Главная страница
Навигация по странице:

  • Схема сказочного сюжета

  • Схема сказочного сюжета.

  • сказкотерапия. Сказкотерапия. Рoль сказкотерапии в коррекции стрaхов детей дошкольного возраста


    Скачать 33.24 Kb.
    НазваниеРoль сказкотерапии в коррекции стрaхов детей дошкольного возраста
    Анкорсказкотерапия
    Дата26.09.2022
    Размер33.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСказкотерапия.docx
    ТипСказка
    #698572

    Рoль сказкотерапии в коррекции стрaхов детей дошкольного возраста.

    Скaзка – это произведение искусства, и она становится психотерапией. Сказкотерапия означает лечение сказкой, но если быть точным, то это лечение повествованием. В сказкотeрапии используются разные литературные жанры: былины, басни, легeнды, ми­фы, скaзки, и т.д. Самый разноoбразным жанр - это сказка. Сказки – это вымышленные истории.

    Многие люди считают, что скaзка адресoвана только детям. Но это не так. Сказка обращена к детскому началу человека лю­бого возраста.

    Многие проблемы: агрeссия, страхи, тики, неуверенность, низкая самоoценка, трудности в общении лежат в раннем дет­стве. Маленький ребенок, всегда эмоциoнален. Помощь ребенку в дошкольном возрасте - «достижение внутренней гармонии».

     Сказка – это самый любимый литeратурный жанр де­тей. Главное - это восприятие маленького ребенка. Оно отличается от вoсприятия взрослого человека. Ребeнок учится содействовать главным героям сказки, пытается преодoлеть стоящие на его пути прeпятствия. Черeз сказку ребенок получает знания о мире, проблемах и прeпятствиях. Ребенок через сказки учится преодолевать бaрьеры, нахoдить выход из трудных ситуаций, вeрить в силу добра, любви и спра­вeдливости. Ребенок не должен чувствовать себя смущeнным или виновaтым, не должен бoяться. Сказка должна предлагать замещaющий опыт, самостoятельно или при помощи взрослoго малыш выбирает вариaнты решения сущeствующих проблем. Герoи сказки извлекают уроки из своих дeйствий, их жизнь радикально мeняется.

    Выдeляются следующие принципы рабoты со скaзками:

    1) Принцип осознaнности – включает в себя осознание причинно-следственных связей в развитии сюжeта и понимание роли каждого персонажа в развивaющихся событиях.

    2) Принцип множeственности – осознаниe того что, одно и тоже событие, ситуация моет имeть множество знaчений и смыслoв.

    3) Принцип связи с рeальностью - это понимaние того, что каждая сказочная ситуация разворачивает некий жизненный урок

     Сказкотeрапия позволяет преодoлевать нарушениями самооценки и трудности в общении и обучении. Она помогает бороться с детскими страхами. Мне кажeтся достаточно нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Страх древний спутник человечества. И некоторые страхи старше нас самих. Страхи бывают разные объяснимые и иррациональные, оправданные и надуманные, и даже полезные. Но в большинстве своем наши страхи портят нам жизнь. Порой от них трудно бывает избавиться без помощи психотерапевта, например в случаях, когда страх перерос в фобию невротическое расстройство.
    Подавляющее большинство детских страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер.

    Существует много обозначений страхов:

    Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности (психологический словарь).

    Страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью» (Спиваковская А).

    Страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока» (Захаров А.И).

    Большинство страхов обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Если относиться к детским страхам правильно, то можно понять причины их появления. Чаще всего детские страхи исчезают бесследно.  Помимо врожденных, или возрастных, страхов существуют страхи приобретённые. Одной из причин таких страхов может являться какое-либо вполне конкретное событие, реальный случай, который произошел с ребенком. Такие страхи легче других поддаются коррекции, и, если неприятная травмирующая ситуация не повторяется, нередко проходят сами собой.

    Другой причиной приобретённых страхов являются особенности характера самого ребенка, степень его эмоциональной чувствительности, восприимчивости.

    Кроме того, страхи могут возникнуть в случае семейных неурядиц, родительской невнимательности, чрезмерной опеки, а также в результате подражания тем, кто боится. Так, наиболее распространенными являются именно внушённые страхи.

    Сам по себе страх – продуктивная эмоция. Ребенок, который нормально развивается, должен уметь бояться. Однако существует тонкая грань, за которой обычный нормальный страх делает из ребенка невротика.

    Одним из способов не допустить развитие детских страхов в болезнь и помочь таким детям преодолеть их, и является сказка.

    Наиболее распространенным страхом является страх темноты. Темнота внушает опаску. В темноте есть нечто мистическое, волшебно пугающее, волнующее.

    Т. Вершинина считает, что во время работы над сказкой ребенок получает конкретные способы борьбы со своими страхами, его эмоциональный мир окрашивается более радостными тонами. С другой стороны, в сказке пугающий персонаж или явление может вовсе таким не выглядеть.

    Д. Соколов пишет, что даже простое чтение сказок (особенно специально созданных) дает удивительный эффект и помогает ребенку преодолеть различные жизненные трудности [5, с. 120]. По его мнению, сказка активизирует и побуждает сознание ребенка, открывает новые возможности взаимодействия его с окружающим миром, является залогом эмоционально-личностного развития.

    Некоторые исследователи (А.И. Захаров, B.C. Мухина, М.В. Осорина, Р.М. Ткач и др.) считают, что процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.

    Ряд авторов (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, В.И. Пономарева, Д. Соколов и др.) пишет, что сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний. У маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказу, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что ребенок так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Все это положительно влияет на коррекцию страхов детей старшего дошкольного возраста.

    Сказкотерапия - направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет детям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими и является одним из лучших способов борьбы с детскими страхами.

    Перечислю положительные аспекты сказкотерапии:

    • персонажи в сказках универсальны, и ребенок может легко представить себя в роли главного персонажа.

    • сказка создает чувство защищенности. Можно принимать ее настолько близко к сердцу, насколько хочешь. И еще очень важно отметить, что в сказках всегда побеждает добро.

    • ребенку дается возможность проявить себя, самому придумать сказку, актуализировать творческое мышление.

    • преодолевая трудности в сказочном мире, ребенок обретает механизмы, способы продуктивного реагирования и, самое важное, он переносит весь этот положительный опыт в реальную жизнь.

    Сказкотерапевт Д.Соколов предлагает оригинальную картотеку психотерапевтических решений данной проблемы.

    1.                 Схема сказочного сюжета:

    Зайчик боится темноты. Встретил друга котёнка. Пошли вместе исследовать ночной лес. Чудовище оказалось веткой, страшный «желтый» глаз – фонарём. Встретившийся филин услал их спать, сказав, что дети ночью по лесу не гуляют.

    Принцип решения: помощник (такой же, как герой). В самое пекло. Узнавание. Границы.

    2.                 Схема сказочного сюжета.

    Мальчик дружил с Солнцем и боялся Ночи. Ночь ушла. Солнышко без неё устало, стало плакать. Мальчик пошёл звать Ночь и её дочь Темноту. Те вернулись, и все сдружились.

    Принцип решения: утрированная победа, её негативные последствия. Для кого-то (покровителя). Диалектика.

    3.                 Схема сказочного сюжета:

    Крот влюбился в бабочку. Стал оставаться по утрам, любоваться её полётом. Раньше он думал, что слепой, при дневном свете оказалось: видит!

    Принцип решения: противоположность. Любовь. Постепенное привыкание. Отвлечение.

    4.                 Схема сказочного сюжета:

    Медвежонок потерялся в лесу, боялся идти домой из-за темноты. Светящаяся блоха попросила его перенести её на поляну, где у них – блох – собрание. Там обещала заклинание против страха. По дороге кусала, но светила. На поляне медвежонок выучил: «Э-ге-ге, о-го-го, не боюсь я ничего!» и побежал домой.

    Принцип решения: промежуточная цель (конфетка посередине). Плата. Интернализация ресурсов.

    1.                 Схема сказочного сюжета:

    Алёнушка боялась темноты. Осталась дома на ночь с Иванушкой. Везде жгли свет. Иванушка поранился ножом, Алёнушка испугалась, побежала через поле за доктором. Только провожая доктора обратно, заметила, что совсем не боится темноты.

    Принцип решения: вытеснил другой страх. Внезапность. Для кого-то (меньшего).

    2.                 Схема сказочного сюжета:

    Мама оставила мальчика-трусишку одного ночью. Он возмутился, оделся и пошел все рассказать бабушке. Та жила на другом конце города. Прошел через все темные улицы и дворы, нажаловался; пока возвращался, засыпал по дороге да где-то страх и потерял.

    Принцип решения: обида злость. Против кого-то.

    Опираясь на данные схемы, а также на собственные знания и творческие способности, специалисты без особого труда могут составить эффективную персонализированную сказку для боязливого ребенка, учитывая его индивидуально-типологичекие особенности.

    Много интересных схем и сюжетов предлагают специалисты в области сказкотерапии Д. Соколов, И. Е Кулинцова. Они отмечают, что каждому ребенку нужна персонализированная сказка, которая бы учитывала индивидуальные особенности характера малыша.

    Во время работы над сказкой ребенок получает конкретные способы борьбы со своими страхами, его эмоциональный мир окрашивается более радостными тонами.

    Принципы работы со сказками:

    Каждая сказка уникальна. Однако использование сказкотерапии предполагает общие закономерности работы со сказочным материалом.

    1. Принцип осознанности.

    Основной акцент делается на осознании причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимании роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Основная задача- показать детям, что одно событие плавно вытекает из другого, даже если на первый взгляд это незаметно. Важно понять место и назначение каждого персонажа сказки.

    2. Множественность (понимание того, что одно и то же событие, ситуация может иметь несколько значений и смыслов).

    Задача-показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.

    3. Связь с реальностью (осознание того, что каждая сказочная  ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок).

    Таким образом, сказкотерапия не только обладает большой привлекательностью и ценностью, но также является универсальным и очень доступным в практической работе психокоррекционным методом.

    Важно, что посредством тайны и волшебства ребенок учится расширять границы возможного и самое главное — верить в себя.

     


    написать администратору сайта