статья. С. Л. Рубинштейн дал свой ответ и на вопрос о том, что определяет психические явления влияние среды или внутренние факторы. Он возражал против абсолютизации роли среды, которая была в то время едва ли не господствую
Скачать 16.34 Kb.
|
Отечественный философ и психолог С.Л. Рубинштейн / (1899-1960) к решению этого вопроса сформулировал в качестве основного объяснительного принципа психолога принцип единства сознания и деятельности. Деятельность для С.Л. Рубинштейна - это прежде всего труд по преобразованию окружающего мира. В труде человек создает всю «очеловеченную» среду, культуру, свою собственную психику, изменяет и окружающий мир, и самого себя. Тем самым для изучения сознания необходимо не описывать те или иные его стороны, доступные лишь самосозерцанию, а анализировать, как в процессе конкретной деятельности происходят изменения в объектах. Этот метод психологического исследования С.Л. Рубинштейн назвал методом единства воздействия и изучения. С.Л. Рубинштейн дал свой ответ и на вопрос о том, что определяет психические явления - влияние среды или внутренние факторы. Он возражал против абсолютизации роли среды, которая была в то время едва ли не господствующей идеологической установкой, охватывавшей не только психологию, но и все естественные науки (вспомним теорию Т.Д. Лысенко). В противовес этому он выдвинул принцип, согласно которому внешние причины воздействуют на объект, в том числе и человеческую психику, через внутренние условия. Он отмечал, что деятельность и сознание образуют органическое целое, но не тождество. Это положение имеет важное методологическое значение, поскольку им утверждалась возможность через деятельность ребенка изучать его психологические особенности и открывались пути для объективного исследования психики и сознания детей: от деятельности, ее продуктов – к выявляющимся в ней психическим процессам. Кроме этого важного принципа С. Л. Рубинштейн сформулировал важное для детской психологии положение о том, что ребенок не сначала развивается и затем воспитывается и обучается; он развивается, обучаясь, и обучается, развиваясь. В своих работах ленинградского периода, продолжавшегося до 1942 г. Рубинштейн (1889-1960) утверждает и доказывает, что базу для построения новой конкретной психологии может составить философия марксизма. Особую роль играет концепция деятельности Маркса. Маркс определяет человеческую деятельность как опредмечивание субъекта, которое вместе с тем есть распредмечивание объекта. Итак, деятельность человека - переход субъекта в объект, раскрытие в объектах его деятельности его чувств, его сознания. На основе анализа работ Маркса Рубинштейн намечает объективный подход к анализу сознания человека, формулируя принцип единства сознания и деятельности: "формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности, в поведении и проявляется. Деятельность и сознание - не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое - не тождество, но единство. Сам факт осознания своей деятельности изменяет условия ее протекания, тем самым ее течение и характер; деятельность перестает быть простой совокупностью ответных реакций на внешние раздражители среды; закономерности, которым она подчиняется, выходят за пределы одной лишь физиологии. С учетом этого понятна идея Рубинштейна о том, что формирование личности и развитие самосознания человека - это процесс онтологический, а не одномоментный, т.к. человек рефлексирует себя в течение длительного времени, познавая свои качества, мотивы и стремления. Так преодолевается противоречие между бытием и сознанием, между внешним и внутренним в человеке, поскольку, постигая себя, человек творит свою жизнь, а сотворенный им жизненный путь определяет и его дальнейшее познание себя, и его дальнейшее бытие. Рубинштейн формулирует два новых принципа, на которых должна базироваться общая теория психологии: принцип детерминизма и понимание психического как процесса. В формулировке С.Л. Рубинштейна принципа детерминированности психического внешние причины действуют посредством внутренних условий. При такой трактовке деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего-то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство. В начале 50-х годов вокруг Рубинштейна складывается новая школа со своей исследовательской программой, которая теоретически и экспериментально разрабатывает, прежде всего, проблему мышления. И в этом период особенно острыми становятся разногласия между школами Рубинштейна и Леонтьева в понимании категории деятельности. |