Главная страница
Навигация по странице:

  • Место и время написания послания На основании данных самого послания к Римлянам можно с точностью установить, что оно написано в Коринфе

  • Содержание и состав послания

  • _Таушев Аверкий, Апостол (1). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета Апостол Holy Trinity Orthodox School, 2002. Содержание


    Скачать 1.94 Mb.
    НазваниеРуководство к изучению Священного Писания Нового Завета Апостол Holy Trinity Orthodox School, 2002. Содержание
    Дата13.10.2021
    Размер1.94 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла_Таушев Аверкий, Апостол (1).pdf
    ТипРуководство
    #247049
    страница3 из 27
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
    Повод к написанию послания и цель его
    Из послания к Римлянам не видно, чтобы они сами дали святому Апостолу Павлу какой- либо повод к написанию послания. Послание имеет совершенно общий характер и ни на какие частности в жизни римских христиан не указывает. Напрасно думают, что поводом были какие- то споры и разделения среди них, указывая на 16:17 45
    — это место тоже общего характера, как и
    43
    Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании.
    44
    так чтобы и далее вас проповедывать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
    45
    Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них.

    12 все остальные наставления.
    Побуждение к написанию этого послания — все было в самом Павле, который, услышав об обращении римлян, давно стал стремиться к ним чтобы проверить, все ли у них идет так, как следует. Ведь он был “Апостолом языков», и ему естественно было беспокоиться о христианском преуспеянии жителей столицы всего тогдашнего культурного мира. Собираясь посетить римлян, он предпослал этому посещению свое послание, чтобы оно заменило на время его личное посещение, подготовив римлян к встрече с ним. В своем послании он начертывает общую программу всего христианского учения и предостерегает их от заражения иудействующими.
    Ближайшим поводом к написанию послания в это именно время было отправление в Рим из Коринфа, где находился тогда Павел, высокоуважаемой кенхрейской диакониссы Фивы, оказавшей немалые услуги делу веры и Церкви и бывшей помощницей в деле евангельского благовестия самому Апостолу Павлу, о чем он сам свидетельствует (16:1-2 46
    ). Она имела дела в
    Риме, и святой Апостол Павел, ценя ее заслуги, считал долгом рекомендовать ее римским христианам.
    Место и время написания послания
    На основании данных самого послания к Римлянам можно с точностью установить, что оно написано в Коринфе. Это видно из того, что святой Павел передает Римлянам приветствие от Гаия, у которого он проживал, и от Эраста, городского казнохранителя (16:23 47
    ), а из других посланий его (1 Кор. 1:14 48
    и 2 Тим. 4:20 49
    ) видно что эти лица жили в Коринфе. Точно также и
    Фива, с которой отправлялось послание, была Кенхрейской диакониссой, а Кенхрея была предместьем Коринфа — коринфской пристанью со стороны Эгейского моря (Римл. 6:1).
    Святой Апостол Павел не один раз был в Коринфе а потому является вопрос, в которое именно посещение Коринфа написано им послание к Римлянам. На это тоже есть ясные указания в самом послании. Апостол извещает Римлян, что он собирается идти в Иерусалим с милостыней, собранной им в Македонии и Ахаии, а из Иерусалима намерен отправиться в Рим и затем в Испанию (15:25-28 50
    ). Сравнивая это указание с повествованием книги Деяний (19:21 51
    и 20:3 52
    ), устанавливаем, что послание к Римлянам написано святым Апостолом Павлом во время третьегоАпостольского путешествия, когда он три месяца провел в Элладе, то есть около 59 года по Р. Хр. весной.
    Подлинность послания
    Самая придирчивая критика не могла оспаривать происхождения этого послания от
    Апостола Павла. Святой Климент Римский, святой Поликарп Смирнский, святой Ириней
    46
    Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
    47
    Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт.
    48
    Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия.
    49
    Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите.
    50
    А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме. Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном. Исполнив это и верно доставив им сей плод усердия, я отправлюсь через ваши места в Испанию.
    51
    Когда же это совершилось, Павел положил в духе, пройдя Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим, сказав: побывав там, я должен видеть и Рим.
    52
    Там пробыл он три месяца. Когда же, по случаю возмущения, сделанного против него Иудеями, он хотел отправиться в Сирию, то пришло ему на мысль возвратиться через Македонию.

