Главная страница
Навигация по странице:

  • 1938

  • В 1946

  • [5]

  • СТИМУЛЫ И ПРОЦЕДУРА ТЕСТИРОВАНИЯ

  • РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОГО ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР

  • Стадия первичного реализма (с 9 до 11 лет)

  • VI. Стадия суждений (подростковый возраст и старше). Лишь немногие, наделенные талантом и желанием, продолжают11 10

  • Руководство. М. КогитоЦентр


    Скачать 1.94 Mb.
    НазваниеРуководство. М. КогитоЦентр
    Дата30.09.2018
    Размер1.94 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаrukovodstvo.doc
    ТипРуководство
    #51990
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    ИНСТРУКЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

    ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОГО ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТ А БЕНДЕР

    Лови О.В., Белопольский В.И. Зрительно-моторный Бендер геш-тальт-тест: Руководство.— М.: «Когито-Центр», 2003.— 42 с. (Психологический инструментарий)

    Первая публикация на русском языке руководства по приме­нению известного диагностического теста. Рекомендуется для оценки психического развития детей 3—12 лет и для клиничес­кой диагностики. Приложение включает необходимый тестовый материал.

    Работа Лоретты Бендер «Зрительно-Моторный Гештальт-Тест и его клиническое применение» была опубликована в 1938 году в серии монографий Американской Ортопсихиатрической Ассо­циации [1]. С тех пор и по сегодняшний день Зрительно-Мотор­ный Гештальт-Тест Бендер (или сокращенно Бендер гештальт-тест) пользуется заслуженной популярностью благодаря своей простоте, легкости в применении, высокой валидности и надеж­ности. Бендер гештальт-тест входит в основную обойму диагнос­тических тестов, характеризующих невербальный интеллект и перцептивно-моторную координацию.

    В 1946 году была опубликована инструкция по его использо­ванию вместе со стандартным набором тестовых фигур [2] (см. Рис.1). Ниже воспроизводится текст этой инструкции. Бен­дер Гештальт-Тест применяется для диагностики степени разви­тия структурных зрительно-моторных функций у детей (Рис.2) [5], для изучения умственной отсталости, феноменов регрессии, выраженности нарушений отдельных функций и органических мозговых дефектов как у взрослых, так и у детей [3,4,7,8,9], а также для исследования личностных отклонений, особенно тех, которые связаны с регрессивными проявлениями [6,10]. В последнем случае он играет роль социально нейтрального, вполне «безобидного» теста в батарее личностных тестов. В част­ности, он оказался полезным для диагностики военных неврозов и контроля за динамикой их терапии, что было использовано американскими клиническими психологами в армейских меди­цинских службах во время Второй мировой войны.

    В упомянутой выше оригинальной монографии [1] дано теоре­тическое обоснование Бендер гештальт-теста, анализ проведен­ных на его основе исследований, а также были освещены вопросы применения этого теста для анализа развития структурных

    (гештальт-) функций у детей и диагностики различных клиничес­ких синдромов, включая умственную недостаточность, афазию, различные органические мозговые нарушения, психозы, неврозы и симуляцию.

    Согласно автору теста, гештальт-функция может быть опре­делена как интегральная характеристика организма, посред­ством которой он отвечает на предъявленную совокупность стимулов как на целое, так что сам ответ является целостной структурой, или паттерном, или гештальтом. Интеграция осу­ществляется путем дифференциации. Целостная структура сти­мула и общее состояние организма определяют структуру ответа. Любой паттерн в любом сенсорном поле может рассматриваться как потенциальный стимул. Любой результирующий ответ орга­низма является сенсомоторным паттерном. Каждый сенсорный паттерн имеет фон и ориентацию по отношению к простран­ственной гештальт-функции. Серия сенсомоторных впечатле­ний представляет собой временную упорядоченность паттернов. Любое отклонение в целостности организма будет отражаться на сенсомоторном паттерне, результирующем ответ на предъяв­ленный стимульный паттерн.

    СТИМУЛЫ И ПРОЦЕДУРА ТЕСТИРОВАНИЯ

    Стимульный набор Бендер гештальт-теста включает 9 ориги­нальных фигур Вертхеймера [11] (Рис.1), отобранных среди тех, которые он использовал для психологического исследования восприятия визуальных гештальтов.

