Язык программирования C++. Вводный курс. С для начинающих
Скачать 5.41 Mb.
|
дает более эффективную реализацию для экранов с 80 столбцами: }; Частичная специализация шаблона класса – это шаблон, и ее определение похоже на определение шаблона. Оно начинается с ключевого слова template, за которым следует список параметров, заключенный в угловые скобки. Список параметров здесь отличается от соответствующего списка параметров общего шаблона. Для частичной специализации шаблона Screen есть только один параметр-константа hi, поскольку значение второго // ---- File2.C ---- #include "QueueLD.h" void ReadIn( Queue // используется определение специализации для Queue Queue ReadIn( qld ); // ... template // ... }; // частичная специализация шаблона класса Screen template { public: Screen(); // ... private: string _screen; string::size_type _cursor; short _height; // для экранов с 80 колонками используются специальные алгоритмы С++ для начинающих 826 аргумента равно 80, т.е. в данном списке представлены только те параметры, для которых фактические аргументы еще неизвестны. Имя частичной специализации совпадает с именем того общего шаблона, которому она соответствует, в нашем случае Screen. Однако за ее именем всегда следует список аргументов. В примере выше этот список выглядит как . Поскольку значение аргумента для первого параметра шаблона неизвестно, то на этом месте в списке стоит имя параметра шаблона; вторым же аргументом является значение 80, которым частично специализирован шаблон. Частичная специализация шаблона класса неявно конкретизируется при использовании в программе. В следующем примере частичная специализация конкретизируется аргументом шаблона 24 вместо hi: Screen<24,80> hp2621; Обратите внимание, что экземпляр Screen<24,80> может быть конкретизирован не только из частично специализированного, но и из общего шаблона. Почему же тогда компилятор остановился именно на частичной специализации? Если для шаблона класса объявлены частичные специализации, компилятор выбирает то определение, которое является наиболее специализированным для заданных аргументов. Если же ни одно из них не подходит, используется общее определение шаблона. Например, при конкретизации экземпляра Screen<40,132> соответствующей аргументам шаблона специализации нет. Наш вариант применяется только для конкретизации типа Screen с 80 колонками. Определение частичной специализации не связано с определением общего шаблона. У него может быть совершенно другой набор членов, а также собственные определения функций-членов, статических членов и вложенных типов. Содержащиеся в общем шаблоне определения членов никогда не употребляются для конкретизации членов его частичной специализации. Например, для частичной специализации Screen должен быть определен свой конструктор: { } Если для конкретизации некоторого класса применяется частичная специализация, то определение конструктора из общего шаблона не используется даже тогда, когда определение конструктора Screen отсутствует. 16.11. Разрешение имен в шаблонах классов A При обсуждении разрешения имен в шаблонах функций (см. раздел 10.9) мы уже говорили о том, что этот процесс выполняется в два шага. Так же разрешаются имена и в определениях шаблонов классов и их членов. Каждый шаг относится к разным видам имен: первый – к тем, которые имеют один и тот же смысл во всех экземплярах шаблона, а второй – к тем, которые потенциально могут иметь разный смысл в разных экземплярах. Рассмотрим несколько примеров, где используется функция-член remove() шаблона класса Queue: // конструктор для частичной специализации Screen template Screen ::Screen() : _height( hi ), _cursor( 0 ), _screen( hi * 80, bk ) С++ для начинающих 827 } В выражении cout << retval << endl; переменная retval имеет тип Type, и ее фактический тип неизвестен до конкретизации функции-члена remove(). То, какой оператор operator<<() будет выбран, зависит от фактического типа retval, подставленного вместо Type. При разных конкретизациях remove() могут вызываться разные operator<<(). Поэтому мы говорим, что выбранный оператор вывода зависит от параметра шаблона. Однако для вызова функции exit() ситуация иная. Ее фактическим аргументом является литерал, значение которого одинаково при всех конкретизациях remove(). Поскольку при обращении к функции не используются аргументы, типы которых зависят от параметра шаблона Type, гарантируется, что всегда будет вызываться exit(), объявленная в заголовочном файле cstdlib. По той же причине в выражении cout << " удалено значение: "; всегда вызывается глобальный оператор ostream& operator<<( ostream &, const char * ); Аргумент "удалено значение: " – это C-строка символов, и ее тип не зависит от параметра шаблона Type. Поэтому в любом конкретизированном экземпляре remove() употребление operator<<() имеет одинаковый смысл. Один и тот же смысл во всех конкретизациях шаблона имеют те конструкции, которые не зависят от параметров шаблона. Таким образом, два шага разрешения имени в определениях шаблонов классов или их членов состоят в следующем: • Имена, не зависящие от параметров шаблона, разрешаются во время его определения. // Queue.h: #include #include // определение класса Queue template Type Queue } QueueItem Type retval = pt->item; delete pt; cout << " удалено значение: "; cout << retval << endl; return retval; С++ для начинающих 828 • Имена, зависящие от параметров шаблона, разрешаются во время его конкретизации. Такой подход удовлетворяет требованиям как разработчика класса, так и его пользователя. Например, разработчикам необходимо управлять процессом разрешения имен. Если шаблон класса входит в состав библиотеки, в которой определены также другие шаблоны и функции, то желательно, чтобы при конкретизации шаблона класса и его членов по возможности применялись именно библиотечные компоненты. Это гарантирует первый шаг разрешения имени. Если использованное в определении шаблона имя не зависит от параметров шаблона, то оно разрешается в результате просмотра всех объявлений, видимых в заголовочном файле, включенном перед определением шаблона. Разработчик класса должен позаботиться о том, чтобы были видимы объявления всех не зависящих от параметров шаблона имен, употребленных в его определении. Если объявление такого имени не найдено, то определение шаблона считается ошибочным. Если бы перед определением функции-члена remove() в шаблоне класса Queue не были включены файлы iostream и cstdlib, то в выражении cout << " удалено значение: "; и при компиляции вызова функции exit() были бы обнаружены ошибки. Второй шаг разрешения имени необходим, если поиск производится среди функций и операторов, зависящих от типа, которым конкретизирован шаблон. Например, если шаблон класса Queue конкретизируется типом класса LongDouble (см. раздел 16.9), то желательно, чтобы внутри функции-члена remove()в следующем выражении cout << retval << endl; вызывался оператор operator<<(), ассоциированный с классом LongDouble: } Место в программе, где происходит конкретизация шаблона, называется точкой конкретизации. Она определяет, какие объявления принимаются компилятором во внимание для имен, зависящих от параметров шаблона. Точка конкретизации шаблона всегда находится в области видимости пространства имен и непосредственно предшествует объявлению или определению, которое ссылается на #include "Queue.h" #include "ldouble.h" // содержит: // class LongDouble { ... }; // ostream& operator<<( ostream &, const LongDouble & ); int main() { // конкретизация Queue Queue // конкретизация Queue // вызывает оператор вывода для LongDouble qld->remove(); // ... С++ для начинающих 829 конкретизированный экземпляр. Точка конкретизации функции-члена или статического члена шаблона класса всегда следует непосредственно за объявлением или определением, которое ссылается на конкретизированный член. В предыдущем примере точка конкретизации Queue , и при разрешении зависящих от параметров имен, которые используются в определении шаблона Queue, компилятор просматривает все объявления до этой точки. Аналогично при таком разрешении в определении remove() компилятор просматривает все объявления до точки конкретизации, расположенной после main(). Как отмечалось в разделе 16.2, шаблон конкретизируется, если он используется в контексте, требующем полного определения класса. Члены шаблона не конкретизируются автоматически вместе с ним, а лишь тогда, когда сами используются в программе. Поэтому точка конкретизации шаблона класса может не совпадать с точками конкретизации его членов, да и сами члены могут конкретизироваться в разных точках. Чтобы избежать ошибок, объявления имен, упоминаемых в определениях шаблона и его членов, рекомендуется помещать в заголовочные файлы, включая их перед первой конкретизацией шаблона класса или любого из его членов. 16.12. Пространства имен и шаблоны классов Как и любое определение в глобальной области видимости, определение шаблона класса можно поместить внутрь пространства имен. (Пространства имен рассматривались в разделах 8.5 и 8.6.) Наш шаблон будет скрыт в данном пространстве имен; лишь в этом отличие от ситуации, когда шаблон определен в глобальной области видимости. При употреблении вне пространства имя шаблона следует либо квалифицировать его именем, либо воспользоваться using-объявлением: } Если имя Queue шаблона класса используется вне пространства имен cplusplus_primer , то оно должно быть квалифицировано этим именем или введено с помощью using-объявления. Во всех остальных отношениях шаблон Queue используется так, как описано выше: конкретизируется, может иметь функции-члены, статические члены, вложенные типы и т.д. Например: #include #include }; template Type Queue { // ... } С++ для начинающих 830 } Шаблон cplusplus_primer::Queue ... = new Queue – это указатель на тип класса cplusplus_primer::Queue Объявление шаблона класса в пространстве имен влияет также на объявления специализаций и частичных специализаций шаблона класса и его членов (см. разделы 16.9 и 16.10). Такая специализация должна быть объявлена в том же пространстве имен, где и общий шаблон. В следующем примере в пространстве имен cplusplus_primer объявляются специализации типа класса Queue Queue : } Хотя специализации являются членами cplusplus_primer, их определения в этом пространстве отсутствуют. Определить специализацию шаблона можно и вне пространства имен при условии, что определение будет находиться в некотором пространстве, объемлющем cplusplus_primer, и имя специализации будет квалифицировано его именем : int main() { using cplusplus_primer Queue; // using- объявление // ссылается на шаблон класса в пространстве имен cplusplus_primer Queue // ... p_qi->remove(); #include #include Type Queue // объявление специализации // для cplusplus_primer::Queue // объявление специализации // для функции-члена cplusplus_primer::Queue С++ для начинающих 831 { ... } Объявления специализаций класса cplusplus_primer::Queue для класса cplusplus_primer::Queue , а имена специализаций квалифицированы его именем, то определения специализаций для шаблона Queue вполне законны. 16.13. Шаблон класса Array В этом разделе мы завершим реализацию шаблона класса Array, введенного в разделе 2.5 (этот шаблон будет распространен на одиночное наследование в разделе 18.3 и на множественное наследование в разделе 18.6). Так выглядит полный заголовочный файл: namespace cplusplus_primer { // определение Queue и его функций-членов } // объявление специализации // cplusplus_primer::Queue // объявление специализации функции-члена // cplusplus_primer::Queue С++ для начинающих 832 #endif Код, общий для реализации всех трех конструкторов, вынесен в отдельную функцию- член init(). Поскольку она не должна напрямую вызываться пользователями шаблона класса Array, мы поместили ее в закрытую секцию: #ifndef ARRAY_H #define ARRAY_H #include { init( 0, sz ); } Array( const elemType *ar, int sz ) { init( ar, sz ); } Array( const Array &iA ) { init( iA._ia, iA._size ); } Array() { delete[] _ia; } Array & operator=( const Array & ); int size() const { return _size; } elemType& operator[]( int ix ) const { return _ia[ix]; } ostream &print( ostream& os = cout ) const; void grow(); void sort( int,int ); int find( elemType ); elemType min(); elemType max(); private: void init( const elemType*, int ); void swap( int, int ); static const int DefaultArraySize = 12; int _size; elemType *_ia; }; С++ для начинающих 833 } Реализация копирующего оператора присваивания не вызывает затруднений. Как отмечалось в разделе 14.7, в код включена защита от копирования объекта в самого себя: } Функция-член print() отвечает за вывод объекта того типа, которым конкретизирован шаблон Array. Возможно, реализация несколько сложнее, чем необходимо, зато данные аккуратно размещаются на странице. Если экземпляр конкретизированного класса Array содержит элементы 3, 5, 8, 13 и 21, то выведены они будут так: (5) < 3, 5, 8, 13, 21 > Оператор потокового вывода просто вызывает print(). Ниже приведена реализация обеих функций: template { _size = sz; _ia = new elemType[ _size ]; for ( int ix = 0; ix < _size; ++ix ) if ( ! array ) _ia[ ix ] = 0; else _ia[ ix ] = array[ ix ]; template Array { if ( this != &iA ) { delete[] _ia; init( iA._ia, iA._size ); } return *this; С++ для начинающих 834 } Вывод значения элемента массива в функции print() осуществляет такая инструкция: os << _ia[ ix ]; Для ее правильной работы должно выполняться требование к типам, которыми конкретизируется шаблон Array: такой тип должен быть встроенным либо иметь собственный оператор вывода. В противном случае любая попытка распечатать содержимое класса Array приведет к ошибке компиляции в том месте, где используется несуществующий оператор. Функция-член grow() увеличивает размер объекта класса Array. В нашем примере – в полтора раза: template { return ar.print( os ); } template { const int lineLength = 12; os << "( " << _size << " )< "; for ( int ix = 0; ix < _size; ++ix ) { if ( ix % lineLength == 0 && ix ) os << "\n\t"; os << _ia[ ix ]; // не выводить запятую за последним элементом в строке, // а также за последним элементом массива if ( ix % lineLength != lineLength-1 && ix != _size-1 ) os << ", "; } os << " >\n"; return os; С++ для начинающих 835 } Функции-члены find(), min() и max() осуществляют последовательный поиск во внутреннем массиве _ia. Если бы массив был отсортирован, то, конечно, их можно было бы реализовать гораздо эффективнее. } template { elemType *oldia = _ia; int oldSize = _size; _size = oldSize + oldSize/2 + 1; _ia = new elemType[_size]; int ix; for ( ix = 0; ix < oldSize; ++ix ) _ia[ix] = oldia[ix]; for ( ; ix < _size; ++ix ) _ia[ix] = elemType(); delete[] oldia; template { assert( _ia != 0 ); elemType min_val = _ia[0]; for ( int ix = 1; ix < _size; ++ix ) if ( _ia[ix] < min_val ) min_val = _ia[ix]; return min_val; } template { assert( _ia != 0 ); elemType max_val = _ia[0]; for ( int ix = 1; ix < _size; ++ix ) if ( max_val < _ia[ix] ) max_val = _ia[ix]; return max_val; } template { for ( int ix = 0; ix < _size; ++ix ) if ( val == _ia[ix] ) return ix; return -1; С++ для начинающих 836 В шаблоне класса Array есть функция-член sort(), реализованная с помощью алгоритма быстрой сортировки. Она очень похожа на шаблон функции, представленный в разделе 10.11. Функция-член swap() – вспомогательная утилита для sort(); она не является частью открытого интерфейса шаблона и потому помещена в закрытую секцию: } То, что код реализован, разумеется, не означает, что он работоспособен. try_array() – это шаблон функции, предназначенный для тестирования реализации шаблона Array: template { elemType tmp = _ia[i]; _ia[i] = _ia[j]; _ia[j] = tmp; } template { if ( low >= high ) return; int lo = low; int hi = high + 1; elemType elem = _ia[low]; for ( ;; ) { while ( _ia[++lo] < elem ) ; while ( _ia[--hi] > elem ) ; if ( lo < hi ) swap( lo,hi ); else break; } swap( low, hi ); sort( low, hi-1 ); sort( hi+1, high ); |