Главная страница
Навигация по странице:

  • Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи

  • Истоки Первой русской революции В ходе реформ 60-70-х годов в России на арене общественно-политической борьбы возникли три основных социальных течения

  • Россия эпохи Николая II: экономика, политика, культура, общественная мысль. Революция 1905-1907 гг. в России. Реферат. Россия эпохи Николая ii экономика, политика, культура, общественная мысль. Революция 19051907 гг в России


    Скачать 59.63 Kb.
    НазваниеРоссия эпохи Николая ii экономика, политика, культура, общественная мысль. Революция 19051907 гг в России
    АнкорРоссия эпохи Николая II: экономика, политика, культура, общественная мысль. Революция 1905-1907 гг. в России
    Дата20.12.2021
    Размер59.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат.docx
    ТипРеферат
    #310393
    страница1 из 3
      1   2   3

    Реферат

    На тему

    «Россия эпохи Николая II: экономика, политика, культура, общественная мысль. Революция 1905-1907 гг. в России»

    Содержание:

    1. Введение………………………………………………………………...3

    2. Истоки Первой русской революции…………………………………..7

    3. События 1905-1907 гг. и их результаты………………………………12

    4. Заключение……………………………………………………………...20

    5. Список литературы……………………………………………………..24



    Введение

    Актуальность. Революция 1905-1907 годов была первой революцией эпохи империализма и среди трех русских революций испытала наименьшее внимание со стороны историков. Изменение политического и экономического строя нашей страны вызвало интерес к пересмотру взглядов на историю России, в частности на революционные изменения начала XX века и их последствия. В данной статье предпринята попытка беспристрастно осветить и осмыслить ключевые вопросы исторического периода, пришедшегося на период русской буржуазно-демократической революции, на основе ряда современных публикаций. Данная тема представляет значительный интерес для поиска и выяснения причин и исторических последствий этого важного события в российской истории.

    Историографическая ситуация, складывающаяся вокруг революционных (и не только революционных) вопросов, прямо или косвенно зависит от политической обстановки в стране. По крайней мере, в России эта связь давно приобрела хрестоматийный характер. Так было и при царизме, и при советской власти. Так обстоит дело и сегодня. Естественно, оценки, герой и предмет исторических трудов изменились, но приходится с сожалением констатировать, что объективной научной истории трех русских революций нет, несмотря на огромное количество публикаций различного достоинства, и политической направленности, как у нас, так и за рубежом.

    В последние годы в России произошли изменения в общественно-политической системе, официальной идеологии, нравственных ценностях. Процесс смены историографической парадигмы также болезнен и сопряжен с большими издержками и провозглашен курс на замену классово-формационного марксистского подхода цивилизационным. Выстраивается совершенно новый набор научных приоритетов. Некоторые исследователи переключаются на модные, оппортунистически выгодные темы, а на" деидеологизированном " книжном рынке правят бал безвкусица, погоня за сенсацией и желание вытащить как можно больше исторической грязи, особенно если это касается революционеров и коммунистов.

    Ряд организаций до сих пор не могут или даже не хотят четко обозначить свой статус: политическая партия или общественное движение? Для решения этих и других вопросов полезно будет обратиться к опыту революций 1905-1907 гг.

    Именно в этот период в России очаги противостояния власти и общества слились в единый системный национальный кризис. Беспрецедентное обострение социально-экономических, внутриполитических и внешнеполитических, идеологических и национальных противоречий привело к первой русской революции - революции 1905-1907 годов.

    Цель исследования прояснить и проанализировать основные черты и характер первой русской революции 1905-1907 годов.

    Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

    • Проанализировать историографическое и источниковедческое состояние проблемы;

    • Выяснить причины революции 1905-1907 гг.;

    • Охарактеризовать ход и результаты революции 1905-1907 гг.;

    • Определить истинное место и роль политических партий в создании массовых организаций и разработке основных направлений их деятельности;

    • Хронологически объем исследования охватывает период первой русской революции 1905-1907 гг. Первая революция была одним из поворотных моментов в истории нашей страны, который во многом повлиял на все ее последующее развитие. партия революции в России

    • Территориальные рамки исследования прослеживаются в масштабах всей Российской империи.

