Головин СЮ Словарь практического психолога. С. Ю. Головин Словарь практического психолога С. Ю. Головин. Словарь практического психолога. ( около 2000 терминов, 1998 г.) Словарьсправочник
Скачать 5.35 Mb.
|
САМОНАБЛЮДЕНИЕ (метод самонаблюдения) – стратегия получения эмпирических психологических данных при наблюдении человека за самим собой; наблюдение за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления – переживания, мысли, чувства и пр. Возникает в ходе общения с другими, усвоения социального опыта и средств его осмысления. Играет важную роль в формировании аппарата самосознания и самоконтроля личности. Элементы этого метода лежат в основе любого научного исследования. За счет сопоставления результатов самонаблюдения, представленных в более или менее вербализованном протоколе о текущей индивидуальной жизни, с аналогичным отображением самонаблюдения других людей, происходит постулирование их принципиального родства и согласование с внешними проявлениями. Самонаблюдение нужно отличать от интроспекции, хотя оно – почти буквальный перевод этого слова. В экспериментах интроспекционистов предъявлялся обычный объект в обычных условиях, а от испытуемого требовался изощренный анализ «внутреннего опыта», аналитическая установка, избегание ошибки стимула и пр. В современных исследованиях – все наоборот: главная нагрузка ложится на экспериментатора, коему должно проявить изобретательность, от испытуемого же требуется обычный ответ в обычных словах (=> метод экспериментальный). Данные самонаблюдения означают факты сознания, о коих субъект знает в силу их свойства быть ему непосредственно открытыми. Сознавать нечто – значит непосредственно знать это. При самонаблюдении вместо рефлексии выступает эффект прямого знания. Самонаблюдение широко применялось в психологии эмпирической XVIII-XIX вв., затем его значение снизилось, но в последнее время снова повысилось. Такие методы, как беседа и опросники, невозможны без привлечения данных самонаблюдения. Но оно значимо и как самостоятельный, хотя и не основной метод исследования. Особенно полезен может быть при изучении психологических состояний и настроений. В современной психологии данные самонаблюдения не принимаются на веру, а учитываются как факты, требующие научного истолкования. Его результаты могут фиксироваться в различных документах – письмах, автобиографиях, анкетах и пр. Самонаблюдение не следует смешивать с интроспекцией как субъективным методом. Результатом самонаблюдения иногда является самоотчет – описание самого себя в относительной целостности психических и личностных проявлений. Самоотчету бывают свойственны систематические ошибки, важнейшая из коих – в том, что значительная часть испытуемых склонна представлять себя в возможно более выгодном свете. САМОНАБЛЮДЕНИЕ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ – метод интроспективный, разработанный в гештальт-психологии. Характерен ориентацией на непредвзятое описание психических феноменов в их непосредственности и целостности – с позиции наивного испытуемого. Этот метод, исходящий из метода внутреннего восприятия, разработанного Ф. Брентано, продуктивно применялся в психологии описательной В. Дильтея, а затем в психологии гуманистической. САМООБЛАДАНИЕ – способность выполнять деятельность в дезорганизующих ее ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу. В нем проявляется сознательно-волевая организация процессов психических, регулирующих эту деятельность. Самообладание – показатель эмоциональной и социальной зрелости личности. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ – особая форма самоопределения личности – избирательное отношение к воздействиям конкретной группы, выражающееся в принятии индивидом одних и отвержении других групповых воздействий в зависимости от опосредующих факторов – оценок, убеждений, идеалов, групповых норм, ценностей и пр. Является альтернативой как конформному, так и нонконформному поведению (-> негативизм). Отражает характерную для личности в развитом коллективе позицию, основанную на осознании потребности действовать согласно своим ценностным ориентациям и отношениям, сложившимися в группе в ходе деятельности совместной. Экспериментальное исследование самоопределения коллективного предполагает: 1) выявление лиц, выражающих согласие с мнением группы; 2) оказание на них псевдореального, специально организованного группового давления, идущего вразрез с действительным мнением группы, – несоответственного принятым в ней нормам и ценностям. В этих условиях удается выделить индивидов, коим свойственно самоопределение коллективное, и конформных индивидов. В подлинном коллективе в отличие от группы диффузной самоопределение коллективное – это преобладающий способ реагирования личности на давление групповое, а потому – формообразующий признак. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ -> личность: самоопределение. САМООСМЫСЛЕНИЕ – осмысление собственной жизни – активность особого рода, направленная не просто на осознание ведущих мотивов, но и на координацию всей личности в целом. Ведь здесь речь идет о смысле не отдельных действий, поступков и даже деятельностей, а о смысле всей жизни. Вопрос этот встает не перед каждой личностью и не с равной силой. В молодые годы он появляется редко; в молодости подобные вопросы, если и ставятся, звучат несколько иначе: не «для чего я живу?», а «для чего (или как) я хочу жить?». В молодости еще много стихийно возникающих и действующих мотивов, и нужно окунуться в жизнь, пройти ее некие этапы, чтобы началась внутренняя работа по осмыслению собственной жизни. Нередко вопрос о смысле жизни возникает лишь вместе с появлением осязаемого ощущения ее конечности – неизбежности смерти. Можно определенно сказать, что поиск смысла жизни – одна из самых важных функций самосознания. На языке научных понятий этот поиск можно представить как процесс, направленный на полную интеграцию и координацию личной сферы мотивационной. САМООТЧЕТ -> самоконтроль; самонаблюдение; личность: самоопределение. САМООЦЕНКА – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, – ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам. Относясь к ядру личности, она – важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. В качестве основного критерия оценивания выступает система смыслов личностных индивида. Главные функции, выполняемые самооценкой: 1) регуляторная – на основе коей происходит решение задач личностного выбора; 2) защитная – обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Самооценка имеет важное отличие от интроспекции (=> самопознание). Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека – степенью трудности целей, кои он себе ставит. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным – возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и пр. Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке). Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личностей и достижений индивида. В отечественной психологии показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач), место самооценки в системе отношений межличностных, определены приемы формирования адекватной самооценки, а при ее деформации – приемы ее преобразований путем воспитательных воздействий. САМОПОЗНАНИЕ – так же, как самооценка и самосознание, имеет важные отличия от интроспекции: 1) эти процессы куда сложнее и продолжительнее, чем обычные акты интроспекции; в них входят данные самонаблюдения, но лишь как первичный материал, накапливаемый и подвергаемый обработке; 2) сведения о себе человек получает не только (часто – и не столько) от самонаблюдения, но и от внешних источников – объективных результатов своих действий, отношения других людей и пр. Самопознание – познание себя – одна из самых сложных и самых субъективно важных задач. Ее сложность вызвана многими причинами: 1) человек должен развить свои познавательные способности, накопить соответственные средства, а потом уже применить их к самопознанию; 2) должен накопиться материал для познания-человек должен чем-то, кем-то стать; притом он непрерывно развивается, и самопознание постоянно отстает от своего объекта; 3) всякое получение знания о себе уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав о себе нечто, он становится иным; потому задача самопознания столь субъективно значима – ведь всякое продвижение в ней – шаг в саморазвитии, самосовершенствовании. Самопознание начинается в очень раннем детстве, но тогда имеет совершенно особые формы и содержание. Сперва ребенок учится отделять себя от физического мира – он пока не знает, что относится к его телу, а что – нет. Позднее он начинает осознавать себя уже в другом смысле – как члена социальной микрогруппы. Но и здесь поначалу наблюдается сходное явление: он еще плохо отделяет себя от других, что выражается в известном детском эгоцентризме: в сознании ребенка он сам – как бы центр социального микромира, а другие существуют, чтобы «обслуживать» его. Наконец, в возрасте подростковом начинается осознание «духовного Я» – своих психических способностей, характера, нравственных качеств. Этот процесс сильно стимулируется активным усвоением слоя культурного опыта, который выражает обобщенную работу поколений в решении духовных и нравственных проблем. В жизни подростка этот процесс начинается с вопросов: «каков я?», «что во мне не так?», «каким я должен быть?». Именно в этом возрасте начинает формироваться «идеальное Я» (=> Сверх-Я) – осознанный личный идеал, сопоставление с коим часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить. С этого начинается самосовершенствование. САМОРЕГУЛЯЦИЯ – целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. Саморегуляция психическая – один из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии. Она реализуется в единстве своих энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов. При всем разнообразии проявлений саморегуляция имеет следующую структуру: 1) принятая субъектом цель его произвольной активности; 2) модель значимых условий деятельности; 3) программа собственно исполнительских действий; 4) система критериев успешности деятельности; 5) информация о реально достигнутых результатах; 6) оценка соответствия реальных результатов критериям успеха; 7) решения о необходимости и характере коррекций деятельности. Саморегуляция представляет собой замкнутый контур регулирования и есть информационный процесс, носителями коего выступают различные психические формы отражения действительности. В зависимости от вида деятельности и условий ее осуществления она может реализоваться разными психическими средствами – чувственными конкретными образами, представлениями, понятиями и пр. Поскольку принятая субъектом цель не определяет однозначно условий для построения программы исполнительских действий, при сходных моделях значимых условий деятельности возможны различные способы достижения результата. Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий и от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий. САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – целенаправленное изменение индивидом работы различных психофизиологических функций, для чего требуется формирование особых средств контроля за деятельностью. САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ – начинается в возрасте подростковом, когда настает пора формирования «идеального Я» (=> Сверх-Я) – осознанного личного идеала, сопоставление с коим часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить. Происходит выработка такого идеала, соотнесение с ним своих целей, поступков – «движение сознания по вертикали» в пространстве собственных мотивов личности; этот процесс сопровождается особыми переживаниями относительно себя и своих поступков: угрызениями совести, недовольством собой, оценками и переоценками себя. Самосознанию, особенно нравственному, предстоит еще долгий путь развития. Это развитие идет в условиях конфликтов, порождаемых и внешними условиями, и собственными мотивами личности. Конфликты зачастую вызываются противоречиями между усвоенными с детства правилами, с одной стороны, и нормами поведения и ценностями группы референтной, с другой стороны; эти внешние, социальные мотивы начинают доминировать в возрасте подростковом и, как правило, остаются ведущими в последующее десятилетие жизни, а то и дольше. В этих условиях имеется опасность не только остановки духовного роста, но и всевозможных искажений в развитии личности в целом. За борьбой между «социальным» и «духовным» уровнями личности, как правило, стоит противоречивость и разноуровневость социальных «норм». Конструктивная переработка этих противоречий возможна лишь при участии самосознания и составляет один из важнейших моментов личностного творчества. САМОСОЗНАНИЕ – осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. Как высший уровень развития сознания – основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях (=> Я-концепция). Коротко самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Эти образ и отношение неразрывно связаны со стремлением к самоизменению, самоусовершенствования. И одна из высших форм работы самосознания – попытки найти смысл собственной деятельности, что нередко вырастает в поиск смысла жизни. Главные функции самосознания – это познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни (-> самосовершенствование; самоосмысление). Хотя, конечно, этим не исчерпываются все формы работы самосознания. САМОСТИМУЛЯЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ – ненасыщаемое стремление животного или человека совершать действия, приводящие к электрическому раздражению – посредством вживленных электродов – нервных структур, находящихся в гипоталамусе и мозге среднем. Раздражение этих структур вызывает ощущение удовольствия, блаженства, не связанное с действительным состоянием организма. При экспериментах на крысах обнаружилось, что они даже отказываются от еды, доводя себя до крайней степени истощения, но продолжают нажимать на рычаг, связанный с электрическими контактами, замыкание