Главная страница
Навигация по странице:

  • РОССИЯ И МИР В XXI ВЕКЕ РОССИЯ И МИР В XXI ВЕКЕ

  • РОССИЯ И МИР В XXI ВЕКЕ

  • РОССИЯ И МИР В XXI ВЕКЕ ПОСТМОДЕРНИЗМ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ 63 ни. Это – человек, следующий потоку сознания

  • Россия и мир в xxi веке


    Скачать 459.33 Kb.
    НазваниеРоссия и мир в xxi веке
    Дата26.04.2022
    Размер459.33 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаpostmodernizm-kak-yavlenie-kultury.pdf
    ТипЛитература
    #496997
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    ПОСТМОДЕРНИЗМ
    КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
    РОССИЯ И МИР В XXI ВЕКЕ
    58
    Л.В.Скворцов
    ПОСТМОДЕРНИЗМ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
    Скворцов Лев Владимирович – доктор
    философских наук, профессор, заместитель
    директора ИНИОН РАН.
    Постановка проблемы постмодернизма сегодня может показаться несколько искусственной. О постмодернизме создана огромная литература: он проанали- зирован с различных сторон – исторической, персональной, содержательной.
    Определилось и полярное отношение к нему – позитивное и негативное. К по- зитивной оценке постмодернизма склоняются теоретики, которые обнаружили кардинальные несоответствия между верой Просвещения в универсальные исти- ны Разума и действительностью. Негативное отношение высказывают мыслите- ли, стремящиеся сохранить в неприкосновенности традиционные религиозные и философские нравственные константы.
    В тени, однако, остается ключевой для оценки постмодернизма вопрос: что такое постмодернизм как явление культуры? Постмодернизм – это не только совокупность эпистемологических идей. Он оказал воздействие на ли- тературу, кинематограф, изобразительное искусство, архитектуру, гумани- тарное знание в широком смысле этого слова. Некоторые теоретики считают, что такое глобальное явление, как Интернет, является практическим выраже- нием доктрины постмодернизма, поскольку в своей сущности является гипер- текстом, характеризующимся деперсонализацией, децентрированностью, цитат- ностью, интертекстуальностью.
    Для того, чтобы дать адекватную оценку постмодернизму как явлению культуры, необходимо прояснить, как постмодернизм понимает цивилизацион- ное пространство и цивилизационное время.
    Цивилизационное пространство – это совокупность ценностей, определяю- щих выбор человеком форм, образов жизни, нравственных правил, разрешений и запретов поведения, ориентаций общественного самосознания. Иными слова-
    РОССИЯ И МИР
    В XXI ВЕКЕ

    РОССИЯ И МИР В XXI ВЕКЕ
    ПОСТМОДЕРНИЗМ
    КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
    59 ми, цивилизационное пространство в этом контексте поднимается как логос цивилизации.
    Время цивилизации – это единство настоящего с прошлым и будущим, вы- ражающееся в осознанном сохранении живой традиции, в активном к ней отно- шении.
    Таким образом, прояснение понимания постмодернизмом цивилизационного пространства и цивилизационного времени совпадает с прояснением другой ключевой проблемы, а именно: как соотносятся позиции постмодернизма с ци- вилизационной истиной.
    Сводя реальность к тексту, постмодернизм как бы уходит от этой про- блемы. Истина оказывается заключенной в самом постмодернизме, поскольку он есть текст, а текст совпадает с реальностью. Однако это лишь видимость решения вопроса. Неслучайно критики постмодернизма считают, что он может и должен быть преодолен.
    Приставка «пост» теперь присоединяется к самому постмодернизму. Пост- постмодернизм обозначает границу разрыва с постмодернизмом, создающую ос- нование для суждения: постмодернизм умер и принадлежит теперь лишь исто- рической памяти.
    Однако можно ли считать этот приговор объективным и окончательным?
    Или это суждение субъективное, выражающее настроение теоретической скуки, которая возникает в медиуме исследований постмодерна: все проговорено, а повторение уже кажется бессмысленным. Поэтому необходим постпостмодерн
    1
    Прояснить ситуацию может лишь ответ на вопрос: отражает ли постмодер- низм странности новой цивилизационной реальности или же он выразил лишь свой взгляд на особенности интеллектуальной деятельности в современной ситуации гуманитарного знания? Если он отразил парадоксы новой цивилиза- ционной реальности, то его преодоление зависит от того, исчезла ли пара- доксальность этой реальности. Если постмодернизм – это субъективный взгляд на реальность наряду с другими субъективными воззрениями, то его
    «преодоление» не может составлять серьезной проблемы. Постмодернизм можно считать преодоленным так, как преодолевается устаревший стиль одежды, вы- тесняясь новой модой.
    Проблема, стало быть, состоит в интерпретации постмодернизма. Итак, что такое постмодернизм?
    1. Постмодернизм: Эрозия цивилизационного понимания
    Ответ на поставленный вопрос лежит на поверхности: постмодернизм – это эрозия цивилизационного понимания, отрицание сущности цивилизации как определенной целостности, образуемой исторически сложившейся гармонией

    ПОСТМОДЕРНИЗМ
    КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
    РОССИЯ И МИР В XXI ВЕКЕ
    60 частей общественного организма
    2
    . Вместе с тем этот ответ нельзя принимать на веру; он требует своей расшифровки.
    Буквальная расшифровка понятия «постмодернизм» обнаруживает его амби- валентность. Если понятие «модерн» толкуется как отличная от прошлого со- временность, как специфика настоящего, то постмодерн должен означать вы- ход за пределы современной цивилизации, особенности отношения настоящего к будущему. Можно ли в этом случае трактовать постмодернизм как футуризм?
    Очевидно, что такая трактовка была бы некорректной. Футуризм – это «вы- брос» модерна, конкретное явление в истории культуры, ориентировавшееся на разрушение классических традиций, на новый тип ментальности, формирую- щейся под воздействием бурного прогресса техники.
    Однако понятие постмодерн можно трактовать не только как выход за пределы настоящего путем ориентации на новый технический прорыв в буду- щее. На самом деле, преодоление настоящего можно понимать и как ориента- цию на цивилизационное прошлое. Причем такая ориентация может иметь свои преимущества, поскольку она конкретна и определенна. Если субъект свобо- ден, то истинная ориентация становится делом его выбора.
    А это значит, что как прошлое, так и будущее с равными основаниями могут становиться ориентирами свободного выбора в настоящем. Но как соче- тать противоположные по своей направленности ориентиры в качестве истины цивилизационной ориентации? Постмодернизм находит свой ответ на этот во- прос.
    Если постмодернизм трактуется как явление культуры, то расшифровка его своеобразия должна определяться отношением к духовному смыслу эпохи модерна.
    Каков основной этос эпохи модерна? Эпоха модерна имеет своим духов- ным истоком признание социальных и нравственных универсалий в качестве истины цивилизационной жизни. Эпоха модерна – это качественно новая ду- ховная эпоха в эволюции цивилизации. Она утверждает себя как эпоха Разу- ма, универсальные истины которого призваны вытеснить духовные предрассуд- ки, постулируемые слепой верой в качестве абсолютной и всеобщей цивилиза- ционной истины. Такое вытеснение было призвано прояснить новую общечеловеческую перспективу, открыть новый мир, свободный от религиозных войн, фанатизма, этнических и иных предрассудков. Принципы Разума создают веру в нового идеального субъекта, человека разумного, жизненные принципы которого универсальны и не зависят от его расового, социального, нацио- нального происхождения. Принципы Разума понимаются как реальная онтология новой жизни.
    Постмодернизм осуществляет деструкцию этих представлений. В контексте постмодернизма принципы оказываются лишь «материей» дискурса, текста, а не онтологией истины жизни. Это представление основано на реальном исто-

    РОССИЯ И МИР В XXI ВЕКЕ
    ПОСТМОДЕРНИЗМ
    КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
    61 рическом опыте ХХ в., обнажившем очевидное противоречие между такими уни- версалиями Разума как свобода, справедливость, равенство, братство и дей- ствительностью: Первая и Вторая мировые войны разбили вдребезги хрусталь- ные замки, построенные в самосознании идеологов эпохи модерна. Во что те- перь превратились универсалии Разума? Как бы сказал великий Шекспир – в слова, слова, слова…
    Разумеется, не постмодернизм обнаружил противоречие между универса- лиями Разума и реальностью исторической жизни. Это противоречие было об- наружено гораздо раньше. Но всегда возникал один и тот же вопрос: что произойдет с обществом, если онтологический характер универсалий Разума будет подвергнут радикальному отрицанию?
    Если в них нет истины, то как оценивать политические решения, дейст- вия и поступки государственных деятелей и частных лиц? Все они превраща- ются в ряд феноменальных реальностей. Вместе с тем исчезают различия меж- ду свободой и несвободой, справедливостью и несправедливостью, моральным и аморальным, между благородством и подлостью, геройством и трусостью, честностью и воровством, верностью и предательством. Благородное стремле- ние примирить непримиримое порождает своеобразную хитрость разума, кото- рая подчиняет универсальные принципы задачам торжества различных частных интересов. Так возникает воляпюк, своеобразная карикатура на духовный этос Просвещения. Он становится той рассадой, из которой возникают разру- шающие твердые принципы Просвещения новые духовные растения. Шарль Бодлер дал метафорическое определение этим духовным растениям – «Цветы зла».
    Можно сказать, что это – исходная точка, разрушающая основания модернист- ского понимания сущности универсальной цивилизационной истины.
    Вполне понятны попытки противостоять постмодернизму, сохранить уни- версальные истины эпохи модерна в их чистом виде
    3
    . Но для этого необходи- мы непростые диалектические аргументы.
    Известный культуролог Юрген Хабермас утверждает, что модерн – это
    «незавершенный проект». Если это так, то преодоление модерна постмодер- низмом следует считать теоретически нелигитимным. На самом деле, нельзя применять понятие «пост» к тому, что все еще находится в состоянии ста-
    новления. Лишь полное раскрытие смысла эпохи модерна позволит дать его адекватную оценку. В этой связи Юрген Хабермас предпринял анализ истори- ческого смысла понятия «модерн». «Модерн» можно толковать как процесс бесконечного движения к точке абсолютного осуществления принципов Разума.
    При таком истолковании «преодоление» модерна постмодернизмом оказывается бессмысленным: модерн как раз и предполагает постоянный выход за пределы сложившихся форм. Используя силу этого аргумента, Хабермас обращается к истории возникновения и использования термина «модерн».

    ПОСТМОДЕРНИЗМ
    КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
    РОССИЯ И МИР В XXI ВЕКЕ
    62
    Термин «модерн» появлялся в Европе всякий раз, когда определялось от- ношение к древним образцам и прежде всего образцам античной классики. В
    V в. он служил для разграничения христианского настоящего и римского язы- ческого прошлого.
    Рождение науки и представление о бесконечном прогрессе знания породи- ли новую форму модернистского сознания. Утвердившееся представление, со- гласно которому история являет собой бесконечное приближение к обществен- ному и моральному совершенству, становится своего рода оправданием испол- ненного радикализма бунтарского сознания. Каждое новое поколение воспри- нимает бунтарскую позицию как истину современности. В этом смысле модер- нистское самосознание можно считать вечным явлением, существующим всегда там и тогда, где и когда имеет место процесс преодоления разрыва между универсалиями Разума и социальными от него отклонениями. В этом и заклю- чается прогресс исторического творчества, его смысл.
    Однако оправдание бунтарского сознания необходимостью прогресса твор- чества заключает в себе серьезный теоретический изъян. Каждый момент ис- торического времени является единством прошлого, настоящего и будущего. В силу этого абсолютизация бунтарской позиции как цели в себе означает от- ступление от цивилизационной истины. Это отступление на практике сопрово- ждается деструкцией цивилизационных констант, подменой подлинных убежде- ний идеологическим маскарадом. А это – реальная почва нигилизма как пол- ного отрицания истины универсалий Разума.
    Этот процесс находит свое отражение в искусстве, в деструкции класси- ческих традиций, отрицании академических школ, утверждении в качестве ис- тины различных форм художественного эпатажа. Парадоксальным образом, од- нако, отрицание классического искусства становится путем, ведущим к пре- вращению авангардистского искусства в составную часть академического истеблишмента.
    Возникает вопрос, не становится ли модернизм тем константным исходным образцом для подражания, каким в свое время была античность? Если это так, то бунтарское, радикальное сознание следует признать лишь временным протуберанцем на Солнце новой цивилизационной целостности. В этом случае проект эпохи модерна сохраняет свой позитивный смысл, поскольку речь идет об историческом осуществлении универсалий, истинных в себе, получающих свое прогрессивное и все более полное воплощение в действительной жизни.
    Кроме того, тезис, согласно которому модерн – это находящийся в ста- новлении проект, не учитывает тех тупиков, в которые попадает реализация этого проекта и в общественной жизни, и в сфере искусства. В этом смысле рождение постмодернизма имеет свою объективную логику. Кажется оправдан- ным и отречение от универсального человека, и легитимизация человека, не имеющего постоянного лица, меняющегося в текущих ситуациях реальной жиз-

    РОССИЯ И МИР В XXI ВЕКЕ
    ПОСТМОДЕРНИЗМ
    КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
    63 ни. Это – человек, следующий потоку сознания, а не универсалиям Разума.
    Соответственно должна быть сформулирована иная эпистемология, соответст- вующая потоку сознания и текущему потоку жизни. Заметим, что очевидна оп- ределенная преемственность модернизма и постмодернизма в релятивизации истины в потоке сознания
    4
    Но что находится за потоком сознания; какая реальность может оправ- дать эти постоянные превращения, эту неопределенность и текучесть? Эта реальность – Прогресс. Адекватность постоянно обновляющейся парадигмы мо- дернистской ментальности объяснялась позитивным смыслом Прогресса. Пози- тивный Смысл Прогресса заменяет собой Абсолют. Он теперь рассматривается как критерий истины и не-истины, добра и зла. Нетрудно было понять, что как только обнаружатся фундаментальные противоречия Прогресса наступит крах теоретического фундамента модернизма. Этот крах неизбежно затрагива- ет основы концепций индустриального общества. Все эти концепции имеют в виду конечную цель как прогресс потребления. Потребительское общество пе- рерабатывает продукты природы, как, впрочем, и продукты человеческой дея- тельности, в отходы. Человек, в конечном счете, оказывается вынужденным пафос своей деятельности направлять на борьбу с отходами. Образуется замкнутый цикл: производство – потребление – отходы, который воспроизво- дит себя на всех стадиях. Это – логос современной цивилизации независимо от внешней формы ее проявления. Коль скоро человек интуитивно воспринима- ет этот логос, он воспринимает и себя в качестве ее момента.
    Если человек осознает себя в качестве инструмента по созданию отхо- дов, то он начинает искать иной смысл помимо логоса данной цивилизации.
    Это могут быть смыслы цивилизаций предшествующих эпох, или смысл за пре- делами реальной жизни, или смысл искусственно созданного мира.
    Постмодернизм как форма культуры находится в этой цивилизационной ре- альности и реагирует на нее определенным образом. Постмодернизм принимает за аксиому иллюзорность прогресса и рождает эпистемологию, отражающую ту стадию цивилизации, на которой происходит своеобразное раздвоение ее смысла, все расширяющийся процесс создания новых видов реальности, кото- рые образуют видимость сохранения смысла. Удвоение реальности – подлинной реальности жизни, не имеющей смысла, и создание реальности, имеющей лишь
    видимость смысла – это специфическая черта современной цивилизации. Дру- гой фундаментальной ее чертой становится эрозия исторически сложившихся иерархий ценностей, подчинение высокого и низкого единому критерию эффек- тивности реализации в системе рыночных отношений. Так возникает новое ци- вилизационное пространство, которое управляется своими механизмами и за- конами формирования ценностных отношений. Правильная оценка постмодерниз- ма как раз требует выявления его отношения к этому цивилизационному про- странству.

    ПОСТМОДЕРНИЗМ
    КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
    РОССИЯ И МИР В XXI ВЕКЕ
    64 2. Плерома как контрапункт цивилизационного целого
    Разрушение исторически сложившихся цивилизационных ценностей не явля- ется специфической чертой эпохи модерна, чем-то совершенно новым. В усло- виях кризиса традиционных цивилизаций наблюдались аналогичные процессы, и они находили свое философское объяснение. В этой связи представляет тео- ретический интерес понятие плеромы, игравшее важную роль в эзотерической философии.
    Плерома – категория, которая обозначает мыслимое исходное состояние
    Универсума, в котором все слито, неотличимо и из которого возникает все, все противоположности видимого мира. Это та полнота Бытия, которая явля- ется контрапунктом несовершенного эмпирического мира и в то же время ос- нованием его понимания и оценки.
    Понятие плеромы было бы простым абстрактным представлением, если бы ее свойства не находили своего отражения в эмпирических формах жизни. В этом смысле кажется правомерным понятие цивилизационной плеромы, фикси- рующее явление отождествления противоположных по смыслу цивилизационных ценностей.
    В условиях исторически сформировавшихся стабильных цивилизаций циви- лизационная плерома кажется лишь абстрактной возможностью, виртуальной реальностью. Представление о реальности плеромы могло рассматриваться как продукт философской спекуляции, позволяющей выносить «за скобки» цивили- зационную определенность действительной жизни. Однако в переходных со- стояниях она воспринимается как реальность, как цивилизационная кислота, растворяющая в себе жесткий каркас исторически сложившихся цивилизацион- ных форм. Как представляется, понятие плеромы начинает находить свой эм- пирический эквивалент и в открытиях астрофизики и физики. Так, обнаружен- ные астрофизикой «черные дыры» поглощают и «растворяют» в себе все формы феноменального мира, включая свет. Физика открывает плазму, которая нето- ждественна определенным формам реального мира – земле, воде, воздуху.
    Однако существует ли эмпирический эквивалент плеромы применительно к современной цивилизационной ситуации?
    Как кажется, реальность плеромы обнаруживает себя в условиях глобали- зации, когда на одном историческом цивилизационном пространстве «размеща- ются» различные цивилизации, когда рождается информационная Галактика, создающая условия для эрозии духовных границ, а вместе с тем и цивилиза- ционных определенностей народов. Возникает и духовная «голубая кровь» межцивилизационных взаимодействий – это безликая в цивилизационном смысле
      1   2   3   4


    написать администратору сайта