Главная страница
Навигация по странице:

  • Эпоха Великих географических открытий и её последствия.

  • Формирование абсолютных монархий в Европе и укрепление института великокняжеской власти в Московском государстве. «Москва – Третий Рим».

  • Политика Ивана IV: от «Избранной рады» к опричнине.

  • По отечеству (бояре, дворяне) Начиналась с 15 лет и передавалась по наследству. Регулировалась уложением о службе. По прибору

  • Социально-экономические процессы в Московском государстве: развитие поместной системы, этапы закрепощения крестьянства.

  • Становление колониальных империй. Страна

  • Генезис капитализма в Европе и России: общие черты и специфика.

  • Генезис – переход от феодальной экономики к капиталистической. Общие законы генезиса капитализма сформулировал Карл Маркс.

  • Воцарение династии Романовых.

  • Характер и особенности экономического развития России в XVII в. Сельское хозяйство

  • Начало формирования Всероссийского рынка

  • Социальные движения в XVII в. Бунташный век

  • Восстание Степана Разина

  • Политическая роль церкви в Европе и России.

  • Реформация и церковный раскол. Различия

  • история. Русь между Востоком и Западом в середине xiixv вв.


    Скачать 199.47 Kb.
    НазваниеРусь между Востоком и Западом в середине xiixv вв.
    Анкористория
    Дата21.02.2023
    Размер199.47 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория.docx
    ТипДокументы
    #949191
    страница4 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    Тема «Общественно-политические и культурные процессы в России и Западной Европе в XVI - XVII вв.»

    План:

    1. Эпоха Великих географических открытий и её последствия.

    2. Формирование абсолютных монархий в Европе и укрепление института великокняжеской власти в Московском государстве.

    3. «Москва – Третий Рим». Политика Ивана IV: от «Избранной рады» к опричнине.

    4. Социально-экономические процессы в Московском государстве: развитие поместной системы, этапы закрепощения крестьянства.

    5. Становление колониальных империй.

    6. Генезис капитализма в Европе и России: общие черты и специфика.

    7. Воцарение династии Романовых.

    8. Характер и особенности экономического развития России в XVII в.

    9. Социальные движения в XVII в.

    10. Политическая роль церкви в Европе и России.

    11. Реформация и церковный раскол.

    Эпоха Великих географических открытий и её последствия.

    Великие географические открытия — это исторический процесс, который продолжался с конца XV до середины XVII века и характеризовался открытием европейцами Нового света.

    Эпоха Великих географических открытий делится на два периода:

    • Испано-португальский период (конец XV – середина XVI в.) Наиболее известными и конечно же важнейшими из открытий в данный период стали: открытие Америки (первая экспедиция Христофора Колумба в 1492 г.); открытие морского пути в Индию – Васко да Гаммой (1497–1498); первое кругосветное мореплаванье Ф. Магеллана (1519–1522).

    • Период русских и голландских открытий (середина XVI – середина XVII в). К нему обычно относят: Открытие русскими всей Северной Азии (от похода Ермака до плаванья Попова-Дежнева в 1648), голландские тихоокеанские экспедиции и открытие Австралии.

    Основных причин для Великих географических открытий было всего три. Во-первых, они были обусловлены экономическим развитием Европы. Ближе к концу XV в. европейская торговля со странами Востока переживала большой кризис. Кризис был обусловлен тем, что была на необъятных просторах Малой Азии появилось новое суровое государство — Османская Империя.

    Поэтому торговые пути Средиземноморья были полностью отрезаны, ведь ранее они проходили через исчезнувшую Византию. В XV в. в странах Западной Европы люди нуждались в золоте и серебре как средстве обращения, а из-за кризиса ощутили их острую его нехватку. Обнищавшее на тот момент дворянство было в поиске, как самого золота, так и новых торговых путей. Это дворянство и составило основную массу завоевателей, которых так же называли конкистадорами. Государство, понимая свое шаткое положение, было вынуждено пойти на уступки и выделить финансы для морских экспедиций.

    Во-вторых, важной причиной Великих географических открытий стали значительные успехи Европы в науке и технике. В первую очередь, развитие в строении усовершенствованных кораблей и так же самой техники мореплаванья. В XIV–XV вв. была создана первая каравелла – достаточно быстроходное судно, которое имело вместительные трюмы.

    Важность каравеллы была в том, что она предназначалась для океанского плавания. С точки зрения науки, в тоже время была утверждена гипотеза о том, что Земля имеет форму шара, что помогало в ориентировании. Географические карты были переписаны с новыми введениями, а компас и астролябию во многом усовершенствовали. Все эти открытия были наряду, например с изобретением часов и летоисчисления.

    Географические открытия привели к определенным мировым изменениям. Во первых, случилась «революция цен». Стоимость стремительно упала из-за нахлынувшего потока золота и серебра, что привело к мгновенному росту цен. Это вызвало новые проблемы в области экономики. Во вторых, мировая торговля значительно расширилась и начала укрепляться.

    Это произошло благодаря новым продуктам, таким как табак, кофе, какао, чай, рис, сахар и картофель, о которых европейцы до этого не слышали. Из-за их включения в товарооборот объем торговли сильно увеличился. В третьих, освоение новых земель и путешествия по океану способствовали укреплению и улучшению международных связей. Единственное негативное последствие это начало колонизаций, всё остальное, в принципе, сказывалось положительно на мировом устройстве.

    В заключение хотелось бы сказать, что прогресс человечества зависит от многих причин, но самая главная — это желание улучшить условия существования. Благодаря Великим географическим открытиям на протяжении сравнительно короткого времени были освоены новые земли, налажены отношения между народами и улучшен товарооборот. Эпоха ВГО вошла в историю, как одно из важнейших событий в жизни человечества.

    Формирование абсолютных монархий в Европе и укрепление института великокняжеской власти в Московском государстве.

    «Москва – Третий Рим».

    Теория «Москва — Третий Рим;» была выдвинута в XVI веке при великом князе Василии III. Ее автором стал Филофей — старец Елеазарова монастыря в городе Пскове. Суть концепции в том, что наследником Римской империи и Византии является Россия — как оплот православия.

    По мере возвышения великого княжества Московского в XIV–XV веках в нём стали складываться представления о своем мессианском назначении.

    Этому способствовал ряд событий:

    • Установление автокефалии московской митрополии с 1448 года. Неприятие Флорентийской унии 1439 года между Римом и Константинополем.

    • Прекращение периода ордынского ига. Распад прежнего грозного противника, Золотой Орды, на несколько ханств.

    • Объединение русских княжеств и земель вокруг Москвы к 1520-м годам.

    • Расширение связей с католической Европой.

    • Брак Ивана III с Софьей Палеолог — племянницей последнего императора Византии Константина XI.

    В Елеазаровом монастыре Пскова жил старец Филофей. Он родился около 1465 года и в 1523–1524 годах написал два послания. Первое — дьяку Михаилу Мунехину, а второе — великому князю Василию III. Идея была сформулирована в духе «два Рима пали по грехам своим, третий стоит, а четвертому не бывать».

    Политика Ивана IV: от «Избранной рады» к опричнине.

    После смерти Василия Ⅲ на престол вступил его сын, Иван Васильевич. Регентом стала его мать Елена Глинская (т.к. Иван Васильевич был мелким), которая умерла в 1538 г. и наступила эпоха боярского правления, продолжавшаяся вплоть до 1547 г, когда Иван Ⅳ (1547-1584) был торжественно венчен на царство.

    Вокруг молодого царя сложился круг единомышленников, вошедший в историю под названием Избранной Рады.

    Реформы, к которым приступила Избранная Рада касались в первую очередь управления и суда.

    В 1549 г. Созывается первый Земский собор (высший сословно-представительный орган). В его работе участвовали бояре, дворяне, представители духовенства, на некоторых присутствовали посадские люди, но крестьяне не участвовали.

    Выполняя решение Земского собора правительство в 1550 г. принимает новый Судебник. Он устанавливал процессуальные, уголовные и некоторое гражданские нормы права. Он ограничивал права наместников, вводилось наказание за коррупцию, право перехода крестьян в Юрьев день (26 ноября) сохранялось, был увеличен размер пожилого.

    В 1550 г. складывается система приказов (орган центрального управления).

    В 1550 г. Иваном Грозным начали осуществляться военные реформы: в московском уезде была образована Избранная тысяча. Был определен единый порядок прохождения службы:

    • По отечеству (бояре, дворяне)

    Начиналась с 15 лет и передавалась по наследству. Регулировалась уложением о службе.

    • По прибору

    В 1550 г. из числа служилых по прибору людей сформировалось стрелецкое войско. Стрельцы имели как холодное, так и огнестрельное оружие.

    В 1551 г. созывается Церковный собор, получивший название «Стоглавый» по количеству глав в сборнике, в котором были сведены его решения. В 1551 г. созывается Церковный собор, получивший название «Стоглавый» по количеству глав в сборнике решений, который был принят в ходе работы собора. Решения направлены на укрепление дисциплины в церкви, на унификаю обрядов, на повышение роли церкви в повседневной жизни. В соответствии с решениями подтверждалась неотчуждаемость церковных земельных владений. Однако в дальнейшем церковь могла покупать землю и получать ее в дар только с разрешения царя

    Опричнина

    Царь Иван 4 Грозный славился своим суровым нравом и военными походами. Возникновение опричнины во многом связано с Ливонской войной (1558 г. за право овладеть Прибалтийским побережьем). Ситуация усугубляется тем, что в 1563 г. один из военачальников Ивана предает его, тем самым все больше подрывая доверие царя к своей свите.

    Иван 4 начинает подозревать о существовании заговора воевод с боярами против его царской власти. Он считает, что его окружение мечтает прекратить войну, свергнуть государя и посадить на его место князя Владимира Старицкого. Все это заставляет Ивана создать себе новое окружение, которое способно было бы защитить его и покарать всех, кто пойдет против царя. Были созданы опричники (особые воины государя) и учреждена политика опричнины (террора).

    Разваливаться система начала в 1571 году, когда на Русь напал крымский хан Девлет-Гирей. Опричники, привыкшие жить за счет грабежа своих же граждан, оказались бесполезными воинами и просто не явились на поле боя. Именно это заставило царя отменить опричнину и ввести земщину, которая мало чем отличалась. Свита царя продолжала существовать практически в неизменном виде вплоть до его смерти, сменив лишь название с «опричников» на «двор».
    Социально-экономические процессы в Московском государстве: развитие поместной системы, этапы закрепощения крестьянства.

    Основные направления развития страны в эту эпоху заключались:

    1) в дальнейшем укреплении крепостного хозяйства и самодержавия, что привело к ряду социальных потрясений (недаром этот век вошел в историю страны как "бунташный");

    2) в завершении складывания средневековой православной цивилизации, достигшей своей зрелости и вступившей в стадию заката,

    3) в преодолении изоляции и обращении к западноевропейскому опыту.

    Экономическое развитие

    Восстановление экономики. Основная задача экономики страны первой половины XVII в. состояла в преодолении последствий "великого московского разорения". Ее решение затруднялось следующими факторами:

    1) тяжелыми людскими и территориальными потерями, понесенными страной в результате "Смуты";

    2) низким плодородием почв Нечерноземья, где до середины XVII в. размещалась основная масса населения;

    3) укреплением крепостничества, которое не создавало у крестьян заинтересованности в результатах своего труда (землевладельцы с увеличением их потребностей изымали не только прибавочный, но и часть необходимого продукта, увеличивая барщину и оброк);

    4) потребительским характером крестьянского хозяйства, сложившимся под влиянием православно-общинной традиции, ориентировавшей на простое удовлетворение потребностей, а не на расширение производства в целях получения дохода и обогащения;

    5) усилением налогового бремени.

