Головин СЮ Словарь практического психолога. С. Ю. Головин Словарь практического психолога С. Ю. Головин. Словарь практического психолога. ( около 2000 терминов, 1998 г.) Словарьсправочник
Скачать 5.35 Mb.
|
АФФЕРЕНТНЫЙ – характеристика центростремительности процессов нервного возбуждения – их направленности по системе нервной от периферии к центру, в частности, к мозгу головному. АФФИЛИАЦИЯ – стремление быть в обществе других людей, потребность в общении, в осуществлении эмоциональных контактов, в проявлениях дружбы и любви. Формирование этой потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, а также со сверстниками. Тенденции к аффилиации возрастают при вовлечении субъекта в потенциально опасную стрессовую ситуацию (-> стресс), сопряженную с тревогой и неуверенностью в себе и вызывающую чувство одиночества, беспомощности. При этом общество других людей позволяет проверить, избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку. В известной мере близость других приводит и к прямому снижению тревожности, смягчая последствия физиологического и психологического стресса. Блокирование аффилиации вызывает чувство одиночества, отчужденности, порождает фрустрацию. _ Б_ БАЛАНС ПРОЦЕССОВ НЕРВНЫХ -> процесс нервный: уравновешенность БАРБИТУРАТ – производные барбитуровой кислоты. Применяются как средства седативные или снотворные. БАРБИТУРОМАНИЯ – род токсикомании. Характерен потребностью в постоянном приеме барбитуратов. БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – психическое состояние, проявляемое как неадекватная пассивность, препятствующая выполнению тех или иных действий, – внутреннее препятствие психологической природы: нежелание, боязнь, неуверенность и пр. Часто появляется в деловых и личных взаимоотношениях, мешая установлению открытых и доверительных отношений. Эмоциональный механизм барьеров психологических состоит в усилении отрицательных переживаний и установок, ассоциированных с задачей, – стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки (например, «страх сцены»). В социальном поведении барьеры психологические представлены барьерами коммуникативными (барьерами общения), проявляющимися в отсутствии эмпатии, в жесткости межличностных установок социальных и прочем; а также барьерами смысловыми. БАРЬЕР СМЫСЛОВОЙ – взаимное непонимание между людьми возникающее при общении, – следствие того, что участники общения приписывают одним и тем же событиям разный смысл и видят в их глубине разную мотивацию. Несовпадение смыслов высказываний, просьб, приказов и прочего создает препятствие для развития взаимодействия партнеров. Особенно выраженно барьеры смысловые проявляются во взаимоотношениях взрослых и детей, когда ребенок, даже понимая правильность требований взрослого, не принимает их, если они игнорируют его взгляды, ценности, систему его смыслов личностных. БЕГСТВО В БОЛЕЗНЬ – согласно З. Фрейду – понятие и концепция, фиксирующие и объясняющие причины и механизм ряда заболеваний психических, особенно неврозов, характерных наличием неосознаваемого стремления человека к заболеванию и погружению в болезнь как средство и способ защиты от конфликта и реальности. Выступает как способ замещения недостающего удовлетворения, реализуемый путем регрессии (обратного развития), возвращения к прежним формам сексуальной жизни, кои в свое время доставляли удовлетворение. Эта регрессия двояка: временная – возвращение либидо к прежним ступеням развития, и формальная – проявление эротической потребности с помощью примитивных средств. Оба вида регрессии направлены к периоду детства и ведут к восстановлению инфантильного состояния половой жизни. БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ – согласно Э. Фромму – понятие и концепция, фиксирующие и объясняющие причины и механизмы действия динамических факторов психики, побуждающих человека к добровольному отказу от свободы. Подобные механизмы образуются на основе отчужденности и неуверенности современного изолированного индивида, который отказывается от независимости своей личности с целью слияния ее с чем-то внешним и обретения таким путем дополнительной, «вторичной» силы. К социально значимым механизмам бегства от свободы относятся авторитаризм, разрушительность и автоматизирующий конформизм. БЕСЕДА – в психологии – метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса. Широко применяется в психологии социальной, медицинской) детской и пр. Основной способ введения испытуемого в ситуации психологического экспериментирования – от строгой инструкции в эксперименте психофизическом до свободного общения в психотерапии. Один из распространенных методов исследования психологического. Предусматривает выявление интересующих исследователя связей на базе данных эмпирических, полученных в живом двустороннем общений с испытуемым. Как правило, служит вспомогательным методом, ибо при анализе хода беседы и ее результатов встает ряд трудно разрешимых проблем, касающихся откровенности испытуемого и его отношения к исследователю. Да и сам исследователь не свободен от субъективности: хотя беседа планируется заранее, в ходе общения практически невозможно абстрагироваться от личностного отношения к испытуемому. Можно сказать, что использование беседы как основного метода возможно при соответственной квалификации психолога, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободно выразиться – и вместе умение абстрагировать личные отношения от содержания беседы. Как самостоятельный метод, беседа использовалась в работе некоих ведущих психологов мира (-> беседа клиническая; беседа психоаналитическая). Беседа применяется на разных стадиях исследования и для первичной ориентировки, и для уточнения выводов, полученных иными метолами, особенно наблюдением. Умелое применение беседы может дать весьма ценные результаты. Как специфические виды беседы выделяются: 1) введение в эксперимент – привлечение к сотрудничеству; 2) беседа экспериментальная – в ходе коей проверяются рабочие гипотезы; 3) интервью. БЕСЕДА КЛИНИЧЕСКАЯ – метод получения информации посредством устного опроса клиента и проведения терапевтической беседы при оказании психологической, психиатрической и медицинской помощи. Также – терапевтический метод при оказании помощи психологической. В психиатрии и психологии медицинской применяется для помощи клиенту в осознании им своих внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения. В психоанализе применяется для диагностики и помощи клиенту в осознании собственных внутренних проблем и затруднений, конфликтов, бессознательных влечений, скрытых мотивов поведения и пр. Относится к самым свободным формам беседы, ибо поведенческие реакции почти неисчерпаемы. В таких беседах психолог интересуется не только явным содержанием ответа клиента (факты, мнения, чувства, словарь, ассоциации идей), но и его поведением (тон, запинки, жесты и пр.). Существенная предпосылка успешности беседы клинической – установление позитивных личных отношений между участниками беседы, что требует от психолога большой терпеливости, приспособляемости к преобладающим интересам клиента, находчивости. Иногда беседа может дать непосредственный психотерапевтический эффект; .при этом клиент не только осознает причины своих затруднений, но и определяет пути их преодоления. Общая стратегия и ход беседы строятся на предварительных данных диагноза. БЕСПОМОЩНОСТЬ ВЫУЧЕННАЯ – состояние, возникающее у человека и животных после достаточно длительного аверсивного воздействия, избежать коего не удается: в экспериментах на животных для этих целей используется электрический ток, а людям дается серия нерешаемых задач, или же в их деятельность вводятся неустранимые помехи. У животных беспомощность выученная проявляется торможением моторного поведения, ослаблением биологических мотиваций, нарушением способности к обучению новым навыкам, а также появлением разнообразных соматических расстройств – выпадение волос, повышение артериального давления, изъязвление слизистой оболочки желудочно-кишечного, тракта, снижение общей сопротивляемости организма и пр. У человека беспомощность выученная проявляется эмоциональными расстройствами (депрессия или невротическая тревога); возможно появление расстройств психосоматических. Основная характеристика беспомощности выученной – тенденция к генерализации: будучи выработанной в одной конкретной ситуации, она, как правило, распространяется на многие другие, так что субъект перестает пытаться решить даже разрешимые для него задачи. Степень генерализации зависит от прошлого опыта и психологических установок субъекта. Беспомощность выученная определяет собой все поведение и вызывает стойкую депрессию прежде всего: 1) у лиц, считающих, что их неудачи определяются их собственными недостатками (например, дефектами воли или интеллекта), а успехи, если и случаются, зависят от удачного стечения обстоятельств или от действия других людей; 2) у лиц, полагающих, что их неудачи относятся не только к данным конкретным обстоятельствам, но и характерны для любых других жизненных ситуаций -: не только в настоящем, но и в будущем; 3) у лиц, имеющих представление о себе как о не способных справиться с предложенными задачами или жизненными трудностями, тогда как для любого другого человека эти задачи вполне разрешимы. Напротив, уверенность, что с задачей не смог бы справиться никто, препятствует развитию беспомощности выученной, а представление о том, что не удается решить задачу только здесь и сейчас, и к тому же не по своей вине, предотвращает ее генерализации. БЕСПОМОЩНОСТЬ КОГНИТИВНАЯ – психологическое состояние или ситуация, при коей индивид, имея нужные знания, навыки и умения для решения поставленной задачи, в силу ряда причин когнитивного характера оказывается неспособным ее решить. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – 1. Совокупность психических процессов актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, в отношении коих отсутствует субъективный, сознательный контроль, и во влиянии коих субъект не отдает себе отчета. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. 2. Форма отражения психического, в коей образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии и составляют нераздельное целое. Отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, с его отношениями к миру; поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль действий и оценка их результатов. В бессознательном действительность переживается через такие формы уподобления и отождествления себя с другими людьми и явлениями: 1) непосредственное эмоциональное вчувствование; 2) идентификация; 3) заражение эмоциональное; 4) объединение различных явлений в один ряд через сопричастие, а не через выявление логических противоречий и различий между объектами по каким-то существенным признакам. Зачастую в бессознательном прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в одном психическом акте (например, в сновидении). Бессознательное находит выражение в ранних формах познания ребенком действительности и в первобытном мышлении, в интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, в привычных действиях, в подпороговом восприятии (-> восприятие субсенсорное), в непроизвольном запоминании и прочем; а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины коих не осознаются. Выделяются четыре класса проявлений бессознательного: 1) надсознательные явления (-> надсознательное); 2) неосознаваемые побудители деятельности (-> побудитель неосознаваемый) – неосознаваемые мотивы и смысловые установки, обусловливаемые имеющим смысл личностный желаемым будущим. 3) неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (-> регулятор неосознаваемый); 4) проявления восприятия субсенсорного. Развитие представлений о природе бессознательного, специфике его проявлений, механизмах и функциях в регуляции поведения – необходимое условие создания целостной картины психической жизни личности. Бессознательное. Термин З. Фрейда, означающий самую важную, содержательную и обширную систему психики, включающую различные, В том числе противоположные, неосознаваемые «первичные» влечения, инстинкты, желания, импульсы, мысли и пр. Именно Фрейд начал экспериментальную разработку понятия бессознательного. Он показал, что многие действия, в реализации коих человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут объясняться действием инстинктов. Он рассмотрел, как некая мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. Сами по себе процессы психические бессознательны: сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни. Бессознательное являет собой асоциальную, аморальную и алогичную инстанцию психики, где действуют мощные безличные силы жизни и смерти; поэтому оно может рассматриваться как истинно реальное психическое. Основной регулятор этой системы – принцип удовольствия (=> процесс душевный бессознательный). Содержания этой области не осознаются не потому, что они слабы (как в предсознательном): они сильны, и сила их проявляется в том, что они оказывают влияние на действия и состояния субъекта. Их отличительные свойства – действенность и трудность перехода в сознание. Это объясняется работой двух постулированных психических механизмов – вытеснения и сопротивления. К бессознательному относятся те желания, влечения, переживания, в коих человек не может себе признаться и кои поэтому либо не допускаются к сознанию, либо вытесняются из него – как бы забываются, но все же остаются в душевной жизни и стремятся к реализации, побуждая своего «хозяина» к тем или иным поступкам, проявляясь в них в искаженном виде – в сновидениях, творчестве, фантазиях, невротических нарушениях, оговорках и пр. Такая своеобразная цензура возникает прежде всего потому, что эти запретные желания и переживания не соответствуют правилам запретам и идеалам, кои выработаны под влиянием взаимодействия с окружением, и в первую очередь – взаимоотношений с родителями в детстве. Эти переживания как бы аморальны, хотя и естественны. Подавленные желания, внутренний конфликт влечения и запрета – причина психологических сложностей и страданий, доходящих до невротических заболеваний. Стремясь к реализации, бессознательное как бы находит пути обхода цензуры. А сновидения, оговорки и пр. – своеобразный символический язык, который можно расшифровать. Итак, три основные формы проявления бессознательного – это сновидения, действия ошибочные и симптомы невротические. В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. Выделяется несколько основных классов проявлений бессознательного: 1) неосознаваемые мотивы – истинный смысл коих не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами; 2) поведенческие автоматизмы и стереотипы – действующие в привычной ситуации, осознание коих излишне в силу их отработанности; 3) восприятие подпороговое – в силу большого объема информации не осознаваемое. Бессознательное: вид (два вида бессознательного). Согласно З. Фрейду, в динамическом смысле существует лишь один вид бессознательного, тогда как в описательном – два вида: 1) латентное – способное стать сознательным (-> предсознательное); 2) вытесненное – само по себе не могущее стать сознательным. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ -> сопротивление бессознательного. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ВЫСШЕЕ (сверхсознание) – Согласно Р. Ассаджоли – высшие чувства и способности, интуиция, вдохновение. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ – Согласно К. Г. Юнгу – особая форма общественного существования бессознательного как накопителя, хранителя и носителя генетически наследуемого опыта филогенетического развития человечества. Особый класс явлений психических, кои в отличие от бессознательного индивидуального (личного) являются носителями опыта филогенетического развития человечества. Бессознательное коллективное запечатлевает опыт человечества. Каждый является его носителем в силу принадлежности к человеческому роду и культуре, и именно этот пласт бессознательного есть то глубинное, сокровенное, что определяет особенности поведения, мышления и чувствования. Содержание бессознательного коллективного составляют архетипы – всеобщие априорные схемы поведения, кои в реальной жизни человека наполняются конкретным содержанием. Оно существует в душевной жизни наряду с сознанием и бессознательным личным. Учение о бессознательном коллективном – основа теории Юнга (-> психология аналитическая). БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ЛИЧНОЕ – формируется в развитии индивидуального опыта человека и являет собой содержания, им вытесняемые, – комплексы. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ НИЗШЕЕ – согласно Р. Ассаджоли – инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и пр. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ – согласно Э. Фромму – бессознательное, свойственное большинству людей, – вытесненные элементы, содержание коих – то, что данное общество не может позволить своим членам довести до сознания, если оно собирается и впредь успешно действовать на основе собственных противоречий (=> бессознательное коллективное). БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СРЕДНЕЕ – согласно Р. Ассаджоли – подобие Фрейдовского предсознательного – мысли и чувства, кои могут легко осознаться. БЕССОЗНАТЕЛЬНОСТЬ – один из признаков психического, не являющейся, однако, характеризующим. БИЛО – этноспецифический термин, означающий форму психотерапии, практикуемую в народной медицине Мадагаскара, направленную на гармонизацию самооценки больного, мучимого симптомами невротическими (раздражительность, беспокойство, тревожность). Процедура этой терапии состоит в том, что больной в течение 15 – 20 дней играет роль царя своего селения. В разыгрываемом представлении участвуют все жителя селения, кои всячески хвалят больного, выказывают ему уважение, даже обслуживают его, а по завершении срока леневия устраивают ритуальную церемонию, смысл коей заключается в ритуальном отождествлении больного с тотемным животным (быком) и в приобщении к его силе. Если эти меры не приводят к исцелению (хотя очень часто они помогают), то вся вина за это возлагается на больного и его упрямство: все жителя деревни его порицают, выражают презрение и могут даже изгнать из деревни. БИОЛОГИЗМ – одна из причин, на которую не без оснований ссылался бихевиоризм, отказываясь изучать сознание, – недостаток сведений о соответственных нервных механизмах; тогдашнее состояние науки не позволяло объективно подойти к изучению роли мозга головного в феноменах сознания. После достижения психофизиологией значительных успехов в понимании работы нервных цепей и механизмов передачи информации, ситуация изменилась; но интерпретация данных исследований поведения животных натолкнулась на ряд трудностей, связанных с искусственными условиями экспериментов. Утверждения бихевиористов об обусловленности научением любого поведения было поколеблено полевыми исследованиями этологов (-> этология), выяснившими врожденную основу многих форм поведения животных. Сравнительно недавно возникшая социобиология даже доходит до утверждения, что в основе всех форм поведения социального лежат врожденные структуры, присущие человеку так же, как и всем другим животным. |