Главная страница
Навигация по странице:

  • Любители граффити изрисовали стены в центре города. Что делать

  • Думаем, как еще можно сместить акцент в рассмотрении этой задачи. А что если изменить не только способ передвижения, но и время

  • Вызов: Кто сказал, что магазин должен продавать продукты

  • Вызов: Зачем мне вообще нужно искать новую работу

  • Вызов: Почему фарш нужно готовить при помощи мясорубки

  • А как бы открыл этот магазин мультимиллионер А чем бы торговал этот магазин, если бы его владельцем был купец позапрошлого века

  • Или туземцы, представители диких племен

  • Почему я этого хочу Мне нравится дарить людям праздник.Почему мне это нравится

  • Почему Чтобы продавать то, что пользуется спросом.Почему я этого хочу

  • Вызов: Зачем вообще нужны табуретки

  • Тренировка мозга. Роман Н., Калуга


    Скачать 228.98 Kb.
    НазваниеРоман Н., Калуга
    Дата04.02.2019
    Размер228.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТренировка мозга.docx
    ТипДокументы
    #66419
    страница9 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Открылся новый ресторан, но посетители туда не спешат. Как их привлечь?

    Стандартное решение. Улучшить качество блюд, снизить цены.

    Нестандартные решения.

    1. Разнообразить услуги: доставлять еду на дом, открыть отдел быстрого питания, продавать выпечку «на вынос» и полуфабрикаты и т. д.

    2. Привлечь внимание к ресторану, приглашая знаменитостей в качестве гостей.

    3. Ввести систему бонусов и скидок для постоянных посетителей.

    4. Дарить всем посетителям футболку с рекламой ресторана, которая будет привлекать других людей.

    5. Устраивать какое-нибудь необычное шоу.

    6. Бесплатно распространять журнал с рецептами и рекламой блюд.

    7. Нанять специалиста по связям с общественностью, который регулярно будет планировать и проводить различные PR-акции.

    Ситуация 3.


    Любители граффити изрисовали стены в центре города. Что делать?

    Стандартное решение. Наказывать и штрафовать нарушителей.

    Нестандартные решения.

    1. Покрыть стены особым материалом, на котором невозможно ничего нарисовать.

    2. Найти моющее средство, которым надписи будут легко смываться.

    3. Объявить конкурс на лучший рисунок на стене и разрешить расписывать стены тем, кто сделает это красиво.

    4. Установить видеонаблюдение или сигнализацию, которая отпугивала бы тех, кто прикоснется к стене.

    5. Осветить стену разноцветными прожекторами, в свете которых надписи будут не видны.

    6. Использовать стену для рекламы какой-нибудь фирмы, которая будет нести ответственность за чистоту стены.

    7. Посадить вдоль стены колючий кустарник, чтобы к ней было не так легко подойти.

    Как видим, стандартное решение обычно только одно, а список нестандартных решений можно продолжать. К тому же нестандартные решения – это всегда творческие решения, поэтому они привлекательнее и интереснее стандартных. А самое главное – они всегда оказываются более эффективными, чем стандартные.

    Тренировка нестандартного мышления даст вам явные преимущества в ситуациях, не имеющих очевидного стандартного решения. Такие – далеко не редкость в нашей жизни.

    Настроив свой разум на поиск новых нестандартных идей, вы сумеете преодолеть главное заблуждение множества людей, считающих, что у каждой проблемы есть только одно верное решение. Сколько же сил, времени и энергии тратится на поиск этого «единственно верного» способа решения наших задач!

    Разум, не натренированный на поиск нестандартных решений, обычно сразу теряется и заходит в тупик. Тогда как тренированный ум активно включается в работу и находит выход даже там, где на первый взгляд может показаться, что выхода нет.

    Практические приемы

    Метод непривычных вещей

    Ломать привычные стереотипы очень трудно, ваш разум может начать сопротивляться. Ведь модели и шаблоны, в которых привык работать наш мозг, – это довольно жесткие структуры. Все знают, какую власть над нами имеют привычки, как трудно их менять, – это ведь тоже пример власти шаблонов и стереотипов мышления и поведения.

    Понаблюдайте за собой как бы со стороны и заметьте, сколько вещей ежедневно вы делаете одним и тем же привычным, повторяющимся изо дня в день способом. Одинаково причесываетесь, одеваетесь в одном и том же стиле, ходите одними и теми же маршрутами, покупаете в магазинах все время схожие наборы продуктов и т. д.

    Попробуйте каждый день хотя бы одно действие делать иначе, чем раньше, – и каждый день по-новому. По-другому причешитесь. Найдите новую неожиданную деталь одежды. Выберите другой маршрут следования на работу. Приготовьте на обед новое непривычное блюдо.

    Когда вы хотя бы немного начнете менять привычное, стандартное поведение, то и ваш разум не будет столь жестко держаться за привычные стереотипы мышления.

    Затем попробуйте сделать несколько совсем нестандартных и даже «неразумных» (на взгляд нашего шаблонно мыслящего разума) вещей: например, пройти по квартире задом наперед, держать ложку за обедом в левой руке (если вы правша), или пройти по улице совсем новой, непривычной для вас походкой. Отмечайте для себя при этом, как меняется ваше восприятие мира.

    Найдите немного времени, чтобы попрактиковаться писать другой рукой, не той, которой вы обычно пишете (левой, если вы правша, и правой, если левша). Сначала напишите какое-то короткое слово – хотя бы свое имя. Следите за своими ощущениями. Затем напишите более длинную фразу.

    А затем сделайте так: напишите обычным для себя способом (правшам – правой рукой) вопрос, на который вы хотели бы найти ответ. Затем переложите ручку в другую руку и пишите первое, что приходит в голову. При нестандартном способе письма ваш мозг начнет нестандартно мыслить, и не исключено, что вы найдете нестандартный ответ.

    Следующий этап этого упражнения – научиться писать обычной для себя рукой (правшам – правой), но не слева направо, как обычно, а справа налево. Также напишите сначала одно слово, затем – фразу. После напишите какой-либо интересующий вас вопрос обычным для себя способом, слева направо. Ответ – первое, что придет в голову, – пишите справа налево. Это тоже способ найти нестандартное решение.

    «Все наоборот»

    Это упражнение тоже может вызвать протест вашего разума. Оно может показаться вам бессмысленным, нелепым и даже абсурдным. Пожалуйста, хотя бы на время отбросьте эти представления – если трудно это сделать, то объясните вашему разуму, что это просто игра. И попробуйте сделать следующее.

    Обратите внимание на предметы и явления вокруг вас. Пусть это будут самые простые вещи: кран, из которого течет вода, апельсиновый сок, который вы пьете на завтрак, стол, за которым вы работаете или принимаете пищу.

    Отмечайте для себя действия, которые производятся с этими предметами, и тут же задавайте себе вопрос: а что если бы это работало с точностью до наоборот?

    Пусть на первый взгляд вам покажется, что получается полный абсурд, – а вы все же попробуйте найти в этом абсурде рациональное зерно и подумать, какая идея может из него вырасти.

    Например:

    Вода течет из крана. А если бы кран тек из воды? (Идея подводного гидромассажа.)

    Апельсиновый сок во мне. А если бы я был в апельсиновом соке? (Идея добавить фруктовый сок в пенящееся средство для принятия ванны.)

    Я подхожу к столу. А если бы стол подходил ко мне? (Идея столика на колесах.)

    Вы увидите, насколько увлекательной может быть эта игра, – а главное, она тренирует ваш разум преодолевать шаблоны и искать нестандартные решения.

    Симбиоз двух подходов

    Составьте список как минимум из десяти проблем, актуальных для вас лично, либо для вашего города, вашей фирмы и т. д. Запишите каждую из них на отдельном листе бумаги. Затем найдите для каждой проблемы стандартное, лежащее на поверхности решение. Запишите его.

    После этого найдите как минимум семь нестандартных решений для каждой проблемы. Сравните их со стандартным. Оцените преимущества и недостатки каждого решения. Подумайте о том, какие из них реально могли бы быть воплощены в жизнь для решения проблемы. Если это в ваших силах, реализуйте их, или при возможности предложите это сделать тем, от кого зависит решение данных проблем.

    Генерируем новые идеи

    Описанные ниже приемы успешно работают всегда, везде и для всех. Для решения рабочих, профессиональных, денежных или бытовых вопросов… Применяя их, вы сможете увидеть и реализовать множество способов решения ваших задач.

    Поиск альтернативы

    Для начала задайте себе квоту – сколько альтернативных решений вы найдете для каждой стоящей перед вами задачи. Лучше намеренно завысить планку, не ограничиваться четырьмя-пятью альтернативными решениями, а стремиться отыскать для начала хотя бы десять, а в перспективе – не меньше двадцати. Пусть у вас это не получится с первого раза – запишите вашу задачу на листе бумаги и возьмите обязательство каждый день добавлять хотя бы по два-три ее альтернативных решения.

    Обычно мы либо не видим альтернатив вообще, либо видим их ограниченное количество. Тогда как для большинства ситуаций можно найти практически неограниченное количество альтернатив.

    Лучший способ – идти от одной альтернативы к другой, причем рассматривать даже такие, которые кажутся нереалистичными. В итоге количество перейдет в качество, и вы найдете именно то, что нужно.

    Важно!

    В процессе поиска не оценивайте ваши идеи. Можете отмечать те, которые вам особенно нравятся, – и идти дальше. Так нужно делать, пока вся квота не будет исчерпана (превышать ее можно сколько хотите).

    Чтобы находить альтернативы, надо выработать привычку смотреть на проблему под другим углом. Говоря иначе, трансформировать вашу задачу, сместить акцент ее восприятия. Вы увидите, что можно найти множество различных подходов к одной и той же задаче и множество альтернативных решений для каждого подхода.

    Например, вас беспокоит проблема пробок на дороге. Вы думаете о том, что городские власти должны решить эту проблему. Но вы можете сместить акцент и начать думать, как лично вам избежать этой проблемы. Таким образом вы уже можете найти первую альтернативу: искать объезд.

    Это решение приемлемо, если вы ставите вопрос: как лично вам избежать проблемы пробок, при этом оставаясь в машине. Но и здесь можно сместить акцент: а что если отказаться от передвижения на машине?

    Возникают альтернативы: пользоваться общественным транспортом; ходить пешком; ездить на велосипеде или мотороллере.


    Думаем, как еще можно сместить акцент в рассмотрении этой задачи. А что если изменить не только способ передвижения, но и время?

    Допустим, вы ездите на машине на работу. Можно рассмотреть следующие альтернативы: перестроить график работы так, чтобы не ездить в часы пик; найти работу, позволяющую работать дома.

    Таким образом вы рассматриваете ситуацию со всех сторон, и чем более широкий подход вы применяете, тем больше альтернатив находите. В итоге этот поиск может привести вас совершенно к неожиданному решению, о котором вы и не помышляли, но которое окажется для вас важным и нужным: например, решая проблему автомобильных пробок, вы приходите к выводу о необходимости менять работу.

    И здесь перед вами снова встанет вопрос: как? Вы снова можете менять подходы к решению этой задачи, по-разному формулируя ее, и в зависимости от подхода искать те или иные альтернативы.

    Метод обобщения: «что-то» и «как-то»

    Он помогает найти новые идеи для решения задачи даже тогда, когда, на первый взгляд, кажется, что решения нет.

    Для этого предлагается изменить формулировку задачи, используя такие «магические» слова, как «что-то» и «как-то».

    Эти слова помогают отвлечься от привычных, стандартных, частных способов решения задачи и начать искать более общие способы, которые тоже являются работающими.

    Например, перед вами стоит задача завинтить шуруп. Если у вас есть под рукой нужная отвертка – это перестает быть проблемой: вы берете отвертку и завинчиваете. Это как раз тот случай, когда стандартное решение является наилучшим и необходимость искать альтернативы отсутствует.

    Но может случиться так, что отвертки под рукой нет. Вот тут без нестандартных решений уже не обойтись.

    Меняем формулировку задачи.

    Изначально было:

    Мне нужно завинтить шуруп.

    Теперь формулируем иначе:

    Мне нужно как-то завинтить шуруп.

    Мне нужно что-то, чтобы завинтить шуруп.

    Слово «как-то» помогает нам отвлечься от отвертки как единственного способа завинтить шуруп.

    Слово «что-то» заставляет нас начать поиск предметов, которые могут заменить отвертку.

    Это может быть нож, пилка для ногтей или даже ребро пластиковой карты.

    Попробуем применить этот же подход для решения проблемы пробок на дорогах.

    Для этого вспоминаем, какова конечная цель нашего передвижения на машине. Ведь поездка в машине – не самоцель, а лишь средство, чтобы попасть на работу.

    Таким образом изначальная формулировка: «Мне нужно избежать пробок» меняется на: «Мне нужно как-то добраться до работы», «Мне нужно что-то, чтобы добраться до работы».

    Заметьте, как метод обобщения помимо всего прочего дисциплинирует ум и позволяет выделить действительно значимые, необходимые вам цели.

    Вызов

    Вы можете бросить вызов вашей задаче. Это не означает, что нужно нападать и атаковать. Бросить вызов – это значит начать во всем сомневаться и выдвигать контраргументы не только против стандартных методов решения, но, возможно, и против самой задачи.

    Так, если при использовании метода обобщения мы задавали вопрос, как завинтить шуруп, то, решив бросить вызов, мы в первую очередь спрашиваем: «Почему я вообще должен это делать?»

    И тогда может выясниться, что гораздо проще и полезнее будет сделать что-то другое.

    Если же окажется, что нам все-таки необходимо сделать это, все равно не отказываемся от идеи вызова и спрашиваем: «Почему я должен делать это именно таким образом?»

    В этом случае может оказаться, что шуруп вполне можно чем-то заменить.

    Бросать вызов можно всему чему угодно – для этого достаточно подвергать сомнению и пытаться опровергнуть саму необходимость решать задачу и способы ее разрешения.

    Вот примеры вызова – и идей, которые приходят вслед за ним.


    Вызов: Кто сказал, что магазин должен продавать продукты?

    Идея: Магазин может сам изготавливать продукты, к примеру, открыв мини-пекарню или производство полуфабрикатов.


    Вызов: Зачем мне вообще нужно искать новую работу?

    Идея: Выступить с инициативой и поговорить с начальством об открытии нового направления на старой работе или о возможностях своего карьерного роста; о переквалификации и переводе в другой отдел и т. д.


    Вызов: Почему фарш нужно готовить при помощи мясорубки?

    Идея: Готовить фарш при помощи блендера или вообще не делать фарш, а приготовить отбивные.

