Тренировка мозга. Роман Н., Калуга
Скачать 228.98 Kb.
|
Глава четвертая Дополнительные упражнения на тренировку внимания, памяти и интеллекта В этой главе описаны упражнения, которые широко используются для тренинга интеллекта, внимания, творческого воображения. Их следует выполнять после тренировок по методике Келли или Шульте – они отлично сочетаются с ними и повышают их эффективность. Многообразные упражнения помогут вам тщательно «проработать» самые разные параметры внимания, развить наблюдательность, дать нагрузку своему интеллекту и настроить активную работу воображения. Недаром такие и подобные упражнения применяют для раскрытия своего потенциала люди творческих профессий – музыканты, актеры, художники, писатели. Тренировки с упражнениями этой главы необходимы тем, кто хочет повысить скорость своих мыслительных реакций! Регулярные упражнения на развитие внимания позволяют мозгу работать четко и ясно, в максимально короткие сроки находить верное решение, в нужной ситуации приводить свой интеллект в оптимальное рабочее состояние. Каждое упражнение многократно протестировано и проверено, и при правильном и точном его выполнении высокий результат гарантирован! Представленные ниже упражнения направлены в основном на развитие левого полушария головного мозга, отвечающего за: • языковые и математические способности; • способность запоминать даты, имена и факты; • умение анализировать факты и действовать логически; • навык быстрого извлечения нужной информации из текста. Предлагаемые упражнении универсальны, подходят абсолютно всем. Каждый может составить свой собственный комплекс и организовать индивидуальный режим тренировок. Однако есть некоторые общие рекомендации, которые стоит учитывать. Частота занятий В первые две недели выполняйте 1–2 упражнение за занятие, в дальнейшем увеличивайте их количество до 3–4. Вы можете заниматься по предложенной методике ежедневно, можете – через день, главный критерий здесь – ваше желание и самочувствие. Однако помните о том, что для достижения желаемого эффекта нужно выполнять эти упражнения не менее двух раз в неделю. При достижении положительных результатов у вас может появиться желание заниматься по методике дважды в день. Это желание – хороший показатель активизации работы головного мозга! Занимайтесь и получайте от этого удовольствие! Когда заниматься Идеальное время для тренировок – перед отходом ко сну. Но вы можете выбрать то время суток, которое наиболее удобно именно вам. Не идеально, но вполне допустимо. Предварительная проработка упражнений Для начала вам следует последовательно проработать все упражнения, отмечая по ходу работы те, которые вызвали в вас наибольший отклик, доставили удовольствие, привели к быстрому результату. В дальнейшем вы можете составить из них свой собственный комплекс, время от времени используя и оставшиеся упражнения из этой главы. 4.1. Тренинг внимания Ответьте, насколько легко вы можете вспомнить запах моря, раннего летнего утра, шумы парохода, пение утренних и вечерних птиц, лица, движения, манеры, жесты людей, вкус земляники с молоком?.. Далеко не все обладают счастливой способностью автоматически подмечать все вокруг, впитывать знания, запоминать события во всех подробностях. Но этому можно научиться. Воспроизведение подобных чувств и состояний станет отличной тренировкой возможностей головного мозга, практиковать которую вы сможете в любом месте и в любое время. Хорошо развитая наблюдательность – один из важнейших аспектов работающего на 100 % внимания. Развивая способности восприятия событий, умения сосредотачиваться, концентрироваться на объекте, мы значительно расширяем простор интеллектуальной деятельности. «Путешествие внутрь тела» Положение тела Это упражнение выполняется сидя или лежа. Главное, чтобы вам было удобно. Первый подготовительный этап. Расслабьтесь! Закройте глаза и дайте себе несколько минут на то, чтобы расслабиться. Пусть тело станет свободным, тяжелым и пластичным, как кусок теста. Постарайтесь ощутить ваш вес, пусть он придавит вас к поверхности, на которой вы сидите или лежите. Второй подготовительный этап. Сосредоточьтесь на ощущениях Сосредоточьтесь на физических ощущениях: как чувствуют себя ноги, живот, ягодицы, спина, плечи, грудь, руки, шея, голова? Дышите медленно и ритмично. Все ваше внимание должно быть направлено только на ощущения собственного тела. Все ли расслаблено? Ничего не болит? Не колет? Не чешется? Как только вы почувствуете, что достигли максимально комфортного и расслабленного состояния, начинайте путешествие внутрь тела. Начинаем путешествие Это путешествие вы можете начать с любой точки. Например, представьте, что вы уменьшились настолько, что можете без труда влезть в собственное ухо (и при этом в ухе не будет ощущаться ничего). Итак, через ухо вы проникаете внутрь головы. Что вы там видите? Постарайтесь представить себе все лабиринты ушной раковины, трубку внутреннего уха, мозг. Прогуляйтесь по собственному мозгу. Вы увидите немало интересного! Посмотрите в «окна» глаз, полюбопытствуйте, как устроена носоглотка. Затем спускайтесь вниз. Куда вы направитесь? Через трахею в легкие или же по пищеводу в желудок? А может быть, вы захотите увидеть работу сердца? Представляйте себе все внутренние органы, оцените, как они работают, здоровы ли они? Почувствуйте ритм сердца, ток крови. Как закончить упражнение Закончить