Главная страница
Навигация по странице:

  • 7.Феномен национальной идентичности в европейском контексте XIX в.

  • 8.Восстание декабристов и воцарение Николая I.

  • 9.Общественно-политические идеологии: консерватизм, либерализм, социализм.

  • история. Русь между Востоком и Западом в середине xiixv вв.


    Скачать 199.47 Kb.
    НазваниеРусь между Востоком и Западом в середине xiixv вв.
    Анкористория
    Дата21.02.2023
    Размер199.47 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория.docx
    ТипДокументы
    #949191
    страница7 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    6.Концепт нации и национализм.

    Нация (Сталинское определение) – высшая форма социально-политической общности, характеризующаяся общностью экономической жизни, языка, территории, своеобразием культуры и быта.

    Ряд исследователей стремились теоретически обосновать проблемы возникновения, сущность наций. Довольно удачно проблематику нации и национализма исследовал украинский ученый Георгий Касьянов. Среди богатого разнообразия теорий нации он выделяет коммуникативный, этатистский, этнологический и инструменталистский подходы.

    1.Коммуникативная теория нации. Наиболее полно и четко эта теория была сформулирована Карлом Дойчем в работе "Национализм и социальное взаимодействие". Одно из базовых понятий К. Дойча - взаимное соответствие или "комплиментарность", способность элементов определенной структуры взаимно дополнять, заменять друг друга.

    Сообщество, которое претендует на собственную общую историю, утверждает К. Дойч, является сообществом комплиментарных способов и средств коммуникации, общения. Необходимыми компонентами для этого процесса есть историческая память, символы, привычки, образ мышления, которые понятны всем членам сообщества. Комплиментарность коммуникативных навыков является первоосновой внутреннего единства народа-нации. Следовательно, степень развития нации зависит от степени общественной коммуникации индивидов.

    2.Этатистская теория нации. Эта теория основана на принципе отождествления нации с государством, территориально-политическому признаку сообщества. Британский исследователь Энтони Гид-денс утверждает, что нация существует только тогда, когда государство охватывает своим влиянием всю территорию, которую считает объектом своего суверенитета. Подобная трактовка дается и в современной отечественной научной литературе: "Нация - это народ, или стремится иметь собственное государство, или имеет ее.

    3.Этнологическая теория нации. Полно этнологическая (етницистська) концепция нации сформулирована Энтони Смитом. Он выделяет следующие признаки нации:

    • отличные культурные черты, позволяющие отличить "своих" и "чужих";

    • наличие исторически унаследованной общей территории;

    • относительно большая численность населения;

    • внешнеполитические отношения с другими сообществами;

    • наличие общих коллективных чувств;

    • непосредственное членство в группе с различными правами гражданства для всех ее членов;

    • вертикальная экономическая интеграция с общей системой разделения труда. Тезис этницистив заключается в том, что нациогенеза требует этнического основания. Существования этноса является необходимой предпосылкой

    Ученый-этнолог Михаил Тиводар утверждает, что нация - это особое состояние развития этноса, связанный с созданием государственности, национальногосударственных атрибутов, национального сознания и культуры. То есть, нация - это политизированная этничность.

    4. Инструменталистская теория нации. Наиболее известными представителями этой концепции является Эрик Гобсбаум и Бенедикт Андерсон. Критикуя объективистские концепции, они формулируют Субъективистский подход. Прежде всего, формулируется идея о том, что "нация - это воображаемое сообщество". Исследователи обратили внимание на факторы формирования нации. По их мнению, нации конструируются, поскольку государственная власть стремится "втиснуть" в массовое сознание общие цели, идеи, ценности, символы сообщества. Поэтому нация - это продукт представления, сконструирована сообщество.

    Национализм - это естественное и открытое демонстрации, отстаивание и защита этносами своей самобытности и неповторимости, стремление к государственно-политической независимости (Михаил Тиводар).

    Энтони Смит расширяет рамки значений слова "национализм". Он имеет несколько вариантов:

    1.национализм - процесс формирования и утверждения наций или национальных государств;

    2.национализм - осознанное понимание принадлежности к нации;

    3.национализм - языковые и символизованих определение нации;

    4.национализм - идеология нации, п стремлений и воли;

    5.национализм - общественно-политическое движение, задача которого состоит в достижении определенной цели нации.

    Среди исследований национализма выделяют три ведущие школы: Примордиализм утверждает, что прототипы наций и национализм существовали всегда как данность с самого начала человеческой истории и что людям, принадлежащим к одной этнической общности, изначально и навсегда присущ некий набор культурных свойств, обусловливающих их поведение. Целью примордализма является поиск некого «подлинного» этнического фундамента. В настоящее время среди специалистов по национализму сторонников примордализма почти не осталось. Как показывают исследования, по-настоящему древних традиций не существует, а культурные нормы и ценности устойчивы настолько, насколько сохраняются формирующие их социальные институты.

    С точки зрения модернизма нации и национализм есть исторические явления, появившиеся на заре индустриальной эры и связанные с усилением государств и развитием капитализма. Согласно этой теории, по мере усиления прямого правления государства над жителями, культура и повседневная жизнь стали всё больше зависеть от страны проживания. Развитие коммуникационных технологий и экономического рынка способствовало возникновению общественных связей между людьми, никогда не общавшимися друг с другом напрямую. В результате в пределах каждой страны жизнь начала становиться всё более однородной, а между странами начали нарастать контрасты. Сторонники этого направления не отрицают, что этническая принадлежность играет роль в происхождении национализма, а культура- на финальной стадии формирования нации, но в целом находят связь национализма с этнической принадлежностью совпадением. Они считают, что национальная принадлежность определяется современным государством, осуществляющим единый контроль над ясно очерченной территорией, а существующие этнические отношения пересматриваются, чтобы они совпадали с границами государства или наоборот, чтобы в борьбе за власть они послужили основанием для формирования новых государств.

    Этносимволизм (перенниализм) отстаивает точку зрения, что корнем национализма, наряду с экономикой, является этническая принадлежность. Хотя этносимволисты не считают нацию исконным или естественным образованием, они полагают, что в её основе лежит относительно древняя история и национальное самосознание. Согласно этой теории, ещё в доиндустриальную эпоху возникло множество этнических сообществ, представлявших собой население с общими элементами культуры, историческими воспоминаниями, мифами о предках и обладавшими определённой мерой солидарности. Границы этнических территорий не были чётко обозначены. Поскольку мифы, символы, воспоминания и ценности переносятся медленно меняющимися элементами культуры и жизнедеятельности, то этнические сообщества весьма долговечны. Некоторые из этих сообществ перешли

    вновую фазу культурно-экономической интеграции и стандартизации, стали привязаны к определённой исторической территории и выработали отличительные законы и обычаи, — то есть, стали нациями. Появление же идеологии национализма

    вконце XVIII века радикально изменило качество наций и их форму.

    По мнению российского ученого А. И. Миллера, все теоретические исследования национализма последних десятилетий в той или иной степени опираются на работы Карла Дойча.

    К. Неес: типология националистических идеологий: 1.Гуманитарный.

    2.Якобинский (нетерпимый к инакомыслию и ориентированый на силовое решение проблем. Идея воюющей науки. Мессианский характер)

    3. Традиционный национализм (консерватизм, эволюция)

    4.Либеральный национализм.

    5.Интеграционный национализм (приоритет наицональная целостность) 6.экономический национализм (борьба за сырье и рынки.)

    Г. Кон:

    1.Западный национализм (на основе духа свободы. Нациядобровольный союз граждан).

    2.Восточный (коллективная власть и нац. Независимость от иностранного владычества)

    3.Эмоциональный и авторитарный (объединение на основе величия нации в прошлом.)

    Л. Снайдер:

    Хронологическая типология:

    1.Интегративный (объединение нации),

    2.Подрывной (распад многонациональных государств)

    3.Агрессивный (расширение «жизненного пространства»)

    4.Современный. Региональная типология:

    Европа - национализм раскола. Нациигосударства. Африка – черный национализм. Деколонизация.

    Ближний восток – политико-религиозный национализм (исламизм) Азия – антиколониальный национализм.

    Латинская америка – популистский наицонализм с революционной окраской. США – моралистский характер. Провинциализм.

    СССР – мессианский национализм. Фунционалистские теории:

    М. Хорх. – Национализм – абсолютный приоритет национальных ценностей перед другими:

    1.Примордиалистский – национальная идентичность присуща каждому и с давних времен. (устаревший подход)

    2.Модернистский (нация появляется при переходе от традиционного общества к обществу модерна)

    3.Этносимволизм (у каждого представителя нации, нация носит символический характер)

    7.Феномен национальной идентичности в европейском контексте XIX в.

    Возникновение интереса к проблеме идентичности стало законо­мерным следствием многовекторности и сложности развития такого политического образования, как ЕС. Формируясь на основе опреде­ленных объективных причин, коллективные идентичности выража­ются в различных особенностях жизнедеятельности конкретной груп­пы людей. В этой связи большое внимание уделяется идентификации гражданами национальных государств себя как граждан ЕС. И если политико-экономическая сфера объединения находится преимущест­венно в компетенции руководства ЕС, то социально-культурное отне­сение себя к европейцам и объединение на основе этого признака, а также отсутствие противостояния различных национальностей по принципу «другого» зависит от ориентаций самих граждан ЕС.

    Характеризуя европейскую идентичность как явление, надо ска­зать, что она имеет двухуровневую структуру. Сосуществующими, взаимодействующими и взаимовлияющими являются две составляю­щие: существующая и существовавшая независимо от Европейского союза этнонациональные идентичности и идентичность граждан го­сударств – членов ЕС. Представление идентичности в виде взаимо­связанных компонентов (индивидуальной и коллективной) просмат­ривается и в структуре европейской идентичности, однако имеет сво­ей особенностью наличие нескольких коллективных идентичностей, одной из которых является общеевропейская. Индивидуальная иден­тичность трансформируется в коллективную, которая, в свою очередь, воздействует на формирование общеевропейской. Таким образом, в процессе формирования идентичности можно выделить три фазы:

    1) формирование идентичности на уровне отдельных индивидов;

    2) соединение индивидуальных идентичностей в коллективные;

    3) трансформация коллективных идентичностей в единое явление общеевропейского самоотождествления.

    Европейская идентичность – эссенциальная объективная дан­ность, она выступает как совокупность характеристик, отличающих европейцев от неевропейцев в традициях, культуре, образе жизни и системе мышления. Это европейское самосознание как осознание собственной принадлежности к Европе. Это единство государств Ев­ропы в силу таких факторов, как единая территория, единство циви-лизационного и исторического развития и прочие факторы. В силу наличия двух уровней в структуре европейской идентичности тради­ционная для Европы идентичность размывается: одна ее часть как бы переходит на уровень Европейского союза и европейских институтов; другая часть приобретается и усваивается регионами – с этим связано и оживление, и новый всплеск региональных движений в ряде стран Европы. Формируются новые линии прямых связей регионов с инсти­тутами Европейского союза. Поиск новой идентичности происходит противоречиво: с одной стороны, подъем национальных и национали­стических чувств и движений, с другой стороны – усиление стремле­ния части общества к самоидентификации с Европой.

    8.Восстание декабристов и воцарение Николая I.

        Вечером 24 декабря 1825 Сперанским был составлен Манифест о восшествии на престол императора Николая I. Николай подписал его 25 декабря утром. К Манифесту прилагалось письмо от брата Константина к Александру I, в котором он отказывался он трона.

        Манифест о восшествии на престол был оглашён Николаем на заседании Государственного Совета 25 декабря. Отдельным пунктом в Манифесте оговаривалось, что временем вступления на престол будет считаться 1 декабря ( день смерти Александра I) для того, чтобы ликвидировать пробел отсутствия власти. 

    Восстание Декабристов.

        События Войны 1812 года и последующие заграничные походы русской армии оказали значительное влияние на все стороны жизни Российской империи, породили определённые надежды на перемены и самое главное на отмену крепостного права. Люди, которые были в заграничных походах и дошли до Европы, увидели как живут за границей, какие у них условия жизни, какие законы, какая власть, им захотелось того же. Но все понимали, что в России императоры к этому не стремятся, все остаётся на том же уровне и только верхушка власти наслаждается жизнью. Ничего не оставалось, как только действовать. Так и стали появляться кружки с единомышленниками, после образовываться Тайный общества, а в дальнейшем это привело к восстанию Декабристов.

        Восстание декабристов произошло 26 декабря 1825 года. Восстание было организовано группой единомышленников, они попытались использовать гвардейские части для недопущения вступления на трон Николая I. Целью восставших была отмена крепостного права, равенство всех перед законом, демократические свободы, введение обязательной военной службы для всех сословий, выборность чиновников, отмена подушной подати и смена формы правления на конституционную монархию или республику.

        Восставшими было решено блокировать Сенат, направить туда революционную делегацию в составе Рылеева и Пущина и предъявить Сенату требование не присягать Николаю I, объявить царское правительство низложенным и издать революционный манифест к русскому народу. Однако восстание было в тот же день жестоко подавлено. Выжившие участники восстания подверглись ссылке, а пять руководителей были казнены.  Хоть восстание и было подавлено, оно было не бесполезно. Восстание Декабристов заложило мощный фундамент в умах людей о свободе своих прав, что привело в будущем к революциям. (одни из них это февральская и октябрьская революции 1917 года и свержение власти).

    9.Общественно-политические идеологии: консерватизм, либерализм, социализм.

    Название и представители

    Описание идеологии

    Либерализм

    Дж. С. Милль,

    Б. Констан

    Основная идея либерализма состояла в свободе личности. Человек сам выбирает, что делать со своей жизнью. В экономике либералы выступали за свободу предпринимательства. По мнению Смита единственное, что должно регулировать только закон спроса и предложения. В политике либералы отстаивали права личности, что можно делать всё то, что не запрещено законом. Либералы требовали полной свободы личности человека во всех сферах. Либералы считали, что право голоса имеется только у образованных людей. Во второй половине XIX века либерализм стал меняться. Чтобы привлечь на свою сторону людей, надо было решать интересующие людей вопросы. В начале ХХ века появился «новый либерализм». Он заявлял, что необходимо вмешательство государства в экономику и социальные отношения. Придя к власти, либералы пытались улучшить положение рабочих, однако в целом либералы теряли свои позиции

    Консерваторы

    Ж. де Местр,

    Э. Бёрк

    Консерватизм появился как ответ на либерализм. Консерваторы считали, что человек по своей природе слаб и противопоставляли принципу свободы принцип порядка, а принципу прогресса – традиции. Консерваторы считали, что личный успех – это эгоизм. Консерватизм не был единым. Одни были реакционерами, другие следовали девизу «реформировать, сохраняя», то есть, несмотря на реформы, хотели сохранить старый политический и общественный строй. Консерваторы, как и либералы, были противниками революции. Консерватизм также менялся, но число его сторонников не сокращалось. Из-за взглядов консерваторов на их стороне были даже рабочие

    Социалисты

    Ш. Фурье,

    Р. Оуэн,

    граф К.-А. де Сен-Симон

    Для социалистов «рабочий вопрос» стоял с самого начала. Представители этой идеологии считали, что общество устроено несправедливо. Они считали, что капиталисты эксплуатируют большую часть населения. Социалисты мечтали об общей социальной справедливости. Ранний социализм начался во Франции, где Ш. Фулье предлагал организовать производственные объединения – флаги. Граф К.-А. Сен-Симон мечтал, что общество будет представлять промышленную систему, где всё направлено на блага народа. Р. Оуэн, напротив, видел корень проблем в частной собственности

    Анархизм

    П. Ж. Прудон,П. А. Крапоткин, М. А. Бакулин

    Отрицает насилие над личностью. Устранение эксплуатации человека человеком, против государственной власти и за республики

    Марксизм

    К. Маркс,

    Ф. Энгельс

    Изначально был основан на социализме, но в отличие от него подтверждал насилие для достижения своих целей

    Национальная идеология

    Д. Буль,Немецкий Михель, Дядя Сэм, Марианна

    Проявление того, что жители одной или разных (если говорят на одном языке) стран составляют собой нацию. Сила этой идеологии была в том, что она была в роли интегрирующей и обращалась ко всему обществу. Она выполняла прогрессивную функцию
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта