Главная страница
Навигация по странице:

  • КОНЦЕПЦИЯ ЭНЕРГИИ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ

  • КООРДИНАЦИЯ

  • КООРДИНАЦИЯ СЕНСОМОТОРНАЯ

  • КОРРЕКЦИЯ

  • КОРРЕЛЯТ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ

  • КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ

  • КРИЗИС

  • КРИТЕРИЙ

  • КСАНТОПСИЯ

  • КУЛЬТУРА: АРЕАЛ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

  • ЛАТЕНТНЫЙ

  • Головин СЮ Словарь практического психолога. С. Ю. Головин Словарь практического психолога С. Ю. Головин. Словарь практического психолога. ( около 2000 терминов, 1998 г.) Словарьсправочник


    Скачать 5.35 Mb.
    НазваниеС. Ю. Головин Словарь практического психолога С. Ю. Головин. Словарь практического психолога. ( около 2000 терминов, 1998 г.) Словарьсправочник
    Дата23.09.2022
    Размер5.35 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаГоловин СЮ Словарь практического психолога.pdf
    ТипСправочник
    #692297
    страница42 из 129
    1   ...   38   39   40   41   42   43   44   45   ...   129
    КОНЦЕПЦИЯ ХОРМИЧЕСКАЯ (концепция гормическая) – в психологии – выдвинута англо-американским психологом У. Макдугаллом, согласно коему движущая сила индивидуального и поведения социального – это особая прирожденная (инстинктивная) энергия – хорме (горме), определяющая характер восприятия объектов, создающая эмоциональное возбуждение и целенаправляющая умственные и телесные действия организма. Каждому инстинкту соответствует эмоция (например, инстинкту бегства – эмоция страха), которая из кратковременного состояния превращается в чувство как устойчивую и организованную систему диспозиций – предрасположений к действию. В свои работах Макдугалл пытался объяснить социальные и процессы психические изначально заложенным в глубинах психофизической организации индивида стремлением к цели, отвергая их причинное объяснение (-> психология глубинная).
    КОНЦЕПЦИЯ ЭНЕРГИИ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ (концепция специфической энергии органов чувств) – представление о том, что качество ощущения зависит от того, какой орган чувств возбужден. Одна внешняя причина, воздействуя на разные органы чувств, вызывает различные ощущения: так, электрический ток, приложенный к глазу, вызывает зрительное ощущение, к уху – слуховое и пр. В то же время характерное для данного органа чувств ощущение можно вызвать многими различными воздействиями: например, зрительное ощущение возникает при возбуждении глаза светом, механическим ударом или электрическим током. Эти явления немецкий физиолог И. Мюллер интерпретировал как «закон специфической энергии органов чувств». Из верно подмеченных
    фактов он сделал агностический вывод о том, что ощущения не дают правильного представления о мире. Но эволюционно органы чувств сформированы так, что допускают к определенным нервным окончаниям лишь определенные виды внешних сигналов; этим обеспечивается адекватность ощущения реальному раздражению.
    КООПЕРАЦИЯ – одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характерная объединением усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей. Среди основных типов кооперации выделяются:
    1) кооперация автоматическая, существующая на инстинктивно – биологическом уровне; связана со стайной организацией, борьбой за выживание и обеспечение безопасности потомства, сексуальным поведением и пр.;
    2) кооперация традициональная, направляемая традициями поколений, ритуалами, исторически сложившимися социальными нормами;
    3) кооперация спонтанная, базируемая на отношениях дружелюбия, симпатии, любви и определяемая ситуативными условиями – кооперация в игровых, приятельских, семейных группах;
    4) кооперация директивная, характерная для военных организаций, определенных форм предпринимательства и прочих, где определяющее условие существования группы – отсутствие добровольности участия;
    5) контрактные формы кооперации, где индивидуальные интересы участников объединяются на основе формальных или неформальных соглашений между ними.
    Включение в кооперативное взаимодействие стимулирует развитие аттракции между членами группы, способствует оказанию взаимопомощи, усиливает взаимозависимость участников. Но, поскольку кооперация – лишь форма взаимодействия, основное психологическое содержание отношений участников определяется в основном характером деятельности, в рамках коей развивается кооперация.
    КООРДИНАЦИЯ – согласование, сочетание, приведение в порядок, в соответствие – понятий, действий, составных частей и пр.
    КООРДИНАЦИЯ РЕЦИПРОКНАЯ – такое взаимодействие нервных центров, при коем возбуждение одних центров ведет к торможению других. Так, при возбуждении нейронов мышц – сгибателей тормозится активность нейронов мышц – разгибателей; при возбуждении центра вдоха затормаживается центр выдоха.
    КООРДИНАЦИЯ СЕНСОМОТОРНАЯ – согласованность действий и взаимодействия органов чувств и движений.
    КОРО – этноспецифический термин, означающий синдром, возникающий у мужчин и сопровождаемый ощущением, будто пенис начинает втягиваться в брюшную полость, притом связанный с убеждением, что это должно повлечь за собой смерть. Характерен появлением страха невротического – вплоть до паники. Первоначально синдром был описан у малайцев, проживавших в Китае и Индокитае; позднее был соотнесен с аналогичными состояниями деперсонализации у европейцев, страдавших неврозами или психозами.
    КОРПОРАЦИЯ – организованная группа, характерная замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих узкоиндивидуалистических интересов. Отношения межличностные в кооперации опосредуются асоциальными, а зачастую и антисоциальными ценностными ориентациями. Персонализация индивида в кооперация происходит за счет деперсонализации других индивидов.
    КОРРЕКЦИЯ – исправление некоих недостатков, неправильностей, не требующее коренных изменений корректируемого процесса или явления.
    КОРРЕКЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ (психокоррекция) – понимается как деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, кои по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» Модели. Сюда же можно отнести и психотерапию. Методы коррекции многообразны, выбор их зависит от того, к
    какой школе принадлежит психолог. Их можно – достаточно условно – классифицировать согласно особенностям основных подходов, среди коих выделяются:
    1) подход поведенческий;
    2) подход деятельностный;
    3) подход когнитивистский;
    4) подход психоаналитический;
    5) подход экзистенциально – гуманистический;
    6) гештальт – терапия;
    7) психодрама;
    8) подход телесно – ориентированный;
    9) психосинтез;
    10) подход трансперсональный.
    КОРРЕКЦИЯ ПРЕЛИМИНАРНАЯ – коррекционные действия, включаемые в самые начальные моменты движения и обеспечивающие его безошибочное выполнение. При освоении нового движения коррекции прелиминарные сменяют собой вторичные коррекции, за счет коих в движение вносились поправки при неправильном выполнении движения. За счет автоматизации коррекций прелиминарных происходит укрупнение единиц действия предметного и высвобождение сознательного контроля для других целей.
    КОРРЕЛЯТ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ – (коррелят физиологический психических процессов и состояний) -> индикатор объективный.
    КОРТИКАЛЬНЫЙ – связанный с корой мозга головного (-> мозг головной: кора).
    КОЭФФИЦИЕНТ – 1. В математике – обычно постоянная или известная величина, служащая множителем для другой, обычно переменной или неизвестной величине. 2. В психологии часто – некая числовая величина, отражающая степень выраженности, развитости определенного психологического качества, характеристики.
    КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ (коэффициент интеллекта, коэффициент и ителлектуального развития, (IQ) – количественный показатель развития умственного – обозначаемое символом IQ отношение так называемого возраста умственного
    ВУ к возрасту истинному (хронологическому) ВИ данного лица по формуле: ВУ / ВИ х 100%
    = IQ. Возраст умственный определяется результатами тестирования с помощью одной из возрастных шкал интеллекта (-> тест интеллекта). В большинство тестов, включенных в разные возрастные шкалы, входят задания, выполнение коих предполагает владение логическими, логико-перцептивными и арифметическими действиями, общую осведомленность, ориентировку в практических ситуациях, произвольную память и пр. При конструировании возрастных шкал психологи, руководствуясь опытом и интуицией, подбирают задания, кои по включенному в них материалу (терминам, понятиям, графическим изображениям и пр.) и по характеру стимулируемых умственных действий должны быть доступны в данной социальной общности возрастам, охватываемым шкалой.
    Это обычно экспериментально проверяется на представительных возрастных выборках.
    Процедура получения коэффициента интеллектуальности такова. Вначале испытуемому предъявляются задания, кои соответствуют возрасту, на год меньшему, чем его собственный; нужно получить от него, следуя по возрастной шкале «вниз», пять правильных ответов подряд. Так фиксируется умственный «базовый возраст». Далее предлагаются задания, двигаясь по шкале «вверх», пока не будет получено подряд пять неправильных ответов. На этом тестирование завершается. Затем к числу тестов «базового возраста» прибавляют число всех правильных ответов. По особой таблице находят, какому возрасту умственному соответствует полученная сумма. Потом по формуле вычисляется коэффициент интеллектуальности. При интерпретации коэффициента интеллектуальности нужно иметь в виду, что никакого общего для всех социальных общностей ума или интеллекта этот коэффициент не выявляет; тем более он не может претендовать на диагностирование природной или наследственной «общей одаренности».
    КРЕАТИВНОСТЬ – творческие способности индивида – способности порождать
    необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Характерна готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входит в структуру одаренности как независимый фактор. Среди способностей интеллектуальных выделена в особый тип. Согласно А. Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. Согласно П.
    Торренсу, креативность включает в себя:
    1) повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний;
    2) действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности применяются различные тесты дивергентного мышления, опросники личностные, анализ результативности деятельности. Изучение факторов творческих достижений ведется в двух направлениях:
    1) анализ жизненного опыта и индивидуальных особенностей творческой личности – личностные факторы;
    2) анализ мышления творческого и его продуктов – факторы креативности: беглость, четкость, гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, изобретательность, конструктивность при их решении и пр. С целью содействия развитию мышления творческого можно использовать учебные ситуации, характерные незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов; при этом учащихся поощряют к формулированию множества вопросов. Вопрос о креативности как самостоятельном, независимом от интеллекта свойстве пока остается нерешенным. Не найдены и надежные способы ее измерения.
    КРИЗИС – в психологии – состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью собой и взаимоотношениями с внешним миром (=> кризис возрастной).
    КРИЗИС ВОЗРАСТНОЙ – особые, относительно непродолжительные (до года) периоды онтогенеза, характерные резкими психологическими изменениями. В отличие от кризисов невротического или травматического характера, относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального, поступательного хода личностного развития.
    Могут возникать при переходе человека от одной возрастной ступени к другой, связаны с системными качественными преобразованиями в сфере его отношений социальных, деятельности и сознания. Форма, длительность и острота протекания кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально – типологических особенностей ребенка, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания в семье, от педагогической системы в целом. Для периодов кризисов возрастных в детстве характерны процессы перехода к новому типу взаимоотношений детей со взрослыми, при коем учитываются новые, возросшие возможности ребенка, изменение «социальной ситуации развития», смена деятельности, перестройка всей структуры сознания ребенка. Процессы перехода детей на новую возрастную ступень связаны с разрешением нередко весьма острых противоречий между ранее сложившимися у них формами взаимоотношений с окружающими – и своими возросшими физическими и психологическими возможностями и притязаниями. Значительно менее изучены кризисы возрастные зрелых периодов жизни и старости. Известно, что такие поворотные пункты возникают заметно реже, чем в детстве, и обычно протекают более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Происходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания и реориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, оказывают глубокое влияние на дальнейший ход развития личности.
    КРИТЕРИЙ – мерило; признак, на базе коего производится оценка, определение или классификация чего – либо.
    КРИТЕРИЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ – показатели, сочетающие в себе методы расчета, теоретическую модель распределения и правила принятия решения о правдоподобности
    нулевой или одной из альтернативных гипотез. Обычно делятся на параметрические, в коих предполагается обязательным наличие гипотезы о форме распределения результатов в генеральной совокупности, и непараметрические, кои критерии такого предположения не требуют. Критерии статистические применяются для проверки гипотез:
    1) о принадлежности выборки генеральной совокупности;
    2) о достоверности (или отсутствии) различий между выборочными средними арифметическими, дисперсиями (-> анализ дисперсионный);
    3) о связи между изучаемыми признаками;
    4) о достоверности влияния (-> валидность). Как теоретические модели чаще других применяются распределения Стьюдента и F – критерий Фишера, основанные на так называемом распределении нормальном. Критерий Стьюдента применяется в основном для статистического сравнения средних арифметических выборок небольшого размера: проверяются гипотезы связи, различий нормальности распределения. F – критерий позволяет оценить отношение двух дисперсий (например, межгрупповой к внутригрупповой) в экспериментальных задачах. Чем больше получаемое при этом F – отношение, тем больше вероятность достоверного влияния экспериментальных факторов. Из непараметрических критериев широко применяются критерии Колмогорова – Смирнова, Уилкоксона, критерий знаков и пр. Они применяются для быстрой оценки достоверности различий в группах контрольной и экспериментальной. Корреляции ранговые, согласно Спирмену и Кендаллу, применяются для оценки связи между изучаемыми признаками, представленными в порядковой шкале. Но критерии непараметрические менее чувствительны к различиям, чем параметрические. Поэтому там, где возможно, целесообразно использовать критерии параметрические.
    КРУГ ОППОНЕНТНЫЙ – круг других значимых, полемика с коими регулирует деятельность творческого субъекта. Выявление круга оппонентного – важное условие социально – психологического анализа динамики творчества, ее зависимости от отношений межличностных.
    КСАНТОПСИЯ -> хроматопсия.
    КУЛЬТ – преклонение перед кем – либо или чем – либо; почитание кого – либо или чего – либо.
    КУЛЬТ ФАЛЛИЧЕСКИЙ – почитание мужского полового органа – фаллоса – как символа плодородия, жизненной силы и прочего в религиях и обычаях некоторых народов.
    КУЛЬТУРА – 1. Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом и характеризующих определенный уровень его развития. Здесь различается культура материальная и духовная. В более узком смысле термин относится именно к культуре духовной. Согласно З. Фрейду, культура – это вся сумма достижений и институций, отличающих нашу жизнь от жизни животных предков и служащая целям защиты от природы и урегулирования взаимоотношений. Зиждется на двух началах: на овладении силами природы и на ограничении человеческих влечений. Есть и еще одно ее основание: принуждение к труду. 2. Уровень, степень развития, достигнутая в некоей области знания или деятельности: культура труда, культура речи и пр. 3. Степень общественного и умственного развития, присущая некоему человеку.
    КУЛЬТУРА: АРЕАЛ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – согласно З. Фрейду – средства принуждения и способы, призванные примирить людей с культурой и вознаградить их за принесенные жертвы.
    КУЛЬТУРА: СТУПЕНЬ (три ступени культуры) – согласно З. Фрейду, различаются три ступени культуры, характерные развитием инстинкта сексуального и сексуальной морали:
    1) ступень, на коей удовлетворение сексуального чувства не преследует цели размножения;
    2) ступень, на коей все, не служащее цели размножения, подавлено;
    3) ступень, на коей только законное размножение допускается как сексуальная цель

    (ступень, соответственная современной Фрейду культуре).
    _
    Л_
    ЛАБИЛЬНОСТЬ – максимальное число импульсов, кое нервная клетка или функциональная структура может передать в единицу времени без искажений. В психофизиологии дифференциальной лабильность – одно из основных свойств системы нервной, характеризующее скорость возникновения и прекращения процессов нервных.
    ЛАТА – этноспецифический термин, означающий синдром, характерный нарушением поведения в экстремальных ситуациях: оно разворачивается по схеме повторения действий, фраз и жестов других людей (эхолалия, эхопраксия), автоматического выполнения приказов, стереотипного повторения отдельных фраз. Это происходит на фоне резкого возрастания возбуждения, вызывающего появление галлюцинаций. Первоначально синдром был описан у малайцев (прежде всего у женщин), позднее аналогичные явления были обнаружены в других культурах. В частности, у жителей Сибири такое нарушение было изучено А. А.
    Токарским под именем «мерячение». Причины появления синдрома недостаточно понятны; предположительно, значительную роль может играть суггестивное воздействие (-> внушение).
    ЛАТЕНТНЫЙ – скрытый, внешне не проявляющийся.
    ЛЕВОРУКОСТЬ – доминирование левой руки, коя становится ведущей – прежде всего в силу врожденного доминирования правого полушария мозга головного. В нейропсихологическом исследовании существует положение о важности учета доминантности полушарий мозга головного у больных с локальными мозговыми поражениями. При леворукости происходит изменение симптомов, характерных для правшей при поражении у них полушария левого или правого. Так, при поражении речевых зон полушария левого у левшей отсутствуют нарушения речевые афазического типа (-> афазия); наоборот, при поражении полушария правого они могут возникнуть.
    1   ...   38   39   40   41   42   43   44   45   ...   129


    написать администратору сайта