это путешествие можно в любой точке тела. «Погружение в арбуз» Выбираем объект внимания В этот раз объектом вашего внимания будет воображаемый предмет. Представьте себе большой арбуз. Мысленно оглядите его, проследите за рисунком темных и светлых полос, «погладьте» рукой его круглые, гладкие бока. Первый этап. Включите воображение! Начинайте воображать: вот вы видите арбузное семечко, оно падает в землю, появляется росток, а затем и первая завязь. Арбуз постепенно растет, наливаясь соками, меняя окраску – от светло-салатового до более темного, полосатого. Представьте себе целую бахчу с арбузами. Их собирают, грузят на машины. Арбузов много: урожай в этом году небывалый. А машин мало. Каждая машина нагружена с горкой. Представьте, как груженный арбузами «ЗИЛ» едет по проселочной дороге. На яме грузовик кидает, несколько арбузов падают на дорогу и раскалываются. Второй этап. Представьте себя… А теперь представьте себя… муравьем. Расколотый арбуз для вас – удивительное лакомство. «Подползите» поближе. Как выглядит мякоть арбуза с точки зрения муравья? Представьте, что вы ползаете по этой рыхлой, влажной, сладкой мякоти. Вам должно быть хорошо видно, как выглядят клетки арбузной мякоти. На свежий арбузный запах моментально прилетают осы. Мухи тоже не прочь полакомиться сладеньким. Оса для муравья все равно что небольшой полосатый вертолет. Продолжите фантазию в теле муравья. Затем отвлекитесь и вспомните все, что вам известно об арбузах. Пофантазируйте на эту тему (например: известно, что арбуз – ягода, а ягода – это…). Чем больше вы будете фантазировать на тему арбуза, тем больше ассоциаций, идей и образов возникнет в вашем сознании. Выберете другой объект Точно так же, как вы «погружались» в арбуз, «погрузитесь» в любой другой предмет (идею, образ) по вашему выбору. «Следим за стрелкой» Приготовьте все необходимое Это упражнение отлично тренирует способность к длительной концентрации. Для него вам понадобятся любые часы: наручные, настольные (будильник), настенные. Главное, чтобы на них был циферблат и секундная стрелка. Секундомер тоже сгодится. Начало упражнения. Будьте внимательны! Проследите за стрелкой, и как только она достигнет цифры 12, начинайте неотрывно следить за ней глазами. Моргать нельзя: вы должны следовать за каждым движением стрелки. Как только вы упустили стрелку из виду, поморгайте и начинайте упражнение сначала, с цифры 12. Главная задача – полная концентрация Нужно добиться полной концентрации на движении секундной стрелки. У вас должно появиться ощущение, что стрелка движется не сама по себе, а вы двигаете ее глазами. В идеале вам нужно научиться удерживать внимание на стрелке в течение целой минуты. Следующий уровень Со временем можете усложнить упражнение: положите или поставьте часы прямо перед работающим телевизором, или используйте другие мощные отвлекающие факторы. Вы должны сосредоточиться настолько, чтобы не видеть и не слышать ничего вокруг. Далее еще более усложните упражнение. Следите за стрелкой и…: • мысленно читайте любое стихотворение, которое знаете наизусть; • решайте в уме простую математическую задачу в несколько ходов, например: 2 + 2 + 5 + 6 + 7 + 8/2 – 7 =; • напевайте вслух любимую песенку; • вспомните сюжет любимого фильма, лица актеров и мысленно «проиграйте» запомнившиеся вам сцены. «Чем вы заняты?» Время выполнения Упражнение выполняется в течение целого дня. Что я делаю? Что я чувствую? Время от времени спрашивайте себя: чем я занимаюсь прямо сейчас? И мысленно отвечайте, проговаривайте, чем вы заняты. Например, если вы в этот момент читаете книгу, так и отвечайте: сейчас я читаю книгу. Едите яблоко – проговорите про себя: я ем яблоко. Постарайтесь ощутить этот процесс всем вашим существом. Если вы читаете книгу, сосредоточьтесь не только на содержании, но и на белизне страниц, форме букв, тактильных ощущениях, когда пальцы прикасаются к обложке. Едите яблоко – почувствуйте его вкус, упругость, гладкость кожицы, цвет. Проанализируйте вкус яблока, какой он – сладкий или кислый? Какие ассоциации вызывает у вас запах этого фрукта? Тренируйтесь в течение всего дня Точно так же осознавайте любое ваше занятие в течение дня. Специально помнить об упражнении не надо, но когда вспомните, тут же задавайте себе вопрос и начинайте осознавать свои действия. Подведите итоги В конце дня вспомните все эти моменты. Вы будете удивлены, насколько ярко и хорошо они запомнились. «Остановить мгновение!» Время и место выполнения Выполняйте это упражнение в любом месте, в любое время. Оно займет у вас всего 5 секунд. Фотографируйте реальность Представьте, что ваше сознание – это фотоаппарат. «Нажмите на спуск» и запечатлейте в памяти окружающую картинку. Представьте, как это будет выглядеть на фотографии: пешеход застыл на полдороге, дерево навечно наклонилось под порывом ветра, птица замерла в небе и т. д. За день сделайте несколько таких «кадров», а вечером просмотрите их. Чем чаще вы будете выполнять это упражнение, тем лучше будет качество вашей мысленной «фотографии». Дополнительный эффект Упражнение великолепно развивает зрительное внимание. «Ускользающий образ» Шлейф образа Вы наверняка замечали, что, после того как вы пристально посмотрели на какой-то объект, его образ еще какое-то время остается в вашей памяти. Это может быть секунда или даже меньше, но образ исчезает не сразу. Давайте назовем это явление «шлейфом образа». Попытайтесь к этому шлейфу образа добавить свое воображение. Выполнение упражнения Например, рассмотрите фотографию. Закройте глаза: с полсекунды снимок еще будет стоять перед глазами. «Ухватите» шлейф образа, зафиксируйте его и восстановите все детали фотографии. Ваша цель – добиться такой устойчивой картинки, чтобы воображаемая фотография была бы такой же четкой и ясной, как и реальная. Используйте и другие объекты Точно так же можете поступать с любым объектом. Рассмотрите свои домашние тапочки, лежащую на столе книгу, компьютерную мышь, сломанный карандаш, бутылку с минеральной водой и т. д. «Концентрируемся на цвете» Найдите цвет Вообразите, что все, окружающее вас, вдруг окрасилось в ваш любимый цвет. Например, в лиловый. Найдите в пространстве предмет лилового цвета – это может быть даже небольшая точка. Окрасьте мир в любой цвет! Вдруг она разрастается и превращается в трубу, из которой льется лиловая краска. Лиловый цвет заполняет собой все пространство. Небо, дороги, автомобили, лица людей, деревья – все лиловое. Погрузите мир в лиловый цвет! Пусть в нем присутствуют все оттенки лилового – от самого светлого до самого темного, почти черного. Как бы вам понравился этот мир? Хотели бы вы жить в нем? Вы должны представить себе лиловый мир настолько ярко, чтобы все краски разом потускнели для вас. Завершение упражнения Когда вам это удастся, закройте глаза и скажите, что вы возвращаете миру его естественные цвета. Откройте глаза. Если у вас есть ощущение, что привычные краски резко бросились вам в глаза (будто вы их впервые увидели), упражнение удалось. «Ловим звук» Эффекты от упражнения Это упражнение великолепно развивает слуховое внимание и улучшает аудиальную память. Подготовительный этап Включите любую теле– или радиопередачу, аудиозапись спектакля или беседы. Внимательно вслушивайтесь в разговор. Ваша цель – уловить ухом определенные звуки, например, ш, ф, ц, з, х, с. Одно упражнение – один звук. При этом помните, что звук – не буква. Например, звук «ф» встречается при глушении «в», и т. д. Будьте внимательны. Выполнение упражнения Приготовьте бумагу и карандаш, отмечайте вертикальными черточками каждый услышанный звук. В конце упражнения (длительность определите сами, например, 5 минут, можете поставить таймер) посчитайте количество черточек-звуков. Следующий уровень Можно усложнить упражнение, но для этого вам понадобится записанный отрывок передачи или спектакля. После упражнения расшифруйте его и посчитайте, сколько раз на самом деле повторялся звук, на который вы «охотились». «Поймаем слово» (вариант предыдущего упражнения) Это упражнение – разновидность предыдущего. С той лишь разницей, что «охотиться» вам придется не на звуки, а на слова. Можете выбирать любые слова. Это могут быть часто употребляемые слова, например, «что», «чтобы», «потому», «это», «был», или же довольно редкие слова. Важно! Главное – внимательно вслушивайтесь в речь. 4.2. Тренинг памяти Необходимость хорошего развития этой возможности нашей психики вряд ли кто-то поставит под сомнение. Хорошая память – это путь к успеху, познанию, новым открытиям, комфортной жизни! Способности нашей памяти поистине удивительны. Она, как известно, является тем самым «банком данных», из которого воображение черпает образы и сюжеты, и служит своего рода мерилом для переосмысления всех происходящих в нашей жизни вещей. Человеческая память устроена так, что в нужный момент времени она открывает нам прошедшие события под определенным углом, чтобы мы посмотрели на них новыми глазами. Когда мы вспоминаем какое-нибудь поразившее нас в жизни событие, то воссоздаем его мысленно или в образах, или в словах, или в том и другом одновременно… Вы, наверняка, замечали, что при воспоминаниях чувства очень часто бывают более яркими и глубокими, чем испытываемые непосредственно в момент события. Это связано с тем, что в хранилище памяти все, когда-либо произошедшее с нами, подвергается особой «обработке» подсознанием. К процессу также подключается сознание, элементы интеллектуальной работы. В наших силах – и далее развивать свойства своей памяти с помощью специального тренинга. «Когда вы ели мороженое?» Начало упражнения Вспомните, когда вы последний раз ели мороженое. Это было дома, в кафе или на улице? В какое время суток (утро, день, вечер, ночь)? В какой компании? Какое мороженое ели вы, а какое – ваш друг (или друзья)? Вспомните вкус мороженого, которое вы ели. Оно понравилось вам тогда? Добавьте деталей Постарайтесь вспомнить во всех подробностях обстановку, в которой это происходило. Какая музыка звучала? Какие другие звуки вы слышали? Были ли рядом какие-то посторонние люди? Вспомните, как они выглядели, во что были одеты. А как были одеты вы и ваши спутники? О чем вы разговаривали? Какое настроение у вас было в тот момент? Быть может, вы думали о чем-то своем? О чем же? Какая погода была на улице? Куда вы пошли потом? Что делали? Завершение упражнения Воссоздайте по деталям все события того дня, начиная с момента, когда вы ели мороженое. Придумайте небольшой рассказ, описывающий ваши действия и мысли. Центральным мотивом этого рассказа должно быть мороженое. «Вспомним имена и лица» Начало упражнения Вспомните имена: • всех своих родственников; • друзей, которые у вас были, начиная с самого раннего детства; • воспитателей, учителей, преподавателей института; • одноклассников, однокурсников; • коллег, начальников. Запишите их. Добавьте деталей Теперь заново перечитайте все имена. Прочитав одно имя, остановитесь. Представьте себе лицо этого человека. В какой обстановке он вам запомнился? Во что он был одет? О чем вы разговаривали? Кто был рядом с вами? Какой день недели был тогда (будний, выходной)? Было утро, день, вечер, ночь? Какое время года? Какое настроение было у вас? По какому поводу вы виделись тогда? Подведите итог Какие ассоциации, воспоминания, события возникают у вас в памяти в связи с каждым человеком? Как вы относились к ним тогда? А теперь? «Воссоздаем событие» Продолжительность выполнения упражнения На это упражнение дается две минуты. За это время вы должны воссоздать в памяти любое значимое событие, которое произошло с вами в последнее время. Это может быть романтическое свидание, встреча выпускников, свадьба, похороны, крупный разговор с начальством, съемки на телевидении и т. д. Восстановите картину Вспомните обстановку, людей, которые присутствовали там, накрытый стол, вкус блюд, фразы и отдельные слова, звучание голосов людей, которые находились рядом с вами. Вы должны воссоздать событие в мельчайших деталях, картинка должна встать перед глазами «зримо» целиком, очень ярко и объемно. Минута вам дается на припоминание общей картинки, минута – на воссоздание подробностей. Подведите итог После упражнения ответьте на следующие вопросы: Картинка получилась четкой или расплывчатой? Было ли это воспоминание более тусклым, чем реальная жизнь, или нет? Какие детали вспомнились первыми? Какие всплыли потом? Воссозданная в памяти картинка многоцветна, или же в ней присутствуют один-два основных цвета? Сможете ли вы набросать план помещения, в котором происходило событие? Можете ли вы прямо сейчас вспомнить все блюда, которые вы ели тогда (если тогда было угощение)? Представьте себе их вкус. Можете ли вы вспомнить цвет глаз человека, находящегося ближе всех к вам? Можете ли вы описать, как были одеты люди? Представьте себе их наряды сначала в виде цветовых пятен, затем вспоминайте детали. Важно! Старайтесь повторять это упражнение каждую неделю. Оно прекрасно развивает все виды памяти. «Пригласим в гости старого друга» Начало упражнения Вспомните друга, с которым вы очень давно не виделись. Пригласите его в гости – в своем воображении. Представляйте, как он берет билет на поезд или садится в машину и едет к вам. Подготовьтесь к его приезду. Уберитесь в квартире, приготовьте ужин, подумайте, куда вы хотели бы сходить вместе с другом. Развитие событий И вот настал день приезда. Представьте, как вы встречаете его на вокзале; везете домой. Радость встречи мешается с неловкостью: вы не знаете, о чем говорить, – долгая разлука и нечаянная встреча спутали ваши мысли… Но вот вы дома. Вы устраиваете друга, накрываете на стол. За угощением беседа начинает понемногу оживать. Вы вспоминаете прошлое, делитесь новостями, обсуждаете общих знакомых. Важно! Представляйте себе эту встречу так, словно она происходит на самом деле. Ваша задача – создать реальный эффект присутствия этого человека рядом с вами. «Чужой рассказ по памяти» Подготовительный этап. Чтение рассказа Представьте, что вы были близким другом А. П. Чехова. Прочитайте воспоминания Станиславского о Чехове. Вы должны воспринимать их именно как друг Чехова. Выполнение упражнения. Анализ «воспоминаний» Согласны ли вы с характеристикой Станиславского? Как бы вы могли дополнить портрет писателя? Чего, по вашему мнению, не разглядел Станиславский? Напишите свои воспоминания о Чехове. Следующий этап Аналогично – вы можете «разбудить» свои воспоминания, прочитывая очерк или статью о любом интересном для вас человеке – музыканте, ученом, спортсмене, политике… Антон Павлович любил приходить во время репетиций, но так как в театре было очень холодно, то он только по временам заглядывал туда, а большую часть времени сидел перед театром на солнечной площадке, где обыкновенно грелись на солнышке актеры. Он весело болтал с ними, каждую минуту приговаривая: – Послушайте, это же чудесное дело, это же замечательное дело – ваш театр. Это была, так сказать, ходовая фраза у Антона Павловича в то время. Обыкновенно бывало так: сидит он на площадке, оживленный, веселый, болтает с актерами или с актрисами – особенно с Книппер и Андреевой, за которыми он тогда ухаживал, – и при каждой возможности ругает Ялту. Тут уже звучали трагические нотки. – Это же море зимой черное, как чернила… Изредка вспыхивали фразы большого томления и грусти. Тут же он, помню, по несколько часов возился с театральным плотником и учил его «давать» сверчка. – Он же так кричит, – говорил он, показывая, – потом столько-то секунд помолчит и опять: «тик-тик». В определенный час на площадку приходил господин NN и начинал говорить о литературе совсем не то, что нужно. И Антон Павлович сейчас же куда-то незаметно стушевывался. На следующий день после «Одиноких», которые произвели на него сильнейшее впечатление, он говорил: – Какая это чудесная пьеса! Говорил, что театр вообще очень важная вещь в жизни и что непременно надо писать для театра. Насколько помню, первый раз он сказал это после «Одиноких». Среди этих разговоров на площадке говорил о «Дяде Ване» – очень хвалил всех участвующих в этой пьесе и мне сказал только одно замечание про Астрова в последнем действии: – Послушайте же, он же свистит. Это дядя Ваня хнычет, а он же свистит. Я при своем тогдашнем прямолинейном мировоззрении никак не мог с этим примириться – как это человек в таком драматическом месте может свистеть. На спектакль он приходил всегда задолго до начала. Он любил прийти на сцену смотреть, как ставят декорации. В антрактах ходил по уборным и говорил с актерами о пустяках. У него всегда была огромная любовь к театральным мелочам – как спускают декорации, как освещают, и когда при нем об этих вещах говорили, он стоит, бывало, и улыбается. «Настроим картинку» Подготовительный этап. Выберете объект Вспомните и воссоздайте в воображении любой предмет, которым вы пользуетесь каждый день. Например, ноутбук или косметичку. Выполнение упражнения. Регулируйте качество изображения Представьте, что у вас есть устройство, позволяющее уменьшать и улучшать качество воображаемой картинки. С помощью этого устройства попробуйте отрегулировать изображение предмета, который вы держите на мысленном экране. Усильте резкость, а затем сбросьте ее. Увеличьте картинку – так, чтобы вам были видны мельчайшие детали. Сколько деталей вы можете разглядеть? Следующий уровень Поиграйте с изображением, добавьте «эффекты» – подсветите одну, другую часть, подрисуйте забавную картинку, добавьте свой логотип и т. д. «Вспомним капустник» Подготовительный этап. Путешествие во времени В книге «Моя жизнь в искусстве» Станиславский с большим теплом вспоминает о театральных капустниках, которые устраивались в Художественном театре. Представьте, что вы были зрителем или участником одного или нескольких капустников. По короткому описанию, данному Станиславским, восстановите полную картину капустника. Выполнение упражнения. «Воспоминания» о прошлом Напишите свои «воспоминания» о нем. Кем вы были на этом представлении – зрителем или участником? Быть может, вы хотите представить себя в роли одного из знаменитостей – Шаляпина, Москвина, Качалова или даже самого Станиславского? …9 февраля 1910 года состоялся первый платный «капустник», с продажей билетов в пользу наиболее нуждающихся артистов театра. Этот и ему подобные вечера, носившие приблизительно тот же характер, подготавливались в течение нескольких дней. Увеселительная программа бывала самая разнообразная. Ставили «Прекрасную Елену» – шутливую пародию на постановку знаменитой оперетки, причем в качестве дирижера выступал Владимир Иванович, Менелая играл Качалов, Елену – Книппер, Париса – Москвин, одного из Аяксов – Сулержицкий. На этом же капустнике, по требованию публики С. В. Рахманинов дирижировал «Танцем апашей», который исполняли Коонен и Болеславский. Устраивали балаган, причем И. М. Москвин изображал слугу – старательного дурака, вроде Рыжего в цирке, который опускал и подымал занавес (всегда не вовремя). Он прислуживал фокусникам, подавал им не те предметы, которые им были нужны, наивно выдавал секрет трюка, ставил в дурацкое положение самого фокусника. В том же балагане бывали пародии на модную в то время борьбу. Худой, изящный, щупленький французик, изображаемый В. И. Качаловым, в трико и дамских панталонах, состязался в борьбе со здоровым русским кучером, которого играл В. Ф. Грибунин, в рубахе, с засученными штанами. Борьбы, конечно, никакой не было, а был лишь комический шарж на позы, карикатура на смешные стороны этой забавы, сатира на подкупность жюри и самих борцов. Их плутни выдавал по глупости тот же слуга при балагане – И. М. Москвин. Был угадыватель мыслей, который в состоянии гипноза открывал злобы дня и пикантные секреты театра. В том же балагане огромный и могучий Ф. И. Шаляпин, в восточном костюме, боролся с маленьким, коротеньким и юрким Л. А. Сулержицким. Потом те же борцы великолепно пели украинские песни… «Важный диалог» Начало упражнения. Вспомните важный разговор Слова оказывают на нас огромное влияние. Особенно если мы слышим их от значимого для нас человека. Порой один-единственный разговор способен изменить всю жизнь. Был ли у вас в жизни такой разговор (или цепь разговоров)? Если да, то вспомните его. Вспомните своего собеседника, назовите его по имени. Восстановите этот разговор в малейших деталях. Следующий этап. Анализируйте воспоминания Какими были интонации собеседника, как он строил фразы, как убеждал вас? А что отвечали вы? Вспомните, что произошло после этого разговора. Как он повлиял на вашу жизнь? Если бы этот разговор состоялся теперь, что бы сказал вам ваш друг? А что бы ответили вы? 4.3. Будим творческое воображение – вообще-то это тренировка правого полушария. Просто представление – левое Многие люди традиционно относят себя либо к «физикам», либо к «лирикам», однако на самом деле четкого деления не существует, и в каждом из нас рациональная составляющая соседствует с творческой. А значит, и творческие, и когнитивные способности нашего мозга нуждаются в постоянной стимуляции, тренировке, и только это обеспечит полноценное, гармоничное развитие и головного мозга человека, и всей его личности. Традиционно «творческая» роль отводилась правому полушарию, а на долю левого выпадали логика и анализ. Однако последние исследования, проведенные исследователями из Университета Южной Калифорнии (США), разрушают этот миф о строгом делении головного мозга человека на чисто творческую и исключительно рациональную половины. Оказывается, при выполнении творческих заданий правое полушарие активно «обращается за