коих вызывает раздражение этих «центров удовольствия». САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ – обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Эта связь двусторонняя: 1) развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов – необходимая предпосылка самостоятельных суждений и действий; 2) складывающиеся в ходе самостоятельной деятельности суждения и действия укрепляют и формируют способность не только принимать сознательно мотивированные действия, но и добиваться успешного выполнения принятых решений вопреки возможным трудностям. САМОСТЬ – согласно К. Г. Юнгу – своеобразный центр бессознательного коллективного, его архетип – центральный из архетипов, своего рода образ Бога в человеке. Недостижимая инстанция в процессе индивидуации, путь к коей во внутреннем странствии вечен. САМОТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ – согласно В. Франклу – «выход за свои пределы» – к другому человеку или к смыслу. Один из моментов самотрансценденции – самоактуализация. САМОУТВЕРЖДЕНИЕ – стремление индивида к достижению и поддержанию определенного общественного статуса. Часто выступает как доминирующая потребность. Может проявляться как в реальных достижениях в некоей области, так и в отстаивании своей значимости перед другими людьми путем одних словесных деклараций. САМОЧУВСТВИЕ – система субъективных ощущений, свидетельствующих о некоей степени физиологической и психологической комфортности внутреннего состояния. Содержит как общую качественную характеристику (хорошее или плохое самочувствие), так и частные переживания, различно локализованные (дискомфорт в частях тела, затруднения при выполнении действий, трудности понимания). Может быть представлено в виде: 1) некоей обобщающей характеристики – самочувствие хорошее, плохое, бодрость, недомогание и пр.; 2) локализованных по отношению к определенным органам, системам и функциям переживаний – ощущения дискомфорта в различных частях тела, трудности выполнения определенных моторных и когнитивных актов, и пр. Характерные симптомы изменений самочувствия отчетливо проявляются при разных состояниях индивида – например, утомлении, напряженности, стрессе. Этим обусловлено традиционное использование симптоматики самочувствия как основной группы признаков в субъективных методиках оценки состояния психического. САНГВИНИК – субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента (в классификации Гиппократа). Человека сангвинического темперамента можно охарактеризовать как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко и быстро переживающего неудачи и неприятности. Он отмечен высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на внешние события, общителен. Эмоции – преимущественно положительные – быстро возникают и быстро сменяются. СВЕРХ-Я (идеальное-Я; идеал-Я; Я-идеал; Супер-Эго; супер-эго; super-ego) – одна из компонент структуры личности в теории З. Фрейда. Сфера личности, состоящая из комплекса совести, моральных черт и норм поведения, кои контролируют действия Я и предписывают ему моральные образцы подражания и деятельности. Сверх-Я – особая инстанция, выделяемая из Оно в раннем возрасте, начиная с четырех лет, и выступающая, в частности, как голос совести; призвана подавлять запретные влечения, противостоя побуждениям Оно и Я. Складываясь в раннем детстве под влиянием воспитания, оно являет собой систему моральных чувств и требований к поведению, поступкам и решениям Я (Эго) субъекта. К пяти – шести годам, в связи с решением проблемы комплекса Эдипа, в структуру Сверх-Я включается, наряду с запретами, идеал-образ. Сверх-Я возникает в результате действия двух чрезвычайно важных факторов: 1) продолжительности детской беспомощности и зависимости человека; 2) наличия у него комплекса Эдипа. Сверх-Я – дистанцированная часть Я – восходит к влиянию родителей и воспитателей и строится по примеру их Сверх-Я: механизмом формирования Сверх-Я выступает идентификация со Сверх-Я родителей и прочих воспитателей. Поэтому Сверх-Я – носитель традиций и ценностей, передающихся из поколения в поколение, и трудно поддается изменениям. Ему присущи несколько взаимосвязанных функций: 1) функция носителя совести; 2) функция самонаблюдения как необходимая предпосылка контролирующей деятельности совести; 3) функция формирования и носителя Я-идеала; 4) функция представителя всех моральных ограничений и поборника стремления к совершенствованию. Если Я поддается чрезмерному желанию наслаждения под давлением Оно и делает что-то вопреки совести, то неизбежно его со наказание со стороны Сверх-Я в форме чувства стыда и раскаяния. Я соизмеряет себя с Я-идеалом, формирование коего входит в функции |