Главная страница

ИДО Познавательные процессы ПОСОБИЕ. Российской федерации федеральное агентство по образованию гоу впо тюменский государственный университет


Скачать 3.17 Mb.
НазваниеРоссийской федерации федеральное агентство по образованию гоу впо тюменский государственный университет
АнкорИДО Познавательные процессы ПОСОБИЕ.doc
Дата06.05.2017
Размер3.17 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИДО Познавательные процессы ПОСОБИЕ.doc
ТипУчебное пособие
#7127
страница20 из 87
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   87

3.1.Понятие о восприятии. Проблема генезиса восприятия Роль моторных компонентов в процессах восприятия


Мир состоит из множества определенных материальных и нематериальных элементов. Однако каждый из нас подгоняет мир под собственные мерки, кои определены нашими человеческими органами чувств.

Для некоторых животных мир состоит в основном из запахов, большей частью неизвестных, для других из звуков, нами не воспринимаемых. Каждый вид обладает рецепторами, позволяющими организму получать информацию, которая наиболее полезна для приспособления к окружающей среде. Т.е. у каждого вида есть собственное восприятие реальности. Постараемся понять, как функционирует человеческий мозг и рецепторы, доставляющие ему информацию, из которой формируется связная картина мира.

Можно ли иметь во внутреннем опыте «чистое» ощущение? Ч.Осгуд, отвечая на этот вопрос, отмечает, что, вряд ли даже наиболее искушенные в интроспекции лица достигают такой степени абстракции, хотя многие из них отвечают утвердительно на этот вопрос. И действительно, можно исчерпывающим образом описать ощущения, получаемые при надавливании на ладонную поверхность; однако при этом они все же выступят как «фигура» на фоне других ощущений, они окажутся воспринятыми в осмысленной ситуации. По-видимому, для новорожденного, как предполагал Вильям Джемс, мир представляет собой смешение слуховых и зрительных чистых ощущений, лишенных организации, но к тому времени, когда ребенок уже может сообщить нам о своем внутреннем опыте, перцептивная организация обеспечивается совокупностью многих бессознательных навыков. У взрослого человека все, что хотя бы приближается к чистому ощущению, вызывает травмирующее переживание: так, иногда легкое движение уха по подушке влечет собой рокочущий звук, подобный тому, который проводит уголь, сбрасываемый в подвал, или приближаются самолет. До тех пор, пока при помощи эксперимента не будет установлен источник этого впечатления и ощущение, так сказать, не «встанет на свое место», мы ощущаем всевозрастающее волнение.

Каковы характеристики феноменов, которые большинство людей определяют как «перцептивные»? Следующие шесть характеристик могут помочь понять, что для них означает этот термин (Ч.Осгуд).

  1. Эти феномены включают организацию периферических сенсорных событий — оглядываясь вокруг, мы видим оформленные объекты в пространстве, а не простые конгломераты цветных пятен.

  2. Они обнаруживают целостность, свойство «все или ничего», например совокупность точек или линий воспринимается как полный образ квадрата или куба.

  3. Они обладают ярко выраженной константностью — белый дом продолжает казаться таким же, несмотря на сильные различия, в освещении в полдень и в сумерках.

  4. Но они также характеризуются свойством транспозиции (переноса) — треугольник может проецироваться на многие различные участки сетчатки, не претерпевая при этом искажений.

  5. Они обладают избирательностью — для голодного организма объекты, связанные с едой, обладают качеством фигуры.

  6. Наконец, они являются очень изменчивыми процессами — регулярное чередование черных и белых узоров на кафельном полу при продолжительном рассматривании его организуется в постоянно меняющиеся структуры.

Что можно сказать на основе всех этих характеристик относительно смысла термина «восприятие»? Этот термин, по-видимому, относится к тем случаям, когда: а) внутренний опыт меняется, несмотря на постоянство лежащих в основе его сенсорных событий, или б) когда внутренний опыт оказывается постоянным, несмотря на изменение сенсорных процессов. Другими словами, термин «восприятие» относится к набору переменных, которые находятся между сенсорной стимуляцией и осознанием, так, как оно обнаруживается в словесном отчете или каким-либо другим способом

Восприятие является непосредственным, чувственно-предметным отражением внешнего мира. Оно наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей непосредственно из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, воображение, эмоции. Восприятие лежит в основе индивидуального познавательного развития человека.

Восприятие - это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств (мы не просто ощущаем запах, а запах духов, не просто видим белое, а белый бант и т.д.)

В формировании восприятия принимают участие ощущения, двигательные компоненты, жизненный опыт индивида, память, мышление и речь, волевые усилия и внимание, интересы, цели и установки человека.

Восприятие возникает на основе ощущений, но оно не сводится к их простой сумме (например, ощущение маленького, легкого, прохладного предмета при закрытых глазах не дает представления о целостности предмета: это может быть все что угодно – скрепка, кнопка, ключ). Восприятие качественно новый, более сложный психический процесс по сравнению с ощущением. Восприятие направлено на узнавание опознавательных признаков воспринимаемого объекта и построение его копии (модели) в сознании. Результат восприятия - тот целостный перцептивный образ объекта, а не отдельные его свойства, информацию о которых дают человеку ощущения. Это, однако, не значит, что вместе с целостным образом объекта не воспринимаются все его мелкие детали.

Существуют две модели формирования образа в процессе восприятия:

  • стимулъная, «чисто» рефлекторная, утверждающая, что появление образа объекта вызвано только его отражением в сознании при воздействии раздражителей на сенсорные каналы;

  • деятельностная, утверждающая, что образ, который человек воспринимает, является не столько результатом реакции психики на раздражители, сколько следствием непрерывного построения субъектом перцептивных гипотез, «встречных» отражаемой среде (человек, используя свой опыт, как бы предвидит основные свойства воспринимаемого объекта).

Сложность изучения восприятия как познавательного процесса состоит в том, что из всех воздействующих признаков в сознании человека отражаются лишь ведущие, а несущественные остаются за пределами восприятия. Это обусловлено не только особенностями объекта, но и тем, что именно в объекте представляет интерес для индивида, с какой целью индивид включился в процесс восприятия, каковы его предварительные установки на восприятие.

Избирательность восприятия состоит в том, что более нужные, представляющие интерес в данный момент предметы или их детали воспринимаются индивидом более отчетливо, а остальные служат для них лишь фоном. Например, при рассмотрении лица собеседника наш взор совершает наибольшие «остановки» на глазах, губах и носе как наиболее информативных источниках внешности. Рассматривая картину, висящую на стене выставочного зала, посетитель воспринимает, прежде всего, изображение на полотне, а не рамку, в которую оно «завернуто». В какой-то мере это позволяет говорить об активности восприятия. Правда, здесь следует учитывать, что сама природа сознания человека активна.

Узнавание объекта как одна из составляющих восприятия зависит от жизненного опыта человека, его знаний об этом объекте. Например, знакомое слово можно восстановить (воспринять) буквально по предъявлении одной-двух составляющих его букв, незнакомое же потребует для этого гораздо больше букв.

Для восприятия иногда требуется концентрация внимания на объекте и определенные волевые усилия.

В процессе восприятия формируется целостный образ: образ предмета, образ ситуации, образ другого человека, образ себя и т.д. Образ восприятия нередко обозначают как перцептивный образ. Построение перцептивного образа тесно связано со способом его обследования. Уже в процессе формирования образа на него воздействуют установки, интересы, потребности и мотивы личности, определяя его уникальность и особенности эмоциональной окраски. В образе одновременно представлены разные свойства объекта: размеры, цвет, форма, фактура, ритм – это целостное и обобщенное представление объекта восприятия, результат синтеза многих отдельных ощущений, которое уже способно регулировать целесообразное поведение.

Таким образом, составной частью процесса восприятия является ощущениекак чувственное отражение отдельных сторон, свойств предметов и явлений объективной реальности. Ощущение выполняет функцию ориентации субъекта в самых элементарных, непосредственных свойствах объективного мира. Если восприятие отражает целостные предметы и ситуации, то ощущение доставляет сведения об отдельных элементах предмета или ситуации. Глядя на стол, мы воспринимаем его как целостную конструкцию, как целостный предмет; в то же время органы чувств информируют нас об отдельных свойствах стола: окраска, тепло или холод, гладкость или шероховатость, вес и т.д.
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   87


написать администратору сайта