Язык программирования C++. Вводный курс. С для начинающих
Скачать 5.41 Mb.
|
290 Если элемент отображения вставляется в отображение с помощью операции взятия индекса, то значением этого элемента становится значение по умолчанию для его типа данных. Для встроенных арифметических типов – 0. Следовательно, если инициализация отображения производится оператором взятия индекса, то каждый элемент сначала получает значение по умолчанию, а затем ему явно присваивается нужное значение. Если элементы являются объектами класса, у которого инициализация по умолчанию и присваивание значения требуют больших затрат времени, программа будет работать правильно, но недостаточно эффективно. Для вставки одного элемента предпочтительнее использовать следующий метод: ); В контейнере map определен тип value_type для представления хранимых в нем пар ключ/значение. Строки value_type( string("Anna"), 1 ) создают объект pair, который затем непосредственно вставляется в map. Для удобства чтения можно использовать typedef: typedef map Теперь операция вставки выглядит проще: word_count.insert( valType( string("Anna"), 1 )); Чтобы вставить элементы из некоторого диапазона, можно использовать метод insert(), принимающий в качестве параметров два итератора. Например: word_count_two.insert(word_count.begin(),word_count.end()); Мы могли бы сделать то же самое, просто проинициализировав одно отображение другим: // предпочтительный метод вставки одного элемента word_count.insert( map // ... заполнить map< string,int > word_count_two; // скопируем все пары ключ/значение С++ для начинающих 291 map< string, int > word_count_two( word_count ); Посмотрим, как можно построить отображение для хранения нашего текста. Функция separate_words() , описанная в разделе 6.8, создает два объекта: вектор строк, хранящий все слова текста, и вектор позиций, хранящий пары (номер строки, номер колонки) для каждого слова. Таким образом, первый объект дает нам множество значений ключей нашего отображения, а второй – множество ассоциированных с ними значений. separate_words() возвращает эти два вектора как объект типа pair, содержащий указатели на них. Сделаем эту пару аргументом функции build_word_map(), в результате которой будет получено соответствие между словами и позициями: build_word_map( const text_loc *text_locations ); Сначала выделим память для пустого объекта map и получим из аргумента-пары указатели на векторы: vector Теперь нам надо синхронно обойти оба вектора, учитывая два случая: • слово встретилось впервые. Нужно поместить в map новую пару ключ/значение; • слово встречается повторно. Нам нужно обновить вектор позиций, добавив дополнительную пару (номер строки, номер колонки). Вот текст функции: // инициализируем копией всех пар ключ/значение // typedef для удобства чтения typedef pair< short,short > location; typedef vector< location > loc; typedef vector< string > text; typedef pair< text*,loc* > text_loc; extern map< string, loc* >* map С++ для начинающих 292 } Синтаксически сложное выражение push_back((*text_locs)[ix]); будет проще понять, если мы разложим его на составляющие: ploc->push_back(loc); Выражение все еще остается сложным, так как наши векторы представлены указателями. Поэтому вместо употребления оператора взятия индекса: string word = text_words[ix]; // ошибка мы вынуждены сначала разыменовать указатель на вектор: string word = (*text_words) [ix]; // правильно register int elem_cnt = text_words->size(); for ( int ix=0; ix < elem_cnt; ++ix ) { string textword = ( *text_words )[ ix ]; // игнорируем слова короче трех букв // или присутствующие в списке стоп-слов if ( textword.size() < 3 || exclusion_set.count( textword )) continue; // определяем, занесено ли слово в отображение // если count() возвращает 0 - нет: добавим его if ( ! word_map->count((*text_words)[-ix] )) { loc *ploc = new vector } else // добавим дополнительные координаты (*word_map)[(*text_words)[ix]]-> push_back((*text_locs)[ix]); (*word_map)[(*text_words)[ix]]-> // возьмем слово, которое надо обновить string word = (*text_words) [ix]; // возьмем значение из вектора позиций vector // возьмем позицию - пару координат loc = (*text_locs)[ix]; // вставим новую позицию С++ для начинающих 293 В конце концов build_word_map() возвращает построенное отображение: return word_map; Вот как выглядит вызов этой функции из main(): } 6.12.2. Поиск и извлечение элемента отображения Оператор взятия индекса является простейшим способом извлечения элемента. Например: int count = word_count[ "wrinkles" ]; Однако этот способ работает так, как надо, только при условии, что запрашиваемый ключ действительно содержится в отображении. Иначе оператор взятия индекса поместит в отображение элемент с таким ключом. В данном случае в word_count занесется пара