1 курс Русская культура 13-17 вв.. Русская культура в xiiixvii веках
Скачать 1.69 Mb.
|
Лекция по теме: Русская культура в XIII-XVII веках. Цель урока: показать особенности древнерусской культуры Задачи: Образовательная: - Познакомить студентов с произведениями русской культуры и бытом народа в XIII—XVII вв. - Обеспечить усвоение понятий (культура, материальная культура, духовная культура, летопись, былины, мозаика, фреска, икона) Развивающая: - Развитие эмоциональной монологической речи; - Обогащение активного словаря терминами данной эпохи. Воспитательная: - Воспитывать уважение к истории, культуре, показать её значение для современного искусства. Актуализация. Культура народа является частью его истории. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, руками народа, что выражает его духовный облик, взгляд на мир. Знать: 1564 г. — начало книгопечатания в России 1687 г. — открытие Славяногреко-латинской академии. Актуальность. Как события истории нашей страны XIII—XVII вв.влияли на русскую культуру? Батыево нашествие нанесло тяжелейший ущерб русской культуре. Разорены были города, утрачены секреты многих ремесел, сгорели в огне бесценные иконы и рукописи. Литература и летописание. Основой русской литературной традиции были сказания, жития святых, летописи. Многие произведения были посвящены борьбе с завоевателями: «Слово о погибели земли Русской», «Повесть о разорении Батыем Рязани», «Сказание о невидимом граде Китеже» и др. «Житие Александра Невского» повествовало о воинских подвигах князя. Развивался жанр исторических песен. К их числу относится «Песня о Щелкане» - свидетельство о восстании в Твери в 1327 г. Софроний — «старый рязанец» - создал «Задонщину», повествующую о победе русских на Куликовом поле. Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, Сергия Радонежского. Уникален памятник русской литературы XV в. — «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина — первое в европейской литературе описание Индии. В 1377 г. монахом Лаврентием для суздальско-нижегородского князя была составлена знаменитая Лаврентьевская летопись. В составе этой летописи сохранился древнейший из дошедших до нас списков «Повести временных лет». С конца XIV в. центром летописания стала Москва. В 1409 г. появился Большой общерусский летописный свод. В середине XVI в. московские летописцы создали Никоновскую и Воскресенскую летописи. Окружение царя составило и так называемый Лицевой свод (история в лицах, т. е. иллюстрациях), содержавший 16 тыс. красочных миниатюр. События XVI в. отразились в публицистике. В начале XVI в. было создано литературно-публицистическое историческое сочинение «Сказание о великих князьях Владимирских». Оно обосновывало древность происхождения рода Рюриковичей их родством с римским императором Августом. Рассуждения о необходимости создания сильной самодержавной власти, опирающейся на дворянство, содержатся в сочинениях Ивана Пересветова. Спор о путях развития России нашел яркое отражение в переписке князя Андрея Курбского с Иваном Грозным. Дальнейшее развитие получили исторические повести, в которых рассказывалось о событиях XVI в., например: «Казанская история», «О прихождении Стефана Батория на град Псков». Памятником исторической мысли стала «Степенная книга», составленная на основе летописей, родословных книг, других источников. Новым явлением было создание книги, содержащей полезные сведения, наставления как духовного, так и бытового характера, — «Домострой», составителем которого является духовник Ивана Грозного Сильвестр. Началом русского книгопечатания можно считать 1564 г., когда Иваном Федоровым была издана первая русская датированная книга — «Апостол». Однако существует семь книг без точной даты, возможно, изданные до 1564 г. Первопечатник Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в 1574 г. выпустили первый русский букварь — «Азбуку». В XVI в. в России типографским способом было издано всего 20 книг. Ведущее место по-прежнему занимала рукописная книга. Книгоиздание возродилось после завершения Смуты. В XVII в. количество и тиражи печатных книг значительно возросли. Архитектура XIV — XVI вв. Раньше, чем в других землях, возобновилось каменное строительство в Новгороде и Пскове. Используя сохранившиеся традиции, новгородцы и псковичи возводили десятки храмов. Среди них такие выдающиеся, как новгородские церкви Федора Стратилата на Ручье и Спаса Преображения на Ильине улице. В Пскове в XIV в. были сооружены 24 храма, а в XV столетии — самый большой на Руси каменный кремль. Обилие декораций и украшений на стенах, общая нарядность, праздничность характерны для этих построек. Яркая и самобытная архитектура Новгорода и Пскова практически не изменялась в течение столетий. Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся к XIV — XV столетиям. Дошедшие до нас храмы — Успенский собор «на Городке» (в Звенигороде) и Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря — продолжали традиции зодчества Владимиро-Суздальской Руси. В 1475 —1479 гг. итальянским мастером Аристотелем Фиораванти был возведен Успенский собор в Москве. Итальянский зодчий сумел органично соединить в соборе традиции русской архитектуры с передовой западноевропейской техникой. Под руководством итальянца Але-виза Нового был построен Архангельский собор — родовая усыпальница московских великих князей и царей. В то же время была возведена и Грановитая палата — часть царского дворца. Грандиозное строительство в Москве с участием итальянских мастеров завершилось созданием в конце XV — начале XVI в. ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до наших дней. Одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры в XVI в. было строительство шатровых храмов. Эти храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на фундаменте. Наиболее известными памятниками этого стиля являются церковь Вознесения в селе Коломенском (1532), построенная в честь рождения Ивана IV, Покровский собор, что на рву (храм Василия Блаженного), возведенный русскими мастерами Постником Яковлевым и Бармой в честь взятия Казани (1555 — 1561). Велось широкое строительство каменных кремлей. Прилежащая с востока к Московскому Кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной, названной Китайгородской. В самом конце XVI в. архитектором Федором Конем были возведены белокаменные стены Белого города. Этот же зодчий построил Смоленский кремль. Каменные крепости были возведены в Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, в городах южнее и западнее Москвы. Живопись XIV — XVI вв. В XIV в. в Новгороде и Москве работал художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Дошедшие до нас фрески Феофана Грека отличаются необычайной выразительностью. Гением русского иконописного искусства был Андрей Рублев, живший на рубеже XIV и XV вв. Его творчеству присущи философская глубина, внутреннее достоинство и сила. Знаменитая «Троица» — одна из вершин мирового искусства — воплощает основные принципы живописной манеры гения средневековой живописи. Андрею Рублеву принадлежат также дошедшие до нас фрески Успенского собора во Владимире и в других городах. Крупнейшим русским живописцем, жившим в конце XV — начале XVI в., был Дионисий. К произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря под Вологдой, многие иконы. Живописи Дионисия присущи необычайная яркость, праздничность, изысканность. В XVI в. религиозное мировоззрение определяло духовную жизнь общества. Вместе с тем в XVI в. завершилось формирование великорусской народности, что отразилось в культурном творчестве русского народа. Русская культура на пороге Нового времени. XVII век вместе с развитием ремесла и торговли, ростом городов, проникновением в Россию западных идей привнес распространение в русской культуре светского начала. Этот процесс получил в литературе название обмирщение культуры (от слова мирской — «светский»). Обмирщению русской культуры противилась Церковь, видевшая в этом процессе проявление западного, латинского влияния. Московские правители в XVII в. стремились ограничить влияние Запада. Однако новые идеи России были нужны, так же, как и образованные люди, знающие военное дело, способные заниматься дипломатией, выполнять государственные функции. Это способствовало росту связей с Западной Европой. Школа и просвещение. Одним из главных очагов просвещения стала академия в Киеве, основанная по инициативе киевского митрополита Петра Могилы. За основу образования в академии были взяты принципы европейской школы, хотя латинская ученость использовалась для защиты православия от католиков. Выпускники Киево-Могилянской академии сыграли важнейшую роль в становлении и развитии московских школ. Во второй половине XVII в. появились новые учебные заведения в Москве. В 1681 г. при Печатном дворе открылась Греческая школа, где изучались греческая и славянская грамматики. В 1687 г. основано первое высшее учебное заведение в России — Славяно-греко-латинская академия, возглавляемая братьями Софронием и Иоанникием Лихудами — выпускниками Падуанского университета (Италия). В академии преподавались три языка, риторика, диалектика, философия. В России шел медленный процесс накопления знаний в медицине, математике, географии. Значительный вклад в развитие географических знаний внесли землепроходцы. В XVII в. были основаны многие сибирские города, в 1648 г. экспедиция С.И.Дежнева прошла по проливу между Азией и Северной Америкой. Е.П.Хабаров в 1649 г. составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. В самом конце XVII в. сибирский казак В.В.Атласов обследовал Камчатку. Литература XVII в. Проникновение светских мотивов в литературу связано с появлением в XVII в. сатирической повести. Выдающимся произведением этого жанра явилась «Повесть о Горе-Злочастии». В «Службе кабаку» содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в «Повести о Ерше Ершовиче» осмеивались судебная волокита и взяточничество. Автором стихотворных произведений, пьес, горячим сторонником европейского просвещения был Симеон Полоцкий. Новым жанром была автобиография, например «Житие протопопа Аввакума». Архитектура XVII в. Архитектурные сооружения XVII в. отличались большой живописностью. Здания были многоцветны, декоративны. Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные изразцы и украшения из резного камня. Такое обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли каменным дивным узорочьем. Все эти черты хорошо прослеживаются в Теремном дворце в Кремле (1635 — 1636). В первой половине XVII в. продолжилось строительство шатровых церквей. К шатровому стилю относятся Успенская (Дивная) церковь в Угличе (1628), церковь Рождества Богоматери (в Путинках) в Москве (1649—1652). В 1652 г. патриарх Никон запретил сооружение таких церквей, как не отвечающих церковному чину. Во второй половине XVII в. развитие архитектуры выразилось в формировании стиля, получившего название нарышкинское, или московское, барокко. Наиболее яркими примерами этого стиля являются колокольня Новодевичьего монастыря, храм Покрова в Филях (1693 — 1694). Европейское влияние отразилось в использовании некоторых декоративных элементов барокко: колонн, наличников, фигурных фронтонов, сочетания красного и белого цветов. Шедевром деревянного зодчества был знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенском. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран из-за ветхости. Живопись XVII в. Обмирщение искусства с особой силой проявилось в живописи. Крупнейшим художником XVII в. был Симон Ушаков. В его иконе «Спас Нерукотворный» заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы. Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы Симона Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи — парсуны (от слова персона). Театр придворный и народный. В 1672 г. был создан придворный театр в Москве. Правда, он существовал лишь четыре года. В репертуар театра входили пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. В России широкое распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр скоморохов и Петрушки. Власть и Церковь преследовали скоморошество за сатиру, обличавшую пороки власть предержащих. К концу XVII столетия в России еще прочно господствовал средневековый духовный и бытовой уклад жизни, основанный на традициях православия, обычаях и порядках, уходивших глубоко в прошлое. В то же время отчетливо проявлялось стремление к познанию человеческой личности, просвещению, обмирщению. Вопросы и задания по теме устно. 1. Назовите и охарактеризуйте важнейшие достижения русской культуры в изучаемый период. 2. Перечислите основные направления и стили в русской архитектуре в XIV — XVII вв. В чем выразилось влияние иностранных мастеров на развитие отечественного зодчества? 3. Раскройте главные достижения русской литературы изучаемого периода. 4. Какие изменения произошли в русском образовании к концу XVII в.? В чем состояли главные причины успехов в развитии образования? 5. В чем выразилось соотношение традиционных и новых элементов в русской культуре к началу XVIII в.? Для размышления Назовите важнейшие отличия русской культуры XIII — XVIIвв., от западноевропейской культуры данного периода. Домашнее задание. Написать доклад, тему выбрать по желанию: - Литература и летописание XIII — XVIIвв. - Школа и просвещение XIII — XVIIвв. - Литература XVII в. - Архитектура XVII в. - Живопись XVII в. - Театр придворный и народный. Андрей Рублев. Трубящий ангел. Фреска Дворец в селе Коломенском. Гравюра XVIII в. Дворец в селе Коломенском, царя Алексея Михайловича Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. Икона 1658 Начало книгопечатания в России 1564 г. Первая напечатанная книга «Апостол» |