помощью» к левому! Поэтому специальные упражнения на развитие творческого мышления не просто активизируют работу обоих полушарий, такая тренировка заметно улучшает межполушарные связи – а ведь именно согласованная работа двух полушарий и их способность своевременно «приходить друг другу на помощь» и есть залог качественной работы головного мозга! Многочисленные исследования доказали: развивая свои творческие способности, человек заметно повышает свой IQ! Творческое воображение многократно усиливает наш интеллектуальный потенциал. Однако существует и обратная связь: интеллект подпитывает воображение, направляя работу нашего ума в творческое, созидательное русло. Чтобы дать толчок творческому воображению, нужно заставить ум отвечать на вопросы – до тех пор, пока готовые ответы не будут исчерпаны, и воображению волей-неволей придется включиться в работу. Ниже вы найдете упражнения, которые откроют вам секреты пробуждения творческого потенциала. Они широко использовались в актерской практике, но их польза очевидна для любого человека, который хочет развить свое внимание, интеллект и способности к творчеству. «Неизвестное устройство» Подготовительный этап. Перенеситесь в Амазонию Представьте, что вы – житель одного из диких племен Амазонии. Рядом с деревней племени есть поселок белых людей, вы знаете, что у них имеется множество интересных вещиц, некоторые из них (машины, телевизоры) вы даже видели. Выполнение упражнения. Неизвестный предмет. И вот в ваши руки попадает предмет из «цивилизованного» мира. Белые называют его странным словом «тостер». Это все, что вы о нем знаете. Попытайтесь понять, для чего существует этот предмет? Как он устроен? В каких целях вы могли бы его использовать? (Учтите, что в деревне племени нет ни розеток, ни электричества.) Покрутите неизвестное устройство в руках, понюхайте его. Произнесите несколько раз название. Какие ассоциации оно вызывает у вас? Найдите предмету достойное применение в быту амазонского племени. Следующий уровень Представьте подобную ситуацию, только от своего лица. Вы случайно становитесь обладателем неизвестного устройства с инопланетного корабля. Используя все свои знания и впечатления, попытайтесь угадать, для чего это устройство используется инопланетянами? Можете ли вы его включить? Если вам это удастся, какие будут последствия? «Подбираем существительные» Задание К предложенным прилагательным подберите существительные таким образом, чтобы получился небольшой рассказ. Прилагательные можно оставить в данных падежах, а можно падежи менять. Фразы можно переставлять как угодно. Список слов Долголетние Знакомый Большое Наивысший Увлекательная Зрелые Творческие Законченные Услышанный Скромный Коренное Словесное Выработанный Узловой Актерские Крупный Глубочайшая Неразрывная Богатый Правдивый Сверкающий Истинный Подрастающий Европейский Спетый Сказанный Музыкальный Трескучий Уважительный Напыщенный Поразительный «Восстанавливаем оригинал» Задание. Загадка археологии Представьте, что вы – археолог. В раскопках вам попался свиток со стихами, но многие слова от времени расплылись или истерлись. Вам надо восстановить оригинал стихотворения, добавляя наиболее подходящие (как вам кажется) слова. Текст В – знакомой улице — Я – старый дом, С высокой, темной –, С завешенным –. Там –, как звездочка, До полночи –, И – занавескою Тихонько –. Никто –, какая там –жила, Какая– тайная –туда влекла, И – чудо-девушка В – ночной – встречала, –, С –косой. Какие –детские – твердила мне: О жизни –, О – стороне. Как –пламенно, Прильнув –, Она, дрожа, –: «– убежим! – птицы вольные — Забудем – свет… – прощающих, – возврата нет…» И – капали — И – звучал — – занавескою Тревожно –. «Сочиняем рассказ» Задание Напишите рассказ, все фразы которого должны начинаться и заканчиваться предложенными словами: Текст Тогда – услышит. Стараясь – говорить. Деловито – положение. Чувствуется – промахи. Критик – портфель. Неудобно – молчал. Наступило –ждал. Писатель – потупясь. Уже – как попало. Не поднимая глаз – славе. Костлявый – к боку. Книгой – штору. Стал искать – горло. Автобиография – в люди. Среди молодых – вольно. Он скользнул – женщину. С досадой – украшают. Эмигранты – плачут. Он подумал – за границей. За стеклом – фрукты. Торжественно – писать. «Займемся геометрией» Задание. Геометрические образы Геометрия – наука, прекрасно развивающая пространственное воображение. Научитесь представлять себе геометрические фигуры. Создавайте их воображаемые образы: сначала плоские, затем объемные. Представляйте фигуры поодиночке, затем – в сочетании с другими фигурами. Фигуры • сфера • куб • призма • тетраэдр • пирамида • додекаэдр • октаэдр • икосаэдр «Я знаю пять имен…» Подготовительный этап. Вспомните детство Существует детская игра: надо отбивать мяч, приговаривая: «Я знаю пять имен мальчиков на “А”: Андрей, Алексей, Антон, Александр, Афанасий». Выполнение упражнения В эту игру можете поиграть и вы – хоть с мячом, хоть без мяча. Главное – очень быстро вспоминать слова определенной группы (имена, названия городов), объединенные общим признаком. Например, они начинаются на одну и ту же букву. Вы можете также перечислить всех своих знакомых врачей (режиссеров, актеров, сантехников…). Или города, в которых вы бывали. Следующий уровень Упражнение можно усложнить: например, все перечисленные люди одной профессии должны быть знакомы (или же