    Провокация

    Провокация производит впечатление очень странного метода: ведь он предлагает отталкиваться от заведомо нереальных способов решения проблемы! Однако очень часто именно провокация приводит к самым эффективным, хотя и нестандартным, решениям.

    Заведомо нереальная, провокационная идея нужна не сама по себе, а как та точка отсчета, от которой начинается движение по совершенно новым рельсам.

    Поэтому не пугайтесь, если провокация покажется вам нелогичной и лишенной всякого смысла. Главное – чтобы она вывела вас из привычной колеи мышления и направила вашу мысль в новое русло. А от провокации обязательно начнется движение мысли – именно для этого она нам и требуется.

    В основе метода провокации лежит известная закономерность: очень часто новые идеи и верные решения возникают после того, как допущена ошибка. Провокация – это ошибка, которую мы создаем намеренно, чтобы она подтолкнула нас к верному решению.

    Руководители одной компании, производящей лаки и краски, задались целью решить проблему удаления старой краски со стен – с трудностями этого процесса сталкиваются все, кто занимается ремонтом. Один из сотрудников предложил идею: добавлять в краску порох и просто поджигать при необходимости удалить.

    Это была явная провокация, и никому, конечно, не пришло в голову осуществить ее на практике. Но от этой провокации началось движение мысли, которое привело к следующей идее: добавлять в краску – конечно, не порох – но некое химическое вещество, которое при соединении с другим химическим веществом растворяет краску и позволяет легко удалить ее с любой поверхности. В итоге компания начала производить и краску, и состав для ее удаления.

    Есть несколько способов введения провокации.

    Уход. Выявите в какой-либо конкретной ситуации то, что вы считаете нормальным, естественным, само собою разумеющимся и очевидным, – а затем отрицайте то, что считали естественным, уходите от очевидного. После поразмыслите, на какие идеи наталкивает вас такой уход.

    Очевидное: таксисты знают дорогу.

    Уход от очевидного: таксисты совсем не знают дорогу.

    Идея: особым знаком отмечать такси, где за рулем начинающий водитель; поездка будет стоит дешевле, но пассажир должен быть готов показать водителю дорогу.

    Инверсия. Она позволяет «вывернуть наизнанку» то, что считается нормальным и обычным, и посмотреть, что из этого получится.

    Норма: у машин круглые колеса.

    Инверсия: у машин квадратные колеса.

    Идея: изобрести «интеллектуальную подвеску», которая поможет шинам подстраиваться под изменение рельефа местности.

    Заметим, в чем отличие инверсии от метода ухода: просто уходя от того, что является обычным, мы бы сказали: «У машин не круглые колеса», и не выносили бы предположения о квадратных колесах. Метод инверсии состоит как раз в том, чтобы не просто уйти от очевидного, но предложить нечто нереально противоположное.

    Преувеличение. Мы рассматриваем размер, объем или количество чего-либо, представляющееся нам нормой – и намеренно преувеличиваем (а возможно, и преуменьшаем) его, чтобы задать задачу своему творческому разуму.

    Норма: у полицейских по два глаза.

    Преувеличение: у полицейских по шесть глаз.

    Идея: создать народные дружины из нескольких человек, каждая из которых могла бы заменить одного полицейского.

    Искажение. Определяем обычную последовательность действий в каком-либо процессе (или обычное соотношение частей какого-либо явления или вещи) и умышленно меняем их местами, искажаем.

    Норма: мы сначала заклеиваем письмо, затем отправляем.

    Искажение: сначала отправляем письмо, а потом заклеиваем.

    Идея: ввести почтовую услугу, согласно которой за доставку письма платит не отправитель, а получатель. При этом отправитель приносит письмо не заклеенным, и на почте в конверт вкладывают специальное уведомление.

    Фантазийное мышление. Берем ситуацию, которую хотим разрешить, и даем определение тому, как обстоят дела в действительности. Затем говорим себе: «А хорошо было бы, если бы…» – и начинаем фантазировать, не пугаясь самых нереальных предположений.

    Реальность: фабрика загрязняет реку, сбрасывая туда отходы.

    Фантазия: «А хорошо было бы, если бы…»: предприятие сбрасывало бы отходы на своей же территории.

    Идея: обязать фабрику пользоваться только загрязненными ею же самой водными ресурсами, тогда она будет лучше заботиться об их очищении.

    Провокация интересна тем, что она включает на полную мощность все творческие возможности мозга, – ведь мы никогда не знаем, к чему в итоге она может нас привести.

    Это открывает простор нашему воображению, подкидывая множество возможностей для свободной творческой игры разума.

    Провокация действует как своего рода «перезагрузка» мозга. Вы просто прекращаете прежний процесс обыденного, рутинного мышления и начинаете все сначала с совершенно новой и необычной точки отсчета. В итоге механизмы работы мозга перестраиваются так, что начинают изыскивать самые удивительные творческие возможности.

    Практические приемы

    «Если бы это был не я»

    Ежедневно тренируйте свою способность смотреть на вещи с разных точек зрения.

    Можно даже представлять себя на месте самых разных людей, чтобы понять, как они бы решили интересующую вас проблему.

    Для этого очень полезно сделать следующее: представьте вашу цель уже осуществленной. Например, вы хотите открыть магазин. И дальше дайте волю своему воображению – начинайте фантазировать, ставя перед собой самые необычные вопросы и отыскивая на них ответы.


    А как бы открыл этот магазин мультимиллионер?


    А чем бы торговал этот магазин, если бы его владельцем был купец позапрошлого века?


    А если бы на Землю прилетел инопланетянин и решил открыть здесь магазин – как бы этот магазин выглядел?


    А если бы магазин открыли люди, прибывшие из будущего?


    Или туземцы, представители диких племен?

    А если бы я сам был чужестранцем или даже представителем другой расы, какой бы я увидел окружающую действительность, как бы действовал?

    Старайтесь записывать наиболее удачные пришедшие в голову вопросы и ответы и обязательно размышлять дальше – чтобы выяснить, на какие идеи могут натолкнуть вас подобные предположения.

    Разберем все «почему?»

    Прийти к устраивающему вас решению сложной задачи можно, используя простой вопрос «Почему?». Сформулируйте вашу задачу и задайте себе вопрос, почему вы хотите ее решить. Получив ответ, снова спросите почему, и так до тех пор, пока вы не придете к ответу, который покажется вам окончательным и уже не требующим вопросов.

    Например:

    Я хочу открыть магазин подарков и сувениров.


    Почему я этого хочу?

    Мне нравится дарить людям праздник.


    Почему мне это нравится?

    Потому что это делает меня счастливым.

    Возможен и другой вариант:

    Хочу открыть магазин обуви.


    Почему?

    Чтобы продавать то, что пользуется спросом.


    Почему я этого хочу?

    Чтобы зарабатывать больше денег.

    Таким образом вы сможете от частной задачи прийти к пониманию ее более общего для вас значения – и более важной для вас цели. Далее, используя метод обобщения, попробуйте найти другие, нестандартные способы осуществления ваших желаний.

    Например, в первом случае это можно сделать, размышляя над следующей формулировкой: мне нужно что-то, что позволит мне чувствовать себя счастливым. (Возможно, найдется множество других вариантов, кроме продажи сувениров.)

    Во втором случае: мне нужно как-то заработать больше денег. (Возможно, есть более простые способы, чем открывать магазин обуви.)

    Запишите на отдельных листах бумаги анализ каждого из ваших крупных желаний, и, возможно, вы увидите более эффективные способы достижения ваших истинных целей.

    «Новый взгляд на обычные вещи»

    Оглянитесь вокруг и найдите десять предметов – обычных и привычных для вас, устройство и предназначение которых вам хорошо известно. Например, стул, стол, стакан, карандаш и т. д. Затем начинайте обдумывать, как каждый из этих предметов можно было бы видоизменить, устроить совсем по-другому, или сменить их предназначение. Применяйте уже известные вам методы провокации и вызова.

    Например:

    Вот табуретка, у нее четыре ножки.


    Вызов: Зачем вообще нужны табуретки?

    Идея: Усадить гостей по-восточному на ковер или подушки.

    Провокация: У табуретки нет ножек.

    Идея: Заменить табуретки пуфами.

    И т. д.

    Результат может быть неожиданный – не исключено, что вы совершенно по-новому сможете организовать привычное дело, или придумаете что-то новое, а может, даже станете автором какого-нибудь изобретения.

    Высший пилотаж или искусство мыслить творчески

    Умение творчески мыслить необходимо всем, кто хочет развить свой умственный потенциал и преуспеть. И не важно, чем вы занимаетесь – готовите обед, усовершенствуете осветительный прибор, руководите предприятием, ищете новые маркетинговые ходы или пишете музыку…

    Творческий подход – необходимая составляющая в политике и экономике, образовании и здравоохранении, в деле предотвращения конфликтов и охраны порядка, в науке, экологии, юриспруденции, словом, во всех областях человеческой жизнедеятельности. Самое главное: творчество доступно всем!

    Для этого вам вовсе не требуется дожидаться окутанного ореолом тайны вдохновения, входить в какие-то особые состояния сознания, развивать интуицию или некие сверхъестественные умственные способности. Достаточно лишь освоить ряд мыслительных инструментов, приучить к ним свой разум – и новые творческие идеи будут доступны вам в любой момент, даже если вдохновение и интуиция молчат.

    Творчество – это способ создать нечто новое буквально из ничего, извлекать новые возможности прямо из воздуха. И в этом нет никакой магии и волшебства, и гением для этого быть не обязательно.

    Специальные мыслительные инструменты дают вам возможность открывать новые пути даже там, где их, казалось бы, нет.

    Фокусирование, или осмысленная постановка задачи

    Вам нужна новая идея? Попробуйте в любом деле, каким бы вы ни занимались, найти фокусную точку – нечто такое, на чем вы можете сфокусироваться, чтобы, поразмыслив, найти новую идею. Даже если вы не ищете новые идеи – фокусирование само по себе является полезным упражнением, вырабатывающим привычку творческого подхода к жизни. Этот прием не требует специального места и времени, вы можете применять его, не отрываясь от обычных дел.

    Например, вы отвлеклись на телефонный разговор, и ваш обед остыл. Сфокусируйтесь на этом факте и подумайте, как можно было бы этого избежать. Может быть, изобрести стол с подогревом, или устройство, куда можно поставить тарелку, чтобы она не остывала?

    Вы скучаете на вокзале в ожидании своей электрички. Сфокусируйтесь на идее, как можно было бы скрасить пассажирам это ожидание. Может, устраивать мини-представления театра пантомимы (речь из-за вокзального шума будет плохо слышна), или показывать немое кино?

    Вы склеивали чашку и испачкали часть ее поверхности, да и руки, клеем. Может быть, можно изобрести клей, который не будет пачкать руки, или, по крайней мере, легко смываться? Или вместе с клеем продавать перчатки либо средство для его удаления?

    Как видим, метод фокусирования можно применять к чему угодно и в любой момент. Если вы будете регулярно в этом упражняться, то обязательно найдете чувствительную к идеям точку. Чувствительная к идеям точка – это та область, где новая идея приносит самый значительный эффект. При определенном опыте вы научитесь распознавать идеи, имеющие большой потенциал. А если уж вы найдете такую идею, то она сама заставит вас действовать.

    Метод случайного слова

    Этот метод основан на том, что наш мозг является самоорганизующейся системой, способной устанавливать взаимосвязи между, казалось бы, не связанными вещами.

    Какую бы задачу вы ни пытались решить, вы в любой момент можете выбрать новую начальную точку для ее решения и найти от этой точки совершенно неожиданный путь к цели. Особенно это помогает, если ваша фантазия иссякла, разум отказывается рождать новые идеи, и вы просто не представляете, что вам дальше делать.

    Лучше всего сделать так: открывать наугад словарь и выписывать оттуда первые попавшиеся слова (только существительные). Таким образом составить список из шестидесяти слов. Когда вам потребуется найти новую идею, вы можете просто посмотреть на минутную (или секундную) стрелку часов. На какой отметке эта стрелка – такое по счету слово вы выбираете (например, стрелка показывает 21 минуту, значит, вы выбираете 21-е слово в вашем списке).

    Можно сделать проще – открывая наугад словарь, с закрытыми глазами помещать палец на страницу, затем смотреть, в какое слово вы попали. Правда, вам будут попадаться не только существительные – в таком случае просто ищите ближайшее к вашему пальцу существительное.

    Если вам показалось, что найденное слово ничем вам помочь не может (а поначалу вам будет казаться именно так), все равно не спешите отбросить этот метод как алогичный, неподходящий для вас или неработающий. Он работает, и еще как!

    Не поддавайтесь и соблазну найти другое слово, более «подходящее». Помните, чем более неподходящим кажется вам слово, тем больше творческих возможностей оно сулит. Тогда как «подходящее» слово позволит слишком легко выявить взаимосвязи, а значит, опять столкнет вас на путь стандартных, шаблонных решений.

    Например, вы владелец магазина и думаете, каким ассортиментом заинтересовать покупателя. Вам попадается слово «качество». Аналогии слишком прямые, а потому неинтересные – ничего кроме идеи продавать качественный товар вам, скорее всего, в голову не придет.

    Иное дело, если, к примеру, вам попадется слово «крокодил». Здесь уже открывается простор для воображения: изделия из крокодиловой кожи, игрушечные звери, в том числе и крокодилы, товары для охоты и чучело крокодила в витрине (почему бы и нет?). А может, забавный крокодильчик будет рекламировать ваш товар?

    Могут возникнуть и еще менее прямые (а потому более интересные) аналогии: крокодил опасен, он всех отпугивает – это наводит на мысль продавать средства для самозащиты, безопасности, отпугивания злоумышленников. Или: крокодил зубастый – отсюда идея бизнеса на инструментах стоматологии, а также всевозможных средствах для укрепления, очищения, отбеливания зубов.

    Чтобы извлечь максимум пользы из метода случайного слова, вам нужно только предпринять мыслительное усилие, чтобы заставить свой мозг работать – нацелить его на поиск взаимосвязи. Используйте знакомые вам навыки стратегического мышления, описанные ранее.

    Если вы не видите прямых, очевидных взаимосвязей, это еще не значит, что их нет. Ищите непрямые, косвенные взаимосвязи, всевозможные ассоциации. Не обязательно перебирать в уме все свойства, качества предмета или явления, обозначаемого найденным вами случайным словом. Берите первую характеристику, какая придет в голову, и думайте, как применить ее к решаемой вами задаче. Мозг, настроенный на поиск взаимосвязей, непременно их найдет.

    Примеры из книги Эдварда де Боно показывают, какую большую пользу можно извлечь из этого, казалось бы, алогичного метода.

    Предположим, вы задумываетесь, как усовершенствовать копировальный аппарат. Вам попадается слово «нос». Оно наводит вас на мысль о запахе. Может быть, можно спроектировать ароматический картридж-приставку, которая будет сигнализировать определенным запахом о перебоях в работе аппарата (к примеру, запах лаванды указывает, что в лотке кончилась бумага, а запах камфары – о том, что надо сменить картридж с чернилами)?

    Другой пример: вы думаете, какие новшества ввести в производство сигарет, и вам попадается слово «светофор». Вы вспоминаете его красный сигнал и думаете: а что если опоясать сигареты красной полоской на некотором расстоянии от основания? Эта полоска будет обозначать зону повышенной опасности – если не докурить до нее, то здоровью курильщика будет нанесен меньший вред.

    Метод создания срезов

    Создание среза – это написание первых приходящих в голову, во многом случайных фраз-утверждений, имеющих отношение к интересующей вас области. Эти фразы вовсе не должны охватывать все стороны явления. Они не должны быть и логически взаимосвязаны – напротив, чем меньше связи, тем лучше.

    Вот, например, как выглядит срез о продаже пива:

    • … считается мужским напитком.

    • … легко пить, легко купить.

    • … трудно показать различие между сортами.

    • … часто покупается женщинами в продовольственных магазинах.

    • … новые категории потребителей, новые возможности для покупки.

    Из этого среза вытекают следующие идеи: во-первых, в рекламе пива сопоставлять каждый сорт с определенной пищей – например, сорт такой-то подходит к жареному цыпленку, а такой-то – к рыбе и устрицам; и во-вторых, найти новые возможности для привлечения женщин в качестве покупателей этого напитка.

    Составление среза требует определенного опыта. Для начала не стремитесь составить много фраз, ограничьтесь, к примеру, пятью. Преодолейте стремление полностью и связно описать интересующее вас явление – поначалу оно обязательно будет присутствовать.

    Помните: наибольшую ценность представляют именно случайные и не связанные между собой фразы!

    Чтобы получить результат от составления среза, просто перечитывайте написанное вновь и вновь, пока в вашем сознании не забрезжит хотя бы намек на новую идею. Не форсируйте этот процесс, идея должна возникнуть как бы сама собой.

    Главный смысл среза в том, что он активизирует ваше сознание и заставляет ваш разум совершать работу по поиску не бросающихся в глаза, но интересных идей.

    Метод дизайна как основы действия

    Этот способ помогает тогда, когда вы имеете лишь общее представление о вашей цели, не можете четко определить конечный результат, а значит, и не представляете, каковы должны быть способы его достижения. Так часто бывает, когда мы хотим придумать то, чего еще нет и никогда раньше не было, – новое кулинарное изделие, новый головной убор, архитектурный шедевр, новый способ привлечения покупателей или новый рекламный ход.

    Дизайн – это способ соединить разрозненные части чего-либо. Так архитектор создает проект здания из отдельных компонентов, так модельер объединяет вместе разные детали туалета. Самое интересное в этом процессе – то, что в результате может появиться нечто совершенно неожиданное.

    На первом этапе применения метода дизайна надо составить перечень требований к тому результату, который вы хотите получить. Таким образом вы начнете прояснять для себя очертания вашей цели и намечать способы ее достижения.

    Вот, например, как может выглядеть перечень требований для создания инвалидного кресла (пример из книги Эдварда де Боно «Научите себя думать»):

    • бесшумность;

    • безвредность для окружающей среды;

    • легкость заправки;

    • легкость в управлении;

    • возможность въезда и выезда из транспорта;

    • большая мощность;

    • небольшие габариты.

    При ближайшем рассмотрении мы видим, что каждое из этих требований легко удовлетворить в отдельности, но метод дизайна в том и состоит, чтобы объединить их все вместе в одном изделии. А это уже более сложная и творческая задача.

    Чтобы ее решить, надо перейти ко второму этапу – из составленного вами списка требований выбрать приоритеты, не больше чем один-два. К примеру, вы решили сделать приоритетом легкость в управлении. Теперь уже можно решать, каким образом этого достичь. Может быть, вы придете к мысли, что проще всего этого достичь, используя электрический мотор. Тогда будут удовлетворены и другие требования – бесшумность, большая мощность, безвредность для окружающей среды.

    На третьем этапе думайте, как удовлетворить остальные требования. Можно также пересматривать список требований, чтобы они лучше сочетались друг с другом.

    Таким образом вы намечаете конкретные шаги к достижению вашей цели – и самое интересное, что цель в итоге может видоизмениться. Потому что по ходу дела вы преобразуете конечный результат так, чтобы он отвечал требованиям вашего проекта.

    Методом дизайна можно искать способы решения любых задач – не только в бизнесе или производстве, но и, к примеру, для планирования отпуска. Вы так же составляете список требований, куда могут входить, например, такие пункты, как подходящий климат, границы стоимости, польза для здоровья, доступность развлечений, экскурсии и другие познавательные мероприятия, хорошая компания и т. д.

    В дальнейшем – выбираете приоритетные для вас требования, ищете возможность в первую очередь удовлетворить их (решаете, где, как, кем они могут быть удовлетворены), затем находите возможность удовлетворить также другие требования либо меняете их перечень. В результате из общего неконкретного представления идея отпуска начинает вырисовываться все более явственно и обретать все более четкие очертания.

    Практические приемы

    Поиск фокусной точки

    Каждый день возьмите за правило читать какую-нибудь статью из любой газеты или журнала, не имеющую прямого отношения к вашей деятельности. Выбирайте эту статью случайным образом – читайте то, к чему само собой привлеклось ваше внимание, что первым попалось на глаза, не анализируя и не строя заранее предположений о теме и содержании статьи.

    Ваша задача – найти в случайной статье фокусную точку – то, на чем можно сфокусироваться и прийти к какой-либо идее.

    Обязательно запишите ход ваших мыслей и то, к каким идеям вы пришли.

    Также вы можете использовать любые попадающиеся вам на глаза тексты для работы по методу случайного слова.

    Можно сделать и так: прочитать любую статью на любую тему и начать поиск взаимосвязей – как вы можете использовать извлеченную из статьи информацию для решения интересующей вас задачи.

    Реализация идеи

    Составьте список как минимум из десяти ваших идей, или просто желаний, которые вы хотели бы осуществить, но у вас пока нет даже самого смутного представления о том, как можно это сделать. Не торопитесь, потратьте на составление этого списка, если надо, не один день. Например, вы бы хотели:

    • найти новую работу (пока не знаете, какую и где ее искать);

    • начать свой бизнес (не знаете, какой именно, и с чего начать);

    • построить дом;

    • поставить спектакль, который привлечет зрителей;

    • написать книгу;

    • выгодно вложить деньги;

    • совершить интересное путешествие;

    • и т. д.

    Примеры должны быть именно вашими – пишите то, чего вам действительно хотелось бы. Затем выберите одну идею, которая кажется вам приоритетной. Остальные расставьте в порядке убывания значимости.

    Для первой и главной идеи выполните метод создания среза. Запишите, на какие мысли это вас навело.

    Затем выполните метод дизайна. Запишите ваш ход мысли и то, какие очертания приобретает ваша идея и способы ее достижения.

    Если вам все еще не хватает идей, выполните методы фокусирования и случайного слова. После этого попробуйте составить более или менее конкретный план достижения вашей цели.

    Не исключено, что на этом этапе вам будет уже ясно, как ее достичь. В таком случае можете начинать действовать.

    После проведите аналогичную работу по остальным девяти (если у вас их больше – то больше) целям, даже если по разным причинам передумали достигать их в реальности, – но в любом случае такая работа необходима вам для тренировки способности к творческому мышлению.

    «Складываем пазлы»

    Хороший способ натренироваться в творческом мышлении и научиться методу дизайна – играть в игру наподобие кубиков, мозаики или складывания пазла. С той только разницей, что у мозаики или пазла есть, как правило, лишь один верный вариант складывания, и в результате может получиться лишь одна картинка – или не получиться никакой. В нашем же случае возможно множество вариантов комбинации одних и тех же элементов – каждый раз с разным результатом.

    Предположим, у вас есть какая-то пока еще не очень четко оформленная идея. К примеру, вы хотите разработать новую модификацию письменного стола, чтобы он был удобным, простым и при этом многофункциональным.

    Напишите список ваших требований – каковы должны быть параметры этого стола. Его размеры, вес, наличие ящиков, полок, для какого рода работы он должен подходить (для работы с бумагами; на компьютере; или для того и другого и т. д.), как вписываться в те или иные интерьеры.

    Затем исходя из этих требований составьте список возможных вариантов деталей, размеров, материалов и т. д. Например: материал – дерево, пластик, металл; форма – овальная, прямоугольная, Г-образная; поверхность – натуральная, полированная, окрашенная; цвет – натуральной древесины, белый, черный; месторасположение – у стены, в углу, по центру помещения и т. д. Чем больше разных параметров и их разновидностей у вас получится – тем лучше.

    Затем напишите каждый из вариантов на отдельной карточке и разложите в столбцы надписями вниз (отдельный параметр – отдельный столбец, то есть один столбец – «Материалы», и в нем карточки: «Дерево», «Металл» и т. д., другой столбец – «Форма», и в нем карточки – «Овальная», «Прямоугольная» и т. д. по каждому параметру).

    Далее случайным образом вынимайте по одной карточке из каждого столбца и смотрите, какая комбинация возникает в результате. Чем больше параметров и их значений – тем больше пользы вы извлечете из такой игры, где разные значения сходятся случайным образом. Вы неожиданно для себя узнаете, как много возможностей таит в себе такая, казалось бы, простая вещь, как дизайн письменного стола.

    Точно такой метод вы можете применить к множеству других идей и разработок – от новой прически или костюма до нового метода обслуживания покупателей или новой модели сотового телефона.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта