Российское законодательство Х - ХХ веков Том 1. Российское законодательство XXX веков в девяти томах Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора
Скачать 2.48 Mb.
|
Княжеские уставы и уставные грамоты ВВЕДЕНИЕ Древнерусские княжеские уставы и уставные грамоты представляют собой памятники княжеского законодательства, акты, посвященные вопросам государственного управления, судопроизводства, налогообложения. Большая часть сохранившихся памятников такого рода определяет место церковной организации в системе государства. Появление их было вызвано тесной связью государства и церкви в Средневековье, существованием наряду со светской, государственной властью особой церковной власти митрополита, епископов и их чиновников, которая осуществлялась в общегосударственном и местном масштабах в финансовой сфере, в области управления и суда. Кроме того, церковь обладала рядом привилегий, обусловленных почти безраздельным ее господством в идеологии и особыми условиями формирования и развития публичной власти в раннефеодальном обществе. Княжеские церковные уставы и уставные грамоты о десятинах, судах, церковных людях были документами, в которых отразился договор, определяющий взаимоотношения светской и церковной властей, их функции в государственном управлении и суде, их место в системе феодальной эксплуатации, участие в сборе и распределении даней, договор, устанавливающий разграничение земельных владений, т. е. соотношение земельных, финансовых и иных интересов государства и церкви. Сохранившиеся княжеские церковные уставы можно разделить на группы в зависимости от того, какому периоду истории феодального государства они принадлежат, территорию какого государственного образования охватывает разделение властей по уставу, на какой ступени феодальной лестницы стоят фигурирующие в уставе стороны. К первой группе относятся Устав князя Владимира Святославича о десятинах и церковных людях и Устав князя Ярослава Владимировича о церковных судах. Эти уставы сохранились в большом числе позднейших переработок XIII – XIV вв. и во множестве списков XIV – XVIII вв., но их ранние тексты восходят ко времени существования Древнерусского государства и в их основе лежат установления названных древнерусских князей. В них оговариваются формы и размеры материального обеспечения церкви, и пределы церковной юрисдикции применительно к столичной киевской митрополии. Это обстоятельство, и то, что законодателями в этих уставах выступают великие киевские князья, а в создании Устава кн. Ярослава принимал участие киевский митрополит Иларион, обусловило действие названных уставов на территории всей Руси. Вместе с тем в их тексты вносились новые нормы, отражавшие изменения в соотношении светских и церковных властей в отдельных княжествах в процессе развития феодальных отношений и эволюции государственного строя и самой церковной организации. Таким образом, по спискам церковных уставов Владимира и Ярослава можно не только установить систему материального обеспечения церкви, пределы церковной юрисдикции и нормы церковного права Древнерусского государства, но и проследить развитие этих институтов и норм в различных княжествах Руси в XIII – XV вв. вплоть до тех пор, когда сами княжеские уставы начинают переписываться и перерабатываться уже не как действующие сборники права, а как памятники, имеющие политическое значение в условиях образования Русского централизованного государства. Вторая группа – это уставы и уставные грамоты, возникшие в период феодальной раздробленности в XII–XIV вв. Взаимоотношения княжеской и церковной властей в Смоленской земле в XII в. отражают грамоты князя Ростислава Мстиславича и епископа Мануила 1136–1150 гг. Условия, сложившиеся к тому времени в Новгороде, показывает грамота князя Святослава Ольговича 1137 г. Изменения в положении церкви, связанные с развитием республиканского строя Новгорода, получили выражение в Уставе Всеволода о церковных судах и в уставе церкви Ивана на Опоках, известном как рукописание князя Всеволода Мстиславича. Для истории взаимоотношений государственной власти и церкви на юго-западных и западных землях Руси в XIII – XIV вв. представляют интерес устав галицкого князя Льва Даниловича кафедральной церкви Успения 1301 г. и грамота луцкого и владимирского князя Любарта Гедиминовича соборной церкви и епископу 1321 г. Особое место занимают княжеские уставы и грамоты, не связанные с церковной юрисдикцией. Таковы уставная грамота волынского князя Мстислава Даниловича (около 1289 г.), устанавливающая феодальные повинности в пользу княжеской администрации, и Устав князя Ярослава о порядке надзора за благоустройством новгородских улиц (о мостех). Эти документы являются важнейшими памятниками административной деятельности государственной власти XIII в. в условиях различных земель Руси. В настоящий раздел включены некоторые уставы и уставные грамоты из перечисленных здесь. Уставной грамотой является документ, устанавливающий повинности феодально-зависимого населения, а применительно к церковным грамотам – документ, закрепляющий взаимоотношения светской и Церковной властей в связи с конкретным случаем в определенном княжестве, на определенное время. Уставные грамоты, имевшие местное и временное значение, не пользовались широким распространением и сохранились в небольшом числе списков или даже в единственных списках. Они воспроизводят текст, близкий к первоначальному. В отличие от грамот уставы – памятники более сложного состава. В их основе лежит одна или несколько уставных грамот. Это документы, где уже обобщаются взаимоотношения государственной и церковной властей, существовавшие в течение длительного времени (иногда с момента составления такой грамоты до одной из последних переработок устава в форме соответствующей его редакции) и на различных территориях. Уставы содержат меньше указаний на конкретное место и время их создания, но отличаются широким содержанием, что способствует появлению большого числа их списков и обработок, которые оказываются применимы в различных условиях. В качестве княжеского устава особого типа можно рассматривать и Русскую Правду. Списки княжеских уставов объединяются в редакции, изводы и виды. Редакциями уставов называются крупные переработки памятников, которые отражают изменения в политической, юридической или социально-экономической жизни общества и являются вместе с тем определенными этапами в истории текстов этих памятников. Каждая редакция может быть представлена одним или несколькими (многими) списками. Такими редакциями Устава кн. Владимира являются, например, Оленинская, сохранившая ранний текст XII в., Синодальная, отразившая изменения XIII –начала XIV в., и др. Редакциями Устава кн. Ярослава являются Краткая, сохранившая ранний текст XI в. в незначительном поновлении XIV в., Пространная, зафиксировавшая развитие древнерусского церковного права на рубеже XII –XIII вв., и др. Каждая из редакций может быть связана не только с определенным временем, но и с местом, со столицами княжеств и епископскими кафедрами (Киев, Новгород, Галич, Туров, Владимир Суздальский, Москва, Новогрудок и др.). Изводы представляют собой менее значительные переработки текста уставов, результаты их приспособления к новым условиям места и времени, а также такие изменения, которые появляются при внесении памятника в состав летописи, юридического или другого сборника. Таковы, например, Белозерский извод Краткой редакции Устава Ярослава, который возник в XV в. под пером книжника Ефросина, когда он включал его в свой энциклопедический сборник, и Археографический извод Пространной редакции того же Устава в составе сборника, содержащего наряду с Новгородской Первой летописью многие юридические памятники, списки князей, посадников и епископов. В виды текста объединяются списки памятника, имеющие общие (иногда ошибочные) чтения и восходящие, возможно, к одному общему источнику – списку, называемому архетипом данного вида. УСТАВ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА О ДЕСЯТИНАХ, СУДАХ И ЛЮДЯХ ЦЕРКОВНЫХ Введение Устав князя Владимира определяет место церковной организации в государстве – источники ее материального обеспечения, сферы юрисдикции. Он основан на соглашении между государственной и церковной властями. Устав включает сведения о крещении Руси, создании в Киеве церкви Богородицы, установления о ее обеспечении в форме десятины от поступлений княжеских, судебных, торговых пошлин, от приплодов скота и сборов урожая. Устав содержит ссылку на соглашение князя Владимира с княгиней Анной и князьями-наследниками и нормы о передаче под юрисдикцию церкви круга дел, связанных с внутренней жизнью семьи, других дел, а также дел людей церковных – членов причта и отдельных социальных групп, в зависимости которых была заинтересована церковь. Это документ, отражающий раздел централизованной феодальной ренты и других пошлин между светской и церковной властями в периоды раннего и развитого феодального строя. Устав был введен в науку в 1775 г. Г. Миллером, который опубликовал одну из наиболее поздних его обработок XVI в. в составе Степенной книги. Знакомство с отдельными поздними текстами привело Н. М. Карамзина (1816) к мнению, что Устав представляет подделку, возникшую не позже XIII в. Того же мнения придерживались Е. Е. Голубинский (1880), относивший создание Устава к Новгороду, а также Н.С.Суворов (1888) и А.С.Павлов (1892), датировавшие его XIV в. Расширение числа известных редакций Устава позволило митрополиту Евгению (Болховитинову) высказать мнение (1825), что в основе их лежит один и тот же ранний текст, который можно связывать с именем князя Владимира. Историко-юридическое исследование Устава в сравнении с Русской Правдой и памятниками византийского права привело К. Н. Неволина (1847) и затем митрополита Макария (Булгакова) к выводам, что широкое практическое употребление и поновления Устава явились причиной значительного изменения его текстов в течение столетий. Макарий характеризовал его древнюю основу как первый опыт применения к условиям Руси норм православной церкви и кодификации собственно русского церковного права. Специальное текстологическое исследование памятника С.В.Юшковым (1926), выполненное им на основе научного издания текстов устава В. Н. Бенешевичем (1915) показало, что Устав в том виде, который можно восстановить на основе многочисленных его обработок, принадлежит XII в. и что главным его источником является грамота князя Владимира Святославича начала XI в., подтвердившая ряд привилегий церковной организации на Руси. Мнение о принадлежности общей основы сохранившихся текстов Устава домонгольскому времени разделяют большинство современных исследователей. По нашему мнению, в основе Устава лежит грамота о выделении десятины церкви Богородицы в 995–996 гг., которая была переработана в первоначальный Устав в начале XI в. (до 1011 г.) в связи с учреждением епископских кафедр, распространения на них церковной десятины и установлением церковной юрисдикции. Устав продолжал складываться и развиваться в XI – XII вв. вместе с укреплением и расширением церковной организации. В него были внесены перечни «церковных судов» и церковных людей. Архетипный текст, лежащий в основе существующих редакций, сложился в середине или второй половине XII в. Он закреплял в это время соотношение светской (княжеской) и церковной властей в пределах их юрисдикции и оговаривал формы и размеры материального обеспечения церкви. В процессе расширения числа епископских кафедр в XI–XIII вв. и обеспечения их отчислениями от поступлений централизованной феодальной ренты и пошлин, а затем и населенными крестьянами землями Устав отражал местные условия в положении церковной организации в различных княжествах. Устав известен в семи редакциях, относящихся к XII–XIV вв. и более чем в двухстах списках. Ниже даются две его старшие редакции XII–XIII вв.– Оленинская и Синодальная. Другие принадлежат к более позднему времени: Варсонофьевская редакция возникла в начале XIV в. в Северо-Восточной Руси, Волынская и Печерская принадлежат XIV в. и связаны соответственно с Галичской землей и Туровом, или Пинском. Волынская редакция имела распространение и на территории Молдавии и Валахии. Троицкая редакция и редакция Степенной книги возникли в Москве XVI в. ОЛЕНИНСКАЯ РЕДАКЦИЯ Введение Оленинская редакция, наиболее близкая к архетипному тексту, относится к концу XII – первой половине XIII в. Отдельные группы ее списков, объединяемые в изводы, показывают связь с северо-западными и западными землями: Пушкинский и Археографический изводы – с Новгородом XIV – XV вв., Архангельский извод – с Полоцким княжеством XV в., Архивный – с Галицко-Волынской землей XIV в. Синодальная редакция относится ко второй половине XIII – началу XIV в. Разнообразие текстов (известно шесть изводов этой редакции) связано с ее распространением на всей территории Руси, в том числе на украинских и белорусских землях. Тексты подготовлены по изданию памятника: Древнерусские княжеские уставы XI – XV вв. (издание подготовил Щапов Я. К). М., 1976. В основе издания Оленинской редакции – список Архангельского извода, в большинстве мест лучше сохранившего ранний текст – ГПБ, F. II.251 первой половины – середины XVI в. Указаны существенные смысловые варианты по спискам того же Архангельского извода: СЧ – ГИМ, Синодальное собр. №951 1450-х – 60-х гг. СМ – ГИМ, Синодальное собр. № 996, Новгород, 1545 г. А – БАН.10.4 втор. пол. XVI в. У – ГИМ, собр. Уварова № 482 втор. пол. XVI в. по списку Пушкинского извода: П –ЦГАДА ф. 135, отд. V, I; № 1, Новгород (?) кон. XV – нач. XVI в. по спискам Археографического извода: Ар – ЛОИИ собр. Археографической комиссии № 240 Новгород, серед. XV в. Сл – ГПБ собр. Соловецкого монастыря № 858 / 968 Новгород, 1493 г. Текст 1. 1Во имя отца, и сына, и святаго духа. 2. Се яз, князь великий2 Василей, нарицаемый Володимер3, сын Святославль, внук Игорев (и)4 блаженыя Ольгы, усприал есмь крещение святое от5 греческих цареи6 Константина7 и Василия8 и Фотея патриарха9, взях первого митрополита Михаила10 на Киев11 и на всю Русь12, иже крести всю землю Рускую. 3. И по том летом минувшим, создах церковь святую богородицю13 и дах десятину к ней во всей земли Рускои княжения14 от всего15 суда16 10-тыи грош17, ис торгу 10-тую18 неделю, из домов на всякое лето 10-е всякого стада и всякого живота19 чюднои матери божий и чудному Спасу. 4. И по том20 возрех в21 греческий номоканун и обретох в нем, юже не подобает сих тяжь22 и судов судити князю23, ни бояром, ни судьям его. 5. И сгадав аз со своею княгиною Анною и со своими детьми, дал есмь24 святой Богородици и митрополиту и всем епископом25. 6. А ты26 не ступають27 ни28 дети мои, ни внуци мои, ни род мои в люди церковныя и во все суды30. 7. И31 по всем городом32 дал есмь33, и по погостом, и по свободам34, где крестьяне суть35. 8. А кто вступит на мое дание, суд мне с тем пред богом, а митрополиту проклинати его сбором. 9. Дал36 есмь: роспусты, смильное, заставание37, умыкание, пошибание, промежи мужем и женою38 о животе39, или о племени, или о сватовстве поимутся, ведство40, урекание41, узлы42, зелье, еретичество, зубоядение43, иже44 отца и матерь бьют, или сын и45 дочи46 бьетася47, иже истяжются о задници50. 10. Митрополичи люди церковныи51: игумен, игумениа52, (поп, попадья)53, поповичеве54, чернец, черница, дьякон, дьяконовая, проскурница55, пономарь56, вдовица, калика, стороник57, задушныи человек, прикладник, хромец, слепец58, дьяк, и вси причетници церковныи59. 11. Аще их кто внидет в вину, судити тех митрополиту и епископом опрочи мирян. РАЗНОЧТЕНИЯ 1 Ар в начале заглавие Рукописание святаго князя (Сл далее Владимира), крестившаго Рускую землю (Сл далее святым кресщением); 2–3 Ар Володимер, нареченный в святем крещении Василие; 4 и вставлено по А, У, СЧ, СМ, Ар, Сл; 5–6 П гречкаго царя; 7–8 П нет; 9 Ар далее Цареградскааго; 10 Ар Леона; 11 – 12 П нет; 13 Ар далее Десятинную; 14 Ар далее в соборную церковь; 15 Ар всякого княжа; 16–17 П, Ар десятую векшу; 18 П вторую; 19 СЧ, П жита, П здесь заканчивается текст устава; 20–21 Ар разгнувше; 22 СЧ тяжеб; 23 СЧ князем; 24–25 Ар тыя суды церквам, митрополиту и всем епискупом по Руськои земли; 26 Ар по том; 27 А вступаются. Ар надобе вступатися; 28–29 Ар детем моим, ни внучатом, ни всему роду моему до века; 30 Ар далее их; 31 Ар нет и статья 7 объединена с предыдущей; 32–33 Ар и по волостем; 34 СЧ, СМ слободам; 35 Ар далее И своим тиуном приказываю церковного суда не обидети, ни судити без владычня наместника; 36 Ар А се церковных суды дал; 37 Ар заставалное; 38 Ар далее и; 39 Сч, См далее их; 40 |