Реферат Гулиев Магомед. Российский государственный социальный университет ипз по дисциплине Теория Государства и права
Скачать 47.45 Kb.
|
ИПЗ по дисциплине «Теория Государства и права» «Социальные предпосылки возникновения государства. Причины возникновения патриархального устройства в семье.»
Москва, 2022 Содержание: 1. Введение 2. Общественная власть 3. Социальные нормы 4. Патриархальная теория 5. Что такое патриархальное устройство? 6. Признаки и характеристики патриархальной семьи 7. Заключение 8. Список литературы Введение: Актуальность темы несомненна, так как изучение становления государства как сложного социального института очень важно, когда речь идет о такой теме, как теория государства и права. Происхождение государства и права в современной теории государства и права является одной из главных тем и в то же время достаточно спорной. Она посвящена вопросам происхождения государства и права и позволяет узнать, когда и по каким причинам возникают государство и право и возникают ли они одновременно с человеческим обществом или только на определенном этапе его исторического развития. Изучив особенности зарождения государства, мы сможем понять, что побудило людей отказаться от своих общин и перейти на новый этап - зарождение государства. Мыслители прошлого и современные исследователи по-разному определяют момент возникновения государства и права, по-разному объясняют причины их возникновения. Существует достаточно много теорий происхождения государства и права. История государства неотделима от истории общества. Вместе с обществом оно проходит долгий исторический путь от неразвитого до развитого, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Неразвитое государство характеризуется тем, что оно не развертывается, не получает должного развития всего комплекса институтов государства и сводится, по сути, к политической власти, основанной, прежде всего, на аппарате принуждения. Развитое государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии. Оно "обеспечивает организацию в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает народной цивилизации - власть народа, экономическую свободу, свободу самостоятельной личности". В таком государстве развиваются все его институты и структуры, раскрывается их социальный потенциал. Более того, государство само по себе не меняется и не совершенствуется. Оно трансформируется и адаптируется к меняющимся условиям людьми разных эпох и стран. Поэтому есть все основания считать государство одним из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации. Общественная власть Общая собственность на продукты производства и социальное единство внутри родовой общины порождали и соответственные им формы организации общественной власти и управления делами общины. В первобытном обществе власть исходила от родовой общины, от всех взрослых членов рода. Все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим собранием его членов. Каждый взрослый имел право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса. В осуществлении общественной власти участвовали все взрослые члены рода, как мужчины, так и женщины. Все важные общие дела, касающиеся всего рода, решались общим собранием. Собрание избирало старейшину, совет старейшин, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Должности эти были не только выборными, но и сменяемыми: как только появлялся более сильный (на ранних ступенях развития), более умный, опытный человек (на последующих стадиях), он заменял старейшину. Особых противоречий при этом не возникало, поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя (и своих интересов) от рода, а с другой -- должность старейшины не давала никаких привилегий (кроме уважения): он работал вместе со всеми и получал свою долю, как и все. Власть старейшины основывалась исключительно на его авторитете, уважении к нему других членов рода. Племя управлялось советом старейшин, представлявших соответствующие роды. Совет избирал племенного вождя. Эта должность также на ранних этапах общественного развития была сменяемой и не давала привилегий. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда двух, один из которых был военным вождем). Все это позволяет характеризовать общественную власть при родовом строе как первобытную общинную демократию, не знавшую ни каких-либо имущественных, сословных, кастовых или классовых различий, ни государственно-политических форм. По современной этнографической терминологии это было потестарное правление (лат. «potestas» - власть), но еще не политическая власть. С развитием общества постепенно осознавалась важность хорошего управления, руководства, и постепенно происходила его специализация, а то обстоятельство, что лица, осуществляющие управление, накапливают соответствующий опыт, постепенно приводило к пожизненному отправлению общественных должностей. Немалое значение в закреплении таких порядков имела и возникшая религия. Первобытное общество многие тысячелетия практически не менялось. Его развитие шло крайне медленно, и те существенные изменения в экономике, структуре, управлении и прочие, о которых говорилось выше, начались сравнительно недавно. При этом, хотя все эти изменения происходили параллельно и были взаимообусловленными, тем не менее главную роль играло развитие экономики: именно оно создавало возможности для укрупнения общественных структур, специализации управления и других прогрессивных перемен. Именно в этот период, в эпоху неолита, начались разложение первобытно-общинного строя и постепенный переход к государственно организованному обществу. Постепенно возникает особая стадия развития общества и форма его организации, которая получила название «протогосударство». Социальные нормы В первобытном обществе действовали и определенные правила поведения. К ним прежде всего относились обычаи. Обычаи, т.е. устоявшиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате постоянного применения, играли огромную роль в родовой общине, потому как с помощью них регулировалась жизнедеятельность рода и его членов. В формировании и поддержании обычаев большое значение имели религиозные, мистические представления первобытных людей. Закрепляющие существующий порядок правила поведения, в какой-то части унаследованные от предков, постепенно формируются в систему норм, регулирующих производство и распределение, семейные, родственные и иные общественные связи. Эти правила закрепляют на основе накопленного опыта наиболее рациональные, выгодные для рода и племени отношения людей, формы их поведения, определенную соподчиненность в коллективах и т.п. Возникают устойчивые обычаи, которые отражают интересы всех членов общества, передаются из поколения в поколение и соблюдаются в подавляющем большинстве добровольно, в силу привычки. В случае же нарушения они поддерживаются всем обществом, в том числе и мерами принуждения, вплоть до смерти или равносильного ей изгнания виновного. Изменения в обществе, усложнение социальной жизни приводят к появлению и закреплению новых обычаев, увеличению их числа. В них тесно переплетались мистификация сил природы в виде грозных, могущественных духов и культ духа предков, от которых проистекали обычаи рода. Первоначально закрепляется, видимо, система запретов (табу), на основе которых постепенно появляются обычаи, устанавливающие обязанности и права. На основе генетических связей и языческих культов соблюдение обычаев становилось прочной привычкой, органической потребностью каждого члена рода. Непререкаемость обычая опиралась на кровную связь и общность интересов членов родовой общины, равенство их положения, на отсутствие непримиримых противоречий между ними. В обычаях родового строя не было еще видового различия традиционных, нравственных, религиозных и правовых норм, как это имеет место в цивилизованных обществах. Обычаи рода, племени носили синкретический (слитный, нерасчлененный) характер первоначальных императивов. Характерной особенностью данного этапа развития общества было то, что не сформировались еще отдельные институты - религия, искусство, этика. Поэтому не существовало отдельных видов норм, а были нормы, которые органически включали в себя комплекс религиозных, эстетических и социальных представлений о человеке и окружающем его мире. В современной исторической науке и этнографии нормы первобытного общества получили название «мононорм», специфичных для этого периода истории человечества Першиц А.И. Проблемы нормативной этнографии. Социальные нормы, существовавшие в догосударственный период, имеют ряд признаков. Патриархальная теория Патриархальная теория рассматривает государство наилучшей формой правления, призванной обеспечить общее благо всем членам общества. При этом власть монарха предстает как продолжение власти отца (патриарха) большой семьи, распавшейся на мелкие семьи. Соответственно и основная задача монарха видится в том, чтобы заботиться о своих подданных, создавать условия для достижения общего блага и обеспечивать послушание населения действующим в обществе законам. Аристотель, например, исходил из того, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи. В Китае эту теорию развивал Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Он рассматривал государство как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье. Сторонником патриархальной теории был Р. Филмер (ХУII в.), который в своей работе «Патриарх» доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он, в свою очередь, получил свою власть от бога. Адам был не только отцом человечества, но и его властелином. Монархи являются преемниками Адама и унаследовали от него свою власть. В России последователем патриархальной теории был русский социолог Н. Михайловский (1842 - 1904 гг.). Данная теория получила современное звучание в идее государственного патернализма, т.е. принятии государством на себя заботы о своих гражданах и подданных в случаях наступления неблагоприятной для них ситуации - болезни, инвалидности, безработицы и др. Позитивным в патриархальной теории было то, что ее сторонники, в частности Н. Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. А это возможно лишь в обществе, которое построено по типу семейных отношений. Что такое патриархальное устройство семьи? Подобная ячейка общества, которой присуще сохранение крепких родственных связей с другими поколениями – это группа людей, состоящая из мужа, жены и детей. В таких союзах главную роль играет мужчина: он принимает решения, обеспечивает жену и детей всем необходимым и имеет право последнего слова. Рассмотрим, чем был обусловлен патриархат в прошлом и почему в некоторых браках он остается до сих пор. Во-первых, долгое время в равных условиях больше пропитания для мог достать мужчина. В силу своих повседневных занятий женщина вряд ли могла ходить на охоту или же трудиться на рудниках. Раз муж приносит домой еду и обеспечивает детей – то ему и достанется право голоса при всех важных решениях. Во-вторых, одной из причин является переход от традиционного к индустриальному обществу. Кто мог больше работать на производстве? Правильно, мужчины. Специфика отношения к женщине не могла ей позволить главенствовать. В то время даже образование для «слабого» пола было практически невозможным. Только дамы высших сословий могли пройти обучение, если имели на это желание. Вначале 20 века женщины открыто начали бороться за свои права. Не зря мы отмечаем Международный женский день именно 8 марта – в этот день в 1908 году в Нью-Йорке состоялся первый митинг о равноправии. На сегодняшний день в России, по данным статистики, превалирует традиционный тип семьи над партнерским – многие считают, что уважать мужчину, давать ему главенствующую роль в браке – это значит уважать историю прошлых поколений. Признаки и характеристики патриархальной семьи Давайте посмотрим, что характерно для брака подобного типа. Так как формулировки черт встречаются во многих учебниках размыто, мы подготовили для Вас наиболее полный список: Мужчина – носитель морального авторитета, а потому отвечает и за честь рода. Общество не осуждает и охраняет право «собственности» мужа над женой. Мужчина практически полностью несет ответственность за женщину и детей. Муж материально обеспечивает жену. Родители прививают детям с раннего возраста любовь к труду и ответственность за свои поступки. Глава чтит и уважает супругу, а она – его. Патриархат имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Однако при всех недостатках плюсы перевешивают – разводов в таких браках практически нет, дети и старики всегда находятся на обеспечении, так как это считается одной из традиций подобного общества. Характерные черты семьи патриархального типа поможет проследить следующий красноречивый пример. Ни для кого не секрет, что пара Никиты и Татьяны Михалковых считается очень крепкой – еще бы, более 40 лет в браке, дети, внуки. Сегодняшнему поколению есть чему поучиться у старшего. Статный, волевой характер Никита показал своей будущей жене еще на первом свидании. На тот момент юная Таня работала манекенщицей и всерьез подумывала о карьере модели. На их встречу девушку собирал целый коллектив подруг – она ярко накрасилась, сделала достаточно вызывающую прическу. Как только Никита ее увидел, сразу же повел особу в туалет умываться. Однако Татьяну подобное поведение далеко не оскорбило, оно заставило убедиться ее в том, что Никита видит в ней не только красивую внешность, но и богатый внутренний мир. После свадьбы Михалков настоял на том, чтобы жена бросила модельную карьеру и занялась домашним очагом, – Татьяна уступила. Данный пример показывает, что властный, сильный и придерживающийся традиций мужчина, способен создать крепкий долголетний союз. Однако на этом примеры не заканчиваются. Заключение: социальным регулятором были нормы-обычаи -- правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения в течение длительного времени. Нормы-обычаи были основаны на естественно-природной необходимости и имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Нормы-обычаи имели целью поддержание и сохранение кровнородственной семьи. В них переплетались, чётко не проступая, самые разнообразные элементы: морали, религии, правовых начал. Таким образом, обычаи первобытного общества представляли собой «мононормы», т.е. нерасчлененные, единые нормы. Возникновение права -- закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений. Причины и условия возникновения права во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, как правильные и справедливые. Наиболее ценные из них были санкционированы государством. Список литературы: 1. https://gigabaza.ru/doc/49460.html 2. https://otherreferats.allbest.ru/law/00013998_0.html?ysclid=lbo2phnq2m649798000 3. https://cyberpedia-su.turbopages.org/turbo/cyberpedia.su/s/13xe2e1.html 4. https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnoe_gosudarstvo_usloviya_vozniknoveniya_i_etapy_razvitiya/?ysclid=lbo2qdff9h702800058 |