не знакомы) между собой. А города – находиться в одной стране или, наоборот, в разных странах. Экспериментируйте с воспоминаниями и связями, главное условие – делайте это быстро. «Игра в сравнения» Задание Сравнивать объекты – прекрасное упражнение для развития интеллекта. Займитесь сравнением. Представьте себе: • десять объектов меньше вашего ногтя (муравей, крупинка риса и т. д.); • десять объектов крупнее слона; • десять объектов темнее земли; • десять объектов выше трехэтажного дома; • десять объектов, находящихся под землей; • десять объектов, находящихся в небе; • десять объектов легче воды; • десять объектов быстрее лошади; • десять объектов ароматнее розы; • десять объектов белее молока; • десять объектов тверже дерева; «Игра в частушки» Материал для упражнения Возьмите несколько частушек, например: Мы метелицу попляшем,Мы метелицу споем.Мы не в городе родились,Мы в деревенке живем.Ты, метелица, метелица,Вертучие глаза,На тебя, моя метелица,Надеяться нельзя.Мы метелицу плясали,Увидал меня отец.На работу ты ленива,А плясать – так молодец!Ты, метелица, метелица,Глаза неверные.Каждый вечер у тебяДроби переменные.Ты метелица, метелица,Метелица, метель.А мы с миленьким метелицуПлясали целый день.Мы метелицу плясали,Стало ножкам больно.Мы устали и сказали:– Гармонист, довольно! Задание Прочитайте частушки, называя номер каждого слова: 1-Мы 2-метелицу 3-попляшем, 4-Мы 5-метелицу 6-споем. 7-Мы 8-не 9-в городе 10-родились, 11-Мы 12-в деревенке 13-живем. Прочитайте частушки, называя количество букв в каждом слове: Мы – 2, метелицу – 8, попляшем – 8, Мы – 2, метелицу – 8, споем – 5. Мы – 2, не – 2, в – 1, городе – 6, родились – 8, Мы – 2, в – 1, деревенке – 9, живем – 5. Теперь переставьте буквы в каждом слове частушки задом наперед: Ым уцилетем мешялпоп, Ым уцилетем меопс. Ым ен в едорог ьсилидор, Ым в екневеред мевиж. Прочитайте частушки. Не правда ли, читается как стихи на каком-то неведомом языке? А если бы такой язык действительно существовал? Что могли бы означать эти стихи? Напротив каждой строки напишите свой «перевод». А может быть, у вас получится «перевести» их поэтически? Следующий уровень Точно так же поиграйте с любым стихотворением или песней. Прочитайте каждую частушку, произнося слова в обратном порядке: Попляшем метелицу мы, Споем метелицу мы. Родились городе не в мы. Живем деревенке в мы. Прочитайте частушки, опуская каждое второе (третье, четвертое) слово (и относящиеся к ним предлоги и частицы): Мы попляшем, Мы споем. Мы родились, Мы живем. Забавно получается, правда? Этот вид игры с частушками давно известен. Смысл в том, что после каждого слога прибавляется дополнительный слог, например, «ка», «та», «уж», «бде»: Мы-бде ме-бде те-бде ли-бде цу-бде по-бде пля-бде шем-бде, Мы-бде ме-бде те-бде ли-бде цу-бде спо-бде ем-бде. Мы-бде не-бде в го-бде ро-бде де-бде ро-бде ди-бде лись-бде, Мы-бде в де-бде ре-бде вен-бде ке-бде жи-бде вем-бде. Частушки – самая удобная поэтическая форма для лингвистических игр. Аналогичные эксперименты с текстом можно проводить на любых стихах или даже прозаических отрывках. Подобные упражнения отлично развивают внимание и интеллект. «Где пробелы?» Задание Этот текст, понятный и ребенку, прочитать, тем не менее, будет сложно. Что неудивительно: ведь он записан без пробелов! Прочитайте его внимательно и отметьте пробелы карандашом с помощью вертикальных черточек. Текст Внекоторомцарствевнекоторомкоролевствежилибылистариксостарухоюуних Былотридочериачетвертыйсынизкоихдвебольшиесестрыоченьненавидели Своегобратааменьшаястольгорячоеголюбилачтонинаминутунемоглабытьснимвразлуке Внекотороевремявыпросилисьонивсечетвероусвоихродителейвлесзаягодамиотеци Матьотпустилиихтолькоприказалинаблюдатьменьшогобратачтобыоннеушибсяинезаблудилсявлесу Икаконисошлисодвораиподходиликлесутооткуданивзялсясизыйорелспустилсяназемлюикогтями Своимисхвативбратаихподнявшисьввоздухполетеливскорепотомпропализглазизих Сестрывидясиеотстраханезналичтоделатьплакаликричалииупотребляливсетодочегоотчаяние всякогодовестиможетоднакосимнималопомочьнемогли Посемвозвратясьдомойсталисказывать своемуотцуиматеричтосизыйорелунесихбрата Старикистарухавыслушавсиенеутешноплакалии досадовалинасамихсебячтоотпускалималенькогосынавлес Надругойденьбольшаядочьначалапроситьсяусвоихродителей «Государьмойроднойбатюшкаигосударынямояроднаяматушка! Отпуститеменяпогулятьвчистополеитампоискатьсвоегобратцародимого» Старикистарухалюбясердечносвоегосынапозволилидочериидтивчистое полеиискатьтамобратаееродимогоасвоегосыналюбимого «Ищем круги и овалы» Время и место выполнения упражнения Это упражнение можно выполнять в любое время в любом месте. Выполнение упражнения. Настройте внимание! Оглянитесь вокруг и найдите предметы, содержащие круги и овалы. Настройте свое внимание таким образом, чтобы видеть только круги и овалы. Скоро вы поймете, что круги и овалы заполонили пространство. Вы видите только их. Варианты выполнения упражнения Точно так же можете концентрироваться на квадратных предметах, на острых углах и т. д. «Почему море мокрое?» Подготовительный этап. Новая работа Представьте, что вы устроились работать гувернером к ребенку олигарха. Деньги королевские, а обязанностей минимум: вы всего должны всего лишь отвечать на вопросы малыша. На вашу беду, ребенок оказался не в меру любопытным. Выполнение упражнения Гуляя с вами по берегу моря, он задал вам вопрос: почему