Головин СЮ Словарь практического психолога. С. Ю. Головин Словарь практического психолога С. Ю. Головин. Словарь практического психолога. ( около 2000 терминов, 1998 г.) Словарьсправочник
Скачать 5.35 Mb.
|
АРТЕФАКТ – Феномен или эффект, привнесенный в эксперимент исследователем. АРТЕФАКТ КЛИНИКИ – особые поведенческие нарушения, возникающие у пациентов психиатрических клиник как реакция на новую, стрессогенную ситуацию, куда они попадают: принудительная госпитализация, отсутствие осмысленных занятий, ограничение социальных контактов и пр. Эти нарушения накладываются на основную симптоматику, затрудняя текущий диагноз. Артефакты клиники могут значительно сглаживаться при организации терапии трудовой и групповых форм занятий для пациентов. АРХЕТИП – термин психологии аналитической, ее центральное понятие. Означает суть, форму и способ связи наследуемых бессознательных первообразов и структур психики, переходящих из поколения в поколение. Архетипы обеспечивают основу поведения, структурирования личности, понимание мира, внутреннее единство и взаимосвязь культуры и взаимопонимания. Иначе – всеобщие, априорные, психические и поведенческие программы. Согласно К. Г. Юнгу – первообразы, структурные элементы психики, – своего рода образцы поведения, мышления, видения мира; простые и фундаментальные образы, скрытые в бессознательном коллективном и возникшие на заре человечества. Существуют наподобие инстинктов. Наследуются подобно тому, как наследуется строение тела. Задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток. Формообразующее начало, присутствующее в психике каждого человека. Архетипы всегда наполняются конкретным содержанием; они нейтральны в отношении добра и зла, им свойственны амбивалентность, имманентность и пр. Они лежат в основе символики творчества, ритуалов, мифов, сказок, сновидений, комплексов и пр. Они структурируют понимание мира, себя и других людей. Усмотреть их непосредственно невозможно, но можно видеть их проявления в феноменах культуры, прежде всего – в мифологии. Особо отчетливо они проявляются именно в мифических повествованиях, сказках, снах, а также при некоих расстройствах психики. Их набор ограничен; они лежат в основе творчества и способствуют внутреннему единству человеческой культуры, делают возможной взаимосвязь различных эпох. Таковы Мать-Земля, Дитя, Воин, Бог, рождение, смерть, присутствующие в мифах разных народов. Согласно К. Г. Юнгу, они и есть воплощение архетипов, и люди в жизни ведут себя в определенных ситуациях соответственно этим образцам, взаимодействующим с содержанием сознания и бессознательного индивидуального. АРХИВИЗАЦИЯ – структурирование и организация информации в памяти долговременной. АСИММЕТРИЯ – отсутствие или нарушение симметрии. АСИММЕТРИЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ – характеристика распределения функций психических между полушариями левым и правым: при выполнении одних функции психических ведущим является полушарие левое, других – правое. Установлено, что функция полушария левого – оперирование вербально-знаковой информацией в ее экспрессивной форме, а также чтение и счет, тогда как функция правого – оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, распознание сложных объектов (в частности, лиц), продуцирование сновидений. Основное различие между полушариями определяется не столько особенностями используемого материала (вербального или образного), сколько способами его организации, характером переработки информации – типом мышления. Оба полушария способны к восприятию слов и образов и к их переработке (хотя возможности полушария правого в отношении экспрессивной речи минимальны), но эти процессы протекают в них по-разному. «Левополушарное» мышление является дискретным и аналитическим; с его помощью выполняется ряд последовательных операций, обеспечивающих логически непротиворечивый анализ предметов и явлений по определенному числу признаков. Благодаря этому формируется внутренне непротиворечивая модель мира, которую можно закрепить и однозначно выразить в словах или. других условных знаках, что является обязательным условием социального общения. «Правополушарное» мышление – пространственно-образное – является симультанным (одновременным) и синтетическим; создает возможность одномоментного «схватывания» многочисленных свойств объекта в их взаимосвязи друг с другом и во взаимодействии со свойствами других объектов, что обеспечивает целостность восприятия. Благодаря такому взаимодействию образов сразу в нескольких смысловых плоскостях они обретают свойство многозначности. Эта многозначность, с одной стороны, лежит в основе творчества, а с другой – затрудняет выражение связей между предметами и явлениями в логически упорядоченной форме и даже может препятствовать их осознанию. В ходе индивидуального развития выраженность асимметрии межполушарной меняется, при этом полушария в известной мере взаимозаменяемы. Оба полушария функционируют во взаимосвязи, внося свою специфику в работу мозга в целом. Асимметрия межполушарная свойственна лишь человеку; ее предпосылки передаются генетически, но сама она, как и тесно связанная с пей речь, окончательно формируется лишь в социальном общении. В зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование мышления левополушарного или правополушарного, что во многом определяет психологические особенности личности. Богатый материал для анализа асимметрии межполушарной получен в клинике поражений локальных мозга, – например, показана связь нарушений речи у правшей с поражениями полушария левого. Позднее использовались и другие методы, – например, выключение деятельности одного из полушарий за счет введения амитала натрия в одну из сонных артерий. Было показано, что полушарие левое у правшей играет ведущую роль в речи экспрессивной и импрессивной, чтении, письме, памяти вербальной и мышлении вербальном. А полушарие правое выступает ведущим для неречевого слуха (например, музыкального), зрительно-пространственной ориентации, памяти невербальной, критичности. Также показано, что полушарие левое в большей мере ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое – на взаимодействие с опытом и текущими событиями. Асимметрия функциональная мозга головного -> асимметрия межполушарная. АСИНХРОННОСТЬ – характеристика процессов, не совпадающих во времени. АСКЕЗА – античное понятие, означающее подготовку атлетов к спортивным состязаниям. В дальнейшем получило расширенное толкование и стало означать борьбу с пороками и стремление к добродетельной жизни. Так, для пифагорейцев аскеза являла собою свод правил, необходимых для достижения истины. В христианской культуре аскеза обращалась прежде всего против половой потребности и символизировала бренность материального мира: устранение всех удовольствий, связанных также с приемом пищи, комфортом, впечатлениями внешнего мира – «плотских радостей» – должно было служить накоплению некоей духовной энергии, нужной для обретения святости. Позднее в рамках клинических исследований были описаны проявления аскезы, обусловленные невротическим развитием и механизмами защиты психологической. Ныне феномен аскезы довольно широко распространен, причем не только в рамках религиозных конфессий: в качества составного элемента он входит в различные методы психотерапии. АССИМИЛЯЦИЯ – согласно Ж. Пиаже – механизм, обеспечивающий использование в новых условиях ранее приобретенных умений и навыков без их существенного изменения: его посредством новый предмет или ситуация объединяется с совокупностью предметов или другой ситуацией, для коей уже существует схема. АССОЦИАНИЗМ (ассоциационизм) – Одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику процессов психических принципом ассоциации. Берет начало от Аристотеля. Материалистический ассоцианизм стал ведущим в так называемой психологии ассоцианистской. Она главенствовала до начала XX в. и сосредоточивала основное внимание на изучении умственной деятельности и познания. Особенно отчетливо принцип был развит в работах Д. Локка, который и ввел в обиход термин ассоциация. Согласно Локку, идеи ощущений ходе развития предшествуют идеям рефлексии; простые идеи, ассоциируясь, складываются в сложные; знание основывается на опыте, источники опыта – ощущение и рефлексия; из этих источников разум и получает идеи, а врожденные идеи не существуют: человек рождается как чистая восковая дощечка, на коей можно написать все, что угодно. Эта идея стала непосредственно соотноситься с педагогической практикой, а позже – и с проблемами психологии личности и психологией педагогической. Она составила основу так называемых теорий среды, утверждающих ведущую роль окружения и внешних воздействий при формировании психики. Им противостоят теории развития, исходящие от идей Ж.-Ж. Руссо и утверждающие приоритет внутренне присущих человеку закономерностей развития. В начале XIX в. появились концепции, отъединившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания. Утвердилось воззрение, составившее основные принципы ассоцианизма: 1) душа понимается как сознание – в первую очередь в его познавательном аспекте; 2) в основе душевной жизни лежат простые элементы; психика, отождествленная с интроспективно понятым сознанием, построена из элементов – ощущений, простейших чувствований; 3) эти элементы – образы ощущений – имеют чувственный характер; они первичны, а сложные психические образования – представления, мысли, чувства – вторичны; 4) более сложные образования возникают как сложение более простых на базе принципа ассоциации; 5) условие образования ассоциаций – смежность двух процессов психических; 6) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте; 7) источник знаний о душе – самонаблюдение; наблюдая собственный внутренний мир, исследователь непосредственно обращен к реальной душевной жизни и вправе выносить суждения о ней, чужая же душевная жизнь для анализа недоступна, хотя законы душевной жизни предполагаются едиными. Еще важная деталь: по сути, человек понимался как одиночка, живущий среди других таких же одиночек; его внутренний мир явно или неявно противопоставлен всему остальному, между ним и остальным миром как бы проходит жесткая граница. Благодаря успехам биологии и нейрофизиологии, ассоцианизм был преобразован. Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин – при объяснении эмоций, И. М. Сеченов – в учении о рефлексах мозга головного. Эволюционный подход Спенсера внес в ассоцианизм проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80-е – 90-е гг. XIX в. предпринимались многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций. Вместе с тем была показана ограниченность их механистической трактовки. Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов: 1) выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных явлений психических, прежде всего процессов припоминания; 2) этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве коих рассматривались ощущения и представления; 3) этап экспериментального и практического ассоцианизма, характерный попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта. В рамках ассоцианизма были выработаны ценные представления, прежде всего – в области психологии памяти и психологии мышления. Весьма ценно само понятие ассоциации. Однако ассоциация как универсальный объяснительный принцип со временем оказалась недостаточной, и для ассоцианизма как универсальной психологической теории настало время кризиса и падения. Детерминистские элементы ассоцианизма в трансформированном виде были восприняты учением И. П. Павлова о рефлексах условных, а также – на иных методологических основаниях – американским бихевиоризмом. Изучение ассоциаций для выявления особенностей различных процессов психических используется и современной психологией (=> эксперимент ассоциативный). АССОЦИАЦИЯ – 1. Связь между психическими явлениями, образуемая при определенных условиях, при коей актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого. Противоположное понятие – диссоциация. Психофизиологическая основа ассоциации – рефлекс условный. П различных направлениях психологии ассоцианистской было предложено выделять ассоциации по типу их образования. Так выделились ассоциации: 1) по сходству (красное – пурпурное); 2) по контрасту (большое – маленькое); 3) по смежности в пространстве или времени (запах приправы к пище вызывает аппетит); 4) причинно-следственные (сильный ветер – озноб). Было обнаружено, что сила связи зависит от ряда условий: силы впечатлений, вызываемых элементами связи; их новизны, а также способностей индивида. 2. В психологии социальной – группа, где отсутствуют объединяющая ее деятельность совместная, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредующие межличностные отношения, проявляются в условиях общения группового. В зависимости от общественной направленности опосредующих факторов различаются: 1) ассоциации просоциальные – куда позитивные нравственные ценности привнесены из широкой среды социальной, сформированы и упрочены в ходе деятельности трудовой; при включения этих ассоциаций в деятельность совместную, обусловленную общественно значимыми задачами и соответственной им организацией и руководством, они проходят путь коллективообразования; 2) ассоциации асоциальные – где ценностные ориентации имеют негативный, иногда антиобщественный характеров условиях антиобщественно направленной организации и руководства легко превращаются в корпорации. АСТАЗИЯ – нарушение способности стоять, вызванное нарушением координации мышц тела при обширных поражений долей лобных и тела мозолистого мозга головного. АСТЕНИК – индивид, имеющий следующие особенности телосложения: худощавость, узкие плечи и грудная клетка, длинные ноги, вытянутое лицо, длинный и тонкий нос. В контексте конституциональной типологии Э. Кречмера астеник имеет, как правило, шизоидный или шизотимический темперамент, характерный замкнутостью, уходом в себя, несоответствием ответных реакций внешним стимулам, повышенной ранимостью при эмоциональной холодности, переживанием чувств астенических (=> астения; акцентуация шизоидная; характер шизоидный; шизоид). АСТЕНИЯ – 1. Слабость нервно-психическая; проявляется в повышенной утомляемости (-> утомление) и истощаемости, сниженном пороге восприятия, крайней неустойчивости настроения, нарушениях сна. Возникает в результате различных заболеваний, при чрезмерных умственных и физических перенапряжениях, длительных отрицательных переживаниях и конфликтах. 2. Определяющее свойство характера. К астенической группе относятся две разновидности – астеники и психастеники (психастения). Их общие свойства – повышенная чувствительность и быстрая истощаемость. Они возбудимы и истощаемы в нервно-психическом смысле. Астеники испытывают определенные трудности в социальной жизни. Их слабость и истощаемость приводят к малой эффективности и успешности деятельности, что на фоне повышенной чувствительности тяжело ими переживается. От частых неудач развивается низкая самооценка, чувство неполноценности, робости, застенчивости, депрессивности и в то же время – болезненное самолюбие. Их притязания обычно превышают их возможности. Они тщеславны, самолюбивы и в то же время не в состоянии достичь всего, к чему стремятся. В результате процесс развивается дальше: обнаруживаются и усиливаются такие черты характера, как робость, напряженность, неуверенность и мнительность, подозрительность: им кажется, что окружающие следят за ними, смеются над ними. Иногда компенсаторно развиваются развязное и заносчивое поведение. Астеники в основном сами страдают от своего характера, но у них есть и некие особенности, заставляющие страдать окружающих. Мелкие обиды, унижения и уколы самолюбия накапливаются и требуют выхода – и временами прорываются в виде гневных вспышек или приступов раздражения. И случается это, как правило, не среди чужих, где астеники предпочитают сдерживаться, а дома, в кругу близких. Так робкий астеник может стать настоящим тираном семьи. Впрочем, эмоциональные взрывы быстро иссякают и кончаются слезами и раскаянием. АСТЕРЕОГНОЗИЯ – вид агнозии тактильной; проявляется в невозможности опознания знакомых предметов при их ощупывании с закрытыми глазами. Обусловлена поражением вторичных корковых полей теменной области мозга головного, приводящих к расстройству анализа и синтеза различных кожно-кинестетических ощущений, поступающих в кору теменной области мозга при ощупывании предмета, и ослаблению тактильных образов предметов. При поражении теменных отделов полушария левого (у правшей) астереогнозия может сочетаться с афазией – афферентной моторной или кинестетической. АСТРОЛОГИЯ – Древнее учение о влиянии небесных тел на земную жизнь, в том числе на судьбу и поведение человека. С нею тесно связана хиромантия. Астрология использовалась халдеями, древними ассирийцами, египтянами, греками, арабами и долгое время была достоянием узкого круга посвященных. Позднее она разделилась на экзотерическую, доступную массам, и эзотерическую, ключи от коей сохранялись в тайне и частично утеряны. В Европе она распространилась в средние века в виде одной из модификаций индийской астрологии. Астрология – внутренне логичная система, опирающаяся на древнюю идею о тождестве и взаимосвязи Макрокосма и микрокосма. В ее основу положено несколько базовых принципов. Главные из них: принцип цикличности, отражающий циклы или фазы развития объектов, и принцип резонансов, отражающий закономерность развития взаимодействия различных циклов. Отечественная психология не склонна признавать данные астрологии за достоверные научные знания, хотя в рамках космобиологии изучается связь Земли и Космоса, влияние космических циклов на здоровье человека, его биоритмическая активность (-> активность психическая: биоритм). АТАВИЗМ – проявление организмом в ходе его роста неких признаков, унаследованных от его далеких предков, причем ранее эти признаки выполняли важную приспособительную роль, позднее утраченную. |