    Испытуемому предлагают скопировать эти фигуры. Фигура А, которая легко воспринимается как замкнутая фигура на одно­родном фоне, состоит из соприкасающихся круга и поставленно­го на вершину квадрата, расположенных вдоль горизонтальной оси. Эта фигура используется для ознакомления с заданием. Фи­гуры с 1 по 8 применяются для диагностического тестирования и предъявляются испытуемому последовательно. Для копирова­ния используются листы белой нелинованой бумаги размером 210 на 297 мм (стандартный формат А4).

    Часто для ответов испытуемому достаточно одного листа, но иногда требуется и больше, особенно для лиц с низким интел­лектуальным уровнем или высокотревожных. Испытуемому следует предоставить карандаш и ластик. Запрещается пользо­ваться какими-либо вспомогательными средствами и т.п.

    Рис. 1. Стимульный материал к Бендер гештальт-тесту



    Карточки нужно предъявлять по одной, кладя каждую на стол близко к верхнему краю листа бумаги в правильной ориентации, а испытуемому нужно сказать: «Здесь находится ряд картинок, которые вам необходимо скопировать. Просто перерисуйте их так, как вы их видите». Необходимо предупре­дить испытуемого о том, что карточки нельзя перемещать в ка­кую-нибудь новую позицию. Если по каким-то причинам это трудно сделать или предупреждение не действует, то нужно разрешить перемещение, делая при этом соотвествующие от­метки в протоколе. Будет правильным порекомендовать испы­туемому разместить копию первой из фигур в верхнем левом углу бумаги, но на этом не нужно настаивать, если испытуемый начинает рисовать по-своему. Ориентация фигуры на фоне и по отношению к другим фигурам также является частью ге­штальт-функции. Все остальные инструкции должны быть


    не очень категоричны. Например, если испытуемый задает во­прос, нужно ли считать точки, ответ должен быть следующим: «Это не обязательно, но вы можете делать, как вам хочется». Можно разрешить несколько попыток копирования одной фигу­ры, что также должно быть отражено в протоколе. Можно разре­шить пользоваться ластиком с целью улучшения качества от­дельных линий, но ни в коем случае не следует поощрять это.

    Временные ограничения на выполнение теста отсутствуют, и фигуры не нужно убирать до тех пор, пока испытуемый не за­кончит копирование. Тест не предполагает проверку памяти. Некоторые испытуемые предпочитают иметь перед собой все карточки в стопке, сначала просмотреть их все, а затем разло­жить весь набор в определенной ориентации к листу бумаги. Это можно разрешить, но тем не менее копировать испытуемый дол­жен сначала фигуру А, а затем фигуры 1-8 в определенной авто­ром теста последовательности. Многие успешно ориентируют весь набор фигур по отношению к их фону на листе бумаги и без этого первоначального просмотра.

    Поскольку это клинический тест, нет необходимости в из­лишне жесткой формализации его проведения, чтобы не задеть те функции, которые определяют способность индивида к пере­живанию зрительно-моторных гештальтоз во взаимосвязи про­странственной и временной размерностей. Нужно наблюдать и отмечать те моменты, когда поведение испытуемого в процессе выполнения теста отклоняется от заданного. Их никогда нельзя интерпретировать как невыполнение теста. Заметки о чем-то необычном в процессе организации теста, о манере и поведении испытуемого и о его реакции на тестовую ситуацию могут быть сделаны прямо на тестовом листе бумаги.

    Практика показала, что данный тест в силу его личностной нейтральности можно с пользой применять как вводный в бата­рее тестов, поскольку он ослабляет у испытуемого реакции тре­вожности и скованности, возникающие в ответ на процедуру об­следования. Конечно, его можно давать в любой другой последовательности с другими тестами, например, он может быть мягким переходом после более вербально или эмоциональ­но нагруженных тестов. Если он предлагается индивиду, нахо­дящемуся в состоянии утомления, то нужно иметь в виду, что утомление оказывает существенное влияние на гештальт-функ-цию. Наличие утомления может излишне преувеличивать симп­томы нарушения гештальт-функции, усиливая персеверативные и регрессивные тенденции. При клинической работе с детьми




    .


    можно сначала дать Бендер гештальт-тест, затем тест Гудинаф «Рисунок человека», несколько минут понаблюдать за обраще­нием ребенка с игровым материалом, понаблюдать за моторной активностью или игрой, провести неврологическое обследование и психиатрическое интервьюирование. Конечно, этот порядок может быть изменен в соответствии с планом обследования, за­висящего от клинического состояния ребенка во время обследо­вания и многих внешних обстоятельств.

    Интерпретация результатов теста опирается не только на форму репродуцированных фигур, но и на их расположение по отношению друг к другу, ориентацию на листе бумаге, соот­ветствие порядка копирования порядку предъявления, а также на клинические наблюдения (см. [1] для более детального описа­ния процедуры оценки).

    РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ

    И ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ

    ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОГО ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР

    Зрительно-моторный гештальт-тест Лоретты Бендер исполь­зуется для оценки



    ЛИТЕРАТУРА

    1. Bender Lauretta. A Visual Motor Gestalt Test and its clinical use.
      Research Monograph, No.3, American Orthopsychiatric Association, 1938.

    2. Bender Lauretta. Instructions for the Use of Visual Motor Gestalt
      Test. American Orthopsychiatric Association, 1946.

    3. Bender Lauretta, Frank J. Curran and Schilder Paul. Organization
      of Memory Traces in the Korsakoff Sindrome. Arch. Neurol. and
      Psychiat., 39: 1938, 452-487.

    4. Curran Frank J. and Schilder Paul. Experiments in Repetion and
      Recall. J. Genetic Psychol., 51: 1937, 163.

    5. Fabian A.A. Vertical Rotation in Visual Motor Performance: Its
      relationship to Reading Reversals. J. Educat. Psychol., March 1945,
      129-154.

    6. Hutt Max L. The Use of the Projective Methods in Personaly
      Measurements in Army Medical Installations. J. Clinical Psychol.,
      1:1945, 134-140.

    7. Schilder Paul. Mind: Perception and Thought in their Constructive
      aspects. New York: Columbia University Press, 1942.

    8. Schilder Paul. Notes on Psychology of the Metrasol Treatment of
      Schizophrenia. J. Nerv. and Mental Disease., 89: 1939, 133.

    9. Schilder Paul. Space, Time and Perception. Psyche, 14:1934,124-139.




    1. Spiegel Herbert, Joel Shor and Sidney Fishman. An Hypnotic
      Ablation Technique for the Study of Personality Development.
      Psychosomatic Medicine, 7:1945, 273-278.

    2. Wertheimer Max. Studies in the Theory of Gestalt Psychology.
      Psychol. Forsch., 4: 1923, 300.

    > уровня развития способности к пространственной органи­зации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации1 у детей в возрасте от 3 до 12 лет

    > степени нарушения организации перцептивных и мотор­ных функций у больных с различными органическими по­ражениями головного мозга и психическими заболевания­ми.

    Настоящие рекомендации дополняют Инструкцию по ис­пользованию Зрительно-Моторного Гештальт-Теста Бендер (см. раздел 1 настоящего руководства) и содержат методики фор­мализованной качественно-количественной оценки результатов выполнения данного теста детьми разного возраста. Кроме того, рассмотрено применение гештальт-теста Бендер для диагности­ки готовности детей к школьному обучению. Зрительно-мотор­ная координация является важнейшей функцией, на которую опирается процесс развития опознавательных и изобразитель­ных навыков, столь необходимых для овладения чтением и письмом. Поэтому степень сформированности этих способнос­тей является одним из важнейших показателей готовности ре­бенка к школе.

    Клиническое применение гештальт-теста Бендер здесь не рас­сматривается, хотя описанные способы анализа вполне пригод­ны и для этих целей.




    1 В оригинале используется термин «зрительно-моторная гештальт-функция».

    9

    РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

    История исследований развития способности к рисованию у детей насчитывает уже более ста лет. Пионером в этой области принято считать итальянского поэта Коррадо Риччи, впервые опубликовавшего свои наблюдения за изобразительной деятель­ностью детей. Его отчеты послужили отправной точкой для мно­гочисленных исследований, в которых способы самовыражения детей в искусстве рассматривались как средство более глубокого понимания процесса развития интеллекта и личности ребенка.

    Значительное число ранних исследований представляло собой попытку провести параллель между развитием изобразительных навыков у детей и эволюционными теориями, столь модными на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Многие годы ан­тропологи и психологи пытались изучать этот вопрос, исходя из предположения, что ребенок в своем развитии проходит те же стадии, что и человечество в эволюции. Хотя этот тезис и не полу­чил достаточного обоснования, накопленные в то время эмпири­ческие данные и подмеченные закономерности представляют значительную ценность и служат отправной точкой для исследо­ваний в данной области. В частности, были выявлены параллели между развитием изобразительных способностей и вербальных навыков. Особое значение имеют периодизации развития детско­го графического творчества, на которые опираются многие совре­менные теории и диагностические методики.

    Одна из наиболее дифференцированных и полных периодиза­ций принадлежит американскому ученому Виктору Лоуэнфелду (Lowenfeld. CreativeandMentalGrowth, 1947) и включает в себя шесть основных стадий:

    I. Стадия «каракулей» (от 2 до 4 лет) — первичное приоб­ретение специфического для изобразительной деятельности двигательного опыта. Разбивается в свою очередь на четыре периода.

    а) Период «беспорядочных движений» — выраженный недо­статок моторного контроля (до 18 месяцев). Ребенок практичес­ки не обращает внимания на результаты своих действий, прояв­ляет мало интереса к процессу рисования, быстро устает и переключается на другие виды деятельности.

    б) Период «длительного рисования» — формируется основа
    зрительно-моторного контроля изобразительных движений (с 18
    месяцев до 2 лет). Появляется спонтанное стремление к рисова­
    нию, хотя ребенка завораживает лишь сам процесс движения
    карандаша по бумаге при отсутствии попытки систематизиро­
    вать свои движения, «нарисовать что-либо» или воспроизвести
    предложенный образец.

    в) Период «круговых движений» — активное формирование
    зрительно-моторной координации (от 2 до 3 лет). Ребенка при­
    влекают следы, оставляемые им на бумаге, встречаются попыт­
    ки многократного воспроизведения округлых форм.

    г) Период «наименований»— переориентация от чисто кине­
    стетической активности при рисовании к интеллектуальной, по­
    пытки создания предметных или сюжетных изображений (от 3
    до 4 лет). Ребенок начинает использовать в своих рисунках об­
    разцы, предлагаемые взрослыми, однако способность к копиро­
    ванию еще очень слабо развита.

    II. Стадия «первичных схем» (от 4 до 7 лет) — поиск симво­
    лов, репрезентирующих изображаемые объекты. Активное ис­
    пользование образцов, развитие способности к копированию.

    1. Стадия схематизации (с 7 до 9 лет) — создание сюжетных
      изображений с использованием повторяющихся форм, про­
      странственных и цветовых схем; влияние на рисунок ребенка
      опыта взаимодействия с изображаемыми объектами выражается
      в преувеличении отдельных элементов изображения, пропусках
      незначимых частей, явном изображении скрытых поверхностей
      предметов, последовательном изображении временной динами­
      ки событий и пр.

    2. Стадия первичного реализма 9 до 11 лет) — изображе­
      ние пространственного расположения предметов, освоение перс­
      пективы — введение в рисунок третьего измерения.

    V. Стадия псевдореализма 11 до 13 лет) — стремление как
    можно точнее изображать объекты, критическое осознание сво­
    их способностей, что часто подавляет стремление и интерес к ри­
    сованию.

    VI. Стадия суждений (подростковый возраст и старше).

    Лишь немногие, наделенные талантом и желанием, продолжают

    11

    10

    совершенствовать свои изобразительные навыки. Большинство же использует их ситуативно и переходит к символическим и схематическим формам изображения, заимствованным пре­имущественно из культурных стереотипов.

    Касаясь механизмов, обеспечивающих возрастную динамику изобразительной деятельности, следует отметить, что на протя­жении значительной части раннего дошкольного детства в конт­роле изобразительных движений доминирует моторная, испол­нительная компонента. Период от года до 4-5 лет уходит на освоение произвольной регуляции движений руки. Контроль выполнения действий, обратная связь осуществляются на осно­ве кинестезии. Рисуя, дети в этом возрасте часто стараются ко­пировать движения взрослых или опираются на «память руки». Зрительный контроль за движениями не играет особой роли. По­степенно происходит межсенсорная интеграция кинестетичес­ких ощущений во время рисования и зрительных образов, вос­принимаемых при этом. Рука как бы учит глаз. К возрасту 6-8 лет формируется достаточно совершенная система межсенсор­ной интеграции. С этого момента зрительно-моторная координа­ция начинает занимать ведущее место в регуляции графо-мотор-ных движений и в формировании соответствующих навыков.
      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта