венков, зажигания костров). Постепенно отходя от обрядовых действий, хороводы наполнялись новым содержанием, выражавшим новые особенности быта. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения над животным миром. Образно и выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц, домашних животных: якутский танец медведя, русский журавель, гусачок и др. Возникают танцы на темы сельского труда. В народном танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя. Большое место в танцевальном народном творчестве занимает тема любви: танцы, выражающие благородство чувств, почтительное отношение к женщине.

    В народном танце всегда главенствует ритмичное начало, которое подчёркивается танцовщиком (притоптывания, хлопки, звон бубенчиков). Многие танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов, которые танцовщики часто держат в руках (гармошка, балалайка). Некоторые танцы исполняются с бытовыми аксессуарами (платок). Большое влияние на характер исполнения оказывает костюм: так, плавности хода русских танцовщиц помогает длинное платье, прикрывающее ступни ног; характерное движение в русском мужском танце - отбивка по голенищу жёстких сапог.

    Танец позволяет выработать пластичность, особую координацию движений, приёмы соотношения движения с музыкой. Дети учатся двигаться ритмично, общению друг с другом в движении (хоровод, ручеек).
    Декоративно-прикладное искусство

    К числу важнейших народных промыслов России относятся гончарство, ткачество, резьба художественная, роспись декоративная (гжель, хохлома), ковка, литьё художественное, гравирование, чеканка и т. д.

    В отдельных чертах народного творчества прослеживаются нормы труда и быта, культуры и верования. Наиболее общим элементом служит родившийся в древности орнамент, который помогает достигать органичного единства композиции и глубоко взаимосвязан с техникой исполнения, чувством предмета, пластичной формы, естественной красоты материала. Представление о вещи в народном промысле обычно не закрепляется в подготовительной модели или рисунке, а живёт в сознании и руке мастера; при этом результаты его индивидуальной изобретательности, приводящей к выработке наиболее рациональных приёмов работы, должны быть приняты народным коллективом. В силу этого закрепляемая вековым отбором традиция претерпевает постоянные, но лишь частичные специфические изменения. Древнейшие предметы (напр., деревянные ковши в виде утки) могут быть чрезвычайно близки к натуре; позднее, сохраняя общую форму и образную основу, сочетают их с веками выработанными приёмами обобщения, декоративной стилизации, с рациональным использованием технических средств и материалов.

    Народные умельцы с давних времен очень ценились. Секреты своего мастерства передавали из поколения в поколение, от отца сыну, соединяя мудрость и опыт прошлого и открытия настоящего. Дети с раннего возраста приобщались к работе, помощи родителям.

    Совместная работа помогает детям лучше освоить ремесло, перенять опыт наставника (родителей), прививает трудолюбие.

    Каждый предмет, изделие, вещь-образ народного и декоративно-прикладного искусства, а также орнамент, украшающий их поверхность, являются своеобразным источником нравственных и духовных исканий человека - творца. И по сей день они требуют пристального внимания к анализу и синтезу содержащейся в них информации, умения выявлять отношение и уровень проникновения создателя в реалии того или иного временного пространства (эпохи).
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта