Главная страница
Навигация по странице:

  • ЛЕЧЕНИЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ ТИПОВОЕ

  • ЛЖИВОСТЬ МНИМАЯ

  • ЛИБИДО: ФИКСАЦИЯ

  • ЛИДЕРСТВО: СТИЛЬ

  • ЛИЦЕМЕРИЕ

  • Головин СЮ Словарь практического психолога. С. Ю. Головин Словарь практического психолога С. Ю. Головин. Словарь практического психолога. ( около 2000 терминов, 1998 г.) Словарьсправочник


    Скачать 5.35 Mb.
    НазваниеС. Ю. Головин Словарь практического психолога С. Ю. Головин. Словарь практического психолога. ( около 2000 терминов, 1998 г.) Словарьсправочник
    Дата23.09.2022
    Размер5.35 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаГоловин СЮ Словарь практического психолога.pdf
    ТипСправочник
    #692297
    страница43 из 129
    1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   ...   129
    ЛЕВОРУКОСТЬ СКРЫТАЯ – сформированные у левшей обучением навыки использования правой руки как ведущей. При леворукости скрытой дети научаются действовать преимущественно правой рукой – есть, писать, трудиться и прочее, но в особых условиях (например, в состоянии аффекта) левая рука у них обычно становится ведущей. В качестве диагностических критериев леворукости скрытой выступают следующие:
    1) сравнительно большая величина левой руки и кровеносных сосудов на ней;
    2) большая ширина ногтя на левом мизинце;
    3) более дифференцированное развитие мимической мускулатуры с. левой стороны лица;
    4) при сжимании кистей рук с переплетенными пальцами большой палец левой руки оказывается сверху;
    5) при аплодировании активнее действует левая рука.
    ЛЕНЬ – универсальное средство защиты от бесполезного труда. Чаще всего – следствие неуверенности в цели, отсутствия стимулов, просто многолетней усталости. Чтобы разобраться в лени, нужно уточнить ее суть. Лень выполнять определенную работу. – Есть два выхода: отказаться от работы или сделать ее приятной. При попытке отказаться от работы нужно решить, кто другой возьмет на себя эту работу или что случится, если не делать ее совсем. Здесь можно поменяться с кем-то делами, привлечь на помощь или разбить работу на операции, изменить ее технологию и пр. Иногда неприятную работу можно
    «пересидеть» (так, в армии известен принцип: получив команду, не спеши выполнять – может последовать команда отставить). Чтобы сделать работу приятной, можно:
    1) придумать себе систему поощрений;
    2) устроить соревнование с коллегами (даже если они об этом не знают);
    3) однообразную часть работы довести до автоматизма – тогда она «проскакивает» мимо психики;

    4) психологически отстраниться: представить себя актером, вживающимся в образ, или сыщиком, занимающимся промышленным шпионажем (это особенно эффективно при разовых работах);
    5) держать в памяти конечные стимулы – заработок, признательность, профессиональный рост, даже окончание неприятной работы – и удовлетворение от стимулов постепенно перенесется на сам процесс работы. Присутствие лени по причинам физическим и душевным. Такие причины могут понемногу возникнуть как бы сами собой: нужно только не делать зарядку, не гулять, не заниматься спортом, есть меньше овощей и фруктов, ложиться спать попозже и пр... Лень приходит и тогда, когда у человека нет цели либо он не может определить ее. Стоит попробовать письменно ответить на вопросы: о своих жизненных целях; о том, как хотелось бы провести следующие три – пять лет жизни; о том, как бы шла жизнь, если бы знать, что через полгода она Закончится... И выделить для ответов на эти вопросы по две-три минуты. Потом в каждом из списков ответов выделить три главные цели, а из них – самую главную. И посмотреть, похожи ли они на то, чем приходится заниматься изо дня в день. – Это и будет обоснованным диагнозом лени и рецептом от нее. У лени есть определенный режим. На тяжелые, ленивые часы нужно перенести самые простые дела. Если тяжелые времена – месяц или сезон, можно разбить их коротким отпуском. Если это «весенняя усталость», следует обратить внимание на витамины, больше бывать на воздухе, на солнце. Кроме названных ситуаций, могут быть иные. Главное – понять истоки лени, сформулировать проблему, наметить пути выхода из нее и сразу же действовать. Но и не забывать, что кроме лентяев есть и трудоголики, жизнь коих тоже может пройти мимо...
    ЛЕЧЕНИЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ ТИПОВОЕ – совокупность и последовательность классических терапевтических процедур.
    Организационно: продолжительность сеанса – около 45 минут; частота сеансов – несколько в неделю; продолжительность лечения
    – месяцы и годы.
    Ситуативно: клиническая психотерапевтическая беседа аналитика с клиентом, лежащим на кушетке и не видящим лица врача, сидящего за головой клиента.
    ЛЖИВОСТЬ – индивидуально-психологическая особенность, выражается в сознательном искажении действительного положения вещей, в стремлении создать неправильное впечатление о фактах и событиях. Лживость противоречит общечеловеческим требованиям, вытекающим из потребности иметь правильное представление об обществе, о поступках окружающих, о жизненных обстоятельствах. От лживости нужно отличать искаженные представления – следствие недоразвития мышления, чнеумения разграничить желаемое и действительное (у детей – лживость мнимая). Особый случай составляет лживость патологическая, обычно сопряженная с некритической верой в реальность выдуманного. Как общественное явление лживость обычно наблюдается в обстановке взаимной враждебности, конкуренции и подозрительности. Дифференциация лживости и оценка ее конкретных проявлений возможны при условии правильного понимания ее мотивов и причин. Как тип отношений и психологическая черта лживость преодолевается в результате воспитания, основанного на доверии между воспитанниками и воспитателями.
    ЛЖИВОСТЬ МНИМАЯ – склонность ребенка воспринимать события не такими, каковы они на самом деле, но такими, как ему хотелось бы. При этом ребенок фантазирует, отождествляя себя с другими людьми, – например, с героями сказок. Часто проявляется у детей 4-5 лет; с возрастом обычно проходит.
    ЛИБИДО – во фрейдизме – теоретическое понятие, призванное объяснить динамику психической жизни на базе аналогии с энергией, как она трактуется в физике. Одно из ключевых понятий психоанализа. У З. Фрейда исходно означало лежащую в основе всех сексуальных проявлений индивида специфическую психическую энергию – энергию сексуального влечения, имеющего прежде всего бессознательную форму. Эта энергия рассматривается как количественная величина, хотя пока не измеримая. Затем понятие было распространено и на другие формы поведения, связанные с отношениями к родителям,
    детям, к самому себе.
    Либидо, собственно, движет человеком: вся жизнь от рождения пронизана эротичностью. Первоначально эта энергия распределена в самом ребенке и он получает удовольствие от переживаний, связанных с отправлением естественных потребностей; ротовая полость и, позже, органы выделения выступают как основные зоны эрогенные. Но в возрасте около четырех лет эротический интерес выносится вовне и направляется на родителей – в основном противоположного пола. В такой ситуации родитель своего пола воспринимается как соперник, отчего ребенок бессознательно желает его ухода, смерти; а поскольку влечение к родителю противоположного пола и желание смерти родителю своего пола запретны, соответственные переживания вытесняются в бессознательное. У мальчика возникает комплекс Эдипа, у девочки – комплекс Электры. Возникает внутренний конфликт: ребенок зависим от родителя своего пола и одновременно агрессивен к нему, боясь При этом
    Наказания за запретные желания и поступки. Это, по сути, признание изначальной сексуальной развращенности ребенка было самым шокирующим в психоанализе классическом. Фрейд пытался обосновать филогенетическое происхождение либидо и считал, что оно, подобно голоду при влечении к пище, означает силу, с коей проявляется сексуальное влечение. В целом либидо – движущая сила сексуальной жизни, энергия сексуального влечения и потому иногда трактуется просто как сексуальное наслаждение или влечение к нему. Но оно может пониматься и как энергия психическая, имеющая сексуальную окраску, – то есть как продукт дифференциации энергии, действующей вообще в психике. Либидо имеет исключительно мужскую природу – даже у женщины. В силу того, что либидо может иметь не только энергетический потенциал, но и определенную направленность, было сформулировано положение, что в индивидуальном развитии возможно перенаправление либидинозной энергии в новое русло. Так была сформулирована идея о вытеснении и замещении сексуальной фиксированности либидо путем регрессии или сублимации. Либидо – доминирующий мотив человеческого поведения, проявляющийся в социально приемлемой форме благодаря сублимации, вытеснению и другим видам защиты психологической. Его воздействие на формирование, жизнедеятельность и поведение исключительно велико; сублимированное либидо имеет широчайший диапазон проявлений – от элементарных физиологических актов до творчества – и являет собой одну из важнейших характеристик деятельности психической. В более поздних работах Фрейд использовал понятие либидо как синоним влечения к жизни – Эроса. В окончательном варианте фрейдовского психоанализа под либидо понималась энергетическая основа двух основных влечений человека:
    1) к удовольствию и жизни – Эрос;
    2) к разрушению и смерти – Танатос. Идея бессознательной сексуальности, лежащей в основе поведения, в том числе его «высших» форм, – центральная идея Фрейда, из-за коей он подвергался жестокой критике, в том числе от собственных учеников. Согласно Фрейду, за многими проявлениями фантазии, творчества и прочего лежит прежде всего скрытая сексуальная проблематика, все это – как бы символическое воплощение нереализованных желаний. Согласно Фрейду, либидо подразделяется на две основные формы:
    1) объект-либидо – определенная часть либидо, в результате выбора объекта (партнера по любви и дружбе) направляемая на этот объект или объекты;
    2) Я-либидо – другая его часть, направляемая на собственное Я. Могут также разделяться:
    1) либидо платоническое – основные проявления: платонические мечты, фантазии, ухаживание и общение;
    2) либидо сексуальное – основные проявления: сексуальные фантазии, мастурбация, начало половой жизни, эксцессы и регулярная половая жизнь;
    3) либидо эротическое – основные проявления: эротические фантазии, ласки и игры. В психологии аналитической К. Г. Юнга либидо не связывается с сексуальностью и рассматривается как витальная психическая энергия метафизического статуса, переживаемая
    индивидом как бессознательное стремление, облекаемое в различные символические формы.
    ЛИБИДО: ФИКСАЦИЯ – закрепление либидо на том или ином элементе; предрасполагающий внутренний фактор этиологии неврозов.
    ЛИБИДО НАРЦИССИЧЕСКОЕ -> Я-либидо.
    ЛИДЕР – член группы, за коим все остальные члены группы признают право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, – решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Самая авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации деятельности совместной и регулировании взаимоотношений в группе. В психологии приняты различные классификации лидеров:
    1) по содержанию деятельности – лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель;
    2) по характеру деятельности – лидер универсальный и лидер ситуативный;
    3) по направленности деятельности – лидер эмоциональный и лидер деловой, и пр.
    Лидер и руководитель не обязательно соединяются в одном человеке. В отличие от руководителя, которого иногда избирают, а чаще назначают и который, неся ответственность за положение дел в коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания, лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями, на него не возложены никакие официальные обязанности. Если руководитель группы и ее лидер – не одно и то же лицо, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности деятельности совместной и гармонизации жизни группы, или же могут обретать конфликтный характер, что определяется уровнем развития группового.
    ЛИДЕРСТВО – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе отношений межличностных в группе. В ходе исследований выделены различные стили лидерства, разработан ряд концепций лидерства. Теория ролей лидерских (Р. Бейлс) рассматривает роли «профессионала» – лидера, ориентированного на решение деловых проблем, и «социально-эмоционального специалиста», решающего проблемы человеческих отношений. Сторонники теории черт лидерства считают предпосылкой признания человека лидером обладание особыми «лидерскими» чертами и способностями. Исследования в русле этой теории концентрировались на выявлении качеств, специфичных для лидеров. Вариант такого подхода – харизматическая концепция лидерства, согласно коей лидерство ниспослано отдельным выдающимся лицам как некая благодать – харизма. Сторонники теории интерактивной полагают, что лидером может стать любой человек, занимающий соответственное место в системе взаимодействий межличностных. Вопрос о том, кто именно возьмет на себя лидерство, должен решаться с учетом индивидуальных особенностей кандидата в лидеры, личностных характеристик других членов группы и ее структуры, сложившейся ситуации и выполняемой задачи. Теория лидерства ситуационная, или подход групподинамический, утверждает, что лидерство – это прежде всего продукт сложившейся в группе ситуации и что в ситуациях, очень благоприятных или неблагоприятных для группы, лидер, ориентированный на задачу, добивается больших результатов, чем лидер, ориентированный на людей. При умеренно благоприятной ситуации успешнее оказывается лидер, ориентированный на людей. Теория синтетическая, или комплексная, акцентирует взаимосвязи основных составляющих процесса организации отношений межличностных: лидеров, последователей (или ведомых) и ситуаций, в коих реализуется лидерство.
    Сторонники указанных теорий лидерства неправомерно переносят результаты лабораторных экспериментов в область реальных явлений общественной жизни. Как показали исследования отечественных психологов, существенное значение для понимания лидерства и его эффективности имеет уровень развития группового. Считается, что коллективе – ввиду наличия ценностно-ориентационного единства – снимается якобы неизбежное с позиции западных психологов противопоставление лидера, ориентированного на задачу, и лидера, ориентированного на людей.
    ЛИДЕРСТВО: СТИЛЬ (стиль лидерства; стиль руководства) – типичная для лидера