    Методологическая основа работы базируется на принципах историзма и критического подхода к использованию информации, содержащейся в различных источниках, с целью уточнения объективной картины действительности.

    Современный уровень развития исторической науки потребовал радикального пересмотра многих устоявшихся позиций.

    В историографии проведено всестороннее исследование взаимоотношений политических партий и массовых организаций в период революции 1905-1907 гг. Вводятся в научный оборот новые исторические источники, анализируются уже известные источники без предвзятости, негативизма и идеализации. Это позволило значительно расширить и углубить наше понимание и оценку деятельности партий и организаций в период первой русской революции, развенчать многие догмы и мифы, накопившиеся в этой области, а также лучше понять историю становления политических и общественных институтов и гражданского общества в нашей стране.

    Историография. Среди горячо обсуждаемых событий XX века выделяется революция 1905-1907 годов. В калейдоскопе меняющихся оценок, сенсационных "открытий" и "закрытий" они просто старались об этом забыть. До сих пор она ассоциируется с мифологизированными образами, созданными в 1930-1940-е годы: руководящая роль тогда еще не существовавшей большевистской партии, вооруженные восстания в Красноярске и Чите, предательская роль либералов и т. д.

    В последний раз, в 1985 году, появилось постановление ЦК КПСС "О 80-летии революции 1905-1907 годов в России", в очередной раз закрепившее ее концептуальную схему, далекую от исторических реалий начала ХХ века, но в рамках которой предписывалось освещать революционные события.

    Во исполнение постановления руководящего органа партии проводится большое количество различных конференций, материалы которых дают представление об основных направлениях изучения проблемы и полученных результатах.

    Как видим, приоритет был отдан изучению большевиков и их влияния на основные группы местного общества. В то же время конференции зафиксировали пробуждение интереса к другим политическим объединениям, и именно тогда заявили о себе будущие ведущие специалисты в области исследований эсеров, меньшевиков, анархистов, кадетов и октябристов С. В. Макарчук, О. А. Гарус, А. А. Штырбуль, Г. А. Порхунов, А. Л. Афанасьев, Г. А. Ноздрин, В. В. Кучер, Ю. П. Родионов, А. Е. Плотников и др.

    После 1985 года произошло резкое падение интереса к "опальной" революции и кардинальные изменения в ее научной сфере.

    Характерной чертой современного этапа изучения Первой русской революции является увеличение числа обобщающих публикаций по истории начала ХХ века, в которых события 1905-1907 годов рассматриваются фрагментарно. Речь идет о работах, посвященных прошлому отдельных городов, территориально-административных образований (области, края, республики). Для них по отношению к анализируемой проблеме характерен "объективистский" подход, который сводится к краткому изложению фактического материала, без соответствующих обобщений и идеологических штампов недавнего прошлого. При таком подходе перечисляются уже известные события 1905-1907 годов. В этом нет ничего плохого для популярных произведений. Их авторы очистили исследовательское поле от наиболее одиозных выводов и оценочных суждений, не соответствующих историческим реалиям исследуемого периода.

    Советская историография, посвященная России начала XX века, характеризуется явной политизированностью. Это вполне понятно. Период 1900-1914 годов, время столкновения различных потенций исторического развития страны. Стремительное развитие той эпохи во многом определялось противостоянием политических и общественных сил, отражавших иное видение настоящего и будущего России. Остро стояла проблема выбора вариантов и моделей государственного и общественного развития.

    При анализе событий начала XX века на точку зрения исследователя оказывали влияние научная конъюнктура, текущий политический момент, укоренившиеся клише и стереотипы, а зачастую и прямые идеологические заказы. Субъективные предпочтения авторов повлияли на определение роли партий и личностей, раскрытие причинно-следственных связей, оценку событий и общую характеристику той эпохи.