string( "wrinkles" ), 0 Класс map предоставляет две операции для того, чтобы выяснить, содержится ли в нем определенное значение ключа. • count(keyValue) : функция-член count() возвращает количество элементов с данным ключом. (Для отображения оно равно только 0 или 1). Если count() вернула 1, мы можем смело использовать индексацию: count = word_count[ "wrinkles" ]; int main() { // считываем файл и выделяем слова vector // обработаем слова // ... // построим отображение слов на векторы позиций map *text_map = build_word_map( text_locatons ); // ... // map С++ для начинающих 294 • find(keyValue) : функция-член find() возвращает итератор, указывающий на элемент, если ключ найден, и итератор end() в противном случае. Например: count = (*it).second; Значением итератора является указатель на объект pair, в котором first содержит ключ, а second – значение. (Мы вернемся к этому в следующем подразделе.) 6.12.3. Навигация по элементам отображения После того как мы построили отображение, хотелось бы распечатать его содержимое. Мы можем сделать это, используя итератор, начальное и конечное значение которого получают с помощью функций-членов begin() и end(). Вот текст функции display_map_text() : } Если наше отображение не содержит элементов, данная функция не нужна. Проверить, пусто ли оно, можно с помощью функции-члена size(): int count = 0; map { typedef map { cout << "word: " << (*iter).first << " ("; int loc_cnt = 0; loc *text_locs = (*iter).second; loc::iterator liter = text_locs->begin(), liter_end = text_locs->end(); while (liter != liter_end ) { if ( loc_cnt ) cout << ','; else ++loc_cnt; cout << '(' << (*liter).first << ',' << (*liter).second << ')'; ++liter; } cout << ")\n"; ++iter; } cout << endl; С++ для начинающих 295 display_map_text( text_map ); Но более простым способом, без подсчета элементов, будет вызов функции-члена empty() : display_map_text( text_map ); 6.12.4. Словарь Вот небольшая программа, иллюстрирующая построение отображения, поиск в нем и обход элементов. Здесь используются два отображения. Первое, необходимое для преобразования слов, содержит два элемента типа string. Ключом является слово, которое нуждается в специальной обработке, а значением – слово, заменяющее ключ. Для простоты мы задали пары ключ/значение непосредственно в тексте программы (вы можете модифицировать программу так, чтобы она читала их из стандартного ввода или из файла). Второе отображение используется для подсчета произведенных замен. Текст программы выглядит следующим образом: if ( text_map->size() ) if ( ! text_map->empty() ) С++ для начинающих 296 #include С++ для начинающих 297 } Вот результат работы программы: Наш словарь подстановок: key: 'em value: them key: cuz value: because key: gratz value: grateful key: nah value: no key: pos value: suppose key: sez value: says key: tanx value: thanks key: wuz value: was Исходный вектор строк: nah I sez tanx cuz I wuz pos to not cuz I wuz gratz Преобразованный вектор строк: no I says thanks because I was suppose to not because I was grateful И напоследок статистика: cuz было заменено 2 раз(а) gratz было заменено 1 раз(а) nah было заменено 1 раз(а) pos было заменено 1 раз(а) sez было заменено 1 раз(а) tanx было заменено 1 раз(а) wuz было заменено 2 раз(а) 6.12.5. Удаление элементов map Существуют три формы функции-члена erase() для удаления элементов отображения. Для единственного элемента используется erase() с ключом или итератором в качестве аргумента, а для последовательности эта функция вызывается с двумя итераторами. Например, мы могли бы позволить удалять элементы из text_map таким образом: else cout << " увы: " << remova1_word << " не найдено!\n"; Альтернативой является проверка: действительно ли слово содержится в text_map? string removal_word; cout << " введите удаляемое слово: "; cin >> removal_word; if ( text_map->erase( remova1_word )) cout << "ok: " << remova1_word << " удалено\n"; С++ для начинающих 298 } В нашей реализации text_map с каждым словом сопоставляется множество позиций, что несколько усложняет их хранение и извлечение. Вместо этого можно было бы иметь по одной позиции на слово. Но контейнер map не допускает дублирующиеся ключи. Нам следовало бы воспользоваться классом multimap, который рассматривается в разделе 6.15. Упражнение 6.20 Определите отображение, где ключом является фамилия, а значением – вектор с именами детей. Поместите туда как минимум шесть элементов. Реализуйте возможность делать запрос по фамилии, добавлять имена и распечатывать содержимое. Упражнение 6.21 Измените программу из предыдущего упражнения так, чтобы вместе с именем ребенка записывалась дата его рождения: пусть вектор-значение хранит пары строк – имя и дата. Упражнение 6.22 Приведите хотя бы три примера, в которых нужно использовать отображение. Напишите определение объекта map для каждого примера и укажите наиболее вероятный способ вставки и извлечения элементов. 6.13. Построение набора стоп-слов Отображение состоит из пар ключ/значение. Множество (set), напротив, содержит неупорядоченную совокупность ключей. Например, бизнесмен может составить “черный список” bad_checks, содержащий имена лиц, в течение последних двух лет присылавших фальшивые чеки. Множество полезно тогда, когда нужно узнать, содержится ли определенное значение в списке. Скажем, наш бизнесмен, принимая чек от кого-либо, может проверить, есть ли его имя в bad_checks. Для нашей поисковой системы мы построим набор стоп-слов – слов, имеющих семантически нейтральное значение (артикли, союзы, предлоги), таких, как the, and, into, with, but и т.д. (это улучшает качество системы, однако мы уже не сможем найти первое предложение из знаменитого монолога Гамлета: “To be or not to be?”). Прежде чем добавлять слово к word_map, проверим, не содержится ли оно в списке стоп-слов. Если содержится, проигнорируем его. 6.13.1. Определение объекта set и заполнение его элементами Перед использованием класса set необходимо включить соответствующий заголовочный файл: map увы: " << remova1_word << " не найдено!\n"; else { text_map->erase( where ); cout << "ok: " << remova1_word << " удалено!\n"; С++ для начинающих 299 #include Вот определение нашего множества стоп-слов: set Отдельные элементы могут добавляться туда с помощью операции insert(). Например: exclusion_set.insert( "and" ); Передавая insert() пару итераторов, можно добавить целый диапазон элементов. Скажем, наша поисковая система позволяет указать файл со стоп-словами. Если такой файл не задан, берется некоторый набор слов по умолчанию: } В этом фрагменте кода встречаются два элемента, которые мы до сих пор не рассматривали: тип difference_type и класс inserter. difference_type – это тип результата вычитания двух итераторов для нашего множества строк. Он передается в качестве одного из параметров шаблона istream_iterator. copy() –один из обобщенных алгоритмов. (Мы рассмотрим их в главе 12 и в Приложении.) Первые два параметра – пара итераторов или указателей – задают диапазон. Третий параметр является либо итератором, либо указателем на начало контейнера, в который элементы копируются. Проблема с этой функцией вызвана ограничением, вытекающим из ее реализации: количество копируемых элементов не может превосходить числа элементов в контейнере- адресате. Дело в том, что copy() не вставляет элементы, она только присваивает exclusion_set.insert( "the" ); typedef set< string >::difference_type diff_type; set< string > exclusion_set; ifstream infile( "exclusion_set" ); if ( ! infile ) { static string default_excluded_words[25] = { "the","and","but","that","then","are","been", "can"."can't","cannot","could","did","for", "had","have","him","his","her","its","into", "were","which","when","with","would" }; cerr << " предупреждение! невозможно открыть файл стоп-слов! -- " << " используется стандартный набор слов \n"; copy( default_excluded_words, default_excluded_words+25, inserter( exclusion_set, exclusion_set.begin() )); } else { istream_iterator С++ для начинающих 300 каждому элементу новое значение. Однако ассоциативные контейнеры не позволяют явно задать размер. Чтобы скопировать элементы в наше множество, мы должны заставить copy() вставлять элементы. Именно для этого служит класс inserter (детально он рассматривается в разделе 12.4). 6.13.2. Поиск элемента Две операции, позволяющие отыскать в наборе определенное значение, – это find() и count(). find() возвращает итератор, указывающий на найденный элемент, или значение, равное end(), если он отсутствует. count() возвращает 1 при наличии элемента и 0 в противном случае. Добавим проверку на существование в функцию build_word_map(): // добавим отсутствующее слово 6.13.3. Навигация по множеству Для проверки наших кодов реализуем небольшую функцию, выполняющую поиск по одному слову (поддержка языка запросов будет добавлена в главе 17). Если слово найдено, мы будем показывать каждую строку, в которой оно содержится. Слово может повторяться в строке, например: tomorrow and tomorrow and tomorrow однако такая строка будет представлена только один раз. Одним из способов не учитывать повторное вхождение слова в строку является использование множества, как показано в следующем фрагменте кода: } if ( exclusion_set.count( textword )) continue; // получим указатель на вектор позиций loc ploc = (*text_map)[ query_text ]; // переберем все позиции // вставим все номера строк в множество set< short > occurrence_lines; loc::iterator liter = ploc->begin(), liter_end = ploc->end(); while ( liter != liter_end ) { occurrence_lines.insert( occurrence_lines.end(), (*liter).first ); ++liter; |