Роль творческого воображения подростков. Роль творческого воображения подростков в структуре танцевальных способностей
Скачать 28.1 Kb.
|
РОЛЬ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СТРУКТУРЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Аннотация. В данной статье речь идет о роли творческого воображения подростков в структуре танцевальных способностей. Автор дает определение творческому воображению, а также подробно рассматривает его основные составляющие. Автор также анализирует роль и место творческого воображения в формировании культуры общения подростков, а также в структуре танцевальных способностей. Автор подробно рассматривает возможности личностно-ориентированного подхода к развитию творческого воображения подростков в рамках занятий хореографическим искусством. Подытоживая проведенное исследование, автор приходит к выводу о том, что творческое воображение является важность частью в структуре танцевальных способностей подростков, что необходимо учитывать в процессе работы преподавателя хореографии с учащимися подросткового возраста. Ключевые слова: творческое воображение, подросток, танцевальные способности, хореография, фантазия, процесс, инсайт. Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что в настоящий период времени всестороннее развитие учащихся в учреждениях обязательного и дополнительного образования включает в себя множество различных аспектов, одним из которых выступает творческое воображение. Учащиеся подросткового возраста, обучающиеся хореографии, также нуждаются во всестороннем развитии творческого воображения, поскольку этот вид воображения играет одну из ключевых ролей в структуре танцевальных способностей. Соответственно, представляется целесообразным выявить роль творческого воображения подростков в структуре танцевальных способностей, а также определить возможные направления развития данного вида воображения в рамках личностно-ориентированного подхода. В первую очередь необходимо рассмотреть, что собой представляет творческое воображение. Воображение - это работа человеческого подсознания, которое визуализирует новые предметы и действия, часто несуществующие, и являющиеся продуктом переработки полученных человеком знаний [1, с. 63]. Часто воображение характеризуют, как вымысел, мечту или фантазию человека. Каждое из понятий зависит от способа мышления человека и работы его памяти. В целом сегодня существует четыре основных вида творческого воображения, которые существенно отличаются по своей природе и сути, о которых представляется целесообразным сказать более подробно. Первый вид творческого воображения - пассивное. Это самый простой и естественный тип. В данном случае представления человека возникают и комбинируются непреднамеренно, без сознательного контроля. Наиболее часто подвержены непроизвольным воображениям маленькие дети. Особенно красочно они проявляются, когда ребёнок спит или уже вот-вот погрузится в сон. В результате буквально происходит полет фантазии. Человек представляет себе самые разнообразные процессы, вещи и деятельность, комбинируя их и видоизменяя. Однако пассивный вид творческого воображения порой проявляется и не в состоянии сна, а когда человек находится в сознании. Не всегда новые представления связаны с сознательной работой личности. Со временем деятельность воображения подчиняется контролю сознания. Поэтому постепенно оно переходит в активный или преднамеренный тип. Активное творческое воображение. От предыдущего данный вид творческого воображения отличается намеренным построением образов. То есть, человек специально, сознательно ставит перед собой определённую задачу. Например, особенно явно этот тип применяется в детских играх. Маленькие дети нередко пробуют себя в актёрском мастерстве. Они играют врача, учителя, водителя, космонавта и т.д. Намерения вжиться в роль и правильно её отобразить - это следствие работы активного типа воображения. Развитие данного вида творческого воображения происходит, когда человек работает, и ему необходимо прилагать творческие усилия, инициативу. Для выполнения задачи нужна бурная деятельность воображения. Человек должен представлять конечный продукт, который должен получиться в результате его работы. В творческой работе имеет место и произвольный тип воображения. В данном случае личность ставит определённую задачу, и с этого момента начинается его активная умственная деятельность. Однако финальный продукт - это предмет, относящийся к искусству. Поэтому тут воображение должно подчиняться требованиям, которые подразумеваются особенность. Выбранного для творчества стиля, а также направления и характера самого искусства. Воссоздающий вид. С данной разновидностью творческого воображения человек сталкивается, когда нас просят пофантазировать, представить то, чем мы ранее не пользовались или нам не доводилось это воспринимать. К примеру, человеку не доводилось побывать в горах. Он также не видел их по телевизору или в интернете. Читая статью или книгу, и следуя описанию от автора, он сможет представить, как они выглядят. Воссоздающее воображение, по сути, создаёт то, что и так существует, без расхождений с действительностью. Его предназначение - это помощь человеку в расширении своих познаний об окружающей среде. Творческое воображение в «чистом» виде. В этом случае подразумевается создание абсолютно незнакомых образов, которые проявляются в следствие творческой работы человека (техника, наука, искусство) [1, с. 64]. Каждая личность, будь то композитор, художник, писатель стремится отобразить свою идею в определённых образах, и для этого прибегает к творческому воображению. Человек искусства не просто копирует жизнь, но и воссоздаёт художественный образ. Благодаря этому она отображается наиболее ярко в определённых аспектах. При этом в данных образах отображается и личность самого создателя (писателя, публициста, художника), его понимание мира и стиля. Интересно отметить тот факт, что в науке этот вид творческого воображения также присутствует. Учёному сначала нужно построить гипотезу, и этот процесс неотъемлемо связан с творческой работой. Отличие заключается лишь в том, что любая гипотеза требует подтверждения и становится общественным достоянием. Необходимо отметить тот факт, что развитие творческое воображение положительно сказывается на всех сторонах жизнедеятельности человека в целом и подростка в частности. Так, к примеру, подросток с развитым творческим воображением, как правило, легче вливается в новый коллектив, поскольку ему всегда есть, что обсудить со сверстниками. Кроме того, обычно подростки с развитым творческим воображением любят читать, а это значит, что у них постепенно формируется культура общения в самых разных ситуациях, что положительно сказывается на формировании коммуникативной компетенции. И, безусловно, развитое творческое воображение является абсолютно необходимым для тех подростков, которые занимаются танцевальным искусством, о чем более подробно будет сказано далее. С точки зрения оценки уровня сформированности творческих способностей и творческого мышления в рамках танцевального искусства можно рассмотреть идеи Г.В. Бурцевой. Данный автор анализирует художественно-интеллектуальные способности, представляющие собой тезаурус науки о танце и общий интеллект [2, с. 29]. В структуре творческого воображения и творческих способностей в рамках хореографического искусства Г.В. Бурцева выделяет следующие составляющие: - способность к эмоциональной образности («хореографическое мышление», «эмоциональное мышление»); - символическую (словесно-логическую) способность (специфическую способность к типизации в танце); - ассоциативно-метафорическую способность (рождение хореографических метафор); - творческое воображение и фантазирование (погружение сознания в фантастический мир танца); - способность к творческой самодеятельности (наличие собственной сознательной инициативы и самостоятельной активности); - способность к интуиции («собственная сверхсознательная инициатива»); - способность к рефлексии («муки творчества»); - эвристические способности (выработка эвристик сочинения танца); - креативные способности (качества и состояния «творческости ума»); 11. способность к хореографической визуализации («слышание - видение» музыки средствами языка танца); - соматические (двигательные) способности (способности психомоторики к восприятию языка танца); - музыкально-ритмические способности (способность «фpaзиpовать» движение на основе танцевального ритма); - экспрессивно-смысловые способности (сценическая выразительность хореографического движения – действия); - способность к комбинаторике танцевальных элементов лексики; 16. способность к хореографической импровизации («мгновенная удача ума» в творческом акте); - способность к хореографической целостности (режиссерский подход к соединению материала хореографического творчества); - способность к эмпатии в творческо-мыслительном процессе (отождествления «Я» с образами воображения); - способность к суггестии в творческо-мыслительном процессе (внушение и самовнушение хореографических идей, переживаний); - «инсайт»-способности (способности к «агапереживанию» в творческо-мыслительном действии) [2, с. 44]. Вышеупомянутый исследователь полагает, что высокий уровень развития всех перечисленных способностей соответствует высокому уровню развития творческого мышления [2, с. 11]. Соответственно, можно говорить о том, что сущность творческого мышления и воображения в рамках танцевального искусства и танцевальных способностей состоит в проявлении комплекса вышеупомянутых составляющих в необходимый момент хореографической деятельности. Отечественные исследователи в сфере психологии достаточно активно разрабатывали деятельностно-процессуальный подход к развитию творческого воображения, который является базой для решения творческих задач (в которых отсутствует четкое определение требования и искомого, что, в свою очередь, приводит к возникновению противоречия, стимулирующего поисковую активность) [3, с. 39]. Именно этот подход и можно определить в качестве той точки отсчета, которая дала возможность разработки новых подходов к определению структуры творческого мышления. Этот подход базируется на положении гештальтпсихологии о том, что творческое (продуктивное) мышление необходимо понимать как особую разновидность мышления, в рамках которого можно наблюдать новый для субъекта результат решения [4, с. 105]. Творческое воображение подростков в танцевальной деятельности можно весьма эффективно развивать в рамках личностно-ориентированного подхода, о котором следует сказать более подробно. Личностно-ориентированный подход представляет собой такое управление развитие личностью человека, которое основывается на хорошем знании личностных качеств человека и особенностей его жизни [5, с. 139]. В рамках данного подхода необходимо понимать индивидуальные особенности подростков и умело находить подход к каждому из них, что представляет собой один из важных показателей высокого педагогического мастерства. Так, к примеру, к индивидуальным особенностям, которые необходимо учитывать в процессе формирования танцевальных способностей подростков, принято относить следующие составляющие: особенности восприятия, мышления, памяти и воображения подростка, особенности его темперамента, хореографических и иных способностей, общие особенности характера и личности. Личностно-ориентированный подход дает возможность создания наиболее подходящих условий развития коммуникативной компетенции подростков, их творческой активности и т.д., что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии их готовности к творческой самореализации в рамках хореографического мастерства [6, с. 110]. Принимая во внимание индивидуальные и возрастные особенности подростков, преподаватель хореографии должен также обращать внимание на актуальные потребности и мотивы каждого подростка с опорой на его ресурсы, что предполагает сопровождение подростка на пути его продвижения к самореализации исходя из его индивидуального темпа развития [7, с. 87]. Базой процессе решения творческих задач может быть назван процесс Г. Уоллеса, в соответствии с которым творческий процесс может быть подразделен на следующие этапы: - постановка проблемы; - бессознательная фаза, которую иногда называют также «фазой инкубации»; - фаза инсайта; - фаза решения; - фаза проверки [8, с. 291]. Г.В. Бурцевой и В.Ю. Никитиным обращалось внимание на сходство постановочного процессе в хореографии с процессом Г. Уоллеса [9, с. 200]. Этот процесс, как его понимает Г.В. Бурцева относительно создания танца, может быть представлен следующим образом: 1. Постановка проблемы. В данный этап входят стимулы, которые дают толчок к созданию хореографической постановки. Сюда можно отнести такие разновидности мотивации, как: стремление самовыражения, стремление найти новое в рамках собственного творчества, отыскание новых способов художественного выражения, а также эксперимент, посредством которого может быть раскрыто новое художественное воплощение. 2. Инкубация (бессознательная фаза), которая представляет собой рождение замысла. На этой стадии возможно два варианта решения поставленной задачи, а именно: если есть возможность вербализации идеи, то она трансформируется в словесную форму, а если такой возможности нет, то она продолжает оставаться в виде невербализованных образов, что ведет к формированию творческого видения. 3. Инсайт, который представляет собой выход из бессознательной стадии в сознательную, причем необходимо отметить, что инсайт является специфичным для хореографии. С одной стороны, на протяжении этой стадии может иметь место усмотрение вербализованных событий, действий, их взаимосвязи и последовательности, что даст возможность получения более ясного представления о том, что делать дальше, а с другой – желание воплощения задуманного посредством применения выбранных художественных средств ведет по пути импровизации, то есть, выражения сочинителем собственных ощущений в зримой форме. В силу вышесказанного вполне справедливым будет обратить внимание на тот факт, что инсайт представляет собой состояние, которое завершает решение художественной проблемы. Несмотря на тот факт, что вопросы инсайта исследовались учеными различных отраслей научного знания на протяжении длительного времени, точка зрения на то, что инсайт является бессознательным, до сих пор является дискуссионным. Фаза инсайта в танцевальном искусстве заканчивается обнаружением необходимых движений и вариантов их соединения. 4. Стадия решения творческой задачи, которая включает в себя эксперимент, конструирование и создание идеальной модели. Данная сфера является сознательной. На этом этапе начинается поиск структурной рамки хореографической постановки, ее формы объединения с иными составляющими сценического действия. 5. Проверка. В большинстве случаев эта фаза наступает после того, как хореографическая композиция была исполнена перед зрителями. Анализируются все составляющие решений всей хореографической композиции. В рамках этой фазы, в зависимости от того, каковы были результаты выступления, отдельные составляющие хореографической композиции могут быть изменены [10, с. 113]. Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать вывод о том, что творческое воображение подростков играет огромную роль в структуре танцевальных способностей. Преподаватель хореографии, зная это, может активно и успешно использовать личностно-ориентированный подход с целью развития творческого воображения в рамках занятий по хореографии. На практике реализация данного подхода в рамках развития танцевальных способностей состоит в формировании особой творческой атмосферы на занятиях, ориентированной не только на получение подростками танцевальных знаний, умений и навыков, но и на осуществление педагогической поддержки развития их творческого воображения, а также не формирование у них социального опыта, коммуникативных навыков, стремления к саморазвитию (причем не только в танцах) и готовности к различным направлениям творческой самореализации. Все это говорит о том, что преподавателю хореографического мастерства отводится ведущая роль в развитии творческого воображения подростков в процессе обучения учащихся данной возрастной группы танцевальному мастерству. Список использованной литературы: 1. Рощин С.П., Барбашова Н.А. Творческое воображение, сущность содержания // Международный научно-исследовательский журнал. – 2019. - №5-2 (83). – С. 63-66. 2. Бурцева Г.В. Управление развитием творческого мышления студентов-хореографов в процессе вузовской подготовки: дис. …. канд. пед. наук: 13.00.08. - Барнаул, 2000. - 178 с. 3. Богоявленская Д.Б. Две парадигмы – два вектора создания нового // Российский психологический журнал. - 2006. - С. 37–44. 4. Матюшкина А.А. Творческое мышление как предмет исследования в отечественной психологии: научные школы О.К. Тихомирова, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарева // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. - 2008. - №2. - С. 102-112. 5. Подласый И.П. Педагогика: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1996. - 631 с. 6. Коданева К.Н. Личностно ориентированный подход в процессе формирования у подростков готовности к творческой самореализации // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2012. - №3 (75). – С. 108-112. 7. Куприянов Б.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Под ред. А.В. Мудрика. - М.: Академия, 2004. - 240 с. 8. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн. 1. - М., 2005. - 606 с. 9. Никитин В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце. - М., 2011. - 472 с. 10. Бурцева Г.В. Развитие творческого мышления специалиста-хореографа: Монография. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001. – 154 с. |