    В советской литературе 20-30-х годов тема развивалась по формуле М. Н. Покровского "История-политика, обращенная в прошлое". Тенденциозность в виде принципов партийности и классицизма была провозглашена основой теории и методологии исторического исследования. Формационно-классовый подход связывал период 1900-1914 гг. с созреванием предпосылок перехода от капитализма к социализму. Отбор материала для темы доказал закономерность и неизбежность октябрьской революции 1917 года. События 1905-907 гг. Они были обозначены Лениным как "генеральная репетиция Октябрьской революции". В советской историографии сформировалась и закрепилась терминология, направленная на обоснование большевистской концепции. Период с 1907 по 1910 год назывался "третьей июньской монархией и политической реакцией в стране", а 1910-1914 годы трактовались как "новый подъем революционного движения". Освещая события, большевистская партия неизменно оказывалась в их центре. Другим политическим силам уделялось гораздо меньше внимания, в то время как они оценивались однозначно критически. Большевистская концепция нашла свое окончательное выражение в " Кратком курсе истории ВКП(б)", где начало XX века представлено как история победоносного наступления большевиков, их бескомпромиссной борьбы и разгрома врагов партии.

    В советской историографии закрепилась ленинская классификация социальных течений в России начала XX века, разделившая их на три политических лагеря: самодержавно-помещичий, либерально-буржуазный и революционно-демократический. В то же время самодержавие представлялось как "европейский жандарм, бастион реакции" и "форма политического господства крепостников-помещиков, их диктатура". Взгляды русских историков Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, Б. Н. Чичерина на надклассовый характер царской власти подвергались настойчивой критике. В Малой советской энциклопедии 1932 года говорилось: "По вопросу о сущности царского самодержавия в литературе единственно верным является определение Ленина."

    Некоторые новые подходы к изучению революции 1905-1907 годов были определены уже к началу так называемой "перестройки". Так, в первой половине 80 - х годов увидел свет интересный и богатый фактический материал С. Ф. Шацилло и В. В. Шелохаева по истории русского либерализма, Д. А. Колесниченко о трудовиках, П. Н. Зырянова - о Русской Православной Церкви, В. Н. Женевского-о ненуродытах партий для крестьянства, Ю. Б. Соловьева-о дворянстве и его взаимоотношениях с монархией в период революционных потрясений 1905-1907 годов. Трудно переоценить значение фундаментального труда "Кризис самодержавия" под редакцией В. С. Дьякина, треть которого посвящена периоду революции (соответствующие разделы написаны Р. С. Ганелиным). В таком академическом официозе, как коллективная монография "Рабочий класс в первой русской революции 1905-1907 годов", выход которой был приурочен к 75-летию этого события, много нетрадиционных моментов, хотя ни о каком прорыве к новым берегам в то время не могло быть и речи.

    Тем не менее "идеологическая дисциплина" требовала от историков не выходить за рамки официальной схемы, основными элементами которой были: почти бесспорный подход к историческому процессу (1905 г. генеральная репетиция Октября), признание монополии большевиков на подлинный революционизм и верность идеалам социализма, крайне предвзятое отношение к правящей "верхушке" и либералам, аксиоматическая позиция гегемонии пролетариата в освободительном движении, переоценка исторического опыта и глобального значения первой русской революции. Не могло не настораживать и другое: сравнительно небольшая доля серьезных научных исследований по этой проблеме по сравнению с нынешним потоком научно-популярной литературы, которая носила в значительной степени компилятивный характер и практически не двигала науку вперед.

    Истоки Первой русской революции

    В ходе реформ 60-70-х годов в России на арене общественно-политической борьбы возникли три основных социальных течения:

    • Дворянско-консервативное;

    • Буржуазно-либеральное;

    • Революционно-демократическое.

    В последующие годы эти тенденции развивались, и процесс их формирования в политические партии был завершен только во время первой русской революции.

    Основное ядро консервативного течения составляли консервативно настроенные землевладельцы. Царское правительство стремилось укрепить свое экономическое положение путем предоставления различных льгот и сохранения полуфеодальной эксплуатации крестьян. Созданный правительственный лагерь обладал огромной властью. Главной целью правительственного лагеря было сохранение неограниченного самодержавия в стране.

    Идейному укреплению самодержавия должна была служить " теория официальной национальности”, оформившаяся в 30-40-е годы XIX века. В основе теории лежала триада-самодержавие, православие и народность. Идея незыблемости самодержавия и православия, якобы вековая приверженность к ним патриархального, послушного народа, все это развивалось в предшествующую эпоху.

    Остроте общественно-политической борьбы в стране способствовали постоянные политические колебания в правительственной среде, некоторые представители которой находились под влиянием либерально-монархических взглядов. В это время государственный либерализм развивался как компромиссное направление, возникшее под влиянием общественно-политической борьбы, и была разработана теория постепенных реформ и мирного разрешения социальных проблем, в развитие которой значительный вклад внес историк К. Д. Кавелин (1818-1885).

    Среди части консервативных дворян, недовольных реформой 1861 года, существует течение, направленное на ограничение самодержавия, на создание узкородственной, олигархической дворянской конституции, призванной закрепить господствующую роль дворянства в политической и экономической жизни страны. Сторонники "защитных принципов" группировались вокруг наследника престола цесаревича Александра Александровича.

    И все же, несмотря на некоторые разногласия в правительственном лагере, главной целью этого блока было сохранение неограниченного самодержавия в стране и того общественного строя, который сложился в России в ходе многовековой истории.

    Либерализм как особое идейно-политическое течение возник в России в период кризиса феодального строя в середине XIX века. По своему идейно-политическому содержанию либерализм был буржуазным явлением, поскольку отражал интересы капиталистического развития страны. Состав ее неоднороден: либеральные помещики, либерально-монархическая буржуазия, буржуазная интеллигенция. На разных этапах своей эволюции эти социальные силы играли различную роль. Характерной чертой развития либерализма в первые десятилетия после реформ было то, что основными носителями либеральных идей были буржуазные слои дворянства и интеллигенции, а их деятельность проходила преимущественно в рамках земских учреждений. Буржуазия, выросшая по приказу правительства, была политически инертна.

    В 60-70-е годы земские либералы стремились расширить сферу деятельности земских учреждений в местной хозяйственной и культурной жизни, получить право на участие в государственном управлении. С середины 70-х до середины 90-х годов основным проявлением либерализма была подача обращений и петиций с изложением основных требований: необходимость созыва губернского совета, реформа Государственного Совета, расширение полномочий органов местного самоуправления, установление в России буржуазных свобод, отмена сословных привилегий и т. д. В то же время некоторые радикальные представители земств обратились к нелегальной политической деятельности. К началу 90-х годов в либеральном движении наметились новые тенденции.

    Выделяют два направления: радикальное (конституционное), представленное одним из руководителей Тверского земства И. И. Петрункевичем (1843-1928), и умеренное, возглавляемое председателем Московского земского совета Д. Н. Шиповым (1851-1920). Земские конституционалисты, подав письмо Николаю II, надеялись на понимание с его стороны. Но царь назвал призывы либералов "бессмысленными мечтами"." Установившийся буржуазно-либеральный лагерь стоял в оппозиции к самодержавной власти, требовал ее ограничения и в то же время был готов пойти на соглашение с царизмом.

    Революционно-демократическое движение в России, как и в странах Западной Европы, возникло в период перехода к капиталистическим отношениям. Особенность русского исторического процесса состояла в том, что на раннем этапе руководство борьбой за преобразования принадлежало не буржуазии, а дворянству. Как известно, история революционного движения в стране началась с декабристов. Но на первом этапе (1825-1861) революционного движения не было единства между революционерами и народом.

    На втором этапе (1861-1895) освободительного движения главной фигурой движения стали революционеры-разночинцы. Есть два центра революционного движения: один в Лондоне при редакции журнала “Колокол " (А. И. Герцен и Н. П. Огарев), второй-в России вокруг редакции журнала “Современник” (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов).

    Их демократические, антилиберальные традиции были переняты народниками 70-х годов. Идеологической основой народничества была теория общинного социализма. Они идеализировали крестьянскую общину, артели и ремесла как виды единого "народного производства". Капитализм в России, как они считали, не имеет почвы для своего развития, он искусственно " посажен” в стране.

    Основы идеологии революционного народничества были сформулированы А. И. Герценом (1812-1870), Н. П. Огаревым (1813-1877) и Н. Г. Чернышевским (1829-1889), пытавшимися найти оригинальный, “укороченный” по сравнению с Западом путь развития, соответствующий интересам народных масс. Основными теоретиками народничества в 70 - е годы XIX века были М. А. Бакунин (1814-1876) - анархистское, или бунтарское направление, П. Л. Лавров (1823-1900) - пропагандистское направление, П. Н. Ткачев (1844-1885/1886) - конспиративное, или якобинское направление. В своих взглядах они разделяли то, что коренные проблемы социально-экономической жизни народов не могут быть решены вне революции, так как интересы эксплуатируемых масс и эксплуататорского меньшинства непримиримы. Различия между тремя направлениями радикальной народнической мысли были связаны с взглядами их идеологов на движущие силы революции, на роль различных классов и сословий в революционном движении, на задачи и тактику борьбы.

    В 1876 году было создано тайное революционное общество народников “Земля и воля ". В 1879 году из-за разногласий в методах борьбы в связи с переходом некоторых народников к террористической деятельности были образованы две организации: “Черная дивизия” и “Народная воля”. Основателями "Народной воли" были А. И. Желябов, А. А. Квятковский, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская и др. Программа организации ставила задачи: уничтожение самодержавия, созыв Учредительного собрания, демократические свободы, передача земли крестьянам. Народовольцы занимались агитацией во всех слоях населения, организацией террора (8 покушений на Александра II и его убийство 1 марта 1881 года). Массовые аресты, идейный и организационный кризис привели к поражению “Народной воли”.

    "Черную дивизию" возглавляли Г. В. Плеханов, Я. В. Стефанович и другие. Они взяли за основу своей деятельности борьбу за экономические преобразования, за "черный передел" - за радикальный передел земельной собственности. Осенью 1880 года произошли сдвиги во взглядах чернопередельцев, и в 1883 году ее лидеры основали группу "Освобождение труда".

    С середины 90-х годов начался новый этап русского освободительного движения, который Ленин назвал пролетарским. Но впервые русские рабочие протестовали против насилия и эксплуатации еще в 60-е годы XIX века. Эти демонстрации больше походили на крестьянские бунты. В 1970-е годы рабочее движение находилось под сильным влиянием популизма и продолжало оставаться частью общедемократического движения. В эти годы первобытные бунты стали сменяться забастовками. Лидерами рабочего движения являются П. А. Алексеев, В. Герасимов, А. Петерсон, С. Халтурин и др.

    Первые политические организации пролетариата - "Южнорусский союз рабочих “(Одесса, 1875) и” Северный союз русских рабочих" (Санкт-Петербург, 1878-1880) - способствовали активизации рабочего движения, его продвижению по пути самостоятельного и сознательного действия.

    Растущее рабочее движение создало предпосылки для рождения социал-демократии в России, для распространения революционной теории. Основную миссию распространения марксизма в России в 80-е годы взяла на себя группа “Освобождение труда”. Она видела свои цели в распространении идей социализма, в критике ошибочных взглядов народников, в разработке и объяснении важнейших вопросов и явлений русской общественной жизни с позиций теории социализма. Деятельность Г. В. Плеханов и его группа также связаны с началом разработки проекта программы партии.

    В самой России в это время формировались социал-демократические группы и кружки. Наиболее известные из них: Д. Н. Благоев (1855-1924), П. В. Точисский (1864-1918), М. И. Бруснев (1864-1937). Всего за этот период в 24 губерниях России насчитывалось 10 групп перехода от народничества к марксизму и 53 социал-демократических организации. Основное внимание уделялось политическому воспитанию и культурному развитию трудящихся, воспитанию сознательных вождей масс. Деятельность группы "Освобождение труда" и социал-демократических кругов в России заложила основы теории и программы социал-демократической партии.

    Большой вклад в становление и развитие российской социал-демократии как идейно-политического направления внес В. И. Ленин (Ульянов) (1870-1924). В своих работах 90-х годов он обосновывал идею гегемонии пролетариата в освободительном движении, рассматривал союз рабочего класса и крестьянства как решающую силу общественного прогресса, анализировал перспективы демократической и социалистической революции, писал об организации пролетарского авангарда в самостоятельную политическую партию.

    В. И. Ленин вел идеологическую борьбу против либеральных народников и "легальных марксистов". Выдвигая программы реформ, народники 90-х годов ставили задачу улучшения положения крестьянства при сохранении основ российского общества. "Легальный марксизм" как идейно-политическое течение либерально-буржуазной интеллигенции во главе с П. Б. Струве, Н. А. Бердяевым и др. отрицал существование классовых антагонизмов и представлял государство как вечную надклассовую категорию.
      1   2   3


    написать администратору сайта