море мокрое? На все ваши объяснения вроде «потому что в море – вода, а вода – мокрая», он повторяет один и тот же вопрос: а почему? Ваша задача – дать такой ответ, который будет понятен ребенку. Что вы скажете ему? Почему море мокрое? «“Быстрый” сюжет» Подготовительный этап. Новая работа Теперь вы – молодой журналист, пришли устраиваться на телевидение. Вас берут с испытательным сроком, и вам очень нужно проявить себя. Выполнение упражнения В первый же рабочий день вам выпадает счастливый случай снять сюжет, который многократно поднимет рейтинги программы. Вы берете оператора, садитесь в машину и мчитесь на место происшествия. Но оказывается, что информация была ложной, вы приехали зря. А вам обязательно надо снять удачный сюжет для вечерних новостей, но время уже ушло. Как быть? Единственное, что вы можете сделать, – найти новый сюжет, причем не сходя с того места, где вы находитесь. Вообразите себе это место во всех подробностях. В течение одной-двух минут наблюдайте происходящее вокруг вас. Помните, что время ваше на исходе, и прямо сейчас вы должны найти идею для сюжета. За что зацепился глаз? Какие мысли пришли вам в голову? Все, время прошло: начинайте снимать. Несколько слов об искусстве чтения Чтение книг – самый надежный способ развития интеллекта и воображения. Но вот парадокс: книги любят читать многие, а высоким интеллектом и развитым воображением обладают единицы. Так происходит, потому что не каждый человек владеет искусством чтения. Читать, по словам русского философа Ивана Ильина, означает «искать и находить – читатель старается отыскать зарытый клад во всей его полноте, присвоить его себе. Это есть творческий процесс; это есть борьба за встречу; это есть свободное единение с тем, кто зарыл клад; это есть победоносный полет в кажущееся невозможное». Чтобы овладеть искусством чтения, нужно задать себе вопрос: зачем я читаю книги? Можно читать просто чтобы развлечься или «убить время». Это самый распространенный, но и самый неэффективный способ чтения. Нередко цель чтения заключается в получении информации. Для этого люди читают газеты, брошюры, письма, специализированные издания. Есть духовное, нравственное чтение, которое направлено на духовную составляющую души. Чтение подобного рода, как правило, не сообщает уму никакой новой информации, но питает душу, заставляет человека задуматься над глубинным смыслом своего бытия. Отдельная категория – чтение художественной литературы. Вдумчивое чтение литературных произведений расширяет кругозор, дает необходимый опыт для углубления мировоззрения, мыслей и чувств. Такое чтение великолепно развивает воображение. И наконец, чтение для глубокого изучения какого-либо вопроса (так читают учебники, пособия, атласы и т. д.) и чтение для самообразования. В зависимости от целей существуют и способы чтения. Можно книгу: • перелистать – пробежать глазами (что мы и делаем порой при покупке книг, когда надо быстро понять, о чем идет речь); • медленно прочесть избранные куски, пропуская все второстепенное; • прочитать внимательно, но не особо вдумываясь в глубинный смысл произведения; • прочитать, тщательно «проработав» содержание, выделяя или даже конспектируя наиболее важные мысли. Этот способ чтения лучше всего годится для развития, как интеллекта, так и воображения. Любые книги нужно читать именно так. «Сам себе автор и критик» Подготовительный этап Несколько раз прочитайте отрывок из книги Бердяева «Смысл творчества». Первый этап. Погрузитесь в текст В первый раз просто «пробегите» глазами текст, стараясь ухватить самый поверхностный смысл. Во второй раз – отдайтесь на волю автора, старайтесь думать его мыслями, видеть его образами, переживать его чувствами. Отбросьте всякую критику, представьте, что вы – часть личности автора. Второй этап. Включите внутреннего критика В третий раз прочтите от своего лица, «включите» внутреннего критика, подумайте, со всем ли вы согласны в тексте? Сделайте конспект отрывка (буквально 2–3 фразы, самые основные мысли). Текст Н. Бердяев. Смысл творчества Человек – точка пересечения двух миров. Об этом свидетельствует двойственность человеческого самосознания, проходящая через всю его историю. Человек сознает себя принадлежащим к двум мирам, природа его двоится, и в сознании его побеждает то одна природа, то другая. И человек с равной силой обосновывает самые противоположные самосознания, одинаково оправдывает их фактами своей природы. Человек сознает свое величие и мощь и свое ничтожество и слабость, свою царственную свободу и свою рабскую зависимость, сознает себя образом и подобием Божьим и каплей в море природной необходимости. Почти с равным правом можно говорить о божественном происхождении человека и о его происхождении от низших форм органической жизни природы. Почти с равной силой аргументации защищают философы первородную свободу человека и совершенный детерминизм, вводящий человека в роковую цепь природной необходимости. Человек – одно из явлений этого мира, одна из вещей в природном круговороте вещей; и человек выходит из этого мира как образ и подобие абсолютного бытия и превышает все вещи порядка природы. Странное существо – двоящееся и двусмысленное, имеющее облик царственный и облик рабий, существо свободное и закованное, сильное и слабое, соединившее в одном бытии величие с ничтожеством, вечное с тленным. Все глубокие люди это чувствовали. |