    Сельское хозяйство. С середины XVII в. наметился рост сельскохозяйственного производства благодаря освоению черноземных земель центра России, где урожайность была выше, а также Среднего Поволжья. Но орудия труда не претерпели каких-либо существенных изменений, пашня обрабатывалась сохой и бороной, урожай снимался серпом. Преобладало трехполье, хотя на севере сохранялась подсека. Сеяли рожь, овес, ячмень, в меньшей степени пшеницу.
    Промышленность

    Ремесленное производство в городе постепенно переориентировалось с заказа на продажу, т.е. становилось мелкотоварным. Рост производства, рассчитанного на рынок, был вызван специализацией отдельных районов. Например, Поволжье славилось обработкой кож, Поморье - изделиями из дерева и солью, Новгород - льняным полотном, Тула и Кашира - железными изделиями.

    Вместе с тем рост числа ремесленников и ремесленных специальностей (до 250 к середине XVII в.) сочетался с сезонным характером ремесленного труда. Ремесленник не порывал до конца с земледелием, что мешало его производственной деятельности, накоплению денежных средств и укрупнению производства. Своим сельскохозяйственным обликом русский город отличался от западноевропейского.

    Крупное производство. Появились и первые русские мануфактуры - крупное производство, основанное на ручном труде, отличающееся от ремесленной мастерской разделением труда между работниками, что и давало выигрыш в производительности этих предприятий. Всего к концу XVII в. насчитывалось около 30 мануфактур (металлургических, полотняных, оружейных). Важное место среди них занимали предприятия иностранцев (Винниуса, П. Марселиса, А. Бутенанта).

    Их отличительной чертой являлось то, что они работали на казну и не были связаны с рынком, а также использование труда крепостных. Вот почему мануфактура в России не стала источником раннебуржуазных отношений в отличие от Западной Европы.

    Развитие торговли

    Торговые связи, основанные на естественно-географическом разделении труда и развитии городского ремесла постепенно охватывали всю страну. Крупнейшим торговым центром была Москва, огромную роль играли ярмарки. Однако в целом внутренняя торговля не затрагивала натуральную основу отечественной экономики, складывались только элементы рыночных отношений, а товарное производство и обращение обслуживали в основном лишь верхи общества и городское население.

    Внешняя торговля. Структура экспорта оставалась традиционной, отражающей характер и уровень развития экономики. Вывозились меха, зерно, лен, пенька, кожи, сало, а импортировала Россия промышленные изделия, металл, сукно, предметы роскоши, чай. Перевозка продукции сельского хозяйства была выгодна лишь крупными партиями, что возможно было осуществить только морским транспортом. Вообще прибыль в ту эпоху давала лишь крупнооптовая торговля, но она могла существовать исключительно как морская. Сухопутная торговля, на том уровне развития транспорта, могла быть лишь мелкооптовой.

    Внешняя морская торговля с Европой осуществлялась через единственный порт - Архангельск, с восточными странами - через Астрахань. Архангельск, действовавший лишь несколько месяцев в году, не мог удовлетворить экономические потребности страны, перед которой встала острая необходимость выхода к удобным для торговли морям. К тому же Россия не имела своего флота, и ее и так ограниченная внешняя торговля почти полностью находилась в руках иностранных купцов.

    Правительство, учитывая интересы собственной экономики и русского купечества, начало проводить политику протекционизма. В 1653 г. был принят Торговый устав, устанавливающий 5% пошлину с цены ввозимого товара, а в 1667 г. - Новоторговый устав, вводивший 10% пошлину на иностранные товары, которые продавались внутри страны. Кроме того, эта мера увеличивала поступления в казну от сбора пошлин с иноземных купцов.

    Социальная структура

    В XVII в. завершилось складывание социальной структуры российского общества, а Соборное Уложение 1649 г. юридически закрепило его сословную организацию. В основе деления лежали формальные различия в обязанностях сословий по отношению к государству.

    К первой категории относились служилые люди, находившиеся на "государевой службе" и получавшие земельные и денежные оклады. Они, в свою очередь, подразделялись на служилых "по отечеству" и служилых "по прибору".

    Служилые "по отечеству" (т.е. по происхождению) получали землю и включали в себя:

    1) думные чины (высшие чины, входившие в Боярскую думу - бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки);

    2) чины московские (дворяне и бояре, жившие в столице и в ближайшей округе, выполняющие административные и военные командные должности - стольники, стряпчие и пр.);

    3) чины городовые (провинциальное дворянство и "дети боярские" - основная масса служилых людей из которой набиралась дворянская конница, резко отличающаяся по своему материальному положению и социальному статусу от столичного дворянства).

    Служилые "по прибору": стрельцы, пушкари, городовые казаки, казенные ремесленники, получавшие небольшое денежное жалование, часто нерегулярно, что заставляло их заниматься торгово-ремесленной деятельностью. Но по сравнению с посадскими у них были привилегии - они не платили налогов.

    Основную массу населения составляли тягловые люди ("несущие тягло", т.е. налоги в пользу государства). К ним относились почти все группы крестьянства (9,6 млн. чел. в конце XVII в.), а также посадские люди (0,5 млн. чел.).

    Холопы составляли третью группу. Они не служили и не платили налоги государству, но являлись личной собственностью своих хозяев.

    Служилые "по отечеству". Развитие служилого сословия характеризовалось усиливавшейся консолидацией и более четкой организацией.

    Постепенно стирались различия между поместным и вотчинным землевладением т.к., с одной стороны, утрачивалась связь между службой и ее земельным вознаграждением (т.е. поместье обретало черты вотчины), а с другой, - потрясения XVII в., общий ход социально-экономического развития подрывали позиции многих боярских родов, которые оттеснялись новыми фамилиями.

    Положение бояр и дворян все более зависело не от знатности и богатств, а от занимаемой должности в структуре государственных чинов. Важной вехой на этом пути стала отмена местничества в 1682 г. Таким образом, позиции дворянства и боярства сближались в той мере, в какой росла их зависимость от власти.

    Кроме того, служилое сословие ограждалось государством от проникновения в его состав представителей других сословий. По закону 1675 г. запрещалось верстать в дворянство черносошных крестьян, посадских и служилых по прибору. Государство пыталось предотвратить размывание служилого сословия и с другой стороны, препятствуя превращению разорившихся дворян в холопов.

    Крестьянство

    Состав. Крестьянство делилось на четыре основные группы:

    1) частновладельческие, жившие в вотчинах и поместьях (67%),

    2) дворцовые (9%),

    3) монастырские (13%)

    4) черносошные, или государственные (11%).

    Закрепощение при Алексее Мих. Романове. Соборное уложение 1649 г., отвечая требованиям служилых людей, отменило "урочные годы" и тем самым окончательно закрепостило крестьян. Имущество крестьянина признавалось собственностью помещика, постепенно он обрел право распоряжаться и его личностью. Если по Соборному Уложению помещик не мог продавать крестьянина без земли, то по закону 1675 г. такая продажа, практиковавшаяся и ранее, стала узаконенной. Крепостное состояние передавалось по наследству, а государство все менее и менее вмешивалось во взаимоотношения между крестьянином и землевладельцем, заботясь только о поступлении налогов.

    Черносошные крестьяне являлись лично свободными. Располагаясь на государственных землях, они имели право свободно распоряжаться землей при одном ограничении - после продажи или передачи в наследство новые владельцы должны были продолжать платить налоги государству в том же объеме. В XVII столетии продолжалась передача черносошных земель в руки служилого сословия, поэтому к концу века они сохранились лишь в Поморье и Сибири.

    Горожане

    Посадские люди страдали от тяжелого налогового бремени и фактически были закрепощены государством. Соборное Уложение по требованию посада ликвидировало в городах т.н. "белые слободы", население которых принадлежало боярам и церкви и не платило налоги. Включение их в тягло несколько облегчило положение "черных" слобожан, но теперь все посадские прикреплялись к своим местам проживания, им запрещалось "закладываться в холопы", переселяться в другие города.
    В связи со своим достатком посадские люди делились на несколько категорий: "лучшие", "средние", "молодшие". Купцы, входящие в состав "лучших", составляли особые корпорации:

    1. гости (по материальному положению близки верхам служилого сословия, обладали правом владеть вотчиной и привилегией выезда за границу);

    2. гостиная сотня;

    3. суконная сотня.

    Правительство формировало эти корпорации для использования купцов и их капиталов на службе государства. Поэтому купцы XVII в. так и не смогли накопить достаточных средств, чтобы основать крупные предпринимательские династии капиталистического типа.

    Этому же препятствовали религиозные представления людей той эпохи, осуждающие стремления к богатству как греховные по своей сути. Нередко купцы отдавали в старости свои накопления монастырям, надеясь таким образом обрести спасение души. На Западе же прошла Реформация, создавшая духовные предпосылки для предпринимательской деятельности.

    Становление колониальных империй.

    Страна

    Колонии

    Великобритания

    ЕгипетХартум – столица СуданаЮжная Африка – использовала большие земли к северу от реки Замбези. Индия, Республики Трансвааль и Оранжевая, Мальта.

    Доминионы: Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка, Ирландия.

    Протекторат: Египет, Ирак.

    Колонии: Индия, Германская Восточная Африка, Юго-Западная Африка, часть Того и Камеруна, ряд островов в Тихом океане и Новая Гвинея

    Франция

    Колонии: Индокитай (Вьетнам, Лаос, Камбоджа), Северная Африка (Алжир, Тунис).

    Протекторат: Марокко, Ливан, Сирия, большая часть Камеруна и небольшая – Того

    Германия

    Колонии: территории в Африке (Руанда – Уганда, Танганьика, Витуланд, Кионга). Германская Юго-Западная Африка (Германский Камерун, Германское Того), ряд островов в Тихоокеанском бассейне

    Япония

    Тайвань. В бассейне Тихого океана (Каролинские, Марианские, Маршалловы острова и острова Палау) и в Китае (порт Циндао)

    США

    Гавайи, Куба (протекторат), Филиппины, острова Гуам в Тихом океане, Пуэрто-Рико в Карибском море


    Генезис капитализма в Европе и России: общие черты и специфика.

    Суть феодальной экономики

    Суть капиталистической экономики

    Наследственное землевладение.

    Товарно-денежные отношения

    Экономическая зависимость крестьян

    Свободная конкуренция

    Генезис – переход от феодальной экономики к капиталистической.



    Общие законы генезиса капитализма сформулировал Карл Маркс.

    • 1 и 2 законы базисные, которые меняют экономические отношения людей.

    • Третьему закону служит финансовая реформа, она обязательна.

    • 4 реформы управления, судебные реформы, реформы сфер образования.

      1. Генезис капитализма осуществляется в условиях эволюции натурального хозяйства в товарное производство. Главный товар – земля. Земля в свободной купле-продаже.

      2. Личная свобода производителя позволяет сложиться рынку свободных рабочих рук, где действуют жесткие законы конкуренции и усиливается интерес людей к образованию и профессионализму.

      3. С усилением роли денег начинается процесс первоначального накопления капитала. Методы разнообразны.

      4. Вместе с базисными изменениями в обществе совершенствуются политические (сферы власти), правовые, идеологические (сферы сознания) отношения людей.

      5. Генезис капитализма заканчивается в условиях индустриального общества, где действует закон развития капитализма – закон прибавочной стоимости – закон накопления капитала.

    Воцарение династии Романовых.

    В январе 1613 г. собрался Земский собор, который избрал нового царя. Дворяне и казаки выдвинули кандидатом на русский престол 16-летнего Михаила Федоровича Романова (1613–1645). Представитель старомосковского боярского рода устраивал и высшую аристократию. К власти в России пришла династия, связанная родственными узами с прежними царями.

    Избрание Михаила Романова еще не означало окончание Смуты. На несколько лет затянулось освобождение страны от интервентов. В 1617 г. был подписан Столбовский мирный договор со Швецией, согласно которому России пришлось уступить территорию Карелии. В 1618 г. Россия заключила Деулинское перемирие с Польшей, к которой отходили смоленские, черниговские и новгород-северские земли. Сложной задачей оказалось и подавление внутренней оппозиции, и прежде всего отрядов вольных казаков.

    Смутное время имело значительные последствия для дальнейшего развития истории России. Долгие годы хаоса укрепили в народе идею необходимости сильной государственной власти, что в немалой степени способствовало становлению русского самодержавия. Но именно в годы Смуты укрепилось национальное самосознание русских людей, возросла роль Православной церкви в духовной жизни народа. В результате потрясений в России воцарилась новая династия, которой предстояло править страной следующие три столетия.

    Характер и особенности экономического развития России в XVII в.

    Сельское хозяйство

    В ХVII в. Россия по-прежнему оставалась преимущественно аграрной страной, где сельское хозяйство являлось основной отраслью экономики, а крестьяне составляли подавляющую часть населения страны. Земледелие, как и в прежние века, развивалось в основном экстенсивным путем, за счет распашки и включения в севооборот новых территорий, главным образом в районе Поволжья, «дикого поля» и Сибири. В основном сохранялась и традиционная трехпольная система земледелия, когда одна треть клина засевалась яровыми, другая — озимыми, а третья оставалась под паром. Пашня обрабатывалась в основном сохой и бороной, а плуг с железным лемехом использовался гораздо реже. Основными сельскохозяйственными культурами оставались рожь, пшеница, овес, ячмень и гречиха.

    Крестьянское и помещичье хозяйства по-прежнему сохранили свой полунатуральный характер, их связь с рынком была минимальной и носила нерегулярный характер. Основной формой зависимости владельческих (крепостных) крестьян от феодалов по-прежнему оставалась натуральная рента, а денежная рента и барщина еще не заняли ведущего положения в стране, но определяющей тенденцией социально-экономического развития страны в тот период был не кризис, а укрепление феодально-крепостнической системы. Наиболее ярко эта тенденция проявилась:

    1) в существенном росте феодального землевладения и наступлении феодального государства на права, свободу и земли черносошенного крестьянства;

    2) в становлении и развитии барщинной системы хозяйства.

    Основными чертами барщинного хозяйства были:

    1) господство натурального хозяйства;

    2) наделение непосредственного производителя (крестьянина) средством производства (землей) и установление поземельной зависимости крестьянина от феодала;

    3) установление правовой и личной зависимости крестьян от феодала и юридическое оформление государством режима крепостного права, основанного на внеэкономическом принуждении;

    4) низкое, рутинное состояние техники и культуры земледелия.

    Промышленность

    Основной формой промышленного производства в России оставалась мелкая кустарная промышленность в виде:

    1) крестьянских промыслов, которые обслуживали самих крестьян и отчасти их феодалов; 2) вотчинного ремесла, которое обслуживало феодала и его челядь;

    3) городского ремесла, которое медленно, но неуклонно перерастает в мелкотоварное производство, напрямую связанное с рынком.

    Мануфактурное производство было практически не развито. На всю страну, по оценкам историков (Н. Павленко, В. Буганов), приходилось всего несколько десятков мануфактур, которые принадлежали либо казне, либо иностранцам.

    Надо сказать, что в литературе довольно давно идет дискуссия о характере этих мануфактур. Одни авторы (М. Нечкина, В. Буганов) утверждали, что они носили буржуазный характер, поскольку по уровню развития техники и технологий производства ничем не отличались от западноевропейских мануфактур. Другие авторы (Н. Павленко) справедливо указывали, что для определения характера мануфактур надо изучать не уровень развития их техники и технологий, а характер производственных отношений.

    По мнению большинства историков для мануфактурного производства обязательны три основных черты:

    1) крупное производство;

    2) производство, основанное на применении ручного труда;

    3) производство, основанное на разделении труда.

    Если хотя бы один из этих признаков отсутствует, то такое производство не имеет никакого отношения к мануфактуре, а представляет собой простую (купеческую или ремесленную) кооперацию, не имеющую формационного значения.

    Если налицо все три признака мануфактуры, то необходимо оценить наличие четвертого признака — наличие наемного труда. Если на мануфактуре используется наемный труд, то она имеет прямое отношение к генезису капитализма. Если же на мануфактуре используется принудительный труд крепостных крестьян, то такая мануфактура никакого отношения к генезису капитализма не имеет.

    По мнению ряда современных авторов (Н. Павленко), русские мануфактуры, которые первоначально возникли как мануфактуры буржуазного типа, очень скоро оказались задавлены господствующими феодально-крепостническими отношениями и превратились в крепостнические мануфактуры.

    Начало формирования Всероссийского рынка

    В советской исторической науке традиционно утверждали, что в ХVII в. Россия вступила в новый период своего развития, который выразился в становлении и развитии всероссийского рынка. При этом почти всегда проводилась прямая параллель между становлением всероссийского рынка и генезисом буржуазных отношений, поскольку В. Ленин утверждал, что руководителями и хозяевами этого рынка были «капиталисты-купцы». В действительности это утверждение является грубейшей методологической ошибкой, так как купеческий капитал не имеет формационного значения и может обслуживать разные общественно-экономические формации. Поэтому формирование всероссийского рынка шло исключительно на базе господства мелкотоварного производства.

    Внешним проявлением становления и развития всероссийского рынка стало:

    1) Углубление специализации различных регионов страны. Например, центром производства товарного зерна были Воронеж, Саратов и Казань, центрами полотняной промышленности — Москва, Новгород, Псков, Ярославль, Кострома и Вологда, центрами железодобычи и обработки металлов — Тула, Серпухов и Великий Устюг.

    2) Становление оптовой ярмарочной торговли и появление первых общероссийских ярмарок — Архангельской, Ирбитской, Макарьевской и Свенской.

    3) Протекционистская политика русского правительства и поддержка отечественных товаропроизводителей. В частности, после многочисленных челобитных торговых людей (1627, 1635, 1637, 1645, 1646, 1648 гг.), жаловавшихся на засилье иностранцев в Москве и других городах, в 1649 г. под предлогом казни «их короля Карлуса» из страны были высланы все английские купцы, которым запретили розничную торговлю на всей территории страны. Затем, в 1653 г., по предложению главы Посольского приказа А. Л. Ордина-Нащекина был принят «Торговый устав», который унифицировал все таможенные сборы, установив единую рублевую пошлину на иноземные товары. Наконец, в 1667 г. с подачи того же А. Ордина-Нащекина был принят «Новоторговый устав», который полностью запретил всем иностранным купцам розничную торговлю на территории всего русского государства, даже в приграничных областях.

    Вместе с тем надо особо подчеркнуть тот факт, что на всей территории станы по-прежнему сохранялись внутренние таможенные пошлины (наследие удельного периода), которые были отменены только в 1754 г., при Елизавете Петровне!
    Социальные движения в XVII в.

    Бунташный век

    Современные историки называют царя Алексея Михайловича - Тишайший. Но время его правления в российской истории получил название — «бунташный век». Он был насыщен множеством народных восстаний. Социальным потрясениям поспособствовало множество введенных за короткий период времени реформ. Это негодование людей по поводу войн, а также внутренних проблем государства, основными из которых были рост налогов, раскол церкви, юридическое закрепление крепостного права, ограничение казачьих вольностей.

    В бунтах были задействованы практически большинство крупных городов России. Псков, Воронеж, Новгород, Курск, Владимир, а главное, столица – Москва. Москва пострадала от двух восстаний, именуемых Соляной и Медный бунты.



    Соляной бунт

    Соляной бунт в Москве, 1648. Худ.Лисснер Э. 1938

    Соляной бунт, который начался в 1648 году, возник в ответ на политику боярина Бориса Морозова по введению налогов на товары первой необходимости. Главная же причина бунта возникла ещё в 1646 году - введение высоких таможенных пошлин на соль, целью которого было пополнение казны. А случилось то, что купцы перестали привозить в страну соль. Соль имела стратегическое значение, так как была необходима для сохранения продуктов. Соль потреблялась в больших количествах для засолки продуктов. Без соли мясо и рыба портились. Следствием данного события стало резкое повышение цен на соль. Горожане, состоявшие в основном из низших и средних слоев населения, включая ремесленников, стрельцов и дворовых людей стали уничтожать и грабить купеческие и боярские дома. Неоднократное обращение народа к царю не принесло желаемых результатов. В итоге были сожжены Китай-город и белый город. Инициатор налога на соль Назарий Чистой был убит. А своего любимчика Морозова царь решил спасти от разъяренной толпы и был вынужден выслать из столицы. Восстание удалось подавить при помощи подкупа стрельцов, которые после этого перешли на сторону власти.

    Медный бунт
      Медный бунт. 1662. (Эрнест Лисснер, 1938)

    Не успели москвичи забыть Соляный бунт, как начался новый, более массовый и кровавый. Медный бунт пришелся на 1662 год. Начался он вследствие сильного повышения налогов из-за Русско-польской войны (с 1654 по 1667 годы), возникшей по причине принятия Украины в подданство России в 1653 году.  В то же время Россия вела войну и со Швецией. Войны истощили казну. Выход из положения чиновники видели в чеканке новых медных монет, которые из года в год обесценивались по сравнению с монетами из серебра. Торговцы отказывались принимать медные деньги за товар. Цены росли. Стоит отметить, что и налоги правительство требовало выплачивать серебром. 25 июля 1662 года с призывом восстать выступил Кузьма Нагаев. Восстание вновь поддержало низшее сословие. Бунтовщики, окружив резиденцию царя в Коломенском, требовали отдать им некоторых бояр. В момент ведения переговоров, к резиденции царя подошли царские отряды стрельцов. При подавлении бунта, было убито около 7 тысяч горожан. Бунт был окончен, но власти все равно вернулись к чеканке серебряных монет, для того, чтобы не спровоцировать новые негативные настроения.

    Восстание Степана Разина

    Отдельным этапом социального движения народных масс, является восстание Степана Разина (годы жизни 1630-1671). Восстание казаков, под предводительством донского казака Степана (Стеньки) Разина, было подкреплено множеством перешедших на его сторону крестьян. Движение восставших началось из Яицкого городка (Уральск) в 1667 году. В 1668–1669 годах, казаки во главе со Степаном Разиным осуществляют набег на берега Каспийского моря, попутно уничтожив флот персидского шаха. Возвращаясь, они, выступая против крепостного права, захватывают ряд крупных городов, таких как Царицын и Астрахань. Этот выпад уже не мог остаться без внимания царя.

    Среди людей Степана Разина были: казаки, бурлаки, посадские люди, крепостные. Бунт Степана Разина объединил в себе не только людей разных сословий, но и разных национальностей. Это были русские, украинцы, мордвины, татары, чуваши и многие другие. В 1670 году был организован поход на Волгу для свержения правительства. Были захвачены крупные города Саратов и Самара, бунт продолжал расти, и захватил огромную территорию от низовьев Волги до Слобожанщины. Во время осады города Симбирск, бунтовщики были разгромлены, собранным царем Алексеем Михайловичем войском в 30 тысяч солдат. Степан Разин был схвачен, не без помощи своих же приближенных, и летом 1671 года прилюдно казнен в центре Москвы.

    Стрелецкие бунты

    Царь Алексей Михайлович умер в 1676 году. После смерти Алексея Михайловича в 1676 году царём стал его сын Фёдор III Алексеевич. Царь, будучи воспитанником русского проповедника, педагога и стихотворца Симеона Полоцкого, был образованным, владел несколькими иностранными языками. Но хорошего здоровья у него не было. С детства часто болел. Ему не было суждено долго править страной. Весной 1682 года Фёдор умер. Но за столь короткий срок правления он сумел начать важные государственные перемены. Которые продолжил его брат Пётр I. 

    После смерти Фёдора, который не оставил наследника и не назвал своего преемника, разгорелась борьба между его братьями по отцу: сыновьями Алексея Михайловича от покойной первой жены Марии Милославской 16-летним Иваном и от второго брака с Натальей Нарышкиной 10-летним Петром. Нарышкины заручились поддержкой духовенства и возвели на престол Петра. А Наталью Нарышкину объявили правительницей. С этим не могли примириться Милославские - родственники царевича Ивана и царевны Софьи. Они решили воспользоваться недовольством стрельцов, которое назревало ещё со времени Фёдора III Алексеевича. И организовали стрелецкий бунт 1682 года в Москве. 

    Политическая роль церкви в Европе и России.

    Сложными и неоднозначными на разных ступенях средневековья были взаимоотношения государственной (королевской) власти и христианской церкви. Они нередко порождали острые конфликты, а в ряде случаев приводили и к прямому противоборству.

    В раннем средневековье «варварские» короли, принимая христианство и получая тем самым поддержку церкви, подносили ей большие дары, прежде всего в виде обширных земельных владений. Так церковь постепенно превратилась в крупного земельного собственника, имеющего по сравнению с самими королями и светскими магнатами несомненное преимущество, ибо церковные и монастырские земли не подлежали дроблению и возврату в мирской земельный фонд. Однако до IX-Х вв. церковь, хотя ее политический вес в обществе неуклонно возрастал, не была еще в полном смысле политической организацией. Она являла собой духовное сообщество, оказывающее глубокое нравственное воздействие на верующих, а также способствующее формированию общеевропейской культуры и самосознания. Церковь до XI в. Под эгидой императоров и королей, обладавших в то время еще относительно сильной властью.

    Прогрессирующая во всей Западной Европе феодальная раздробленность, ослаблявшая королевскую власть, превращавшая ее из публичной в частную, сеньориальную, способствовала росту политических амбиций и притязаний римских пап на мировое господство. Эти амбиции привели к разделу христианской церкви на восточную (греко-католическую) и западную (римско-католическую). Хотя формально в основе раскола лежали прежде всего политические противоречия – борьба за руководство христианским миром и светской государственной властью.

    Возрастающий авторитет римско-католической церкви опирался не только на земельные богатства, на Священное писание и религиозные чувства верующих. Он имел под собой и созданную к этому времени мощную и централизованную церковную организацию, построенную на четком отделении клира от мирян, на строго иерархических началах жизни духовенства и на его безусловном подчинении епископату, римской курии и верховному понтифику – папе. По сути дела, в XI-XII вв. (с так называемой папской революции), когда римские папы начинают претендовать на руководство всем христианским миром, римско-католическая церковь превращается в своеобразную надтерриториальную и общеевропейскую теократическую монархию. Она создала к этому времени свои политические, финансовые и судебные органы, свою дипломатическую службу. В XIII в. Установился порядок, при котором коронация европейских монархов должна была осуществляться актом римского папы. В это же время развернулась острая политическая борьба римского престола за отмену так называемой духовной инвеституры, т.е. права светской власти утверждать выборы высших церковных лиц (епископов, аббатов) и вручать им символы духовной власти (кольцо и посох). В борьбе с европейскими монархами за политическое влияние римские папы прибегали и к таким сильнодействующим средствам, как наложение интердикта, т.е. запрета совершать богослужение и религиозные обряды в пределах указанного государства, и даже к прямому отлучению от церкви «провинившегося» монарха. Особый политический симбиоз церкви и государства в Западной Европе в средние века имел своим результатом создание целой системы специальных церковных трибуналов, призванных защищать устои христианского вероучения, бороться с еретиками, - инквизиции. Эти трибуналы отвергли варварские, дохристианские виды судебных доказательств (ордалии и т.п.), пытались внести рациональное начало в уголовный процесс (письменное судопроизводство, система формальных доказательств и т.п.). Вместе с тем инквизиция породила презумпцию виновности обвиняемого, целый ряд утонченных по своей жестокости истязаний обвиняемого и т.д., что явно выходило за рамки складывавшегося в западноевропейском средневековом обществе типа политико-правовой культуры.

    Особое место в средние века занимало каноническое право. Оно возникло первоначально как право христианской церкви в целом. В Западной и Центральной Европе каноническое право получило под влиянием «папской революции» особенно большое развитие и превратилось в самостоятельную и эффективно действующую систему средневекового права. Большая значимость норм канонического права в западноевропейском обществе определялась рядом факторов. Прежде всего, каноническое право здесь разрабатывалось и поддерживалось могущественной римско-католической церковью и папством, о политической силе которых уже говорилось. Каноническое право отличалось универсальностью, поскольку его нормы действовали во всех странах, принявших католицизм. Каноническое право отличалось также широтой регулируемых им общественных отношений. Оно включало в себя вопросы, как духовной, так и светской жизни, было обязательным как для клириков, так и для мирян. Наконец, особый вес каноническому праву придавала его традиционность, поскольку оно своими корнями уходило в античность, в греческую философию и в римскую правовую культуру. Источники канонического права восходят к раннехристианской литературе (Священное писание, Деяния Святых Апостолов, Послания к римлянам и др.). После эдикта императора Константина о свободном исповедании христианства (313 год) нормы церковного права закреплялись в императорских законах, в писаниях отцов церкви, постановлениях региональных и вселенских церковных соборов, где был установлен ряд основных догматов христианства и правил церковной жизни. Каноническое право развивалось также в решениях римских пап- декреталий и сводившихся в особые сборники.

    В XI-XII вв. в период «папской революции» складывается «новое право. Именно в это время утверждается само понятие «каноническое право» (jus canonicum). Главенствующим источником нового канонического права становятся папские конституции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты и др.).

    В 1500 году обширного свода, Свода канонического права (Corpus juris canonici). Средневековое каноническое право охватывало широкий круг вопросов и играло важную роль в правовой жизни западноевропейских стран. Оно регламентировало организацию церковной власти (право римского папы назначать на церковные должности, процедуру рассмотрения споров между священниками и т.п.), а также отношения церкви со светской властью, статус церковной собственности и режим владения и пользования церковными землями, источники доходов церкви и т.д.

    В каноническом праве содержались нормы, относящиеся к уголовному праву, в частности предусматривался список епитимий, налагаемых за убийство, ложную клятву и некоторые другие преступления. В нем закреплялись нормы, относящиеся к договорному праву, к завещаниям, наследованию и особенно к брачно-семейным отношениям.

    В XVI веке Реформация подорвала позиции католической церкви и ослабила влияние канонического права.

    Реформация и церковный раскол.

    Различия между европейской и русской реформами церкви заключалось следующие:

    • Инициатива проведения реформ в России исходила от верховной светской власти (царя) и насаждалась насильственно среди дворянства и простого народа. Инициатива проведения Европейской реформации исходила от образованной интеллигенции, дворянства, широко поддерживалась народными массами, одобрялась светской властью.

    • Церковные реформы в России проводились централизованно патриархом (главой церкви). Папа римский как глава католической церкви не был заинтересован в реформах, так как его власть уменьшалась.

    • В России проведение реформ сопровождались мощной поддержкой государственных карательных органов. В Европе сами реформаторы подвергались гонениям со стороны церковных властей, несмотря на заступничество светских властей, например, Ян Гус.

    • Часть имущества церкви в результате Европейской реформации отошла представителям светской власти, а имущество православной церкви осталось при ней.

    • Изменения в православной церкви касались унификации священной литературы, икон, обрядов. Никаких новых философских трактовок Библии не насаждалось. В Европе Библия подвергалась новым толкованиям. «Вся Библия, – писал Лютер, – предстала для меня в ином виде». В 1520 г. выходят в свет три больших программных сочинения. В сочинении «К христианскому дворянству немецкой нации». Лютер призывает сокрушить три стены: а) различия между мирянами и священниками; б) права Церкви на обязательное для верующих толкование Священного писания; в) права папы на созыв соборов; высказывает надежду, что всеобщий собор разделит Церковь по национальному признаку, что жалобы немецкой нации прекратятся, что количество церковных праздников значительно сократится; далее следуют пассажи против капитализма, защита крестьянского сословия. Значение этого обращения заключается в том, что здесь все жалобы сконцентрированы, а также в воинственной, настойчивой интонации, в религиозной подкладке инвектив. В книге « К христианскому дворянству немецкой нации » Лютер уже открыто обрушился на папство и предложил план нового церковного и гражданского порядка. «Если вся истина исходит от иерархии, — говорил он, — то какая польза и нужда в Священном Писании? Давайте сожжем его и удовольствуемся невежественными господами из Рима». В сочинении « О вавилонском пленении »: в этом сочинении отвергаются семь таинств и жертвенный характер мессы. Остаются крещение, перетолкованное причастие (consubstantiatio) и покаяние. В книге «О свободе христианина» с высокопарным зачином: «Христианин — хозяин всех вещей. Христианин — раб всех вещей».

    Сходство между европейской и русской реформами церкви была в следующем:

    • Как в Европе, так и в России религиозность общества была очень высока.

    • Сходными являются также предпосылки проведения реформ. Нравы духовенства вызывали возмущение в обществе (духовенство погрязло в корыстолюбии, руководящие посты приобретались взятками.) Как в Европе, так и в России народ терял уважение к духовному званию.

    • В результате проведения реформ светская власть укрепила свои позиции над церковью.

    Однако наиболее важное сходство в следующем. Протестантизм стал отправной точкой развития частного предпринимательства как основы капитализма, а в конечном итоге – открытого либерального общества нового времени. Согласно протестантизму, человек – это лицо, управляющее естественными благами, которые вручены ему Богом. Он должен дать отчет в каждой песчинке данного ему богатства. Мысль о существовании обязанности человека по отношении к вверенному имуществу, о котором он печется как управитель, всей тяжестью ложится на его жизнь. Чем больше имущество, тем тяжелее ответственность за него. Богатство прежде всего обязывает. Протестантизм выдвинул чрезвычайно важное положение об обязанностях собственников и оправдании их богатства исключительно целями, на которые оно употребляется. Протестантская версия христианства способствовала развитию активности, предприимчивости, ответственности. Тем самым, по мнению М. Вебера, протестантизм заложил основы «духа капитализма». Трудовую этику протестантов нередко сравнивают с этикой русских раскольников-старообрядцев. В России северные старообрядческие общины уже в начале XVIII в. превратились в капиталистические предприятия; к концу века раскольники отказались от идеи конца света, допустили брак и стали молиться за царя. С деятельнос­тью старообрядческих общин связано появление корпо­ративной морали купечества, «нерушимого» купеческого слова. К 1917 г. предков-старообрядцев имело 64% торгово-промышленного населения России.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта