Российское законодательство Х - ХХ веков Том 1. Российское законодательство XXX веков в девяти томах Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора
Скачать 2.48 Mb.
|
СЧ, СМ ведовьство; Ар далее зелеиничъство; 41 Ар урекания три; 42 Ар б..дьнею; 43 Ар зубоежа; 44 Ар или сын; 45 СМ, СЧ или; 46 Ар далее или сноха свекровь, или братиа; 47 СЧ, СМ бьются или братья бьються; 48 СМ или; Ар или дети; 49 СМ, СЧ, Ар тяжються; 50 СМ, СЧ далее А се; Ар далее потворы, чародеяниа, влъхвование, узлы; 50–51 Ар А се люди съборныя церкве преданы митрополитом и епископом; 52-53 в основном списке. А, У нет, вставлено по СЧ, СМ, Ар, Сл; 54 СМ, СЧ попович, У поп, дьякон; 55 Ар далее и кто в клиросе; 56 Ар далее дияк, и вси причетники церковный, и дети их; 57 Ар лечець, прощеник; 58 СМ нет; 58–59 Ар нет; КОММЕНТАРИЙ Статья 1 Краткая инвокация (обращение к богу), наиболее распространенная в русских средневековых актах (см. Уставную грамоту Ростислава Мстиславича 1136 г., где инвокация пространнее). Статья 2 Владимир Святославич (ок. 950–1015), князь новгородский (969–980), великий князь киевский с 980 г. Имя Василий получил при крещении (ок. 987–988). Титул князь великий применяется к киевским князьям в Повести временных лет (начало XII в.) – к Олегу, Игорю и Святославу (в договорах с Византией 911, 944, 971 гг.), к Ярославу и Всеволоду (в рассказах о их смерти в 1054 и в 1093 гг.). В Синодальной, Варсонофьевской и Волынской редакциях Устава, восходящих к одному архетипу, применен титул князь. Сам княжеский титул стоит в интитуляции Устава перед именем князя, что характерно для княжеских грамот начиная со второй четверти XII в. (новгородские грамоты князя Всеволода Мстиславича 1134 г. и Изяслава Мстиславича того же года). Василий II (976–1025) и его брат Константин VIII (1025 – 1028) – византийские императоры, современники официального введения христианства на Руси при Владимире (988–989). Судя по вариантам, возможно, что в первоначальном тексте Устава упоминался только один царь, причем без имени. Упоминание младшего – Константина перед старшим – Василием может указывать на включение их имен в 1020-х гг., в царствование Константина. Фотий, патриарх константинопольский (858–867). Христианство получило частичное распространение на Руси уже в 860-е гг. при Фотии и императоре Василии I (867–886), у которого был сын Константин; тогда на Руси появился и первый иерарх, присланный из Византии, как об этом сообщает сам Фотий (без указания имени). Михаил, Леон – возможно, что в первоначальном тексте Устава имя первого митрополита указано не было. Ил.: Учреждение великим князем Владимиром десятины. Миниатюра Радзивиловской летописи конца XV века. Статья 3 Статья закрепляет за церковной организацией в лице киевской Десятинной церкви десятую часть поступлений от централизованной феодальной ренты и других доходов. Святая Богородица – Десятинная церковь освящена в 996 г. По Повести временных лет, Владимир передал ей десятую часть от княжеского имения и от княжеских городов и положи написав клятву в церкви сей с проклятьем тем, аще кто сего посудить (оспорит). Десятина не всегда составляла одну десятую часть от княжеских доходов, торговых и судебных пошлин, поступающую в церковь. В Краткой Правде десятина от суда, собираемая мечником, являлась одной восьмой всех поступлений и одной пятой княжеской части, а десятина от даней, собираемая емцом, – одной шестой всех поступлений и одной пятой доли князя. Торговые пошлины собирались по неделям. В Пушкинском списке Устава XV в. торговая десятина указана в размере 50%. В Турове в XIV в. епископ собирал торговые пошлины две недели в году, вероятно, на ярмарках. Грош имел распространение на западных русских землях XIV – XV вв., входивших в состав Литовского великого княжества. В других текстах Устава упоминается векша – одна шестая часть куны. Десятина – форма обеспечения церковной организации в виде доли княжеских доходов, судебных и торговых пошлин. Грош – мелкая монета. Статья 4 Статья ограничивает пределы светской юрисдикции, осуществляемой князем, боярами и судьями князя, вводя церковное судопроизводство. Греческий номоканон – сборник правил церковных соборов IV – VII вв., правил епископов и установлений о церкви византийских императоров, бывший основным источником церковного права в Византии и вспомогательным источником на Руси (в XI –XII вв. в виде Кормчей Ефремовской редакции). Статья 5 Княгиня Анна (ум. 1011) – сестра императоров Василия II и Константина VIII, выданная за князя Владимира (989) по договору об условиях военной помощи Василию. Упоминание ее в уставе отражает, вероятно, соглашение с ней как представительницей византийского императора – номинального главы восточной православной церкви – о патронате князя над церковной организацией. Митрополичья кафедра создана в Киеве вскоре после принятия христианства, в 995–996 гг.; первые епископии (Белгород, Новгород, Полоцк и др.) возникли в конце X – начале XI в. Статья 6 Статья содержит отказ от вмешательства в церковную юрисдикцию потомков князя, имеющих право на наследование его власти. Род – зд.– потомки по косвенной линии, члены большой семьи. Статья 7 Статья определяет действие закона в пространстве. Законодатель идет не по линии определения границ государства, а перечисляет основные категории населенных пунктов, исключая села. Подчеркивается, что имеются в виду пункты, где живет христианизированное население (крестьяне – здесь: христиане). Свободы (слободы) – поселения, жители которых имели привилегии в выполнении феодальных повинностей. Статья 8 Санкция в духовной форме завершала первоначальный текст Устава. Митрополиту предписывалось периодически собирать епископов на собор (сбор) для решения местных административных и дисциплинарных церковных вопросов. Статья 9 Статья перечисляет дела, подлежащие ведению епископов, характеризует широкую юрисдикцию древнерусской церкви. Почти все перечисленные дела находились вне компетенции княжеского суда, который не составлял конкуренции суду церковному. Осуществляя судопроизводство по определенным делам, церковь превращалась в своего рода судебный орган феодального государства. Промежи мужем и женою о животе – споры между супругами об имуществе, свидетельствующие о существовании в Древней Руси раздельной собственности супругов (см. также ст. ст. 93, 103, 106 Пространной Правды, где говорится об особом имуществе матери, ст. ст. 32–34 Пространной редакции Устава кн. Ярослава, упоминающие кражу вещей в семье). Урекание – оскорбление бранным словом и клеветой. Зелье, зелейничество – изготовление лекарств и приворотных зелий. В Археографическом изводе указано три вида оскорблений: бранным словом, обвинением в изготовлении зелий и в еретичестве. Узлы – один из видов чародейства, изготовление талисманов. Зубоядение – запрещенный, нечестный способ драки – кусание противника (см. также ст. 39 Пространной редакции Устава кн. Ярослава). Иже истяжются о задници – суд по спорам о наследстве между родственниками могли вести и церковные, и светские власти, но, судя по условной форме в ст. 108 Пространной Правды, княжеская власть рассматривала эти дела в каких-то особых случаях. Смильное – незаконная связь мужчины и женщины. Заставание – нарушение супружеской верности, доказанное свидетелями; Умыкание – обрядовое похищение невесты для брака; Пошибание – изнасилование; Или о племени или в сватовстве поимутся – нарушение запретов браков между близкими родственниками и свойственниками; Ведство – колдовство. Статья 10 Статья перечисляет категории лиц, подлежащих особому судопроизводству. Сюда относятся не только члены причта и монашество, но и группы светского населения, не принадлежавшего к основным сословиям феодального общества, в патронате над которыми церковь была заинтересована. Пропуск в Архангельском изводе упоминания об основном священнослужителе (поп, попадья) может быть связан с особым положением православной церковной организации на некоторых землях Литовского великого княжества конца XIV – начала XV в., где суд над священниками осуществляли местные феодалы – светские собственники церквей. Прощеник – человек, получивший прощение, феодально-зависимое лицо. Происхождение прощеника объясняется по-разному: это бывший холоп или бывший свободный. Задушный человек – холоп, отпущенный по завещанию (за душу). Прикладник – лицо, находящееся под патронатом церкви, происхождение которого неясно. Статья 11 Статья говорит об особом порядке судопроизводства по делам лиц, перечисленных в ст. 10: опрочи мирян, т. е., очевидно, без участия светских свидетелей и сторонних людей. СИНОДАЛЬНАЯ РЕДАКЦИЯ Введение В основе издания Синодальной редакции – список Синодального извода из приложения XIV в. к Новгородской Синодальной кормчей 1280-х годов. Список находится в Государственном историческом музее (сокращенно – ГИМ, Синодальное собрание, № 132, лл. 628–630). Текст Устава публикуется по изданию: Древнерусские княжеские уставы XI – XV вв. (издание подготовлено Щаповым Я. Н.)60 [Щапов Я. Н. Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. М., 1976]. Нумерация статей в этом издании несколько отличается от той, которая принята в «Памятниках древнерусского канонического права»61 [Русская историческая библиотека, XXXVI; Пг., 1920]. В вариантах к тексту указаны существенные смысловые разночтения по спискам Крестининского, Румянцевского и Волоколамского изводов Синодальной редакции. Буквенный шифр списков сохранен тот же, что и в издании Я. Н. Щапова. А. Из списков Крестининского извода использованы: 1. АП – список Академический первой четверти XVI в. из Библиотеки Академии наук СССР (Ленинград), 21.5.4, лл. 477 об. – 479 об. (из собр. Плигина, № 14). 2. ИК – список Музейский последней четверти XV в. из Государственного исторического музея, Музейское собрание 798, лл. 256 об. – 258. 3. ЕФ – список Егоровский середины XVI в. из Государственной Библиотеки СССР им. В. И. Ленина, собрание Егорова 248, лл. 748–751. 4. С – список Синодальный 1586–1587 годов из Государственного исторического музея, Синодальное собрание 524, лл. 395–398. 5. АА – список бывшего Антониева Сийского монастыря 1560-х годов из Библиотеки Академии наук СССР, Арханг. Д. 211, лл. 532 об.– 534 об. 6. Ус – список Успенский конца XVI в., составленный в Москве, из Государственного исторического музея, собрание Успенского собора 21/1072, лл. 463, 464–465 об. 7.З – список Забелинский XVII в. из Государственного исторического музея, собрание Забелина 236–399, лл. 409 об., 410 об.– 411 об. 8. ОУ – список Государственной публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина конца XV – начала XVI в. из ГПБ, Q 1.385, лл. 28–30 об. 9. Белоз – список Кирилло-Белозерский 1470-х годов из Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, библиотека Кирилло-Белозерского монастыря 9/1086, лл.97 об.– 102. Б. Из списков Румянцевского извода использованы: 1. РЕ – список Румянцевский последней четверти XV в. из Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, собрание Румянцева, №232, лл. 198–199. 2. Лв – список Львовский 1565 г. из Львовского исторического музея, № 118 (из Собрания Ставропигийского братства церкви Успения во Львове, № 90), Зименский монастырь около г. Владимира-Волынского, лл. 263–264, 259 об. В. Из списков Волоколамского извода использован один список: 1. Вл – список Волоколамский 1560-х годов из Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, собрание Волоколамское 522, лл. 575 об. – 580 об. Текст УСТАВ СВЯТОГО КНЯЗЯ ВОЛОДИМИРА, КРЕСТИВШАГО РУСЬСКУЮ ЗЕМЛЮ, О ЦЕРКОВНЫХ СУДЕХ62 1. Во имя отца, и сына, и святого духа. 2. Се яз, князь Василии, нарицаемы Володимир64, сын Святославль, внук Игорев, блаженыя княгини Олгы, вьсприял есмь святое крещение от грецьскаго царя65 и от Фотия патриарха царегородьского, взях пьрваго митрополита Леона66 Киеву, иже кьрсти всю землю Русьскую святымь крещеньемь. 3. По томь же летом многым минушем создах церковь святыя Богородица Десятинъную и дах ей десятину по всей земли Русьстеи ис княжения в сборную церковь от всего княжа суда десятую векшю, а ис торгу десятую неделю, а из домов на всяко лето от всякого стада и от всякого жита чюдному Спасу и чюднеи67 его матери68. 4. По томь разверзъше грецьскыи номоканон и обретохом в немь, оже не подобаеть сих судов и тяжь князю судити, ни бояром его, ни судьям69. 5. И яз, съгадав70 с своею княгинею с Анною и71 с своими детми72, дал есмь ты суды церквам, митрополиту и всем пискупиям73 по Русьскои земли. 6. А по семь не надобе вьступатися ни детем моим, ни внучатом, ни всему роду моему до века, ни в люди церковные, ни во все суды их. 7. То все74 дал есмь75 по всем городом и по погостом, и по свободам, где76 нъ суть християне77. 8. И своим тиуном приказываю церковнаго суда78, не обидети79 ни судити80 без владычня наместника81. У. А се церковнии суди: роспуст82, смилное83, заставанье84, пошибанье, умычка85, промежи мужем и женою о животе86, в племени или в сватьстве87 поимуться, вельство, зелииничьство, потвори88, чародеяния, волхвования, урекания три: бляднею и зельи89, еретичьство90, зубоежа. или сын отца бьеть91, или92 матерь, или дчи93, или снъха свекровь94, братя или дети95 тяжються о задницю, церковная татба, мертвецы сволочать96, крест посекуть или на стенах режють97, скот или псы, или поткы98 без великы нужи вьведет99, или ино100 что неподобно церкви подееть, или два друга иметася бити, единого жена иметь за лоно другого и раздавить, или кого застануть с четвароножиною, или кто молиться под овином101, или в рощеньи, или у воды, или девка детя повьржеть. 10. Те все суды церкви даны суть102. Князю и бояром и судьям их в ты суды нельзе въступатися. 11. То все дал есмь по пьрвых царев уряженъю и по вселеньскых святых103 семи зборов104 великых святитель105. 12. Аже кто преобидить нашь106 устав, таковым непрощеным быти от закона божия и горе собе наследують. 13. А своим тиуном приказываю суда церковнаго не обидети и с суда107 давати 9 частии князю, а 10-я святей церкви. 14. 108А кто пообидить суд церковный, платити ему собою, а перед богомь тому же отвечати на страшнем суде пред тмами ангел, иде же когождо дела109 не скрыються110 благая или злая, иде же не поможеть никто же кому, но токмо правда111 избавить от вторыя смерти, от вечныа мукы, от хрещения неспасенаго, от огня негасимого. Господь рече: в день месть въздамь сдержащим неправду в разуме, тех огнь не угаснеть и червь их не умреть, створшим же благая – в жизнь и в радость и неизреченную. А створшим злая112 в въскрешенье суда, им же рече113, неизмолим суд обрести114. 15. Еже искони уставлено есть и поручено115 святым пископьям116 городьскые и торговые всякая мерила и спуды извесы, ставила, от бога тако искони уставлено пискупу117 блюсти бес пакости, ни умалити, ни умножити, за все то дати ему слово в день суда великого, яко же и о душах человеческах. 16. А се118 церковные люди119: игумен, поп, дьякон, дети их, попадия120 и кто в клиросе, игуменья, чернець, черница, проскурница, паломник121, лечець122, прощеник, задушьныи человек123, стороник, слепець, хромець. Манастыреве, болнице, гостинници, странноприимнице124. 17. То люди церковные, богаделные125. Митрополит или126 пискуп ведает межи ими суд, или обида или127 котора, или128 вражда, или задница. 18. Аже будеть иному человеку с тымь человекомь речь, то обчии суд129. 19. Кто преступить си правила, яко же ее мы управили по святых отець правилом и пьрвых царев управленъю, кто иметь, преступати правила си, или дети мои130, или правнучата, или в котором городе наместник, или тиун, или судья, а131 пообидять суд церковный, или кто иныи132, да будуть прокляти в сии век и в будущий семию зборов святых отець вселеньскых 133. РАЗНОЧТЕНИЯ 62 АП далее и о десятинех; 63–64 АП Володимер, нареченный а святемь крещении Василии; 65 Вл далее Констянтина; 66 Вл Михаила; 67–68 АП, ОУ Богородици; 69 АП, ОУ, тиуном; 70–71 |