    (руководителя) система приемов воздействия на ведомых (подчиненных). К. Левин выделил три стиля лидерства:
    1) авторитарный (директивный) – жесткие способы управления, пресечение чьей-либо инициативы и обсуждения принимаемых решений и пр.;
    2) демократичный (коллегиальный) – коллегиальность, поощрение инициативы и пр.;
    3) анархичный (либеральный) – отказ от управления, устранение от руководства и пр. В отечественной психологии социальной показано, что стиль лидерства – предпосылка и следствие уровня развития группового. Он зависит и от содержания деятельности совместной, лежащей в основе отношений межличностных в группе. Для групп высшего уровня развития типичен коллективистский стиль лидерства (руководства), предполагающий ответственность руководителя перед коллективом, сознательное подчинение руководителю, самодеятельность коллектива, полную демократичность и пр. В корпорациях принят авторитарный стиль лидерства – бюрократический централизм, характерный, в частности, максимумом централизации и минимумом демократичности. При низкой социальной ценности факторов, обусловливающих отношения между членами группы, возможен также анархичный стиль лидерства в асоциальных ассоциациях.
    ЛИНИЯ ВЗОРА – линия, соединяющая зрачок глаза с точкой фиксации взора на предмете. С эргономической точки зрения оптимальность наблюдения обеспечивается при линии взора, наклоненной на 15 град. вниз относительно линии, параллельной поверхности земли.
    ЛИЦЕМЕРИЕ – поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью, якобы благими намерениями.
    ЛИЦЕМЕРИЕ КУЛЬТУРНОЕ – согласно З. Фрейду – особое состояние, поддерживаемое обществом из-за присущего ему чувства неуверенности и потребности защитить свою очевидную лабильность запретом критики и обсуждения. Возникает из-за того, что общество требует осуществления высокого идеала нравственности от каждого своего члена, не заботясь, насколько трудно это дается. Вместе с тем оно не настолько богато и организовано, чтобы могло вознаграждать каждого в меру его отказа от удовлетворения влечений. Так что оно предоставляет самому индивиду решить вопрос, каким путем он может получить достаточную компенсацию за принесенную жертву, чтобы сохранить душевное равновесие. В общем, он вынужден психологически жить вне своих возможностей, ибо неудовлетворенные влечения заставляют ощущать требования культуры как постоянный гнет.
    ЛИЧНОСТЬфеномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности – целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения. Личность – саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека.
    Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле
    – личность, это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма – вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность и стойкость такого расширенного понимания в литературе, видимо, объясняется его сходством с обыденным значением этого слова. В узком смысле – определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в деятельности совместной и общении.
    Согласно А.Н. Леонтьеву, личность – качественно новое образование. Она формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и то лишь достигнув определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает в
    отношения с другими людьми – в отношения общественные, и эти отношения становятся личностнообразующими. Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов. Это представление достаточно сложно и требует пояснений.
    Оно не совпадает с традиционной трактовкой – в широком смысле. Суженное понятие позволяет вычленить очень важный аспект человеческого бытия, связанный с общественным характером его жизни. Человек как общественное существо обретает новые качества, кои отсутствуют, если его рассматривать как существо изолированное, несоциальное. И каждая личность с определенного времени начинает вносить определенный вклад в жизнь общества и отдельных людей. Вот почему рядом с понятиями личности и личностного появляется понятие общественно значимого. Хотя это значимое может быть и общественно неприемлемым: преступление – столь же личностный акт, как и подвиг. Для психологической конкретизации понятия личности нужно ответить хотя бы на вопросы о том, в чем состоит новообразование, называемое личностью, как происходит формирование личности, как представляется с позиции самого субъекта рост и функционирование его личности. Критерии сформировавшейся личности таковы:
    1) наличие в мотивах иерархии в определенном смысле – как способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого – способности к поведению опосредованному. При этом предполагается, что мотивы, благодаря коим преодолеваются непосредственные побуждения, социальны по происхождению и смыслу
    (просто опосредованное поведение может иметь в основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: субъект может не отдавать себе отчета в том, что именно заставляет его поступать определенным образом» однако действовать вполне нравственно);
    2) способность к сознательному руководству собственным поведением; это руководство ведется на основе осознанных мотивов-целей и принципов (в отличие от первого критерия, здесь предполагается именно сознательное соподчинение мотивов – сознательное опосредование поведения, что предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности). В дидактическом плане все свойства, отношения и действия личности можно условно объединить в четыре тесно связанные функциональные подструктуры, каждая из коих – сложное образование, выполняющее определенную роль в жизнедеятельности:
    1) система регуляции;
    2) система стимуляции;
    3) система стабилизации;
    4) система индикации. В ходе общественного развития человека системы регуляции и стимуляции постоянно взаимодействуют, и на их основе возникают все более сложные психические свойства, отношения и действия, направляющие личность на решение жизненных задач. Единство личности на всем жизненном пути обеспечивается памятью-преемственностью целей, поступков, отношений, притязаний, убеждений, идеалов и пр. Западная психология рассматривает личность как «целиком психическое существо». В психологии хормической и в психоанализе личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции К. Левина, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса также обнаруживают определенную ограниченность. Но в области психотерапии личности, тренинга общения и прочего успехи западной эмпирической психологии весьма заметны. В отечественной психологии личность рассматривается в единстве (но не тождестве) и чувственной сущности ее носителя – индивида и условий среды социальной. Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как ее социально обусловленные элементы. Личность – опосредующее звено, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида. Появление личности «аде системного качества обусловлено тем, что индивид в деятельности совместной с другими индивидами изменяет
    мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью. Личность характеризуется:
    1) активностью – стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний;
    2) направленностью – устойчивой доминирующей системой мотивов – интересов, убеждений, идеалов, вкусов и прочего, в чем проявляют себя потребности человека;
    3) глубинными смысловыми структурами (системами смысловыми динамическими, согласно Л. С. Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение; они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в деятельности совместной групп и коллективов (принцип опосредования деятельностного);
    4) степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения, установки, диспозиции и пр. Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоих важных сторон ее активности.
    Субъективно для индивида личность выступает как его Я, как система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, коя обеспечивает единство и тождественность его личности и обнаруживает себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и пр. Образ Я представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел, и пр.
    Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять поведение и реализовать цели самовоспитания. Апелляция к самооценке и самоуважению личности – важный фактор направленного воздействия на личность при воспитании. Личность как субъект отношений межличностных обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих единство:
    1) личность как относительно устойчивая совокупность ее интраиндивидных качеств: симптомокомплексы психических свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности личности; структура характера личности, особенности темперамента, способности;
    2) личность как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители личностей их участников; так преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании взаимоотношений межличностных либо как феноменов группы, либо как феноменов личности: личностное выступает как групповое, групповое – как личностное;
    3) личность как «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе за пределами их наличного взаимодействия; как результат активно реализуемых человеком смысловых преобразований сфер интеллектуальной и аффективно-потребностной других личностей. Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную потребность быть личностью – полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает способность быть личностью, реализуемую в социально значимой деятельности. Наличие и особенности способности быть личностью могут выявляться с помощью метода субъективности отраженной. Развитие личности происходит в условиях социализации индивида и его воспитания.
    1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   ...   129


    написать администратору сайта