    13
    Лионский, Тертуллиан и святой Климент Александрийский, а также все позднейшие писатели и даже еретики знают и цитируют это послание. Только еретик Маркион отвергал подлинность двух последних глав, начиная с 24 ст. 14-ой главы. За ним последовала новейшая критика, считающая эти главы позднейшим прибавлением. Ориген, однако, осуждает Маркиона за это, а существование этих двух глав в древнейших рукописях, как и внутреннее содержание их, не представляющее ничего противоречащего духу, учению и обстоятельствам жизни святого
    Апостола Павла, убеждают нас в несомненной подлинности.
    Содержание и состав послания
    Послание к Римлянам состоит из 16 глав. Главный предмет его содержания — единственный способ спасения, как для язычника, так и для иудея в Господе Иисусе Христе.
    Разработка этой темы занимает большую часть послания — 11 глав. К этому в следующих главах с 12 по 15:13 приложены общие нравственные наставления о жизни христианской.
    Начинается послание обычным предисловием с надписанием и приветствием, а кончается послесловием с приветствиями разным лицам.
    Экзегетический разбор
    Начинается Послание к Римлянам весьма пространным надписанием и приветствием:
    Павел, раб Иисус Христов, зван апостол, избран в благовестие Божие». Называя себя смиренно “рабом Христовым», святой Павел говорит затем, что он берет Римлян в свое попечение, на основании апостольского призвания от Самого Господа Иисуса Христа, поручившего ему “во Имя Его покорять вере все народы», между которыми находятся и они,
    Римляне. Затем Апостол преподает им, как обычно: “благодать и мир” (ст. 1-7).
    Далее, как побуждение вступить в общение с Римлянами, святой Павел выставляет то ,что
    вера их возвещается во всем мире», то есть Апостолу особенно приятно с такими достойными последователями Христовыми познакомиться, для того, чтобы возвести их веру еще на высшую степень: “преподать им некое дарование духовное», и ”утешиться с ними верою общею” (ст. 8-
    12). Апостол говорит, что он не раз намеревался придти к ним, но встречал препятствия. Это препятствие — желание успеха проповеди у всех народов, где до того проповедовал Апостол.
    С 16 ст. начинается вероучительная, догматическая часть послания, в которой Апостол доказывает, что перед Богом все грешны и безответны, как язычники, так и иудеи, и что спасает человека только живая вера в Господа Иисуса Христа: “праведный верою жив будет” (Аввак.
    2:4). Прежде всего Апостол говорит о грехе язычников, которые не позаботились познать истинного Бога чрез изучение Его творений: “Ибо невидимое Его и вечная сила Его и Божество
    от создания мира через рассматривание творений видимы” (ст. 18-20). Результат этого неведения истинного Бога повел к идолопоклонству, а идолопоклонство привело к всякого рода непотребствам и безнравственной порочной жизни (ст. 21-32).
    Во второйглаве святой Апостол переходит к иудеям. Он говорит, что наряду с язычниками суд Божий тяготеет и над иудеями, которые хотя и имели закон откровенный, но во все времена были не лучше язычников: осуждая язычников за их нечестие, они делали то же самое. Впрочем, первые 16 стихов этой главы, как отмечает епископ Феофан Затворник, на основании толкования святого Иоанна Златоуста, имеют в виду не только иудеев, а всех вообще людей, которые, осуждая других за их грехи, сами не воздерживаются от грехов. Это в особенности относится к власть имущим, народным правителям, поставленным судить. Таковые должны знать, что “нет лицеприятия у Бога», и каждый грешащий, кто бы он ни был, понесет достойное наказание. Здесь важно указание, что язычники, не имеющие Богооткровенного закона, будут судимы Богом по закону совести, написанному в сердцах их: “ибо когда язычники,
    не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они
    показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и

    14
    мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую в день, когда, по благовествованию
    моему, Бог будет судить тайные дела человеков ” (ст. 1-16).
    С 17 по 29 стих святой Апостол говорит уже исключительно об иудеях, что они напрасно надеются на свое обрезание и хвалятся своим Богооткровенным законом, ибо их обрезание и данный им закон Божий послужит им в еще большее осуждение, если они, хвалясь законом, преступлением закона бесчестят Бога (ст. 17-29).
    В третьей главе святой Апостол показывает, что иудеи не имеют никакого преимущества перед язычниками, ибо “как иудеи, так и еллины, все под грехом” (ст. 9), “все согрешили и
    лишены славы Божией” (ст. 23). Поэтому, оправдание человек может получить только “через
    веру»,по благодати Божией»,искуплением во Христе Иисусе” (ст. 24-25). Тем не менее иудеи все же имеют то преимущество, что “им вверено Слово Божие” (ст. 2), заключавшее высокие обетования о Мессии. Несмотря на то, что иудеи оказались неверными в хранении этого великого дара Божия, Бог, по самому свойству природы Своейнепременно исполнит данные
    Им обетования. Данный иудеям закон еще более отягчает их ответственность и виновность. А так как Бог не есть только Бог иудеев, но и язычников, то и для тех и других один путь спасения
    через веру. Этим не уничтожается значение закона, а лишь утверждается, ибо благодать
    Божия дала возможность людям осуществить требования закона.
    В четвертойглаве Апостол вспоминает ветхозаветных праведников Авраама и Давида, показывая в их лице, что не формальное только исполнение предписаний закона дает оправдание человеку пред Богом, а вера во всесильную благодать Божию, даруемую человеку по милости Божией: “поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность” (ст. 3).
    В пятойглаве Апостол изображает основную истину христианского вероучения о грехе и спасении. Как от Адама, естественной главы всего человечества, грех распространился на все человечество — “посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть
    перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили” (Римл. 5:12) — так и Христос, новая духовная глава всего человечества, Своим искупительным подвигом дарует спасение также всемучеловечеству. Стихи 12-21 этой главы представляют собою одно из самых важных мест по глубине догматического содержания. Доказательством того, что грех Адама действительно перешел на всех его потомков, служит факт смерти, которая явилась последствием греха Адамова, или так называемого первородного греха. Апостол указывает на важное обстоятельство: до Моисея не было закона, и следовательно, грехи людей не могли им вменяться: “но грех не вменяется, когда нет закона” (ст. 13), но тем не менее люди умирали и до Моисея: отсюда естественен вывод, что они наказывались смертью не за собственные грехи, а за грех первородный, перешедший на них от праотца Адама. Когда же дан был закон, а люди не переставали грешить, виновность их пред Богом еще более увеличилась (ст. 20). Когда же грех таким образом умножился, чрез искупительный подвиг Христов было дано людям изобилие благодати Божией — “А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать” (ст.
    20). Искупительный подвиг Христов заглаживает не только первородный грех Адамов, но и все личные грехи людей (ст. 16).
    В шестой главе, в предупреждение от ложного вывода, что если умножение греха вызвало действие всесильной благодати Божией, то не лучше ли оставаться во грехе, дабы опять вызвать милость Божию, Апостол увещевает христиан вести жизнь святую, добродетельную. С момента своего крещения христианин умирает для греха и возрождается для новой святой жизни, подобно тому, как и Христос Спаситель наш, пострадавший и умерший на кресте, воскрес из мертвых и живет вечно “для Бога” — “Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми
    же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем” (ст. 11). Это место (6: ст. 3-11) читается за
    Божественной литургией в Великую Субботу, когда вспоминается смерть и погребение
    Христово и пребывание Его во гробе. “Наш ветхий человек (то есть греховный, склонный ко греху) должен быть распят со Христом, ”чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не

    15
    быть уже рабами греху». Освобождение от рабства греху делает христианина истинно- свободным. Если христианин и раб, то раб праведности. Но это рабство праведности только кажущееся рабство: таким оно кажется только для немощных, еще не освободившихся вполне от рабства греху, потому что в начале служения праведности приходится приневоливать себя, бороться с греховными наклонностями. Но за то плодом рабства праведности или рабства Богу является святость и жизнь вечная, а последствием рабства греху — “такие дела, каких ныне
    сами стыдитесь, потому что конец их — смерть” (ст. 16-22).
    В седьмой главе Апостол объясняет, что христианин, освободившись от рабства греху, свободен и от исполнения Закона Моисеева. “Закон имеет власть над человеком, пока он жив».
    Так, смерть мужа освобождает жену от законных обязательств супружества, и она может выйти замуж за другого. “Так и вы, братие мои», говорит Апостол, “умерли для закона телом
    Христовым ,чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу
    (ст. 4). Закон Моисеев имел временное значение, дабы обнаружить всю силу греха и привести человечество к мысли, что спасение без особой благодатной помощи Божией невозможно. Закон лишь вскрывал греховные язвы, но не давал исцеления от них: он давал человеку лишь горькое сознание бессилия исполнить все требования закона и получить через это оправдание от Бога. А теперь мы, христиане, “освободились от закона с тем, чтобы служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве” то есть не по внешне-формальным предписаниям закона. Тут же Апостол предостерегает от возможного ложного вывода, будто в законе лежит причина греха: не было бы закона, не было бы и греха. Нет, причина греха — в самом человеке. Закон сам по себе свят, и заповеди его святы, справедливы и направлены к добру. Закон только обнаруживает грех, коренящийся в природе человека, извращенной первородным грехом. Во второй половине седьмой главы (ст. 13-25) Апостол разъясняет кажущуюся ненормальность, что при наличии святого Закона Моисеева греховность человечества не только не уменьшалась, но еще и увеличивалась, вследствие чего потребовалось чрезвычайное благодатное средство для спасения людей чрез искупительный подвиг Единородного Сына Божия. Это одно из немногих в новозаветных священных книгах мест, где с такой силой и глубиной изображается греховная развращенность нравственной природы человека: “потому что не то делаю, что хочу, а что
    ненавижу, то делаю” (ст. 15). Одними своими силами, без благодати Божией, человек не в состоянии побороть живущего в нем греха: “Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого
    не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех (ст.
    19-20)». Ярко раскрывает святой Апостол эту картину раздвоенности, которую производит грех в нашей падшей природе: “по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но
    в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня
    пленником закона греховного (ст. 21-23). “Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела
    смерти?” (ст. 24). Нарисовав эту мрачную картину порабощенности человека греху, святой
    Павел указует затем на всесильную помощь нашего Искупителя: ”благодарю Бога моего
    Иисусом Христом, Господом нашим (ст. 25)». Господь Искупитель и при окаянстве нашем может явить нас победителями живущего в нас греха. Подробно об этом говорится в следующей восьмой главе.
    Выяснив силу греха и величие искупительного подвига Христа Спасителя, освободившего нас из-под власти греха и даровавшего нам возможность жить по духу, а не по плоти, святой
    Апостол в восьмой главе убеждает нас бороться с грехом, ибо теперь уже ничто не может извинить нашего уклонения от этой борьбы. С нами всесильный Дух Христов, помогающий нам жить по духу, а не по плоти, а “кто Духа Христова не имеет, тот и не Его” (ст. 9). Водимые
    Духом Божиим, мы — дети Божии (ст. 14-16), а ”если дети, то и наследники, наследники
    Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться
    (ст. 17). Стремление жить духовной жизнью, борясь с грехом, сопряжено со страданиями, но христиане не должны бояться этих страданий, ибо они ничто, по сравнению с той славой,

    16 которая нас ожидает в будущей жизни: “нынешние временные страдания ничего не стоят в
    сравнении с тою славою, которая откроется в нас” (ст. 18). Этой будущей славы ожидает с нами и вся тварь, ибо и она освободится от рабства закону смерти и тления, отразившемуся, как следствие греха человека, на всей твари. В борьбе с грехом помогает нам Дух Святой, ибо Он
    подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух
    ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (ст. 26)». В надежде на спасение утверждает нас и предвечное предопределение Божие о нашем спасении: “ быть подобными
    образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями Ибо кого Он
    предузнал, тем и предопределил. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и
    оправдал; а кого оправдал, тех и прославил” (ст. 29-30). Для правильного понимания этого места
    Послания святого Апостола Павла о Божественном предопределении надо иметь в виду, что
    Апостол говорит
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


    написать администратору сайта